Технология развития коммуникативных способностей у детей младшего подросткового возраста
статья по психологии
В технологии развития коммуникативных способностей у детей младшего подросткового возраста представлены основные этапы реализации: диагностический, аналитический, деятельностный, а также результативность программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_razvitiya_kommunikativnyh_sposobnostey_u_detey_mladshego_podrostkovogo_vozrasta.docx | 383.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология развития коммуникативных способностей
у детей младшего подросткового возраста
Автор: педагог-психолог
Бревнова А.Н.
Содержание:
Пояснительная записка……………………………………………………3
Концептуальные подходы………………………………………………...4
Основная часть……………………………………………………………..6
Список литературы………………………………………………………...9
Пояснительная записка
Младший подростковый возраст – это период стремительного развития и быстрых изменений личности. После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Развитие на этом возрастном этапе идет быстрыми темпами. Много изменений наблюдается в плане формирования личности. Главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. В этот возрастной период меняется и характер взаимоотношений подростка со сверстниками и взрослыми.
Для подростков ведущим видом деятельности становится личностное общение, когда актуализируется проблема самопознания, статус в группе, рефлексивная позиция в референтной группе. Поэтому проблема общения - одна из основных проблем подросткового возраста. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств и социальных установок.
В этом возрасте общение детей интенсивно, для них типична подростковая «реакция группирования». Несмотря на это, психологическое состояние ребенка в этом возрасте в разных группах может быть различным. Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков принимают в группу, часть из них оказывается изолированными. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы.
То, что достаточно часто встречаются случаи, когда класс в силу различных причин не принимает отдельных детей в коллектив, подтверждают и результаты социометрических исследований, проводимых в пятых классах нашей школы. Так индекс изолированности, то есть процент учащихся, оказавшихся без единого выбора, среди всех обследованных детей оказался высоким. Высокие значения по данному показателю свидетельствуют о недостаточно благополучных взаимоотношениях в классных коллективах между учениками.
Эта ситуация ставит актуальный вопрос о разработке программы, которая способствовала бы развитию коммуникативных способностей младших подростков.
Наша школа сегодня располагает возможностью вести работу по развитию коммуникативных способностей у учащихся пятых классов. Это наличие службы социально-психологического сопровождения.
В работе по этому направлению мы руководствуемся следующими нормативными актами:
- Конституцией РФ.
- Всеобщей декларацией прав человека.
- Международной Конвенцией ООН о правах ребенка.
- Конвенцией о правах ребенка «Основные гарантии прав ребенка в Российской Федерации» от 15 сентября 1990 г.
- Семейным кодексом РФ.
- Уголовным кодексом РФ.
- Федеральной целевой программой «Дети России».
- Законом РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав в Российской Федерации».
- Федеральным законом «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 г.
- Федеральным законом РФ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 21.05.1999 г.
- Информационно-методическим письмом Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 29.12.2003 № 4485 и ГС «Об организации профилактической работы по выявлению и учету детей, находящихся в трудной жизненной ситуации по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
- Распоряжением КО №311-р от 25.05.2005 «Об организации профилактической работы по выявлению и учету детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
- Уставом школы.
Концептуальные подходы.
Подростковый возраст характеризуется важными изменениями в социальных связях и процессе социализации. Преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием сверстников. Одной из самых важных потребностей подросткового возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а в частности от установленных ими правил и порядков. Подростки начинают оказывать сопротивление требованиям со стороны взрослых и активнее отстаивать свои права на самостоятельность отождествляемую ими с взрослостью.
Развитие самосознания в данном возрасте является продолжением целостной онтогенетической линии становления самосознания личности. Физиологические изменения в пубертате требуют построения нового телесного Я. Новый образ тела ускоряет смену психологических позиций, которую совершает подросток, а наступление физиологической зрелости, ставшее очевидным и для самого подростка, и для окружающих, делает невозможным сохранение детского статуса.
Важнейшее место в развитии самосознания приобретает рефлексия (познание) подростком себя и других. Подросток углубленно изучает самого себя, открывает свой внутренний мир, который доступен только ему самому, в котором он самостоятелен. Благодаря рефлексии, происходит активное наполнение структурных звеньев самосознания. Адекватность самооценки играет важную роль в межличностных отношениях подростка
Самооценка является рычагом саморегуляции, а значит поведение подростка зависит от степени адекватности восприятия себя. Самооценка регулирует и восприятие других людей, создавая избирательность восприятия и внимания при их оценивании.
Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Подростковый комплекс включает:
- чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способностей;
- крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих;
- внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование – с сухим мудрствованием.
Развитие личности в подростковом периоде характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, устанавливаются все более тесные межиндивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой, – происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств.
Общение со сверстниками имеет огромное значение в формировании личности подростка. Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стиля общения были предметом изучения философов и социологов, психолингвистов, специалистов по детской и возрастной психологии. Теоретические основы формирования коммуникативных способностей личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, М.С. Кагана, Я.Л. Коломинского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, Х.Й. Лийметса, М.И. Лисиной, А.В. Мудрика, П.М. Якобсона и др. Раскрытию особенностей общения младших подростков посвящены исследования отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, B.C. Мухиной, Р.С. Немова, В.Н. Мясищева. Младший подростковый возраст определяется авторами как важный этап социализации и развития коммуникативных способностей ребенка. В современной психологии общепризнанным, является мнение о том, что «невозможно исследовать развитие и функционирование человеческого общества, развитие и функционирование человеческой личности, не обращаясь к понятию общения, не интерпретируя это понятие тем или иным образом и, не анализируя его конкретных форм и функций, в тех или иных социальных и исторических условиях».
В виду того, что у подростков формируются новые ценности, интересы, которые больше понятны и близки сверстнику, нежели взрослому, отношения с товарищами оказываются в центре жизни подростка и являются ведущим типом деятельности.
В подростковом возрасте отношения подростка с товарищами, сверстниками и одноклассниками являются более содержательными, многообразными и сложными. Школьный класс – важнейшая инстанция социализации и группа принадлежности подростка. В подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений, которые подростками четко различаются: могут быть просто товарищи, приятели, личный друг. Общение с ними все больше выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы, занятия и выделяется в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни. Отношения между детьми основываются на чувстве симпатии и антипатии. Кроме того, личные отношения могут основываться на общности интересов, суждений, взглядов.
Статус подростка в системе личных отношений является для него очень значимым и оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Группа сверстников лишь тогда является благоприятной для ребенка средой, когда статус его достаточно высок.
Любой школьный класс дифференцируется на группы и подгруппы. Это связано с тем, что:
- существует социальное расслоение, проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации;
- складывается особая внутришкольная и внутриклассовая иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их учебной успеваемости или принадлежности к «активу»;
- происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в самой ученической среде. Проявляется разница в положении «звезд» и «отвергаемых».
Подростки между собой в общении отрабатывают способы взаимодействия, проходят школу социальных отношений. Взаимодействуя друг с другом, они учатся рефлексии на себе и сверстниках. Нормативность в подростковых группах формируется стихийно. Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы. Отношения подростка со сверстниками – это фактор риска возникновения различного рода неблагополучия. Не всех подростков принимают в группу, часть из них оказывается изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые дети, и дети излишне агрессивные, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы. В связи с этим работа с такими детьми приобретает исключительную значимость.
Учитывая всю важность общения в жизни подростка, в настоящее время существует острая необходимость в разработке программ развития коммуникативных способностей в младшем подростковом возрасте.
Основная часть
Цель реализации программы: развитие коммуникативных способностей младших подростков.
Задачи:
1. Выявление детей, имеющих проблемы в общении и в построении взаимоотношений со сверстниками.
2. Выявление причин возникновения нарушений в коммуникативной сфере.
3. Определение индивидуальных особенностей данной категории учащихся.
4. Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, способствующих развивающей работе с детьми, родителями и педагогами.
5. Повышение уровня коммуникативных способностей младших подростков.
6. Психолого-социальный мониторинг результативности данной программы.
Этапы реализации программы:
Диагностический этап:
Целью этого этапа является необходимость выявить детей, нуждающихся в развитии коммуникативных способностей.
Критериями возможной предрасположенности к возникновению трудностей в общении у младших подростков являются:
- высокий уровень личностной тревожности;
- неадекватная (заниженная) самооценка;
- высокий уровень агрессивных проявлений (вербальная, физическая агрессия и т.п.);
- низкий социометрический статус в учебном коллективе.
Исходя из перечисленных выше критериев, вытекают следующие методы их определения:
- методика «Определения уровня тревожности» Спилберга и Ханина;
- модификация методики определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я. Рубинштейн);
- модифицированный вариант теста Баса-Дарки;
- социометрическое исследование (Дж. Морено).
В данной работе участвуют специалисты социально-психологической службы школы: социальный педагог и психолог.
Аналитический этап.
На этом этапе необходимо:
- провести анализ данных, полученных во время проведения диагностики;
- обсуждение результатов анализа на педагогическом консилиуме;
- составление плана работы, затрагивающие разных субъектов проблемы.
Деятельностный этап.
Программа предполагает работу по трем направлениям:
1. С младшими подростками. 2. С родителями. 3. С педагогами.
1.1. Программа «Уроки общения» (Проведение занятий, с элементами тренинга для подростков).
№ п/п | Тема | Цель |
Знакомство. | Создание положительного эмоционального настроя, активизация совместной деятельности, развитие умения работать в группе. | |
Мы вместе. | Повышение позитивного настроя и сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства. | |
Зачем нужно знать себя? | Развитие самопознания и рефлексии. | |
Мой мир. | Поиск внутренних ресурсов, преодоление неуверенности, развитие произвольного контроля. | |
Работа с «Я-образом». | Раскрытие понятия «Самоценность человеческого «Я», закрепление навыков групповой работы. | |
Я глазами других. | Формирование способности к самоанализу, развитие желания самосовершенствоваться, способности принимать друг друга. | |
Самооценка. | Развитие самоанализа и самооценки, закрепление навыков групповой работы. | |
Мои внутренние друзья и мои внутренние враги. | Знакомство с эмоциями. Определение эмоционального состояния других людей. Умение владеть своими эмоциями. | |
Чувства. | Развитие умения чувствовать себя и окружающую действительность, понимать и выражать свое эмоциональное состояние. | |
Мои чувства и настроение других людей. | Формирование умения чувствовать состояние других людей, способствующие возникновению ощущения принадлежности к группе, уважительного климата, чувства доверия друг к другу, эмоциональной близости. | |
Все люди разные и этим интересны друг другу. | Подведение к пониманию того, что все люди разные и достойны уважения. | |
Мы все чем-то похожи. | Чувственное восприятие партнера по общению. | |
Чувство собственного достоинства. | Формирование понятия «обратная связь». Обучение анализу событий, повышающих и понижающих чувство собственного достоинства. | |
Агрессия и гнев. | Развитие способности посмотреть на явление с разных точек зрения. Обучение анализу своей агрессии через игру, соизмерение своих сил. Развитие навыков конструктивного поведения. | |
Управление агрессией и гневом. | Развитие у подростков умения управлять агрессией через игру и позитивное движение. | |
Выражение своих чувств без агрессии и конфликта. | Обучение анализу собственного агрессивного поведения и исследование чужого агрессивного поведения. | |
Конфликт. | Содействие осознанию участниками своего поведения, формирование умения позитивно разрешать конфликты. | |
Конструктивное разрешение конфликтов. | Развитие навыков поведения в проблемной ситуации. | |
Обиды. | Знакомство с понятием «обида». Ознакомление со способами борьбы с обидой. | |
Общение. | Развитие эффективной коммуникации, групповой сплоченности; осознание того, что помогает, а что мешает каждому в общении с другими людьми. | |
Общение (невербальные и вербальные формы). | Развитие навыка невербального общения, умения в корректной форме критиковать взрослых и сверстников, отстаивать свои права, не оскорбляя окружающих. | |
Барьеры в общении, искажение информации. | Формирование представлений о вербальных барьерах общения. | |
Что такое дружба? | Актуализация понятий о друге и дружбе. Развитие доброжелательного отношения друг к другу, чувства эмпатии. | |
Ищу друга. | Преодоление барьеров в общении. | |
Сотрудничество в группе. | Активизация совместной деятельности в малых группах, развитие умения точно согласовывать друг с другом действия. | |
Ладим друг с другом. | Повышение уверенности в себе, обучение настраиваться друг на друга в общении. | |
Оказание и принятие помощи. | Развитие умения оказывать и принимать помощь, относиться друг к другу с теплотой и пониманием. | |
Как правильно высказывать просьбу? | Формирование умения высказывать просьбу, принимать согласие или отказ от ее выполнения, умение отвечать отказом на просьбу. | |
Путь доверия. | Развитие чувства близости, чувства безопасности, умения сопереживать. | |
Ярмарка достоинств. | Обучение навыкам самоанализа. | |
Состояние успеха. | Зафиксировать состояние успеха, учить привлекать успех. Повышение уверенности в себе. | |
Сделай себя счастливей. | Поиск ресурсов, снятие внутренних зажимов. Создание позитивного настроя, сплочение группы. | |
Моя страна. | Поиск внутренних ресурсов. | |
Материк группы. | Развитие социальных и коммуникативных умений, навыков сотрудничества. Сплочение группы, развитие доверия. |
1.2. Классные часы, направленные на развитие навыков эффективного взаимодействия, сплочение классного коллектива.
2. Работа с родителями.
№ п/п | Форма работы | Метод |
1. | Анкетирование родителей. |
|
2. | Лекция | «Такой вот подростковый возраст» |
3. | Беседа | «Особенности общения в младшем подростковом возрасте» |
4. | Родительское собрание | «Формирование у младших подростков адекватной положительной самооценки» |
3. Работа с педагогами.
3.1. Проведение индивидуальных консультаций для педагогов и классных руководителей с целью создания ситуации сотрудничества, рекомендаций по оказанию помощи и поддержки учащимся.
3.2. Выступления на методических объединениях классных руководителей по темам: «Работа с агрессивными и неуверенными подростками», «Младший подросток».
4. Диагностический этап.
Для вторичной диагностики используются те же методы, что и на первом диагностическом этапе
Условия реализации программы
1. Желание всех участников процесса (подростков, родителей, педагогов) работать по этой программе.
2. Отдельный кабинет с мебелью.
3. Материально-техническое обеспечение: музыкальный центр, компакт-диски с функциональной музыкой, канцелярские принадлежности.
4. Диагностические материалы: анкеты, тесты, методики.
Точки риска
1. Нежелание подростков и родителей идти на контакт.
2. Нежелание всех сторон менять что-то в своей жизни.
Результативность программы
Диагностика проводилась в начале работы группы, и после ее окончания.
Анализ полученных данных методики «Определения уровня тревожности» Спилберга-Ханина показал снижение уровня ситуативной тревожности с 57% до 29%; личностной с 36% до 21%.
Результаты исследования самооценки свидетельствуют об изменении её уровня: уменьшился процент учащихся, имеющих высокую и низкую самооценку, увеличилось количество детей с адекватной самооценкой.
Также можно сказать о снижении уровня агрессии во всех формах её проявления.
Результаты социометрического исследования говорят об изменении индекса изолированности, что свидетельствует об улучшении взаимоотношений в классных коллективах между учениками, и о том, что у ранее изолированных учащихся появился свой круг общения.
Улучшив прежние показатели, дети приобрели такие качества, которые позволили отстаивать свое мнение, планировать работу, не теряться в новой обстановке, стремиться расширить круг своих знакомств, с удовольствием принимать участие в организации общения.
На основании полученных результатов были разработаны рекомендации классным руководителям по оптимизации процесса общения в классном коллективе (создание благоприятного психологического климата, поддержание и поощрение инициативы детей в организации различных видов совместной деятельности).
Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы:
- Учащиеся, входящие в состав группы, продемонстрировали в конце учебного года наличие положительной динамики в развитии коммуникативных способностей.
- Наиболее существенными результатами данных занятий стали:
а) понимание участниками собственных психологических особенностей;
б) развитие эффективных умений и навыков коммуникативной деятельности.
Таким образом, работа педагога–психолога с использованием предложенной программы помогает младшим подросткам развить коммуникативные способности. Ребята становятся способными искать и находить возможности изменения неудовлетворительных отношений с окружающими в себе, используя свой личностный потенциал. По мере корректировки самооценки у многих возрастает способность к принятию самостоятельных решений. Все это способствует лучшей адаптации детей к изменяющимся условиям жизни, сохраняя при этом их личность и здоровье.
Список литературы:
- Волкова Т.Н. Программа педагогической диагностики школы// классный руководитель 2003. №6.
- Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка СПб., 2000.
- Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах. Волгоград, 2010
- Корягина О.П. Изучение личности учащихся // Классный руководитель. 2000.№6.
- Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб., 2001
- Левина И.И. Коррекционно-развивающее обучение. М., 2003
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2002.
- Мудрик А.В. Мы им нужны: Популярная психология для родителей. М., 2001.
- Прихожан А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. М., 2001.
- Рогачева А. Формирование у учащихся адекватной положительной самооценки // Воспитание школьников. 2004. № 10.
- Сатир В. Психотерапия семьи. СПб., 2001.
- Слободяник Н. Уроки общения для младших подростков // «Школьный психолог», № 13 2002.
- http://festival.1september.ru/articles/414900/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятии в мастерской "Сувенир"
В данной презентации представлена работа детского объединения "Сувенир"....
опыт работы «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста посредством специально организованной театрально-игровой деятельности»
Работая социальным педагогом с детьми младшего школьного возраста, автор опыта наблюдает, что дети испытывают серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, которые отрицател...
методическая разработка "Методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста"
Задачи данной разработки - изучить координационные способности, как вид физических способностей человека; проанализировать методы развития координационных способностей у детей младшего школьного возра...
Методика развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста.
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕГЛАВА I. ПОНЯТИЕ О СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЯХформы проявления силовых способностей.факторы, определяющие уровень развития силовых способностей.сенситивные периоды для развития силовы...
Методика развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста.
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕГЛАВА I. ПОНЯТИЕ О СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЯХформы проявления силовых способностей.факторы, определяющие уровень развития силовых способностей.сенситивные периоды для развития силовы...
Психолого-педагогические основы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Термин «способности» несмотря на его давнее и широкое использование в психологии, наличие в литературе достаточно точных его определений, весьма многозначен.Способности – индив...
Психолого-педагогические основы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Материал раскрывает теоретическую сторону творчества, творческих способностей....