Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.
план-конспект на тему

Белоусова Светлана Александровна

«Как Зайка друзей искал». Дифференциация предлогов В \ НА \ ПОД. (Публикация в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2015-2016 учебного года.) Конспект итогового занятия на тему «Дифференциация предлогов В \ НА \ ПОД», проводится с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Цель занятия: закрепить навыки практического употребления в речи предлогов В, НА и ПОД; уточнить умение детей определять пространственное распространение предметов с помощью предлогов В, НА, ПОД; совершенствовать навыки составления предложений по двум опорным картинкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_belousova.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.

Автор:

Белоусова Светлана Александровна 299-080-659

Самойлова Елена Игоревна 226-368-987

«Как Зайка друзей искал». Дифференциация предлогов В \ НА \ ПОД

ТЕМА: «Дифференциация предлогов В \ НА \ ПОД».

ЦЕЛИ: 

закрепить навыки практического употребления в речи предлогов В, НА и ПОД;

уточнить умение детей определять пространственное распространение предметов с помощью предлогов В, НА, ПОД;

совершенствовать навыки составления предложений по двум опорным картинкам.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Карточки со схематичным изображением предлогов В, НА, ПОД на каждого ребёнка.
  • Картинки с изображением: зайца;

сосны и белки;

дуба, барсука и совы;

бревна и лисы;

пня и медведя;

облаков и лебедей;

огорода и крота;

куста и ежа;

жука и травинки.

  • Картинка дома.
  • Стол с набором детской посуды.
  • Карточки с изображением двух предметов для составления предложений.
  • Карточки с тремя картинками на различные предлоги.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I часть. Вводная часть.

  • Вспомните, ребята, с какими «маленькими словами» мы уже с вами знакомы. (В, НА, ПОД)
  • Какой схемой мы обозначаем «маленькое слово» НА?
  • Какой схемой мы обозначаем «маленькое слово» ПОД?
  • Какой схемой мы обозначаем «маленькое слово» В?

Ответом на вопрос логопеда будет показ детьми карточек со схематическим изображением предлогов. Вариантом этого задания может быть показ логопеда схемы предлога, а детям необходимо назвать, какое маленькое слово обозначается показанной схемой.  

Рисунок 1

II часть. Основная часть.

А) «Как Зайка друзей искал».

        На доске вывешены картинки в следующем порядке: пенёк, дуб,  бревно,  травинка, сосна, огород, облака в небе, куст.

Рисунок 2

  • Вы любите сказки слушать, когда вам их читают? А сами сочинять сказку умеете? Если любите слушать и сочинять, значит знаете, что такое сказка? (Это выдуманное, чего в жизни не бывает).
  •  Давайте все вместе придумаем сейчас сказку.
  • Наша сказка будет про то, как Зайка друзей искал. Так мы её и назовём «Как Зайка друзей искал». Кто героем будит нашей сказки? (Зайка).

На доску вывешивается картинка зайца.

  • Собрался как-то Зайка поискать себе друзей. Идёт он, а навстречу ему… (Медведь).

Вывешивается на доску картинка с изображением медведя, которую прикрепляют к  пню.

  • Ребята, где сидит мишка? (Мишка сидит НА пеньке).
  • Познакомился Зайка с медведем и пригласил его на свой день рождение.
  • Идёт Зайка дальше, а на встречу ему… (Барсук и сова).

Вывешивается картинка с изображением дуба, на котором висит барсук, а из дупла выглядывает сова.

  • Ребята, где висит барсук? (Барсук висит НА суку).
  • Где сидит сова? (Сова сидит В дупле).
  • Познакомился Зайка с барсуком и совой и пригласил их на свой день рождение.
  • Идёт Зайка дальше, а на пути ему встречается … (Лиса).

Вывешивается картинка с изображением лисы, которую прикрепляют на бревно.

  • Ребята, где стоит лиса? (Лиса стоит НА бревне).
  • Познакомился Зайка с лисой и пригласил её на свой день рождение.
  • Идёт Зайка дальше, видит, огромная травинка, кто там притаился … (Жук)?

Вывешивается картинка с изображением жука лежащего под травинкой.

  • Ребята, где лежит жук? (Жук лежит ПОД травинкой).
  • Познакомился Зайка с жуком и пригласил его на свой день рождение.
  • Идёт Зайка дальше, дошёл до огромного дерева, на котором увидел … (Белку).

Вывешивается картинка с изображением белки, которую прикрепляют к дереву.

  • Ребята, где Зайка увидел белку. (Зайка увидел белку НА дереве).
  • Познакомился Зайка с белкой и пригласил её на день рождение.
  • Идёт Зайка дальше, дошёл до огорода, видит нора.
  • Кто живёт тут? (Крот).

Вывешивается картинка с изображением крота, которая помещается под картинку огорода.

  • Пригласить крота на день рождение лично не удалось Зайке. Почему? (Его не видно днём, он живёт ПОД землёй).
  • Но Зайка оставил ему записку с приглашением к себе в гости.
  • Идёт Зайка дальше, а навстречу ему … (Ёж).

Вывешивается картинка ежа, которая прикрепляется под куст.

  • Ребята, где притаился ёж? (Ёж притаился ПОД кустом).
  • Познакомился Зайка с ежом и пригласил его к себе на день рождение.

Рисунок 3

Б) «День рождения Зайки».

  • Вот сколько друзей нашёл себе Зайка. Он всех пригласил на день рождения к себе домой. Это в жизни Зайка живёт под кустиком, а наш сказочный Зайчик будет жить в домике.

Выставляется ширма, на которой вывешена картинка дома, на неё наклеены различные предметы, насекомые, птица, кошка, таким образом, чтобы дети смогли увидеть эти предметы в пространстве. Логопед прости внимательно рассмотреть дом Зайки. После, детям задаются вопросы:

  • Что сушится на заборе? (Подушка сушится НА заборе.)
  • Кто сидит на крыше? (НА крыше сидит кошка.)
  • Кто спрятался под дровами? (Червяк спрятался под дровами.)

Ширма отодвигается – «дети попадают в избушку зайца». В «избушке стоит стол».

  • Зайка пригласил столько гостей, а угощение ещё не готово. Нужно поторопиться. Пока Зайка занят приготовлением к празднику, наша задача накрыть на стол. Что для этого надо? (Посуда).

Логопед достаёт коробку с посудой.

  • Маша, возьми тарелку и поставь её НА стол.
  • Что ты сделала? (Я поставила тарелку НА стол).
  • Сава, возьми чашку и поставь её НА блюдце.
  • Что ты сделал? (Я поставил чашку НА блюдце).
  • Миску для ежа поставь ПОД стол.
  • Что ты сделал? (Миску поставил для ежа ПОД стол).
  • Возьми чайную ложку и положи её В чашку.
  • Что ты сделал? (Я положил ложку В чашку).

В) «Вручение подарков».

        Звенит звонок.

  • А вот и гости приехали. Давайте мальчики нам расскажут, на чем приехали гости.

Логопед раздаёт каждому мальчику карточку с изображёнными на ней двумя предметами:

                Белка – велосипед                Белка приехала НА велосипеде.

Медведь – машина                Медведь приехал НА машине.

Еж – плот                        Ёж приплыл НА плоту.

Лебеди – самолёт                Лебеди  прилетели НА самолёте.

Лиса – автобус                Лиса приехала НА автобусе.

Жук – вертолёт                Жук прилетел НА вертолёте. 

Рисунок 4

  • Гости принесли подарки. Каждый свой подарок в чём-то принёс. Теперь девочки расскажут про каждый подарок.

Логопед раздаёт каждой девочке карточку с изображёнными на ней двумя предметами:

                Морковь – корзина                Морковь принесли В пакете.

Капуста – коробка                Капусту принесли В коробке.

Вишня – банка                Вишню принесли В банке.

Цветы – ваза                Цветы принесли В вазе.

Рисунок 5

Г) Физминутка.

Логопед читает стихотворение В. Волиной. Чтение стихотворения сопровождается имитацией движений.

Скок – поскок, скок – поскок,

Зайка прыгнул на песок.

В барабан он громко бьёт,

В чехарду играть зовёт.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок – скок - скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Д) «Игра в прятки».

  • Когда мы справляем день рождения в группе, обязательно играем в игры. Зайка приглашает всех сыграть в прятки.
  • У вас на столах лежат схемы «маленьких слов». Найдите схему «маленького слова» В и покажите её мне.
  • Найдите схему «маленького слова» ПОД и покажите её мне.
  • Найдите схему «маленького слова» НА и покажите её мне.

Детям раздаются карточки с тремя картинками на различные предлоги.

  • Теперь будьте внимательны. У вас на столах лежат карточки, на них по три картинки, на которых мы можем увидеть, куда наши герои спрятались.
  • Найдите картинку, по которой можно составить предложение с «маленьким словом» НА. Покажите её пальцем.  Глазами найдите схему «маленького слова» НА. Закройте ею картинку.
  •  Маша, какую картинку ты закрыла схемой. Придумай по ней предложение.
  • Найдите картинку, по которой можно составить предложение с «маленьким словом» ПОД. Покажите её пальцем.  Глазами найдите схему «маленького слова» ПОД. Закройте ею картинку.
  • Вика, какую картинку ты закрыла схемой. Придумай по ней предложение.
  • Найдите картинку, по которой можно составить предложение с «маленьким словом» В. Покажите её пальцем.  Глазами найдите схему «маленького слова» В. Закройте ею картинку.
  • Аня, какую картинку ты закрыла схемой. Придумай по ней предложение.

Рисунок 6

III часть. Итоговая часть.

  • Что мы сегодня делали на занятии? (Придумывали сказку).
  • Как сказка называлась? («Как Зайка искал друзей»).
  • Какие «маленькие слова» мы сегодня с вами повторили?
  • Что понравилось на занятии?

Оценивается работа каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт": "Как купить машину".

Конспект занятия  по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи  в подготовительной группе для детей с ОНР по...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: "Овощи"

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий все стороны речи и внимание детей при изуче...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей логопедической группе: "Предлог из"

Данное занятие направлено на формирование у детей умения правильно употреблять предлог из с существительными в родительном падеже....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы на тему «Дикие животные»

Занятие направлено на закрепление знаний детей о диких животных наших лесов, обогащение словарного запаса, развитие навыков словообразования, составления предложений и описательных рассказов....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Осень»

В данном конспекте представлено подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие проводится по лексическо...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Домашние животные и их детеныши. Пересказ по опорным картинкам»

Цель: Закрепление и расширение знаний детей о домашних животных и их детенышей. Пересказ текста "Найда и щенята" по опорным картинкам....