Конспект НОД по формированию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
план-конспект
Формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.docx | 24.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по формированию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
в группе компенсирующей направленности
для детей с ЗПР
Тема: формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР.
Цель: создание условий для формирования временных представлений у детей с ЗПР
Образовательные задачи:
- обобщать представления об изменениях в природе в соответствии с временем года.
- активизировать словарь по темам: «Зима» , «Весна», « Лето», « Осень».
- закреплять временные понятия : утро, день, вечер, ночь, сутки.
- закреплять умения ориентироваться на плоскости и в схеме собственного тела.
Коррекционные задачи:
- обогащать словарный запас по данной лексической теме.
- закреплять правильное употребление предлогов В и НА.
- развивать слуховое и зрительное восприятие, устойчивость внимания, аналитико-синтетические процессы мышления.
- развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
- развивать коммуникативные навыки,
- содействовать позитивному отношению детей к сверстникам и взрослым.
- воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.
Виды интеграции образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, здоровье.
Предварительная работа: изготовление дидактических материалов и пособий (план-карта, «Ворота», лабиринты, разрезные картинки – «Кораблик», кукла-распашонка).
Словарная работа: по лексическим темам («осень», «весна», «лето», «зима», «дикие животные», «овощи», «фрукты»);закрепление временных понятий –утро, вечер, день, ночь; право, лево, верх, низ, посередине.
Оборудование и материалы: план-схема группового помещения, ключи, муляжи овощей и фруктов, корзинка, тарелка, мольберт, карточки с изображением диких животных (заяц, волк, лиса, белка ,ёж), разрезные картинки «Кораблик», лабиринты на каждого из детей, картины с абстрактным изображением времен года, «Ворота» - из мишуры , замок, кукла-распашонка.
ХОД НОД.
- Ребята, подойдите все, пожалуйста, ко мне.
Друг на друга посмотрите.
Крепко за руки возьмитесь.
Влево, вправо повернитесь.
И друг другу – улыбнитесь.
- Ребята! А вы любите сказки? ( ответы детей) Сегодня я хочу вам рассказать сказку. Хотите ее послушать? ( ответы детей) В некотором Царстве в некотором Государстве жил был царь… и была у него дочь…Царевна Прекрасная. Но однажды похитил Прекрасную Царевну Змей Горыныч , посадил её в высокую башню, а ту башню закрыл на замок….Сидит Царевна Прекрасная в башне и горько плачет… ждет, кто придет к ней на помощь и её освободит. Хотите помочь Царевне Прекрасной?( ответ детей) Путь наш будет нелегким. Много испытаний нас ждет. Правильно выполненные задания - это ключи к замку в башне Змея Горыныча, где спрятана Царевна Прекрасная…
- Вы готовы к путешествию? ( ответы детей) Тогда, вокруг себя повернитесь и в спасителей Царевны превратитесь! ( дети поворачиваются вокруг себя).
- Поможет нам в этом нелегком путешествии карта. Здесь отмечены места, где нас ждут ключи с заданиями. Где же первый ключ? Как вы думаете? (ответы детей) Правильно ребята. Первый ключ нас ждет там, где написана цифра один. - Куда мы должны пойти ? (ответы детей).
- Вы правильно определили направление. А вот и первый ключ. Будьте внимательны. Сейчас вы должны будете отгадать загадки:
Первая загадка:
Если солнышко встает и все просыпается,
Какое время суток настает? Как оно называется? (утро)
- А что можно делать утром? (ответы детей)
Вторая загадка:
Солнце в небе высоко очень ярко светит,
И обедают тогда взрослые и дети.
Это за время суток, значит наступает …?
Кто мне скажет из ребят, кто же угадает? (день)
А что можно делать днем? (ответы детей)
Третья загадка:
Солнце катится к закату.
Все домой спешат ребята.
Ужин всех их дома ждет.
Какое время суток настает?
(вечер)
И последняя загадка:
Солнце село. Темнота.
Спать, друзья, пришла пора .
Как же время суток нам назвать
Когда людям надо спать? ( ночь)
- Утро, день, вечер, ночь…убежали сутки прочь…
С этим заданием вы справились и заработали первый ключ!
- Куда же нам идти дальше? Давайте посмотрим на нашу карту.(педагог с детьми рассматривает план помещения , ищет флажок под номером 2 и двигается в данном направлении)
А вот и ключ! Интересно, какое задание нас с вами здесь ждет?
- Посмотрите на эту волшебную полянку и подумайте, в какое время года мы с вами попали? (педагог показывает лист, где абстрактно изображена «Осень», слушает ответы детей)
- Вы правильно угадали - это осень. А что можно делать осенью (собирать урожай, ходить за грибами и ягодами)
- Посмотрите, что у нас лежит на столе? (овощи и фрукты) Давайте наведем порядок. Все овощи мы положим в корзинку, а фрукты на тарелку. С какой стороны стола стоит корзина ? (с левой ) С какой стороны стола стоит тарелка ( с правой) Каждый возьмет по одному предмету и выбирая, куда его положить скажет ...
- Например: «Яблоко – это фрукт. Я его положу на тарелку» «Морковка – это овощ. Я её положу в корзинку»
- Давайте проверим, все ли мы правильно выполнили? Что у нас лежит в корзине? Что у нас лежит на тарелке? (ответы детей). С этим заданием вы справились и заработали второй ключ!
- Где же нам найти третий ключ? (педагог с детьми рассматривает карту – схему , ищут флажок под номером 3 и двигаются в данном направлении)
- Вот третий ключ! Посмотрите внимательно…
- В какое время года мы с вами попали? (ответы детей) Почему вы думаете, что это зима? (ответы детей) Что вы знаете о зиме? Что можно делать зимой?
- Посмотрите, кто нас здесь встречает? (на магнитной доске в правом верхнем углу изображение лисы, в левом верхнем углу изображение волка, посередине – зайца, в правом нижнем углу – белки, в левом нижнем – ежа).
- Как назвать их всех одним словом? (дикие животные)
- А вот и задание. Зайчонок решил пойти в гости. Если он поскачет в правый верхний угол, к кому он попадет? (ответы детей) А если в левый нижний? А в левый верхний? А где живет белка? (в правом нижнем углу)? Как вы думаете, к кому он не хочет идти в гости? Почему? А с кем наш зайчонок будет дружить? Почему? (ответы детей) Зимой диким животным холодно и голодно в лесу. Давайте порадуем их и расскажем стихотворение про зимний лес.
Физ. минутка: « Зимний лес»
Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа березка в шубе стоит,
Слева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся,
И на землю красиво ложатся.
В лесу красота и покой.
А нам пора уже домой.
- Животным очень понравилось, как вы рассказывали стихотворение, и они дарят вам третий ключ.
- Давайте посмотрим, куда нам идти дальше. Под каким номером мы будем искать ключ? (дети и педагог ищут на плане флажок под номером 4 и двигаются в данном направлении)
- Здесь опять волшебная полянка! Как вы думаете, какое это время года? (ответы детей) А что происходит с природой весной ? (тает снег, бегут ручьи, появляются первые листочки) А как мы с вами можем поиграть весной? (попускать кораблики).
- Чтобы получить волшебный ключ, нам нужно сложит кораблики из деталей. Дети выкладывают кораблики из разрезных частей. А теперь, сядем за стол и проведем наши кораблики по весеннему ручейку. (каждому ребенку выдается лабиринт, где он с помощью карандаша прокладывает путь своему кораблику) Проведите дорожку по ручейку от мальчика – синего цвета, а от девочки – красного.
- Какого цвета дорожка будет от мальчика? А от девочки?
- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание?
- С заданием все справились верно. Еще один ключ в наших руках.
- Остался последний ключ. И его номер?( ответы детей) Если мы его добудем, то Прекрасная Царевна будет свободна.( дети и педагог рассматривают план схему, ищут флажок под номером 5 и двигаются в нужном направлении)
- Куда же нам идти? (ответы детей)
- Ребята, как вы думаете, а это какое время года? Какая погода бывает летом? Что можно делать летом? (ответы детей)
- Нам откроется путь к замку, если вы пройдете через «Волшебные ворота». Ворота непростые, ворота золотые. Кто ответ правильно назовет, тот через них и пройдет. Будьте внимательны!
Зима холодная, а лето …теплое.
Зимой солнце низко, а летом…высоко.
Зимой идет снег, а летом…дождь.
Зимой можно кататься на коньках, а летом…на велосипеде.
Зимой медведь спит, а летом…ходит.
Зимой дни короткие, а летом …длинные.
- И самый последний вопрос.. Самый трудный…Что лишнее : осень, ночь, весна, зима, лето ? Почему? (ответы детей)
-И с этим заданием вы справились. Последний ключ у нас! Пора открывать замок. Но какой же из пяти ключей его откроет? (на магнитной доске изображение замка с замком, к которому подойдет только один ключ; дети должны соотнести ключ с замочной скважиной по форме)
- Ключ подошел! Прекрасная Царевна свободна! Закройте на минутку глаза!(педагог надевает на себя куклу-распашонку и говорит с детьми от имени Прекрасной Царевны)
- «Здравствуйте ребята! Спасибо что освободили меня! А теперь вставайте в круг. Я хочу с вами поиграть.
Помашите мне правой рукой.
Топните дружно левой ногой.
Правым глазом мне подмигните.
За левое ушко…слегка потяните.
Обе руки теперь вверх поднимите
Плавно их вниз теперь опустите. Молодцы. А теперь скажите, кто от вас стоит справа… слева…?
- Мне очень понравилось с вами играть. Вы все такие добрые, внимательные, смелые. Я хочу подарить вам на память мои портреты. Вы их сможете раскрасить и рассказать своим друзьям и родителям о своем путешествии в сказку.
- Вокруг себя вы повернитесь и в детский садик возвратитесь…
(педагог снимает куклу и подводит итог занятия)
- Ребята, вам понравилась моя сказка? Что понравилось больше всего? Сегодня сказка с нами прощается, но мы с ней еще обязательно встретимся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и значение интерактивной доски в формировании пространственно-временных представлений у умственно отсталых учащихся на уроках истории России
Выдержка из аттестационной работы на тему "Формирование временныx и пространственныx представлений на уркаx истории России в специальной (коррекционной) школе VIII вида....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей ЗПР.
Конспект занятия по математики (4-год обучения)....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Тема: «Колобок в гостях у детей».
Работа представляет собой конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Тема: «Колобок в гостях у детей»....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «По дороге в лесную школу».
Конспект открытого НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе № 15, МАДОУ "Сказка"...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.
laquo;Как Зайка друзей искал». Дифференциация предлогов В \ НА \ ПОД. (Публикация в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2015-2016 учебного года.) Конспект итого...
Конспект урока на тему «Пространственно-временные отношения» 1 класс
Повторить взаимоотношения в пространстве, правое и левое направление в пространстве. Выполнить задания на графическое воспроизведение направлений....
Авторские упражнения с речевым сопровождением по лексической теме «Части суток» для формирования пространственно-временных понятий дошкольников с ОВЗ
В дошкольном возрасте формируются первые представления о времени, наполненном жизнью и трудом. Время и пространство – наиболее трудная категория для усвоения дошкольниками с ОВЗ, поэтому необход...