Звуки и буквы З и Ш
план-конспект занятия (11 класс)
Технологическая карта логопедического урока в 1 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_1_klass.docx | 27.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия во 1 классе
по теме «Звуки и буквы С и Ш. Дифференциация»
Учитель-логопед: Кузьмина Т.В.
Технологическая карта занятия
Тема занятия | Тип занятия. Изучение нового материала Класс 1 «А» | ||||
Логопедическая тема: Продолжать учить различать звуки и буквы [с] – [ш] в словах, словосочетаниях, предложениях и правильно обозначать их на письме. | |||||
Цель: Обучение делению на слоги с опорой на гласные. | |||||
Задачи: Образовательные задачи: · Закреплять навыки дифференциации звуков [с]-[ш] по артикуляционно-акустическим признакам; · Закреплять зрительный образ букв с-ш. Коррекционно-развивающие задачи: · Продолжать развивать фонематический слух, зрительное внимание; · Закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза; Закреплять навыки словообразования и словоизменения · Продолжать обогащать словарный запас; · Продолжать развивать навыки самоконтроля; · Продолжать развивать средства общения, навыки коммуникации, взаимодействия. Воспитательные задачи: · Развивать положительную учебную мотивацию; · Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу | |||||
Планируемые результаты занятия | |||||
Предметные УУД: уметь различать звуки и буквы [с] – [ш] в словах, словосочетаниях, предложениях; правильно обозначать буквы «с»- «ш» на письме. | Метапредметные УУД: Регулятивные: самостоятельно ставить учебные цели и задачи урока, умение планировать и выполнять действия в соответствии с поставленной познавательной задачей, умение принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: уметь анализировать, развивать способность делать выводы; уметь адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли; учитывать разные мнения, слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения. | Личностные УУД: Проявлять интерес к новым знаниям, положительное отношение к обучению, проявлять ответственность при выполнении задания, оценить свою деятельность, адекватно воспринимать оценку учителя. | |||
Межпредметные связи | -Обучение грамоте, УМК «Школа России» -«Окружающий мир. 1 класс» | ||||
Форма работы | -подгрупповая | ||||
Оборудование | Плакат с изображением губ, зубов, языка, направления воздушной струи; таблица, тетради, ручки, карандаши, карточки с изображением стрелок, карточки со словами; на доске прикреплены магнитные карточки с перепутанными слогами: рис-и, ка-маш-ро,,тан-каш, цисс-нар,снеж-ник-под. | ||||
Ход занятия | |||||
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Виды деятельности обучающихся | |||
I. Мотивация к деятельности. 1. Организационный момент. | - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Начнем наше занятие. Дополните предложение: - На занятии наши глаза внимательно смотрят и все… уши внимательно слушают и все…, руки не мешают, а … а голова … -Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне и улыбнётесь друг другу. -Четкое произношение звуков зависит от слаженной работы нашего речевого аппарата, поэтому выполним артикуляционную гимнастику, потренируем язык и губы. - «Заборчик» -«Лягушка» -«Хоботок» -«Лопатка-иголочка» - «Качели» -Чтобы красиво говорить, надо правильно дышать Дыхательная гимнастика Вдох – длинный, выдох (контроль рукой на животе). | Здороваются с логопедом. -видят, -слышат, -помогают, -думает. Улыбаются друг другу, логопеду. Садятся за парты. Выполняют артикуляционную гимнастику. Смотрят в индивидуальные зеркала, контролируют четкость и плавность движений. Дети держат руки на животе, контролируют вдох и выдох. Внимание сосредоточено на дыхании. | |||
2. Введение в тему | -Ребята, угадайте по предметам, которые изображены на иллюстрации кто пришел к нам в гости. -Назовите четвертый звук в слове красная. - назовите первый звук в слове шапочка? -Посчитайте, сколько слогов в слове шапочка. - Ребята, вы догадались, какие звуки мы будем учиться различать сегодня на занятии? - Ребята, напомните, чем отличаются буквы от звуков? -Какой буквой обозначаем звук [с]? -Какой буквой обозначаем звук [ш]?-Пропишем в воздухе указательным пальцем букву ЭС, -Теперь ША. Эти буквы похожи между собой? Давайте назовём элементы этих букв. | -К нам на занятие пришла Красная шапочка. - 4-ый звук- [с]. -1-ый звук - [ш]. - В слове 3 слога. -Сегодня мы будем изучать звуки С и Ш. - Звуки мы слышим и произносим, буквы видим, пишем и читаем. -“ЭС”, -“ША”. Прописывают буквы в воздухе Буква С состоит из одного элемента, буква Ш из трех. | |||
II. Организация познавательной деятельности | - Сегодня на занятии мы продолжим учиться различать звуки [с] - [ш] и буквы “ЭС”, “ША” в словах, словосочетаниях и предложениях. - Чтобы всему этому научиться, нужно быть внимательным, активным и старательным. - Красная шапочка приготовила для вас интересные задания. -Ребята, давайте вспомним артикуляционные признаки звуков. - Отвечать нужно по плану. посмотрите на план-схему артикуляции звуков - Дайте характеристику звуку [С]. -Молодцы, а теперь дайте характеристику звуку [Ш]. - Верно. Вы дали полный ответ . -Сейчас поиграем в игру «Шифровальщики». -Научим Красную шапочку зашифровывать слова. Возьмите карточки со стрелками. Я буду называть слова, если услышите звук [с]- покажите карточку со стрелкой вниз, если звук [ш]- карточку со стрелкой вверх. - Ребята, напомните, почему, если слышим звук [с]- нужно показать карточку со стрелкой вниз, когда звук [ш]- карточку со стрелкой вверх? СЛОВА: -Москва, мошка, уши, усы, солнышко, узелок, пушистый, автобус, карандаш, железный, пассажир, шестой, водолазы, машинист, космонавт. - Почему при произношении некоторых слов вы не показывали карточки? -Молодцы, вы были внимательны. - Красная шапочка написала слова, которые обозначают ее любимые предметы. Но слоги в этих словах перепутаны. -Чтобы узнать, что нравится Красной шапочке, прочитайте слова, переставляя слоги. На доске по порядку написаны слова с перепутанными слогами: рис-и, ка-маш-ро,,тан-каш, цисс-нар,снеж-ник-под. - Так что больше всего любит Красная шапочка? -Ребята, посмотрите на слова и назовите лишнее слово? -Почему? -Молодцы, правильно. -Кто знает и видел дерево каштан? Кто не знаком с этим деревом, посмотрите на картинку. -Ребята, кто знает, как называются плоды этого дерева? - Плоды дерева имеют тоже название - каштаны. - Люди употребляют каштаны в пищу, готовят с каштанами разнообразные блюда. - Молодцы! Теперь откроем тетради и запишем сегодняшнее число. - Ребята, посмотрите на листочки, которые перед вами. Красная шапочка написала слова, объясните, что она сделала не так? На карточках слова с пропущенными буквами: снег, мошка, ослик, шуба, каша, сапоги, кошка, шорты. - Прочитайте слова, запишите в тетрадь, вставляя буквы в места пропусков. -Прочитайте слова, которые вы записали. – Поменяйтесь тетрадями и сверьте записи друг с другом Физкультминутка - Ребята, встанем из-за парт и немного отдохнем и разомнемся. Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать! (потянуться) Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два вперед нагнуться, Раз и два назад прогнуться. Вот и стали мы сильней, (показать «силу») Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу) -Пока мы делали упражнения, Красная шапочка написала предложение, но все слова в нем перепутала. Послушайте:Машины, сдулись, У, шины. -Ребята, вы что-то заметили? -Составьте из этих слов предложение. - -Ребята, напомните правила написания предложений? Составьте схему предложения в тетради. | Слушают задания. -При произнесении звука [с] губы растянуты в лёгкой улыбке. -Зубы сближены. -Кончик языка лежит у нижних зубов. -Воздушная струя холодная. -При произнесении звука [ш] губы округлены и слегка выдвинуты вперед. -Зубы сближены. -Кончик языка поднят, а форма языка напоминает «чашечку». -Выдыхаемая воздушная струя сильная, тёплая, широкая. -Звук [с] – согласный. -Глухой. -Бывает твердым и мягким. -Звук [ш] – согласный. -Глухой. -Всегда твердый. Берут карточки. -При произношении звука [с] -кончик языка опускается вниз, поэтому надо показать карточку со стрелкой вверх, при произношении звука [ш], язык поднимается вверх -значит надо показать карточку со стрелкой вниз. Дети показывают карточки, в зависимости от звуков в словах. -В словах «узелок, железный, водолазы, сапожник» - нет звуков [с]-[ш]. Читают слова, переставляя слоги «по цепочке»: ирис, ромашка, каштан, нарцисс, подснежник. -Цветы. -Лишнее слово - каштан. – Потому что это дерево, а не цветы. Ответы детей. Открывают тетради, записывают число. . -Вместо буквы [с] – написала , букву [ш] заменила на o. Выполняют задание в тетрадях. Проверяют записи друг друга. Дети выполняют упражнения. Составляют предложение. - У машины сдулись шины.
-Первое слово в предложении пишется с большой буквы, слова друг от друга пишутся раздельно, после последнего слова ставится точка. Записывают схему. Проверяют. | |||
III. Рефлексивно-оценочный этап | - Наше занятие подошло к концу. Вы справились со всеми заданиями, были активны и старательны. Красной шапочке понравилось, как вы работали на занятии. -Чему мы сегодня учились на занятии? -Какой буквой обозначается звук [с]? - Какой буквой обозначается звук [ш]? -Какие задания вам понравились? -Какие задания у вас вызвали затруднения? -Оцените свою работу с помощью смайликов: нарисуйте смайлик на полях тетради. -Ребята, напомните, что обозначает желтый, зеленый и красный смайлики? -Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. -Я и Красная шапочка прощаемся с вами и ждем новых встреч. | -Учились различать звуки и буквы [с ] - [ш]. -Буквой “ЭС”. -Буквой “ША”. Ответы учащихся. - Желтый смайлик - на занятии все было понятно; зеленый - остались вопросы и неясности; красный – было трудно и непонятно. Учащиеся рисуют смайлики. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."
Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....
Урок чтения Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.
Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.Технология: на ситуативной (игровой) основе Задачи:образовательные: познакомить учащихся со звуком и буквой д; создать условия для формирования у ...
Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква А".
Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста, опубликован на официальном сайте Мимио в России.В нем используются различные...
Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква У".
В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...
Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Д".
В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...
Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Р".
Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста.В нем используются различные игры и игровые упражнения, направленные на разви...