Конспект НОД по формированию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
план-конспект

Зуева Ольга Львовна

Формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по формированию пространственно-временных представлений у детей старшего  дошкольного  возраста

в группе компенсирующей направленности

для детей с ЗПР

        

Тема: формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР.

Цель: создание  условий для формирования временных представлений у детей с ЗПР

Образовательные задачи:

  • обобщать  представления об изменениях в природе в соответствии с временем года.
  • активизировать  словарь по темам: «Зима» , «Весна», « Лето», « Осень».
  • закреплять временные понятия : утро, день, вечер, ночь, сутки.
  • закреплять умения ориентироваться на плоскости  и в схеме собственного тела.

Коррекционные задачи:

  • обогащать словарный запас по данной  лексической  теме.
  • закреплять  правильное  употребление  предлогов В и НА.
  • развивать слуховое  и зрительное  восприятие,  устойчивость внимания, аналитико-синтетические  процессы  мышления.
  • развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные задачи:

  • развивать коммуникативные навыки,
  • содействовать  позитивному отношению детей к сверстникам и взрослым.
  • воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.

Виды интеграции образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, здоровье.

Предварительная работа: изготовление дидактических материалов и пособий (план-карта, «Ворота», лабиринты, разрезные картинки – «Кораблик», кукла-распашонка).

Словарная работа: по лексическим темам («осень», «весна», «лето», «зима», «дикие животные», «овощи», «фрукты»);закрепление временных понятий –утро, вечер, день, ночь; право, лево, верх, низ, посередине.

   Оборудование и материалы: план-схема группового помещения, ключи, муляжи овощей и фруктов, корзинка, тарелка, мольберт, карточки с изображением диких животных (заяц, волк, лиса, белка ,ёж), разрезные картинки «Кораблик», лабиринты на каждого из детей, картины с абстрактным изображением времен года, «Ворота» - из мишуры , замок, кукла-распашонка.

    ХОД НОД.

    - Ребята, подойдите все, пожалуйста, ко мне.

Друг на друга посмотрите.

Крепко за руки возьмитесь.

Влево, вправо повернитесь.

И друг другу – улыбнитесь.

    - Ребята! А вы любите сказки? ( ответы детей) Сегодня я хочу вам рассказать сказку. Хотите ее послушать? ( ответы детей) В некотором Царстве в некотором Государстве жил был царь… и была у него дочь…Царевна Прекрасная. Но однажды похитил Прекрасную Царевну Змей Горыныч , посадил её в высокую башню, а ту башню закрыл на замок….Сидит Царевна Прекрасная в башне и горько плачет… ждет, кто придет к ней на помощь и её освободит. Хотите помочь Царевне Прекрасной?( ответ детей) Путь наш будет нелегким. Много испытаний нас ждет. Правильно выполненные задания - это ключи к замку в башне Змея Горыныча, где спрятана Царевна Прекрасная…

   - Вы готовы к путешествию? ( ответы детей) Тогда, вокруг себя повернитесь и в спасителей Царевны превратитесь! ( дети поворачиваются вокруг себя).

     - Поможет нам в этом нелегком путешествии карта. Здесь отмечены места, где нас ждут ключи с заданиями. Где же первый ключ? Как вы думаете? (ответы детей) Правильно ребята. Первый ключ нас ждет там, где написана цифра один. - Куда мы должны пойти ? (ответы детей).

    - Вы правильно определили направление. А вот и первый ключ. Будьте внимательны. Сейчас вы должны будете отгадать загадки:

     Первая загадка:

 Если солнышко встает и все просыпается,

Какое время суток настает? Как оно называется? (утро)

- А что можно делать утром? (ответы детей)

    Вторая загадка:

Солнце в небе высоко очень ярко светит,

 И обедают тогда взрослые и дети.

Это за время суток, значит наступает …?

Кто мне скажет из ребят, кто же угадает? (день)

А что можно делать днем? (ответы детей)

     Третья загадка:

 Солнце катится к закату.

 Все домой спешат ребята.

Ужин всех их дома ждет.

 Какое время суток настает?

(вечер)

     И последняя загадка:

 Солнце село. Темнота.

Спать, друзья, пришла пора .

Как же время суток нам назвать

Когда людям надо спать? ( ночь)


- Утро, день, вечер, ночь…убежали сутки прочь…

С этим заданием вы справились и заработали первый ключ!

- Куда же нам идти дальше? Давайте посмотрим на нашу карту.(педагог с детьми рассматривает план помещения , ищет флажок под номером и двигается в данном направлении)

А вот и ключ! Интересно, какое задание нас с вами здесь ждет?

- Посмотрите на эту волшебную полянку и подумайте, в какое время года мы с вами попали? (педагог показывает лист, где абстрактно изображена «Осень», слушает ответы детей)

- Вы правильно угадали - это осень. А что можно делать осенью (собирать урожай, ходить за грибами и ягодами)

    - Посмотрите, что у нас лежит на столе? (овощи и фрукты) Давайте наведем порядок. Все овощи мы положим в корзинку, а фрукты на тарелку. С какой стороны стола стоит корзина ? (с левой ) С какой стороны стола стоит тарелка ( с правой) Каждый возьмет по одному предмету и выбирая, куда его положить скажет ...

- Например: «Яблоко – это фрукт. Я его положу на тарелку» «Морковка – это овощ. Я её положу в корзинку»

     - Давайте проверим, все ли мы правильно выполнили? Что у нас лежит в корзине? Что у нас лежит на тарелке? (ответы детей). С этим заданием вы справились и заработали второй ключ!

    - Где же нам найти третий ключ? (педагог с детьми рассматривает карту – схему , ищут флажок под номером 3 и двигаются в данном направлении)

- Вот третий ключ! Посмотрите внимательно…

- В какое время года мы с вами попали? (ответы детей) Почему вы думаете, что это зима? (ответы детей) Что вы знаете о зиме? Что можно делать зимой?

    - Посмотрите, кто нас здесь встречает? (на магнитной доске в правом верхнем углу изображение лисы, в левом верхнем углу изображение волка, посередине – зайца, в правом нижнем углу – белки, в левом нижнем – ежа).

- Как назвать их всех одним словом? (дикие животные)

- А вот и задание. Зайчонок решил пойти в гости. Если он поскачет в правый верхний угол, к кому он попадет? (ответы детей) А если в левый нижний? А в левый верхний? А где живет белка? (в правом нижнем углу)? Как вы думаете, к кому он не хочет идти в гости? Почему? А с кем наш зайчонок будет дружить? Почему? (ответы детей) Зимой диким животным холодно и голодно в лесу. Давайте порадуем их и расскажем стихотворение  про  зимний  лес.

     Физ. минутка: « Зимний  лес»

Мы  пришли  в  зимний  лес,

Сколько  здесь  вокруг  чудес.

Справа  березка  в  шубе  стоит,

Слева  елка  на  нас  глядит.

Снежинки  в небе  кружатся,

И на  землю  красиво  ложатся.

В  лесу  красота  и покой.

А  нам  пора  уже  домой.

  - Животным очень понравилось, как вы рассказывали стихотворение, и они дарят вам третий ключ.

  - Давайте посмотрим, куда нам идти дальше. Под каким номером мы будем искать ключ? (дети и педагог ищут на плане флажок под номером 4 и двигаются в данном направлении)

   - Здесь опять волшебная полянка! Как вы думаете, какое это время года? (ответы детей) А что происходит с природой весной ? (тает снег, бегут ручьи, появляются первые листочки) А как мы с вами можем поиграть весной? (попускать кораблики).

  - Чтобы получить волшебный ключ, нам нужно сложит кораблики из деталей. Дети выкладывают кораблики из разрезных частей. А теперь, сядем за стол и проведем наши кораблики по весеннему ручейку. (каждому ребенку выдается лабиринт, где он с помощью карандаша прокладывает путь своему кораблику) Проведите дорожку по ручейку от мальчика – синего цвета, а от девочки – красного.

   - Какого цвета дорожка будет от мальчика? А от девочки?

   - Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание?

   - С заданием все справились верно. Еще один ключ в наших руках.

   - Остался последний ключ. И его номер?( ответы детей) Если мы его добудем, то Прекрасная Царевна будет свободна.( дети и педагог рассматривают план схему, ищут флажок под номером 5 и двигаются в нужном направлении)

- Куда же нам идти? (ответы детей)

- Ребята, как вы думаете, а это какое время года? Какая погода бывает летом? Что можно делать летом? (ответы детей)

    - Нам откроется путь к замку, если вы пройдете через «Волшебные ворота». Ворота непростые, ворота золотые. Кто ответ правильно назовет, тот через них и пройдет. Будьте внимательны!

Зима холодная, а лето …теплое.

Зимой солнце низко, а летом…высоко.

Зимой идет снег, а летом…дождь.

Зимой можно кататься на коньках, а летом…на велосипеде.

Зимой медведь спит, а летом…ходит.

Зимой дни короткие, а летом …длинные.

    - И самый последний вопрос.. Самый трудный…Что лишнее : осень, ночь, весна, зима, лето ? Почему? (ответы детей)

     -И с этим заданием вы справились. Последний ключ у нас! Пора открывать замок. Но какой же из пяти ключей его откроет? (на магнитной доске изображение замка с замком, к которому подойдет только один ключ; дети должны соотнести ключ с замочной скважиной по форме)

- Ключ подошел! Прекрасная Царевна свободна! Закройте на минутку глаза!(педагог надевает на себя куклу-распашонку и говорит с детьми от имени Прекрасной Царевны)

- «Здравствуйте ребята! Спасибо что освободили меня! А теперь вставайте в круг. Я хочу с вами поиграть.

Помашите мне правой рукой.

Топните дружно левой ногой.

Правым глазом мне подмигните.

За левое ушко…слегка потяните.

Обе руки теперь вверх поднимите

Плавно их вниз теперь опустите. Молодцы. А теперь скажите, кто от вас стоит справа… слева…?

- Мне очень понравилось с вами играть. Вы все такие добрые, внимательные, смелые. Я хочу подарить вам на память мои портреты. Вы их сможете раскрасить и рассказать своим друзьям и родителям о своем путешествии в сказку.

- Вокруг себя вы повернитесь и в детский садик возвратитесь…

(педагог снимает куклу и подводит итог занятия)

- Ребята, вам понравилась моя сказка? Что  понравилось больше всего?  Сегодня сказка с нами прощается, но мы с ней еще обязательно встретимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и значение интерактивной доски в формировании пространственно-временных представлений у умственно отсталых учащихся на уроках истории России

Выдержка из аттестационной работы на тему "Формирование временныx и пространственныx представлений на уркаx истории России в специальной (коррекционной) школе VIII вида....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Тема: «Колобок в гостях у детей».

Работа представляет собой конспект занятия по формированию элементарных  математических представлений. Тема: «Колобок в гостях у детей»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «По дороге в лесную школу».

Конспект открытого НОД по  формированию элементарных математических представлений в  подготовительной к школе группе № 15, МАДОУ "Сказка"...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.

laquo;Как Зайка друзей искал». Дифференциация предлогов В \ НА \ ПОД. (Публикация в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2015-2016 учебного года.) Конспект итого...

Конспект урока на тему «Пространственно-временные отношения» 1 класс

Повторить взаимоотношения в пространстве, правое и левое направление в пространстве. Выполнить задания на графическое воспроизведение направлений....

Авторские упражнения с речевым сопровождением по лексической теме «Части суток» для формирования пространственно-временных понятий дошкольников с ОВЗ

В дошкольном возрасте формируются первые представления о времени, наполненном жизнью и трудом. Время и пространство – наиболее трудная категория для усвоения дошкольниками с ОВЗ, поэтому необход...