Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.
план-конспект на тему
«Как Зайка друзей искал». Дифференциация предлогов В \ НА \ ПОД. (Публикация в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2015-2016 учебного года.) Конспект итогового занятия на тему «Дифференциация предлогов В \ НА \ ПОД», проводится с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Цель занятия: закрепить навыки практического употребления в речи предлогов В, НА и ПОД; уточнить умение детей определять пространственное распространение предметов с помощью предлогов В, НА, ПОД; совершенствовать навыки составления предложений по двум опорным картинкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_belousova.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи.
Автор:
Белоусова Светлана Александровна 299-080-659
Самойлова Елена Игоревна 226-368-987
«Как Зайка друзей искал». Дифференциация предлогов В \ НА \ ПОД
ТЕМА: «Дифференциация предлогов В \ НА \ ПОД».
ЦЕЛИ:
закрепить навыки практического употребления в речи предлогов В, НА и ПОД;
уточнить умение детей определять пространственное распространение предметов с помощью предлогов В, НА, ПОД;
совершенствовать навыки составления предложений по двум опорным картинкам.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Карточки со схематичным изображением предлогов В, НА, ПОД на каждого ребёнка.
- Картинки с изображением: зайца;
сосны и белки;
дуба, барсука и совы;
бревна и лисы;
пня и медведя;
облаков и лебедей;
огорода и крота;
куста и ежа;
жука и травинки.
- Картинка дома.
- Стол с набором детской посуды.
- Карточки с изображением двух предметов для составления предложений.
- Карточки с тремя картинками на различные предлоги.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I часть. Вводная часть.
- Вспомните, ребята, с какими «маленькими словами» мы уже с вами знакомы. (В, НА, ПОД)
- Какой схемой мы обозначаем «маленькое слово» НА?
- Какой схемой мы обозначаем «маленькое слово» ПОД?
- Какой схемой мы обозначаем «маленькое слово» В?
Ответом на вопрос логопеда будет показ детьми карточек со схематическим изображением предлогов. Вариантом этого задания может быть показ логопеда схемы предлога, а детям необходимо назвать, какое маленькое слово обозначается показанной схемой.
Рисунок 1
II часть. Основная часть.
А) «Как Зайка друзей искал».
На доске вывешены картинки в следующем порядке: пенёк, дуб, бревно, травинка, сосна, огород, облака в небе, куст.
Рисунок 2
- Вы любите сказки слушать, когда вам их читают? А сами сочинять сказку умеете? Если любите слушать и сочинять, значит знаете, что такое сказка? (Это выдуманное, чего в жизни не бывает).
- Давайте все вместе придумаем сейчас сказку.
- Наша сказка будет про то, как Зайка друзей искал. Так мы её и назовём «Как Зайка друзей искал». Кто героем будит нашей сказки? (Зайка).
На доску вывешивается картинка зайца.
- Собрался как-то Зайка поискать себе друзей. Идёт он, а навстречу ему… (Медведь).
Вывешивается на доску картинка с изображением медведя, которую прикрепляют к пню.
- Ребята, где сидит мишка? (Мишка сидит НА пеньке).
- Познакомился Зайка с медведем и пригласил его на свой день рождение.
- Идёт Зайка дальше, а на встречу ему… (Барсук и сова).
Вывешивается картинка с изображением дуба, на котором висит барсук, а из дупла выглядывает сова.
- Ребята, где висит барсук? (Барсук висит НА суку).
- Где сидит сова? (Сова сидит В дупле).
- Познакомился Зайка с барсуком и совой и пригласил их на свой день рождение.
- Идёт Зайка дальше, а на пути ему встречается … (Лиса).
Вывешивается картинка с изображением лисы, которую прикрепляют на бревно.
- Ребята, где стоит лиса? (Лиса стоит НА бревне).
- Познакомился Зайка с лисой и пригласил её на свой день рождение.
- Идёт Зайка дальше, видит, огромная травинка, кто там притаился … (Жук)?
Вывешивается картинка с изображением жука лежащего под травинкой.
- Ребята, где лежит жук? (Жук лежит ПОД травинкой).
- Познакомился Зайка с жуком и пригласил его на свой день рождение.
- Идёт Зайка дальше, дошёл до огромного дерева, на котором увидел … (Белку).
Вывешивается картинка с изображением белки, которую прикрепляют к дереву.
- Ребята, где Зайка увидел белку. (Зайка увидел белку НА дереве).
- Познакомился Зайка с белкой и пригласил её на день рождение.
- Идёт Зайка дальше, дошёл до огорода, видит нора.
- Кто живёт тут? (Крот).
Вывешивается картинка с изображением крота, которая помещается под картинку огорода.
- Пригласить крота на день рождение лично не удалось Зайке. Почему? (Его не видно днём, он живёт ПОД землёй).
- Но Зайка оставил ему записку с приглашением к себе в гости.
- Идёт Зайка дальше, а навстречу ему … (Ёж).
Вывешивается картинка ежа, которая прикрепляется под куст.
- Ребята, где притаился ёж? (Ёж притаился ПОД кустом).
- Познакомился Зайка с ежом и пригласил его к себе на день рождение.
Рисунок 3
Б) «День рождения Зайки».
- Вот сколько друзей нашёл себе Зайка. Он всех пригласил на день рождения к себе домой. Это в жизни Зайка живёт под кустиком, а наш сказочный Зайчик будет жить в домике.
Выставляется ширма, на которой вывешена картинка дома, на неё наклеены различные предметы, насекомые, птица, кошка, таким образом, чтобы дети смогли увидеть эти предметы в пространстве. Логопед прости внимательно рассмотреть дом Зайки. После, детям задаются вопросы:
- Что сушится на заборе? (Подушка сушится НА заборе.)
- Кто сидит на крыше? (НА крыше сидит кошка.)
- Кто спрятался под дровами? (Червяк спрятался под дровами.)
Ширма отодвигается – «дети попадают в избушку зайца». В «избушке стоит стол».
- Зайка пригласил столько гостей, а угощение ещё не готово. Нужно поторопиться. Пока Зайка занят приготовлением к празднику, наша задача накрыть на стол. Что для этого надо? (Посуда).
Логопед достаёт коробку с посудой.
- Маша, возьми тарелку и поставь её НА стол.
- Что ты сделала? (Я поставила тарелку НА стол).
- Сава, возьми чашку и поставь её НА блюдце.
- Что ты сделал? (Я поставил чашку НА блюдце).
- Миску для ежа поставь ПОД стол.
- Что ты сделал? (Миску поставил для ежа ПОД стол).
- Возьми чайную ложку и положи её В чашку.
- Что ты сделал? (Я положил ложку В чашку).
- …
В) «Вручение подарков».
Звенит звонок.
- А вот и гости приехали. Давайте мальчики нам расскажут, на чем приехали гости.
Логопед раздаёт каждому мальчику карточку с изображёнными на ней двумя предметами:
Белка – велосипед Белка приехала НА велосипеде.
Медведь – машина Медведь приехал НА машине.
Еж – плот Ёж приплыл НА плоту.
Лебеди – самолёт Лебеди прилетели НА самолёте.
Лиса – автобус Лиса приехала НА автобусе.
Жук – вертолёт Жук прилетел НА вертолёте.
Рисунок 4
- Гости принесли подарки. Каждый свой подарок в чём-то принёс. Теперь девочки расскажут про каждый подарок.
Логопед раздаёт каждой девочке карточку с изображёнными на ней двумя предметами:
Морковь – корзина Морковь принесли В пакете.
Капуста – коробка Капусту принесли В коробке.
Вишня – банка Вишню принесли В банке.
Цветы – ваза Цветы принесли В вазе.
Рисунок 5
Г) Физминутка.
Логопед читает стихотворение В. Волиной. Чтение стихотворения сопровождается имитацией движений.
Скок – поскок, скок – поскок,
Зайка прыгнул на песок.
В барабан он громко бьёт,
В чехарду играть зовёт.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись!
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок – скок - скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Д) «Игра в прятки».
- Когда мы справляем день рождения в группе, обязательно играем в игры. Зайка приглашает всех сыграть в прятки.
- У вас на столах лежат схемы «маленьких слов». Найдите схему «маленького слова» В и покажите её мне.
- Найдите схему «маленького слова» ПОД и покажите её мне.
- Найдите схему «маленького слова» НА и покажите её мне.
Детям раздаются карточки с тремя картинками на различные предлоги.
- Теперь будьте внимательны. У вас на столах лежат карточки, на них по три картинки, на которых мы можем увидеть, куда наши герои спрятались.
- Найдите картинку, по которой можно составить предложение с «маленьким словом» НА. Покажите её пальцем. Глазами найдите схему «маленького слова» НА. Закройте ею картинку.
- Маша, какую картинку ты закрыла схемой. Придумай по ней предложение.
- Найдите картинку, по которой можно составить предложение с «маленьким словом» ПОД. Покажите её пальцем. Глазами найдите схему «маленького слова» ПОД. Закройте ею картинку.
- Вика, какую картинку ты закрыла схемой. Придумай по ней предложение.
- Найдите картинку, по которой можно составить предложение с «маленьким словом» В. Покажите её пальцем. Глазами найдите схему «маленького слова» В. Закройте ею картинку.
- Аня, какую картинку ты закрыла схемой. Придумай по ней предложение.
Рисунок 6
III часть. Итоговая часть.
- Что мы сегодня делали на занятии? (Придумывали сказку).
- Как сказка называлась? («Как Зайка искал друзей»).
- Какие «маленькие слова» мы сегодня с вами повторили?
- Что понравилось на занятии?
Оценивается работа каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт": "Как купить машину".
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: "Овощи"
В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий все стороны речи и внимание детей при изуче...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей логопедической группе: "Предлог из"
Данное занятие направлено на формирование у детей умения правильно употреблять предлог из с существительными в родительном падеже....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы на тему «Дикие животные»
Занятие направлено на закрепление знаний детей о диких животных наших лесов, обогащение словарного запаса, развитие навыков словообразования, составления предложений и описательных рассказов....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Осень»
В данном конспекте представлено подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие проводится по лексическо...
Конспект занятия к рабочей программе «Коррекция речевого развития детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»
Конспект занятия...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Домашние животные и их детеныши. Пересказ по опорным картинкам»
Цель: Закрепление и расширение знаний детей о домашних животных и их детенышей. Пересказ текста "Найда и щенята" по опорным картинкам....