Авторские упражнения с речевым сопровождением по лексической теме «Части суток» для формирования пространственно-временных понятий дошкольников с ОВЗ
методическая разработка

В дошкольном возрасте формируются первые представления о времени, наполненном жизнью и трудом. Время и пространство – наиболее трудная категория для усвоения дошкольниками с ОВЗ, поэтому необходимо уделять им особое внимание. Умение ориентироваться во времени, дает возможность детям успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений, является одним из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе. Дети должны научиться называть и различать части суток: утро, день, вечер, ночь.

Хотим предложить вам комплекс упражнений с речевым сопровождением для правильного формирования временных представлений по теме «Части суток» у дошкольников с особыми возможностями здоровья.  Упражнения с речевым сопровождением основаны на тесной связи слова и движения, они включают пальчиковые, речевые, двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, что является очень эффективными методами и приемами при обучении дошкольников с ОВЗ.

Стихи к упражнениям составила Мерясева И.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chasti_sutok_stihi.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Надежда» «Нижнекамская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Авторские упражнения с речевым сопровождением по лексической теме «Части суток» для формирования пространственно-временных понятий дошкольников с ОВЗ

Составила: Мерясева Ирина Владимировна

  учитель-дефектолог I кв. категории

г. Нижнекамск, 2024

В дошкольном возрасте формируются первые представления о времени, наполненном жизнью и трудом. Время и пространство – наиболее трудная категория для усвоения дошкольниками с ОВЗ, поэтому необходимо уделять им особое внимание. Умение ориентироваться во времени, дает возможность детям успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений, является одним из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе. Дети должны научиться называть и различать части суток: утро, день, вечер, ночь.

Хотим предложить вам комплекс упражнений с речевым сопровождением для правильного формирования временных представлений по теме «Части суток» у дошкольников с особыми возможностями здоровья.  Упражнения с речевым сопровождением основаны на тесной связи слова и движения, они включают пальчиковые, речевые, двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, что является очень эффективными методами и приемами при обучении дошкольников с ОВЗ.

Стихи к упражнениям составила Мерясева И.В.

Цель – формировать представления о частях суток.

Задачи:

1) Уточнять представления о частях суток, связывая их с тем, что делают люди утром, днём, вечером, ночью;

2) Развивать зрительное и слуховое восприятие;

3) Учить выполнять действия в соответствии с текстом;

4) Обогащать словарь за счет слов, характеризующих временные понятия

5) Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве, различать лево, право, низ, верх.

6) Воспитывать у детей желание участвовать в совместных играх.

Упражнения с речевым сопровождением по теме «Части суток».

«Что мы делаем – расскажем, что мы делаем – покажем» (И.В. Мерясева)

Солнышко встаёт, (Руки вверх)

Нас с собой зовёт, (Взмахи руками)

Будем просыпаться, (Потянуться)

В садик собираться. (Ходьба на месте)

Днём мы будем рисовать, (Пальцем рисовать на ладошке)

Свои пальчики считать, (Пересчитывать пальчики)

А потом будем лепить, (Мять кулачки)

Строить дом и все в нем жить. (Ладони соединены вверху «крыша»)

Быстро тихий час пройдёт, (Две ладони положить под щеку)

Кого-то мама заберёт, (Ходьба по кругу)

Будем вечером играть, (Хлопки в ладоши)

И игрушки убирать. (Наклоны вправо-влево)

А потом наступит ночь –  (Закрыть глаза обеими руками)

Будем сладко спать.  (Две ладони положить под щеку)

Будем утро снова ждать (Руки вверх)

И солнышко встречать.  (Взмахи кистями).

Упражнение с речевым сопровождением «День и ночь» (И.В. Мерясева)

Наступает день, (Прыжки на двух ногах)

Прыгать нам не лень. (Прыжки на двух ногах)

Прыгаем и скачем, (Прыжки  с продвижением вперед)

Упадём – не плачем. (Прыжки  с продвижением вперед)

Наступает ночка, (Закрыть глаза)

Засыпай-ка, дочка! (Две ладони положить под щеку)

Засыпай, сыночек!

Аленький цветочек!

Прим: детям, которые ограничены в движениях предлагается ходьба на коленях или изображение ходьбы пальчиками обеих рук.

Упражнение с речевым сопровождением «Мой день» (И.В. Мерясева)

На гимнастику с утра сам я просыпаюсь, (Руки вверх, потянуться)

И в спортивный свой костюм (Имитация одевания брюк)

Быстро одеваюсь. (Имитация одевания кофты)

Раз наклон, два наклон – (Наклоны в стороны)

Очень я стараюсь. (Наклоны в стороны)

Руки вверх, Руки вниз – (Поднять руки вверх, опустить руки вниз)

Так я занимаюсь. (Поднять руки вверх, опустить руки вниз)

Ну, а днём пойду гулять, (Ходьба по кругу)

И друзей себе искать.  (Повороты вправо-влево)

Будем вместе мы играть, (Хлопки в ладоши)

Бегать, прыгать и скакать. (Бег на месте)

Домой вечером приду, (Ходьба на месте)

Папу с мамой обниму. (Имитация обнимания)

Буду с ними я играть, (Хлопки в ладоши)

Сказки вечером читать. (Поглаживание тыльной стороны ладони)

Ночью все мы ляжем спать, (Две ладони положить под щеку)

Будем звездочки считать. (Пересчитывать пальчики)

Светит с неба нам луна, (Руки вверх)

Говорит: «Всем спать пора!» (Две ладони положить под щеку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и значение интерактивной доски в формировании пространственно-временных представлений у умственно отсталых учащихся на уроках истории России

Выдержка из аттестационной работы на тему "Формирование временныx и пространственныx представлений на уркаx истории России в специальной (коррекционной) школе VIII вида....

Речевой материал по лексической теме "Профессии"

Формирование грамматического строя речи.Формирование и расширение лексической стороны речи.Развитие лексико- синтаксического анализа....

"Обобщение и закрепление по теме: части суток".

Конспект урока по предмету "Развитие речи" для обучающихся с ТМНР....

Интерактивная презентация по теме: "Части суток" для детей с ОВЗ (умственная отсталось)

Адаптированная интерактивная презентация для работы на уроке "Окружающий природный мир" во 2 классе (умеренная и тяжелая умственная отсталось) по теме: Узнавание и различение частей суток...