Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 6 специального (коррекционного) класса VIII вида"
рабочая программа по технологии (6 класс)
Рабочая программа 6 специального (коррекционного) класса VIII вида по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010.
- Учебный план ГБОУ «Эгитуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа по СБО реализует миссию школы: «Понять. Принять. Полюбить. Развить и научить» и реализует её на уроках социально-бытовой ориентировки.
Цель курса социально – бытовой ориентировки: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся 6 класса с интеллектуальной недостаточностью
Личностными результатами изучения курса являются:
- Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
- Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
- Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
- Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
- Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)
Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу:
- коррекционно – обучающую;
- коррекционно – развивающую;
- коррекционно – воспитательную;
- воспитание положительных качеств личности;
- развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6kl_sbo_rabochaya_programma_2016.docx | 74.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБОУ «Эгитуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Обсуждено и принято УТВЕРЖДАЮ
на МО трудового обучения Директор школы:
Руководитель МО:
____________________ __________________
Ц. Д. Хонгорова Д.А.Апханова
Протокол №1 Приказ № 97
от «01» сентября 2016г. от « 01 » сентября 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Социально-бытовая ориентировка»
(предмет)
6 специальный (коррекционный) класс VIII вида
(класс, вид)
Количество часов:
всего 68 часов; в неделю 2 часа
Учебный год: 2016 – 2017
Хонгорова Цыцыгма Дугаровна, учитель СБО
(ФИО учителя, должность)
ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВАНИИ:
программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.
под редакцией В.В.Воронковой. Авторы коррекционного курса «СБО» В.И.Романина, Н.П.Павлова.
с. Можайка, 2016 г.
Рабочая программа 6 специального (коррекционного) класса ГБОУ «ЭС(К)ОШИ VIII вида» разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по социально-бытовой ориентировке С(К)ОУ VIII вида, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Она дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ.
Структура рабочей программы по СБО
предусматривает следующие разделы:
- Пояснительная записка
- Основное содержание предмета, практические работы
- Требования к уровню подготовки обучающихся
- Контрольно-измерительные материалы
- Приложение
- Тематический план реализации рабочей программы по СБО
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по социально - бытовой ориентировке
Рабочая программа 6 специального (коррекционного) класса VIII вида по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010.
- Учебный план ГБОУ «Эгитуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа по СБО реализует миссию школы: «Понять. Принять. Полюбить. Развить и научить» и реализует её на уроках социально-бытовой ориентировки.
Цель курса социально – бытовой ориентировки: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся 6 класса с интеллектуальной недостаточностью
Личностными результатами изучения курса являются:
- Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
- Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
- Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
- Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
- Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)
Метапредметными результатами изучения курса являются:
-в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
-владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу:
- коррекционно – обучающую;
- коррекционно – развивающую;
- коррекционно – воспитательную;
- воспитание положительных качеств личности;
- развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.
Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез. Занятия должны проводиться в кабинете СБО, который приспособлен и имеет всё необходимое оборудование для реализации данной программы.
В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
II. Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы
Межпредметные связи:
- СБО – русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;
- СБО – математика /математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п./;
- СБО – география /знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий/;
- СБО – биология /знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления/;
- СБО – трудовое обучение /выполнение практических заданий по уходу за одеждой/.
Рабочая программа по СБО составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010.
Тематический план 6 специального (коррекционного) класса по СБО
предусматривает следующее распределение по часам:
- По школьному учебному плану в 6 классе – 2 ч. в неделю, 68 часов в год.
- Количество часов по рабочей программе в 6 классе – 2 ч. в неделю, 68 часов в год.
6 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | «Питание» | 14 |
2 | «Личная гигиена» | 6 |
3 | «Одежда и обувь» | 6 |
4 | «Семья» | 4 |
5 | «Культура поведения» | 4 |
6 | «Жилище» | 6 |
7 | «Транспорт» | 6 |
8 | «Торговля» | 6 |
9 | «Средства связи» | 6 |
10 | «Медицина» | 8 |
11 | «Учреждения, организации и предприятия» | 2 |
ИТОГО: | 68 часов |
Реализация практической части рабочей программы по СБО.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний на уроках СБО значительное внимание отводится
- экскурсиям (на промышленные предприятия, сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделение связи, на транспорт, в различные учреждения)
- практическим работам по разделам «Питание», «Одежда и обувь», Жилище», «Средства связи»
- проведению сюжетно-ролевых игр по разделам «Торговля», «Семья», «Жилище», «Трудоустройство»
- демонстрации видеофильмов, презентаций
Планирование коррекционной работы СБО в 6 классе
№ п/п | Крупные темы | Кол-во часов | Коррекционная работа |
1 | «Питание» | 14 | Активизировать мыслительную деятельность, мелкую моторику рук при приготовлении пищи. Развивать зрительное и слуховое внимание при работе с рецептами. |
2 | «Личная гигиена» | 6 | Способствовать развитию навыков гигиены, развивать самоконтроль при выполнении утренних и вечерних процедур. |
3 | «Одежда и обувь» | 6 | Развивать мелкую моторику при выполнении практических заданий по уходу за собственной одеждой. Активизировать словарный запас, и зрительное внимание. |
4 | «Семья» | 4 | Расширять кругозор, способствовать развитию пространственной ориентировки, распределению зрительного внимания при заполнении таблиц. |
5 | «Культура поведения» | 4 | Способствовать развитию пространственной ориентировки, расширению кругозора, зрительного и слухового внимания. Развивать навыки культурного поведения при посещении культурно - досуговых центров города. |
6 | «Жилище» | 6 | Активизировать мыслительные процессы и словесно-логическое мышление при восстановлении последовательности выполнения уборки жилого помещения, опираясь на жизненный опыт учащихся. |
7 | «Транспорт» | 6 | Корригировать мыслительные и речевые процессы при ознакомлении с разновидностями транспорта. Развивать зрительное и слуховое восприятие в процессе экскурсий на вокзал. |
8 | «Торговля» | 6 | Способствовать развитию социально-бытовой ориентировки в процессе практического знакомства со специализированными магазинами города и района. Развивать осознанное восприятие. |
9 | «Средства связи» | 6 | Расширять словарный запас по теме в процессе знакомства с видами предоставляемых услуг почты. Развивать зрительное и слуховое внимание и пространственную ориентировку в процессе упаковки посылок и бандеролей. |
10 | «Медицина» | 8 | Развивать осознанное восприятие при практической работе по оказанию первой медицинской помощи. Активизировать мыслительную и речевую деятельность. |
11 | «Учреждения, организации и предприятия» | 2 | Развивать наблюдательность, осознанное восприятие в процессе знакомства с дошкольными учреждениями. |
6 класс
Темы | Краткое содержание тем |
«Личная гигиена» | Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Способы и правила закаливания. Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения. Гигиена чтения, письма, просмотра телепередач. Губительное влияние наркотических и токсических веществ на живой организм. |
«Одежда и обувь» | Значение опрятного вида человека. Поддержание одежды в порядке: правила пришивания пуговиц, вешалок, крючков, зашивание распоровшегося шва. Правила и приемы ручной стирки изделий из х/б тканей. Глажение фартуков , косынок и носовых платков. |
«Питание» | Гигиена приготовления пищи. Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. Способы выбора доброкачественных продуктов. Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки на плите. Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами с применением моющих средств. Составление рецепта приготовления блюд. |
«Семья» | Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность и их продуктивная деятельность. Права и обязанности каждого члена семьи. |
«Культура поведения» | Правила поведения в общественных местах. Способы ведения разговора со сверстниками и старшими. |
«Жилище» | Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения. Уход за мебелью в зависимости от её покрытия. |
«Транспорт» | Городской транспорт. Оплата поезда на всех видах транспорта. Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома до школы, в разные точки города, района. Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты. |
«Торговля» | Магазины промышленных товаров и их отделы. Специализированные магазины промышленных товаров и их отделы. Порядок приобретения товара. Хранение чека для возможности обмена, предусмотренного правилами торговли. |
«Средства связи» | Основные средства связи, их назначение. Почта. Виды почтовых отправлений. Виды писем, порядок отправления. Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы. |
«Медицинская помощь» | Виды медицинской помощи. Виды медицинский учреждений, их значение и работники. Виды врачебной помощи. Меры предупреждения глистных заболеваний. |
«Учреждения, организации и предприятия» | Дошкольные учреждения и их назначения, работники. |
В рабочей программе СБО предусмотрены следующие уроки:
- Беседы
- Практические работы
- Экскурсии
- Сюжетно-ролевые игры
В 6 классе:
1 Обучающиеся должны знать:
- Способы выбора и хранения доброкачественной продукции, способы приготовления каши, картофеля, макарон, заваривать чай и варить яйца
- Правила закаливания организма, приёмы обтирания рук и ног, о вреде наркотиков и токсических веществ
- Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электроприборами, правила стирки изделий из хлопчатобумажной ткани
- Место работы, должность членов семьи, как распределены хозяйственно – бытовые обязанности между членами семьи, свои права и обязанности в семье
- Правила поведения в культурно - досуговых учреждениях, способы ведения разговоров со старшими и сверстниками
- Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения влажной и сухой уборки, использование в уборке пылесоса, способы ухода за мебелью и полом, в зависимости от покрытия
- Виды междугороднего транспорта, стоимость проезда, порядок приобретения билета
- Виды магазинов промышленных товаров, виды специализированных магазинов, правила поведения в магазине и общения с работниками магазинов.
- Перечень предметов, посылаемых посылкой, бандеролью, виды писем, бандеролей, посылок, правила поведения на почте
- Меры по предупреждению переломов, виды доврачебной помощи, правила оказания первой помощи при ушибах и растяжениях
- Виды детских учреждений и их назначение, адрес дома детского творчества
2. Обучающиеся должны уметь:
- Пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдая технику безопасности, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи
- Закаливать свой организм, соблюдать правила личной гигиены, отказаться от соблазна наркотических и токсических веществ
- Пришивать пуговицы, крючки, петли, вешалки
- Зашивать одежду по распоровшемуся шву, подбирать моющие средства для стирки одежды из хлопчатобумажной ткани
- Рассказать о месте работы родителей, занимаемой ими должности, выполнять определенные обязанности в семье
- Культурно вести себя в театре, кино, библиотеке, тактично и вежливо вести себя при разговоре со сверстниками и старшими людьми
- Производить сухую и влажную уборку помещения, чистить с помощью пылесоса, ухаживать за мебелью и полом
- Выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу, ориентироваться в расписании пригородных поездов
- Выбирать нужный товар, выяснять срок годности, оплачивать и соблюдать правила поведения в магазинах города
- Заполнять бланки на отправку бандероли и посылки, составлять опись вложенных вещей, упаковывать бандероль и посылу
- Использовать лекарственные растения при оказании первой помощи, готовить настои и отвары, обрабатывать раны и накладывать повязки
- Обращаться с вопросами к работникам ДЮЦ, правильно вести себя на занятиях, соблюдать правила поведения.
Контрольно – измерительные материалы.
Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального письменного и устного опроса с использованием:
- Тестов
- Кроссвордов
- Буквенных и цифровых заданий (карточек-заданий)
- Практических работ.
Контрольно - измерительный материал создается учителем в соответствии с психофизическим особенностями учащихся каждого класса.
В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу в виде теста.
Календарно-тематическое планирование по СБО на 2015-2016 уч. год
6 специальный (коррекционный) класс VIII вида (68ч.)
№ урока | Раздел, тема | Количество часов | Дата проведения | ||
подр. | тема | по пл. | пров. | ||
I четверть-18 часов. | |||||
I | Личная гигиена | 6 | |||
1-2 | Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. | 2 | 02.09.15г. 07.09 | ||
3-4 | Правила и приемы ухода за органами зрения. Гигиена зрения, чтения, просмотр телепередач | 2 | 09.09 14.09 | ||
5-6 | Губительное влияние наркотиков и токсических веществ на живой организм | 2 | 16.09 21.09 | ||
II | Одежда и обувь | 6 | |||
7 | Значение опрятного вида человека. | 1 | 23.09 | ||
8 | Поддержание одежды в чистоте и порядке | 1 | 28.09 | ||
9-10 | Правила пришивания пуговиц, вешалок Правила и приемы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей. | 2 | 30.09 05.10 | ||
11-12 | Глажение фартуков, косынок, носовых платков, салфеток и др. | 2 | 07.10 12.10 | ||
III | Семья | 4 | |||
13-14 | Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность. | 2 | 14.10 19.10 | ||
15-16 | Права и обязанности каждого члена семьи | 2 | 21.10 26.10 | ||
IV | Культура поведения | 4 | |||
17-18 | Правила поведения в общественных местах. | 2 | 28.10 02.11 | ||
II четверть-14 часов. | |||||
19-20 | Способы ведения разговора со старшими и сверстниками | 2 | 09.11 11.11 | ||
V | Жилище | 6 | |||
21-22 | Гигиена жилища | 2 | 16.11 18.11 | ||
23-24 | Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения. Пылесос и его устройство. | 2 | 23.11 25.11 | ||
25-26 | Уход за мебелью в зависимости от её покрытия. | 2 | 30.11 02.12 | ||
VI | Транспорт | 6 | |||
27-28 | Городской транспорт. Оплата проезда на всех видах городского транспорта | 2 | 07.12 09.12 | ||
29-30 | Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома до школы-интерна | 2 | 14.12 16.12 | ||
31-32 | Пригородные поезда. Расписание. Направления. Разовые и сезонные билеты. | 2 | 21.12 23.12 | ||
III четверть-20 часов. | |||||
VII | Торговля | 6 | |||
33-34 | Магазины промышленных товаров и их отделы. Экскурсия | 2 | 14.01.16г. 18.01 | ||
35-36 | Специализированные магазины промышленных товаров, их отделы. | 2 | 20.01 25.01 | ||
37-38 | Порядок приобретения товара, оплата. Хранение чека | 2 | 27.01 01.02 | ||
VIII | Средства связи | 6 | |||
39-40 | Основные средства связи. Почта. Виды почтовых отправлений | 2 | 03.02 08.02 | ||
41-42 | Виды писем. Порядок отправления. Стоимость пересылки | 2 | 10.02 15.02 | ||
43-44 | Виды бандеролей. НРК Порядок упаковки и отправления бандероли. ПР Экскурсия на почту. НРК, ПР | 2 | 17.02 22.02 | ||
IX | Медицинская помощь | 8 | |||
45-46 | Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная. | 2 | 24.02 29.02 | ||
47-48 | Виды медицинской учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека и т.д. | 2 | 02.03 07.03 | ||
49-50 | Виды врачебной помощи: помощь на дому, «Скорая помощь» амбулаторный прием, госпитализация. | 2 | 09.03 14.03 | ||
51-52 | Меры предупреждения глистных заболеваний. | 2 | 16.03 21.03 | ||
IV четверть-16 часов. | |||||
XI | Питание | 14 | |||
53-54 | Гигиена приготовления пищи. Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи | 2 | 04.04 06.04 | ||
55-56 | Способы выбора доброкачественных продуктов: овощных, мясных, рыбных | 2 | 11.04 13.04 | ||
57-58 | Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки на электроплите | 2 | 18.04 20.04 | ||
59-60 | Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами с применением моющих средств | 2 | 25.04 27.04 | ||
61-62 | Составление рецепта приготовления блюд | 2 | 02.05 04.05 | ||
63-64 | Заваривание чая. Приготовление каши | 2 | 11.05 16.05 | ||
65-66 | Отваривание макарон. Сервировка стола к завтраку | 2 | 18.05 23.05 | ||
XI | Учреждения, организации и предприятия | 2 | |||
67-68 | Дошкольные учреждения — детские сады с ясельной группой и без нее, школа, дома детского творчества (ДДТ), гимназия, лицей, колледж и их назначение. | 2 | 25.05 29.05 | ||
Итого: | 68 ч. |
Тематическое планирование по курсу «Социально – бытовая ориентировка» 6 специальный (коррекционный) класс.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Основные понятия, Словарь | Выполнение практической части программы | Национально- Региональный компонент | Примечание |
I четверть – 18 часов. | |||||||
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА – 6 часов. | |||||||
1-2 | Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человекаа. ПР Правила и приёмы закаливания. | 2 | 02.09 07.09 |
| Демонстрация упражнений | Спортивные клубы и бассей-ны района. | Последова-тельность процедур. |
3-4 | Правила и приёмы ухода за органами зрения. ПР Гигиена зрения, чтения и просмотра телевизора. | 2 | 09.09 14.09 |
| Демонстрация показа удаления соринки из глаза | Офтальмологи районных поликлиник | Зарисовка глаза. |
5-6 | Губительное влияние наркотических и токсических веществ на живой организм. | 2 | 16.09 21.09 |
| Наркологические клиники и кабинеты города | ||
ОДЕЖДА И ОБУВЬ – 6 часов. | |||||||
7 8 | Значение опрятного вида. Поддержание одежды в чистоте и порядке. | 1 1 | 23.09 28.09 |
| |||
9 | Правила пришивания пуговиц . ПР Пришивание вешалки. ПР | 1 | 30.09 |
| Пришивание пуговиц по образцу. Пришивание вешалки | Ремонт одежды в ателье района, города. | Назначение пуговиц, зарисовка. |
10 | Правила и приёмы ручной стирки изделий из х/б тканей. ПР | 1 | 05.10 |
| Стирка фартуков и полотенец | Прачечные города | Этапы стирки |
11 | Глажение фартуков. ПР | 1 | 07.10 |
| Глажение фартуков | Зарисовка фартука | |
12 | Глажение косынок, носовых платков, салфеток. ПР | 1 | 12.10 |
| Глажение. | Зарисовка утюга, правила безопасности | |
СЕМЬЯ – 4 часа | |||||||
13-14 | Место работы, должность каждого члена семьи. ПР Родственные отношения в семье | 2 | 14.10 19.10 |
| Заполнение таблицы | Беседа с родителями, уточнение данных | |
15 | Права и обязанности каждого члена семьи. | 1 | 21.10 26.10 |
| Выполнять возложенные обязанности в семье | ||
16 | Записывание фамилии, имени, отчества каждого члена семьи. ПР | 1 | 21.12 |
| Заполнение таблицы | ||
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ – 4 часа | |||||||
17 | Правила поведения в театре. Проведение игры «Посещение театра» ПР | 1 | 28.10 |
| Обыгрывание различных ситуаций. | Театры города Улан-Удэ | Зарисовки правил |
18 | Правила поведения в кинотеатре, музее, библиотеке. | 1 | 02.11 |
| Кинотеатры, музеи, библиотеки города | Правила поведения | |
II четверть – 14 часов. | |||||||
19-20 | Способы ведения разго-вора со сверстниками, старшими | 2 | 09.11 11.11 |
| Правила поведения | ||
ПИТАНИЕ – 14 часов. | |||||||
21 | Гигиена приготовления пищи. | 1 | 16.11 |
| Санитарно-гигиеничес-кие требования | ||
22 | Правила и приёмы хранения продуктов и готовой пищи. НРК | 1 | 18.11 |
| Фирмы по выпуску холодильников | Правила хранения | |
23-24 | Способы выбора доброкачественной пищи. | 2 | 23.11 25.11 |
| Санитарно-гигиеничес-кие | ||
25-26 | Приготовление пищи с мин. тепловой обработ-ки. Варка яиц. Приготов-ление омлета. НРК, ПР | 2 | 30.11 02.12 |
| Варка яиц Приготовление омлета | Птицефабрики Бурятии | Способы варки яиц |
27-28 | Правила и приёмы ухода за посудой. Мытьё посуды с применением моющих средств. ПР | 2 | 07.12 09.12 |
| Мытьё посуды | ||
29-30 | Составление рецептов приготовления блюд. Чтение рецептов. ПР | 2 | 14.12 16.12 |
| Работа с кулинар-ными книгами | ||
31 | Заваривание чая. ПР | 1 | 21.12 |
| Заваривание чая | Технология заваривания чая | |
32 | Приготовление каши. ПР | 1 | 23.12 |
| Приготовление каши на молоке. | Технология приготовления каши | |
III четверть – 20 часов | |||||||
33 | Отварные макароны. ПР | 1 | 11.03.16 |
| Отваривание макарон | Технология приготовле-ния | |
34 | Сервировка стола к завтраку. ПР | 1 | 13.01 |
| Сервировка стола | Зарисовка основных элементов сервировки | |
ЖИЛИЩЕ – 6 часов | |||||||
35-36 | Гигиенические требования к жилому помещению. | 2 | 18.01 20.01 |
| Требования | ||
37 | Повседневная сухая и влажная уборка помещения. | 1 | 25.01 |
| Уборка помещения | Осущест-влять уборку помещения | |
38 | Пылесос и его устройство. Работа с пылесосом. ПР | 1 | 27.01 |
| Демонстрация пылесоса и работа с ним | Пылесосы в магазинах города. | Зарисовка пылесоса |
39-40 | Уход за мебелью. | 2 | 01.02 03.02 |
| Мебельные фабрики Бурятии | Зарисовка мебели | |
ТРАНСПОРТ – 6 часов. | |||||||
41 | Городской транспорт. НРК | 1 | 09..02 |
| Транспорт города Улан-Удэ | Зарисовка транспорта | |
42 | Правила поведения в транспорте и оплата проезда. | 1 | 10.02 |
| Ролевая игра «Покупка билета» | ||
43-44 | Наиболее рациональные маршруты передвижения. | 2 | 15.02 17.02 |
| Оформление схемы. | ||
45 | Пригородные поезда. НРК | 1 | 22.02 |
| Ж/Д вокзал города Улан-Удэ | Зарисовка поезда | |
46 | Расписания. Направления. НРК Способы заказа и приобретение билетов. | 1 | 24.02 |
| Пригородные кассы Ж\Д вокзала, автовокзала | ||
ТОРГОВЛЯ – 6 часов | |||||||
47 | Магазины промыш-ленных товаров и их отделы. НРК | 1 | 29.02 |
| Промышленные магазины города и района. | Зарисовка товаров промышленных отделов, загадки. | |
48 | Экскурсия в магазин промышленных товаров. НРК, ПР | 1 | 02.03 |
| Экскурсия в магазин. | Промышленные магазины села | Отчет по плану. |
49-50 | Специализированные магазины промышленных товаров, их отделы. НРК | 2 | 07.03 09.03 |
| Специализированные магазины и района. | ||
51-52 | Порядок приобретения товара, оплата. Хране-ние чека. | 2 | 14.03 16.03 |
| |||
IV четверть – 16 часов | |||||||
СРЕДСТВА СВЯЗИ – 6 часов. | |||||||
53-54 | Почта. Основные средства связи. Виды услуг. НРК | 2 | 04.04 06.04 |
| Почтовые отделения города и района. | ||
55-56 | Письмо. Виды писем. ПР | 2 | 11.04 13.04 |
| Написание письма с соблюдением требований | Оформить письмо | |
57 | Виды бандеролей. НРК Порядок упаковки и отправления бандероли. ПР | 1 | 18.04 |
| Упаковка бандероли. | Почтовые отделения района. | Зарисовка бандероли, составить перечень предметов для отправления |
58 | Экскурсия на почту. Наблюдение за порядком почтовых отправлений. НРК, ПР | 1 | 20.04 |
| Экскурсия на почту. | Почтовое отделение с. Можайка | Отчет по плану. |
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ – 8 часов. | |||||||
59-60 | Виды доврачебной помощи. НРК, ПР Доврачебная помощь. ПР | 2 | 25.04 27.04 |
| Измерение температуры тела, пульса Обработка ран, наложение повязок. | Поликлиники и больницы города и района ФАП с. Можайка | |
61-62 | Виды медиц. учреждений. Обработка ран при микротравмах. | 2 | 02.05 04.05 |
| Обработка ран, наложение повязки. | Травм. пункты города и района. | Правила оказания помощи |
63-64 | Виды врачебной помощи на дому. «Скорая помощь» Лекарственные растения в домашней аптечке. НРК | 2 | 11.05 16.05 |
| Аптеки района и лекар-ственные травы в Бурятии, Еравны | Зарисовки трав | |
65-66 | Меры по предупреждению переломов. Меры предупреждения глистных заболеваний | 2 | 18.05 23.05 |
| |||
УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ – 2 часа. | |||||||
67-68 | Дошкольные учреждения. НРК Экскурсия в детский садик «Ургы» | 2 | 25.05 30.05 |
| Дошкольные учреждения района, села Можайка |
Список литературы для подготовки проведения учебных занятий по предмету СБО
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой (раздел «Социально - бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010.
- Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
- Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью.- М.: В.Секачев, ТЦ "Сфера", 2007.
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и методическими нарушениями развития: [программно-методические материалы] / [Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др.] ;под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
- Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. Изд.3-е испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2005.
- Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для умственно отсталых детей. Практическое пособие. Ярославль: Академия холдинг,2003.
Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.: ил. – (Коррекционная педагогика) - Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.А.Львова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 136 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
- Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. – 192 с. – (Коррекционная школа).
- Поливалина Л.А. Большая энциклопедия домоводства. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. – 576с.: ил.
- Золотая книга этикета/ В.Ф. Андреев. – 2-е издание исправленное и дополненное. – М.: ВЕЧЕ, 2004.- 400с.: ил.
- Энциклопедия этикета для детей. – 2-е издание исправленное и дополненное. – М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004.- 382 с.
- Популярный медицинский справочник. Под ред. Проф. В.А. Василенко, - М.: Вече, 2007. – 400с.
- Новейшие и классические рецепты красоты/ автор-составитель С.В. Петров. – Минск: Современная школа, 2006. – 432с.
- Лихачева Л.С. Уроки этикета: в рассказах, картинках и задачках/ Рисунки Бартова А. – Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство; Уральское издательство, 2000. – 320с.: ил.
- Новейшие и классические рецепты красоты/ автор-составитель С.В. Петров. – Минск: Современная школа, 2006. – 432с.
- Основы кулинарии: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ В.И. Ермакова. -М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2002. - 224 с: илл.
- Золотая книга этикета/ В.Ф. Андреев. - 2-е издание исправленное и дополненное. - М.: ВЕЧЕ, 2004.-400 с: илл.
- Поливалина Л.А. Большая энциклопедия домоводства. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. - 576 с: илл.
Учебные пособия для учащихся
1. Технология: Учебник для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). - 2-е издание, переработ./ Под ред. В.Д.Симоненко.- М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2005. - 192 с: илл.
2. Технология: Учебник для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). - 2-е издание, переработ./ Под ред. В.Д.Симо'ненко.-М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2004. - 208 с: илл.
3. Технология: Учебник для учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)/ Под ред. В.Д.Симоненко.- М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2004.-240 с: илл.
4. Технология: Учебник для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. В.Д.Симоненко.- М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2003. - 240 с: илл.
5.Технология: Учебник для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). - 2-е издание, переработ./ Под ред. В.Д.Симоненко.- М: ВЕНТАНА ГРАФ, 2005. - 208 с: илл.
6. Технология: Учебник для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. В.Д.Симоненко.- М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2004. - 288 с: илл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка внеклассного занятия по математике для учащихся специального (коррекционного) класса VIII вида «Путешествие в страну математики»
Математика, как учебный предмет , многим детям с нарушением интеллекта даётся с большим трудом. Испытывая определённые трудности, часто бывает так, что у детей пропадает интерес к данному предме...
Особенности работы учителя-предметника с учащимися специальных (коррекционных) классов VIII вида
Ни для кого не секрет, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих отклонения в умственном развитии. Работая в специальных (коррекционных) классах и проводя одновременно урок в кл...
презентация "Особенности работы учителя-предметника с учащимися специальных (коррекционных) классов VIII вида".
Презентация к статье "Особенности работы учителя-предметника с учащимися специальных (коррекционных) классов VIII вида"....
Рабочая программа 2 - 7класс по изобразительному искусству для специальных коррекционных классов VIII вида
Рабочая программа с пояснительной запиской и содержанием учебного материала....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Физической культуре для 5 - 9 специального (коррекционного) класса VIII вида.
Данная программа по физической культуре составлена на основе программы по физической культуре специальных образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронкова В.В., авторской...
рабочая программа по письму и развитию речи 6 специальный (коррекционный) класс VIII вида
Данная рабочая программа составлена мною на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (под редакцией В.В.Воронковой)...
Рабочая программа по СБО 7 класс для учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида
Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и...