Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида (вариант 2)
рабочая программа
Рабочая программа для учащихся 2 класса с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которым рекомендовано обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 2124 «Центр развития и коррекции»
СОГЛАСОВАНО «УТВЕРЖДЕНО»
Педагогическим советом Приказом директора
ГКОУ «Школа № 2124» ГКОУ «Школа № 2124»
Протокол №__ от «__» ______2018 г. Приказ № _______________ от «__» ______ 2018 г.
Директор: __________/ Колобаева И.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ)
РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
2 КЛАСС
на 2018-2019 учебный год
(АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, 2 КЛАСС)
Учитель: Белова Татьяна Рудольфовна
Москва, 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» образовательной области «Язык и речевая практика» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе учитель проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку предметы, карточки, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения «рука в руке». При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Следующим этапом является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции.
Учитывая, что речь, которая играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему — систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности их общения и образования. В основу предмета «Речь и альтернативная коммуникация» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Программно-методический материал по «Общению» представлен следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Класс | 2 класс |
Количество часов в неделю | 3 часа |
Итого в год | 102 часа |
ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных результатов.
Личностные результаты
В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность ученика;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается, что учащиеся будут знать:
- вербальные и невербальные средства коммуникации;
- пиктограммы по темам, предусмотренным программой;
- буквы, предусмотренные по годам обучения (А,У,М, О, С, Х);
- членов своих семей и уметь находить их на фотографиях.
Предполагается то, что учащиеся будут уметь:
- соотносить конкретный смысл слова с предметом, признаком или действием;
- распознавать мимику людей и соотносить ее с конкретными эмоциями;
- соотносить пиктограмму с действием или с жестом;
- выделять часть из целого;
- различать изученные буквы (А,У, М, О, С, Х);
- находить заданную букву (в слогах и словах);
- составлять и читать (для речевых учащихся) слоги с изученными буквами (А, У, М, О, С, Х) по наложению, по образцу, по следам звуко- буквенного анализа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 класс (102 ч)
- Коммуникация (24 ч)
- «чтение» телесных и мимических движений;
- «чтение» изображений на картинках, фотографиях;
- формирование указательного жеста;
- формирование жестов согласия и несогласия;
- развитие эмоций, умения показывать их (нравится – не нравится, смешно – грустно и др.).
- Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (27 ч):
- формирование обобщений по темам «Игрушки», «Продукты», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные»;
- знакомство с пиктограммами, обозначающими действия «есть», «пить», рисует», «читает», «собирает», «моет», «играет»;
- визуальные упражнения с использованием картинок типа «Слушай и показывай на картинке».
- Чтение и письмо (51 ч):
- знакомство с графическими терминами (прямая линия, вертикальная линия, горизонтальная линия, наклонная линия);
- рисование прямых, кривых, наклонных линий, круга, овала;
- звуки и буквы А, У, М, О, С, Х;
- письмо букв А, У, М, О, С, Х;
- составление, чтение, письмо слогов и слов из изученных букв.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА
«РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
1 четверть
№ урока | Дата | Тема урока | Цель урока | Виды деятельности | Оборудование |
1. | «Чтение» движений, которые выполняет кукла бибабо (кукла на рукавичках) с открывающимся ртом и подвижным языком. | Формировать слуховое восприятие. Развивать память, внимание. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры, презентация. | |
2. | Движение по «тропинкам», выложенным из верёвок, по следочкам, по сенсорным дорожкам с ориентировкой на образец, данный учителем, и самостоятельно по указательному жесту или словесной инструкции учителя, под музыку. | Развивать двигательную активность, память, внимание. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
3. | Понятие «горизонтальная линия». Повторение. | Формирование понятия «горизонтальная прямая линия». Учить проводить горизонтальные линии. | Рисование горизонтальных линий по пунктирной линии, соединение точек. Проведение прямых линий в разных направлениях (слева направо, справа налево). Упражнения «Дорожки». | Листы бумаги с пунктирным изображением, ручки, образцы. | |
4. | «Чтение» движений в подвижных играх и играх-импровизациях. | Формировать слуховое восприятие. Развивать двигательную активность, память, внимание. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
5. | Упражнения фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе. Знакомство с пиктограммами «рот», «ноги», «плакать», «есть». | Формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
6. | Аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок типа «Слушай и показывай на картинке»: у зайчика есть ноги ( хвост, глаза, уши и т.д.) | Формировать слуховое восприятие. Развивать двигательную активность, память, внимание. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
7. | Понятие «вертикальная линия». Повторение. | Формирование понятия «вертикальная прямая линия». Учить проводить вертикальные линии. | Рисование вертикальных линий по пунктирной линии, соединение точек. Проведение прямых линий в разных направлениях (сверху вниз, снизу-вверх). Упражнение «Дождик». | Листы бумаги с пунктирным изображением, ручки, карандаши образцы, рабочая тетрадь. | |
8. | Аудиальные и двигательные упражнения ( чтение четверостишия) типа «Слушай и делай вместе со мной», «Слушай и выполняй движения». | Формировать слуховое восприятие. Развивать двигательную активность, память, внимание. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
9. | Игровые ситуации узнавание игрушек по рассказу учителя. | Уточнение знаний, называние и нахождение на картинке игрушек. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | ||
10. | Знакомство с пиктограммами «Игрушки». Игры со знакомыми пиктограммами на тему «Игрушки». | Ознакомить с пиктограммами «игрушки». Развивать память, внимание. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
11. | Упражнения фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе. Знакомство с пиктограммами «рот», «ноги», «плакать», «есть». | Формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
12. | Аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок типа «Слушай и показывай на картинке»: у зайчика есть ноги (хвост, глаза, уши и т.д.) | Формировать слуховое восприятие. Развивать двигательную активность, память, внимание. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
13. | Слушание аудио и узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды, голоса птиц и зверей). | Формировать слуховое восприятие. Развивать двигательную активность, память, внимание. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
14. | Рисование прямых линий в разных направлениях. | Тренировать умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии. Учить рисовать прямые линии в разных направлениях. Формировать умение ориентироваться на листе. | Работа у доски «Соедини точки». Рисование орнамента из прямых горизонтальных и вертикальных линий по пунктирной линии. | Листы бумаги с пунктирным изображением, ручки, карандаши образцы, рабочие тетради. | |
15. | Привлечение учащихся к слушанию аудиокниг ( при открывании которых звучит текст). | Формировать слуховое восприятие. Развивать двигательную активность, память, внимание. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
16. | Рисование прямых линий в разных направлениях. | Тренировать умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии. Учить рисовать прямые линии в разных направлениях. Формировать умение ориентироваться на листе. | Работа у доски «Соедини точки». Рисование орнамента из прямых горизонтальных и вертикальных линий по пунктирной линии. | Листы бумаги с пунктирным изображением, ручки, карандаши образцы, рабочие тетради. | |
17. | Чтение слов. | Уточнение знаний, называние и нахождение энграмм. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
18. | Рисование кривых линий. | Учить рисовать кривые линии. Развитие мышления. | Работа у доски. Рисование волн, дорожек. | Мел, листы бумаги, ручки, рабочие тетради. | |
19. | Игры-имитации на передачу в движении образов животных и птиц. Показ учителем и выбор учащимися игрушки, соответствующей образу | Формировать слуховое восприятие. Развивать двигательную активность, память, внимание. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
21. | «Чтение движений в подвижных играх и играх-импровизациях. | Формировать слуховое восприятие. Развивать двигательную активность, память, внимание. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
22. | Рисование круга. | Рисование круга. Учить соотносить предметы по цвету. Учить закрашивать круглую поверхность круговыми движениями. | Показ различных круглых предметов. Обведение заданных фигур по образцу.
| Листы бумаги с пунктирным изображением, ручки, карандаши, пластилин, образцы. | |
23. | Рисование овала | Рисование овала. Учить соотносить предметы по цвету. Учить закрашивать овальную поверхность круговыми движениями. | Показ различных овальных предметов. Обведение заданных фигур по образцу.
| Листы бумаги с пунктирным изображением, ручки, карандаши, пластилин, образцы. | |
24. | Рисование круга и овала. Повторение. | Рисование круга и овала. Учить соотносить предметы по цвету. Учить закрашивать круглую поверхность круговыми движениями. | Показ различных круглых и овальных предметов. Обведение заданных фигур по образцу.
| Листы бумаги с пунктирным изображением, ручки, карандаши, пластилин, образцы. | |
25. | Контрольная работа за 1 четверть. | Проверка уровня усвоения учебного материала. | Выполнение заданий контрольной работы различного уровня сложности. Оказание помощи по необходимости. | Бланки контрольных работ. | |
26. | Движение по «тропинкам», выложенным из верёвок, по следочкам, по сенсорным дорожкам с ориентировкой на образец, данный учителем, и самостоятельно по указательному жесту или словесной инструкции учителя, под музыку. | Формировать слуховое восприятие. Развивать двигательную активность, память, внимание. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры |
Итого: 26 часов
2 четверть
№ урока | Дата | Тема урока | Цель урока | Виды деятельности | Оборудование |
1. | Привлечение учащихся к слушанию аудиокниг ( при открывании которых звучит текст). | Формировать слуховое восприятие. Развивать двигательную активность, память, внимание. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
2. | Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их (свистулька, барабан, дудочка, трещотка). | Формировать слуховое восприятие. Развивать двигательную активность, память, внимание. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
3. | Чтение слов. | Уточнение знаний, называние и нахождение на картинке предметов | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
4. | Буква А. Письмо печатной буквы А. Повторение. | Формирование зрительных эталонов букв. | Прописывание буквы, закрашивание изображения буквы. Выкладывание буквы с помощью веревочки, палочек, пластилина. | Букварь. Шнурки, листы А4 с прописями, ручки, тетради. | |
5. | Буква У. Письмо печатной буквы У. «Печатание» изученных букв и слов. Повторение. | Формирование зрительных эталонов букв. | Прописывание буквы, закрашивание изображения буквы. Выкладывание буквы с помощью веревочки, палочек, пластилина. | Букварь. Шнурки, листы А4 с прописями, ручки, тетради. | |
6. | Буква М. Письмо печатной буквы М. «Печатание» изученных букв и слов. Повторение. | Формирование зрительных эталонов букв. | Прописывание буквы, закрашивание изображения буквы. Выкладывание буквы с помощью веревочки, палочек, пластилина. | Букварь. Шнурки, листы А4 с прописями, ручки, тетради. | |
7. 8. 9. | Составление, чтение (показ) слогов и слов из букв А, У, М. | Упражнение в составлении из букв азбуки слогов и слов с буквами А,У, М. Соотнесение слова с картинкой. | Работа с разрезной азбукой. Работа с альбомом по чтению. Составление по образцу слогов и слов. Соотнесение слова и его изображения на картинке. | Букварь. Альбом по чтению. Разрезная азбука (буквы А, У, М). Картинки по теме. | |
10. 11. | Составление альбома «Продукты». | Уточнение знаний, называние и нахождение на картинке продуктов питания. | Беседа, объяснение, показ задания. | Набор картинок «Продукты питания». Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
12. | Звук и буква О. | Знакомство с артикуляцией звука «о» и графическим образом буквы «О». | Показ и называние буквы. Письмо по обводке. | Букварь. Азбука, демонстрационные таблицы по теме, раздаточные карточки. | |
13. 14. | Письмо буквы О по обводке. | Формировать навык письма по обводке буквы О. | Работа у доски – соединение точек, обводка. Работа с трафаретами букв. Закрашивание буквы О. Прописывание буквы О, выполнение бордюров, штриховок. | Букварь. Листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, веревочка. | |
15. | «Чтение» движений, выполняемых куклой бибабо. | Формировать слуховое восприятие. Развивать двигательную активность, память, внимание. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
16. | Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делает…», «Покажи, как кошка прыгает (собака лает, петух кукарекает, зайчик прыгает, медведь ходит)». | Формировать слуховое восприятие. Развивать двигательную активность, память, внимание. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
17. 18. | Слоги ОМ, АМ, УМ. | Обучение составлению слогов по образцу. Чтение слогов. | Составление слогов по зрительному образцу (путем наложения), прописывание слогов по обводке (самостоятельно). Чтение (показ) слогов. | Букварь. Буквы азбуки, листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, палочки. | |
19. 20. | Слоги МО, МА, МУ. | Обучение составлению слогов по образцу. Чтение слогов. | Составление слогов по зрительному образцу (путем наложения), прописывание слогов по обводке (самостоятельно). Чтение (показ) слогов. | Букварь. Буквы азбуки, листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, палочки. | |
21. | Контрольная работа за 2 четверть. | Проверка уровня усвоения учебного материала. | Выполнение заданий контрольной работы различного уровня сложности. Оказание помощи по необходимости. | Бланки контрольных работ. | |
22. | Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе. Упражнения с пиктограммами «Это – я». | Формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры |
Итого: 22 часа
3 четверть
№ урока | Дата | Тема урока | Цель урока | Виды деятельности | Оборудование |
1. | Знакомство с пиктограммами «заяц» и «медведь». | Ознакомить с пиктограммами «заяц», «медведь». | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
2. | «Упражнения типа «Покажи, как это делают». | Формировать слуховое восприятие. Развивать двигательную активность, память, внимание. | Беседа, объяснение, показ задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
3. 4. | Буквы А, У, М, О. Повторение. | Формирование навыка письма букв А, У, М, О. Упражнение в составлении и чтении открытых и закрытых слогов. | Работа на доске, работа с заданиями на бланках. Выполнение заданий с помощью альбома по чтению. | Букварь. Листы с заданиями, ручки. Альбомы по чтению. Наборы букв. | |
5. 6. | Знакомство с пиктограммами «рисует, читает, собирает, моет, играет». | Знакомство с пиктограммами. | Беседа, объяснение, показ, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | |
7. | Упражнения фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе. Упражнения с пиктограммами «Это – я». | Продолжение формирования представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях. | Беседа, объяснение, показ задания. Упражнение в показе (назывании) частей тела. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
8. | Упражнения с пиктограммами «заяц» и «медведь». | Закрепить пиктограммы «заяц», «медведь». | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
9. | Упражнения типа «Покажи, как это делают». | Формировать слуховое восприятие. Развивать двигательную активность, память, внимание. | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
10. | Глобальное чтение глаголов: рисует, читает, собирает, моет, играет. | Формировать умение глобального чтения. | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
11. 12. | Составление предложений с использованием карточек для глобального чтения, типа: Дедушка читает. Внук рисует. | Формировать умение составлять предложения, используя карточки. | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры, презентации. | |
13. 14. | Составление, чтение и письмо слов АУ, УА, УМ, МАМА. | Формирование умения составления, чтения и письма слов с изученными буквами. Упражнение в соотнесении слова и изображения на картинке. | - выполнение бордюра в тетради - нахождение заданной буквы в ряду прочих - составление слов (по наложению, по образцу) - письмо слов (по обводке, по точкам) - соотнесение слова и изображения | Букварь. Листы А4 с прописями, карандаши, ручки, палочки, картинки из альбома по чтению. | |
15. | Звук и буква С. | Знакомство с артикуляцией звука «с» и графическим образом буквы «С». | Показ и называние буквы. Письмо по обводке. | Букварь. Азбука, демонстрационные таблицы по теме, раздаточные карточки. | |
16. 17. | Письмо буквы С по обводке. | Формировать навык письма по обводке буквы С. | Работа у доски – соединение точек, обводка. Работа с трафаретами букв. Закрашивание буквы С. Прописывание буквы С, выполнение бордюров, штриховок. | Букварь. Листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, веревочка. | |
18. 19. | Слоги АС, УС, ОС. | Обучение составлению слогов по образцу. Чтение слогов. | Составление слогов по зрительному образцу (путем наложения), прописывание слогов по обводке (самостоятельно). Чтение (показ) слогов. | Букварь. Буквы азбуки, листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, палочки. | |
20. 21. | Слоги СА, СУ, СО. | Обучение составлению слогов по образцу. Чтение слогов. | Составление слогов по зрительному образцу (путем наложения), прописывание слогов по обводке (самостоятельно). Чтение (показ) слогов. | Букварь. Буквы азбуки, листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, палочки. | |
22. 23. | Составление альбома «Овощи». | Уточнение знаний, называние и нахождение на картинке изображения овощей. Формирование обобщающего понятия «овощи». | Беседа, объяснение, показ задания. | Набор картинок «Овощи». Натуральные объекты (овощи). Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
24. 25. | Составление альбома «Фрукты». | Уточнение знаний, называние и нахождение на картинке изображения фруктов. Формирование обобщающего понятия «фрукты». | Беседа, объяснение, показ задания. | Набор картинок «Фрукты». Натуральные объекты (фрукты). Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
26. | Это — я. Игры и этюды с картинками, изображающими основные эмоции. | Закрепление в речи обучающихся названий основных эмоциональных состояний: смеется, плачет. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Карточки, иллюстрации, пиктограммы. | |
27. 28. 29. | Составление, чтение и письмо слов с буквами А, У, М, О, С. | Формирование умения составления, чтения и письма слов с изученными буквами (МАМА, САМА, ОСА, СОМ) . Упражнение в соотнесении слова и изображения на картинке. | - выполнение бордюра в тетради - нахождение заданной буквы в ряду прочих - составление слов (по наложению, по образцу) - письмо слов (по обводке, по точкам) - соотнесение слова и изображения | Букварь. Листы А4 с прописями, карандаши, ручки, палочки, картинки из альбома по чтению. | |
30. | Контрольная работа за 3 четверть. | Проверка уровня усвоения учебного материала. | Выполнение заданий контрольной работы различного уровня сложности. Оказание помощи по необходимости. | Бланки контрольных работ. | |
31. | Составление альбома «Игрушки». | Уточнение знаний, называние и нахождение на картинке изображения игрушек, соотнесение изображения и объекта (кукла, мишка, машина, пирамидка, мяч). Формирование обобщающего понятия «игрушки». | Беседа, объяснение, показ задания. | Набор картинок «Игрушки». Игрушки: кукла, мишка, машина, пирамидка, мяч и др. Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
32. | Игры с пиктограммами на тему «Игрушки». | Познакомить с пиктограммами «игрушки». Развивать память, внимание. | Беседа, объяснение, показ задания. | Игрушки, сюжетные картинки, предметные картинки, пиктограммы. |
Итого: 32 часа
4 четверть
№ урока | Дата | Тема урока | Цель урока | Виды деятельности | Оборудование |
1. 2. | Составление альбома «Домашние животные». | Уточнение знаний, называние и нахождение на картинке изображения домашних животных. Формирование обобщающего понятия «домашние животные». | Беседа, объяснение, показ задания. | Набор картинок «Домашние животные». Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
3. | «Аудиальное чтение». Слушание «Голоса домашних животных». | Формирование слухового восприятия. Упражнение в дифференциации домашних животных по их голосам. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. Соотнесение голоса животного и его изображения на картинке. | Аудиозапись, иллюстрации. | |
4. 5. | Буквы А,У, М, О, С. Повторение. Работа с букварем. | Формирование зрительных эталонов букв. Упражнение в чтении изученных слогов и слов. Упражнение в соотнесении слова и изображения. | - выполнение бордюра в тетради - нахождение заданной буквы в ряду прочих - составление слов (по наложению, по образцу) - письмо слов (по обводке, по точкам) - соотнесение слова и изображения | Букварь, альбом по чтению. Листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, палочки. | |
6. | «Чтение телесных и мимических движений». Упражнения для губ и языка перед зеркалом. | Формирование умений выражать свои эмоции (доволен, недоволен), согласие или несогласие. Развитие артикуляционного аппарата. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, зеркала. | |
7. | Звук и буква Х. | Знакомство с артикуляцией звука «х» и графическим образом буквы «Х». | Показ и называние буквы. Письмо по обводке. | Букварь. Азбука, демонстрационные таблицы по теме, раздаточные карточки. | |
8. 9. | Письмо буквы Х по обводке. | Формировать навык письма по обводке буквы Х. | Работа у доски – соединение точек, обводка. Работа с трафаретами букв. Закрашивание буквы Х. Прописывание буквы Х, выполнение бордюров, штриховок. | Букварь. Листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, палочки. | |
10. 11. | Слоги АХ, УХ, ОХ. | Обучение составлению слогов по образцу. Чтение слогов. | Составление слогов по зрительному образцу (путем наложения), прописывание слогов по обводке (самостоятельно). Чтение (показ) слогов. | Букварь. Буквы азбуки, листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, палочки. | |
12. 13. | Слоги ХА, ХУ, ХО. | Обучение составлению слогов по образцу. Чтение слогов. | Составление слогов по зрительному образцу (путем наложения), прописывание слогов по обводке (самостоятельно). Чтение (показ) слогов. | Букварь. Буквы азбуки, листы А4 с прописями, карандаши, ручки, тетради, трафареты, палочки. | |
14. 15. | Глобальное чтение глаголов: рисует, читает, собирает, моет, играет. Повторение. | Формирование элементов глобального чтения. | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | |
16. 17. 18. | Составление, чтение и письмо слов с буквами А, У, М, О, С, Х. | Формирование умения составления, чтения и письма слов с изученными буквами (МАМА, САМА, УХО, УХА, МУХА, СУХО, ОСА, СОМ) . Упражнение в соотнесении слова и изображения на картинке. | - выполнение бордюра в тетради - нахождение заданной буквы в ряду прочих - составление слов (по наложению, по образцу) - письмо слов (по обводке, по точкам) - соотнесение слова и изображения | Букварь. Листы А4 с прописями, карандаши, ручки, палочки, картинки из альбома по чтению. | |
19. | Годовая контрольная работа. | Проверка уровня усвоения учебного материала. | Выполнение заданий контрольной работы различного уровня сложности. Оказание помощи по необходимости. | Бланки контрольных работ. | |
20. 21. 22. | Повторение изученного за год. | Развитие памяти, внимания. | Работа с букварем, письмо в прописях букв, слогов и слов. Выполнение заданий с раздаточным и демонстрационным материалом. | Букварь, альбом для чтения, прописи. Наборы демонстрационного и раздаточного материала по изученным лексическим темам. |
Итого: 22 часа
Всего: 102 часа
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:
- Букварь (Воронкова В.В., Коломыткина И.В.);
- Букварь (Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.);
- Букварик (Лещинская Т.Л.);
- печатные буквы;
- касса печатных букв для демонстрации;
- разрезные картинки;
- разрезные карточки с буквами;
- буквы (серия «Мини игры»);
- буквы (серия «Умные карточки»);
- пазлы «Алфавит»;
- лото «Буквы»;
- рuzzle «Любимые сказки», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Курочка Ряба»;
- речевая гимнастика;
- пальчиковая гимнастика»;
- предметные картинки;
- Книжки-малышки;
- сюжетные картинки;
- фотографии;
- игрушки животных;
- кукла;
- аудиозаписи с детскими песенками и потешками;
- картинки с изображением действий;
- иллюстративный материал по темам (предметные и сюжетные иллюстрации);
- презентации;
- видео- и аудиозаписи;
- индивидуальные наборы карточек-пиктограмм;
- индивидуальные коммуникативные книги;
- индивидуальные коммуникативные полоски;
- дидактические игры по темам;
- визуальное расписание учебного дня.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- АООП для детей с интеллектуальными нарушениями (Вариант 2).
- «Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), 2014.
- Kerstin Falck The Practical Application of Pictogram – Lycksele: Nya Tryckeriet/Prinfo, 2001.
- Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. – М.: Просвещение, 2009.
- Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011..
- Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра/Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. – М.: Теревинф, 2014.
- Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. – М.: Просвещение, 2010.
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с.
- Горохова И.В. Речевая гимнастика для малышей. – СПб.: Питер, 2010.
- Детский аутизм и вербально-поведенческий подход: Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами/ Мэри Линч Барбера, Трейси Расмуссен. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.
- Зарубина Ю. Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ. – М.: Теревинф, 2009
- Макатон. Основной словарь. Символы.// Под ред. Т.А. Бондарь. – М.: РБОО «Центр лечебной педагогики», 2014.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – КАРО, 2007. – 92 с
- Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)/ Лори Фрост и Энди Бонди. – М.: Теревинф, 2011.
- Шипицина Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка. – Спб.: Владос, 2010. – 279 с.
- Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб.: "Образование", 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....
программа по предмету Культура общения для начальных классов специальных (коррекционных) школ 8 вида
Программа расчитана на 4 учебных года, в основу легла программа Шипицыной. Если заинтересует - подробнее можно прочитать в пояснительной записке к программе....
Рабочая программа по курсу русского языка в 6 классе специальной( коррекционной) школы VIII вида.
Рабочая программа по курсу русского языка в 6 классе специальной( коррекционной) школы VIII вида....
Рабочая программа по предмету «Трудовое обучение» в 4 классе специального (коррекционного) класса VIII вида
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физическо...
Рабочая программа по штукатурно - малярному делу для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой
Знания по штукатурно-малярному делу имеют важное значение в повседневной жизни. Работа по предложенным в программе темам благотворно сказывается на сообразительности и развитии мелкой мотор...
Рабочая программа по истории отчества в 7 - 9 классах специальной коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой,2011г. Ра...
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 6 специального (коррекционного) класса VIII вида"
Рабочая программа 6 специального (коррекционного) класса VIII вида по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: Программа специальных (коррекц...