Развитие интереса к процессу обучения математике на основе учёта индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по теме
Описание опыта работы учителя математики по развитию интереса к предмету у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_3.doc | 445.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Барнаульская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида»
« Предмет математики столь серьезен,
что не следует упускать ни одной возможности
сделать его более занимательным»
Блез Паскаль
Развитие интереса к процессу обучения математике на основе учета индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья
(из опыта работы учителя математики Калининой Н.М.)
План:
- Обоснование выбора темы.
- Теоретическая интерпретация опыта:
-сущность;
-условия становления опыта;
-противоречия и затруднения, решаемые в данном опыте;
-ведущая идея опыта;
-результативность;
-трудоемкость;
-доступность.
III. Технология опыта.
1) Учет особенностей организации учебного процесса в школе для детей с нарушением ОДА.
2) Индивидуальная и коррекционная работа- основа развития детей с нарушением ОДА.
3) Интерес как ценное свойство личности, содействующее ее целостному развитию.
4) Занимательность в процессе обучения- одно из средств формирования интереса к учению.
5) Отдельные приемы, повышающие интерес к учению.
IV. Результативность.
Может ли современный урок математики быть радостным и интересным? Может ли он активизировать творческие возможности ученика? Можно ли математику сделать для школьников доступной и увлекательной? Эти и другие подобные вопросы я часто задавала себе, работая много лет в массовой школе. Но особенно остро я почувствовала их актуальность, когда начала работать с детьми в специальной коррекционной школе.
Вряд ли кто-нибудь будет возражать, что математика один из самых трудных предметов и в массовой школе и в специальной. Опытные педагоги знают, что обучение математике можно сравнить с лестницей, на которой нельзя пропустить ни одной ступеньки. Одна пропущенная ступенька, один слишком быстро сделанный шаг - и уроки математики превращаются в мучение и для ребенка, и для педагога на долгие годы.
Специалисты – дефектологи едины в понимании того, что механическое увеличение времени на изучение тех или иных разделов математики в специальной школе не дает должного обучающего и развивающего эффекта. Известно, что помочь детям с отклонениями в развитии овладеть математикой могут лишь особые психолого-педагогические подходы и специализированные педагогические технологии, учитывающие общие закономерности и специфические особенности развития каждой категории этих детей.
ДЦП поражает, в первую очередь, двигательные системы мозга, в связи с чем ведущим дефектом являются двигательные расстройства в виде параличей, парезов, насильственных движений, нарушений координации движения. Поражение двигательных систем головного мозга задерживает темп психического развития. ДЦП часто сочетается с нарушениями речи, слуха, зрения и другими расстройствами. У детей с двигательными нарушениями наблюдается малый запас знаний и представлений об окружающем, повышенная психическая истощаемость, замедленность мыслительных процессов, несформированность пространственных представлений, нарушено качество внимания, его объем значительно меньше, чем у здоровых сверстников, концентрация низкая, крайне небольшая устойчивость. Неустойчивость внимания связана с повышенной утомляемостью, которая характерна для большинства детей с ДЦП.
Наблюдения первых дней работы с данными детьми выявили следующие проблемы:
- Организационно - психологические:
- отсутствие умений быстро включаться в работу;
- стойкая привычка детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних заданий;
- пассивность большинства учащихся в процессе обучения;
- несформированность представления об отличном ответе у доски на уроке математики;
- частая отвлекаемость;
- низкий познавательный интерес.
2)Общеучебные умения, навыки, элементы развития:
-недостаточная техника чтения;
-крайне низкий темп (скорость) письма, нечеткий почерк;
-неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память;
-несформированность операций мышления (анализ, синтез…);
-неумение отделять существенное от несущественного;
-отсутствие навыков самоконтроля.
3) Специальные математические ЗУН:
- слабые вычислительные навыки (все арифметические действия в пределах 100 учащиеся должны выполнять устно);
- ошибки в делении и умножении многозначных чисел;
- слабое знание правил порядка выполнения действий;
- слабые умения решать текстовые задачи;
- недостаточное развитие графических умений;
- недостаточно грамотная устная и письменная речь.
Аномальное психическое развитие детей с ДЦП мешает полноценному усвоению программного материала массовой школы в условиях обычного обучения.
Очевидно, что необходима была определенная переориентация обучения указанной категории школьников.
Поэтому, я пришла к убеждению: чтобы добиться хороших результатов в учебе детей с нарушением ОДА, надо сделать обучение желанным процессом. А для этого необходима мотивация - совокупность побуждений к деятельности. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности.
Общеизвестно, что один из путей активизации познавательной деятельности- возбуждение интереса к предмету познания. Я вижу решение данной проблемы в разнообразии форм и методов обучения на основе учета индивидуальных особенностей детей, страдающих ДЦП.
Сущность опыта заключается в:
-формировании устойчивого интереса у учащихся с ДЦП к изучению математики;
-социальной и интеллектуальной реабилитации детей с ДЦП через организацию индивидуальной коррекционной работы.
В основе опыта теория формирования интереса к процессу обучения известного дидакта Щукиной Г.И. и кандидата педагогических наук доцента кафедры Управления развитием школы Винокуровой Н.К.
В работе творчески использованы:
- рекомендации М.В. Ипполитовой по учебно-воспитательной работе в школе - интернате для детей с ЦП;
- методика диагностики и коррекции высших психических функций Тихомировой Л.Ф.;
- технология отработки умений и навыков учебного труда и рациональных приемов обучения математике Л.М.Фридмана.
Опыт формировался в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, которая функционирует с1997 года. Школа располагается в новом типовом здании. Большинство детей, которые поступили в школу в 1997 году, пришли с надомного обучения.
Автор опыта (образование высшее, педстаж 42 года, в данной школе работает15 лет, почти со дня ее открытия) в своей практической деятельности решает проблему создания условий для выравнивания указанной категории школьников и достижения ими стандарта образования по математике.
Опыт актуален для большинства учителей математики школ для детей с нарушением ОДА, т.к. он способствует достижению основной цели обучения в коррекционной специальной школе - приобретению базовой математической подготовки, формированию значимых знаний и умений, интенсивному интеллектуальному развитию средствами математики на материале, отвечающем особенностям и возможностям данной категории учащихся, а так же он направлен на преодоление следующих трудностей:
-шаблон и формализм в преподавании математики;
-слабый интерес к предмету;
-несформированность навыков интеллектуальной деятельности;
-низкая работоспособность детей с ЦП;
-слабые вычислительные навыки;
-двигательные расстройства в виде параличей, насильственных движений, нарушений координации движения;
-незрелость эмоций, воли, поведения;
-ограниченный запас знаний, сведений и представлений.
Ведущая идея опыта:
идея учения без принуждения, основанная на поддержании устойчивого интереса к предмету и снятии психологической перегрузки учащихся.
Результативность :
-устойчивый интерес к урокам математики;
-преодоление неуспеваемости и пассивности учащихся;
-создание условий сотрудничества учителя и учащихся;
-обеспечение дифференцированного обучения;
-стабильность результатов (45% детей учится на «4» и «5» );
-отсутствие проблемы дисциплины.
Трудоемкость :
-на первом этапе психологическая переориентация учителя на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья;
-отсутствие госстандартов в коррекционной школе для детей, страдающих ДЦП;
-отсутствие специально-разработанных учебников математики для использования в условиях специальной (коррекционной) школы;
Доступность :
опыт может быть использован учителями, начинающими работать в данной школе.
В основе работы - общеобразовательная программа, адаптированная на основе базисного учебного плана специальной школы-интерната для детей с ДЦП, рассчитанного на 6-летнее обучение в основной школе (5,6,7,8,9,10 классы) и 2-х-летнее в средней (11-12 классы).
Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. Реализация этой цели осуществляется через использование следующих взаимосвязанных компонентов:
- Учет особенностей организации учебного процесса в школе для детей с нарушением ОДА;
- Индивидуальная коррекционная работа-основа развития детей с нарушением ОДА;
- Интерес как ценное свойство личности, содействующее ее целостному развитию;
- Занимательность в процессе обучения - одно из средств формирования интереса к учению.
Важнейшее условие, позволяющее правильно строить учебный процесс в коррекционной школе заключается в том, чтобы в каждой теме выделять главное и, исходя из этого четко дифференцировать материал, вычленять те задачи, которые должны отрабатываться и выполняться многократно, и те, которые служат другим целям (развитие интереса) и не должны дублироваться. Учащимся должны быть известны обязательные результаты обучения.
Учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требовать от школьников интеллектуального напряжения. В то же время обязательные требования, особенно на первых порах, должны быть очень невелики по охвату материала и доступны. Важно, чтобы школьники поверили в свои силы, испытали успех в учебе. Именно учебный успех может стать сильнейшим мотивом вызывающим желание учиться.
Важным для достижения успеха является стиль работы, который установится в классе. Мотивацией учения должны быть не наказание и страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала за малейшее продвижение.
Усвоение материала будет более эффективным, если опираться на особенности соотношения конкретного и абстрактного мышления данного контингента учащихся. В соответствии с этим умственная деятельность должна подкрепляться конкретной материальной деятельностью (начертить, вырезать , составить фигуру и др.).
Интеллектуальное развитие непосредственным образом связано с развитием речи. Учащиеся должны на уроке много говорить и записывать, вслух разъяснять свои мысли, высказывать догадки, предлагать способы решения, задавать вопросы.
Для развития учащихся в процессе решения текстовых задач не надо жалеть времени на то, чтобы вопрос или пояснение были записаны. Практиковать пересказ условия задачи своими словами. Поощрять решение задачи разными способами, придумывание задач.
Целенаправленно формировать навыки самоконтроля (использовать приемы проверки своих действий).
Решение несложных нестандартных задач одно из условий развития продуктивной мыслительной деятельности.
Степень самостоятельности учеников при решении указанных задач не так уж важна. Главное здесь - осознание каждым приема решения.
Вовлечение детей в активную учебную деятельность (математические игры в классе и дома).
Таким образом, доступная интересная деятельность, ощущение успеха , доброжелательные отношения -вот непременные условия эффективной работы с детьми страдающими ДЦП.
Основой развития детей с нарушением ОДА является организация индивидуальной коррекционной работы .
- Присутствие учителя на психолого-педагогическом консилиуме в школе с целью получения первоначальных сведений о будущих учениках;
- Посещение квартир учащихся (знакомство с бытом, составом семьи, беседы с родителями с целью выяснения семейных отношений, выявления интересов учащихся).
- Ознакомление с информацией о состоянии здоровья школьников;
- Установление причин неуспеваемости (слабая способность к восприятию речевой и слуховой информации, ее переработки и воспроизведения);
- Заполнение индивидуальной карты развития на каждого школьника;
- Формирование общеучебных навыков, развитие воли, внимания, памяти;
- Учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей в учебно-воспитательном коррекционном процессе;
- Тесная связь с медицинскими работниками, логопедом, психологом, воспитателем;
- Видение учителем каждого ученика, своевременная помощь в процессе работы;
- Проверка тетрадей в присутствии ученика и оперативная помощь в работе над ошибками;
- Создание коррекционного уголка в классе;
- Коррекционные уроки;
- Создание ситуации успеха на уроке;
- Дифференциация домашних заданий, самостоятельных и контрольных работ;
- Организация взаимоконтроля и взаимопомощи;
- Умелое сочетание программного материала со специальными коррекционными упражнениями;
- Соблюдение охранительного режима (ортопедминутки, физпаузы, минуты отдыха).
Прекрасный советский педагог В.А. Сухомлинский, тонко понимавший внутренний мир ребенка, говорил: «Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться». Радость успеха должны познать все, в том числе и те, кому школьная наука дается с трудом. Для того ,чтобы сделать математику для школьников доступной и увлекательной, нужно вызвать восхищение и удивление ребят, предложить им такие формы работы, которые незаметно вовлекут всех в полезную целенаправленную деятельность.
Опыт моей работы показывает, что только интерес и удивление могут заставить учеников задуматься над тем или иным вопросом. От интереса к предмету зависит работа памяти школьника. Если ученик неравнодушен к изучаемому материалу, тогда запоминание происходит быстро и прочно. Глубокое понимание происходит тогда, когда вместе с разумом работают чувства, порождая творческую активность. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из объективной действительности. Но предметом интереса для человека является далеко не все, а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность. Педагогический подход к решению этого вопроса состоит в том, чтобы:
-возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние заинтересованности окружающими явлениями;
-всей системой обучения и воспитания целенаправленно формировать интерес как ценное свойство личности, содействующее ее целостному развитию.
Одним из важных структурных элементов процесса обучения является мотивация учения. Чтобы ученик учился с желанием, необходима мотивация-совокупность побуждений к деятельности. Основными видами побуждений являются разного рода потребности. Естественные потребности есть у всех людей от рождения ( в пище, воде…). Культурные потребности возникают лишь в процессе жизнедеятельности.
Интерес – особая психологическая потребность личности в определенных предметах и видах деятельности как источниках желанных переживаний и средствах достижения желанных целей. (Додонов Б.И.).
Исследования Г.И. Щукиной показывают, что самым действенным мотивом учебной деятельности является познавательный интерес.
В школе объектом познавательных интересов учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения. Под познавательным интересом психологи понимают избирательную направленность психических процессов человека на явления и объекты реального мира. Самой первичной формой познавательного интереса является любопытство как реакция на изменение обстановки, на появление нового в окружающем мире. Затем возникает любознательность и увлеченность предметом, о чем свидетельствует множество задаваемых ребенком вопросов.
В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто как средство активизации познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизировать мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей.
Если из окружающего мира человек отбирает только то, что является для него более значимым, то следует задуматься над тем, чтобы особо важное в обучении представить в интересной для ученика форме.
Школьника могут привлекать такие стороны обучения, которые связаны с особенно яркими, эмоционально поданными фактами, с обаянием личности учителя. Эти внешние стимулы могут вызвать состояние заинтересованности данным частным случаем и не окажут влияния на формирование устойчивого стремления ученика проникнуть в сущность изучаемого учебного материала. Познавательный интерес как средство обучения становится надежным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения.
Показатели, по которым можно обнаружить познавательный интерес:
1 .Многообразные проявления, характеризующие мыслительную активность учащихся:
А) вопросы учащихся, свидетельствующие об умственной активности школьников;
Б) самостоятельное стремление ученика принимать участие в обсуждении фронтальных вопросов, исправлении ответов товарищей;
В) сосредоточенность произвольного внимания;
Г) реакция на звонок;
Д) наблюдениями фиксируется и такой важный для познавательного интереса показатель, как характер процесса деятельности: и то как принимается задание- с готовностью к действию или безразличием, и то, как выполняется- самостоятельно или по образцу, и то, насколько внимателен при этом ученик или рассеян, и то, каково отношение его к процессу своей деятельности -увлеченное или равнодушное, и то , наконец, каков результат выполнения познавательной задачи (глубина, основательность, оригинальность либо узость и примитивность в подходе).
2) Эмоциональные проявления выражаются (в процессе наблюдений):
А) в речевых реакциях-восклицаниях (типа: «вот здорово»);
Б) в особом эмоциональном последствии, в наступившей тишине, свидетельствующей о взволнованности;
В) в адекватности реакции учащегося в ответ на происходящее в классе (смех в ответ на юмор, мимика гнева, радости , мыслительного напряжения);
3) Избирательная направленность круга чтения и характер использования свободного времени.
4) Вопросы учащихся-
свидетельство их пытливости, познавательной активности, индикатор наличия познавательного интереса.
Стимулы ,побуждающие познавательный интерес в учебном процессе:
1)новизна содержания;
2)обновление уже усвоенных знаний;
3)исторический аспект школьных знаний;
4)практическая необходимость в знаниях для жизни;
5)показ современных научных достижений.
Стимулы, связанные с организацией познавательной деятельности:
- Многообразие форм самостоятельной работы;
- Проблемность;
- Исследовательский подход;
- Творческие работы;
- Практические работы.
Стимулы, связанные с отношениями между участниками учебного процесса:
- Создание эмоционального тонуса познавательной деятельности;
- Эмоциональность самого учителя;
- Доверие к познавательным возможностям учащегося (педагогический оптимизм);
- Взаимная поддержка в деятельности учителя и учащегося;
- Соревнования;
- Поощрения.
Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса к процессу обучения- Щукиной Г.И. считает, что развить интерес можно за счет следующих условий:
-личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
-содержание учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);
-методов и приемов обучения.
Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний- поле для творческой деятельности любого преподавателя. Для воспитания и развития интереса к предмету учитель располагает, в основном, двумя возможностями: работой на уроке и внеклассной работой.
Занимательность в процессе обучения - одно из средств формирования интереса к учению. Занимательность на уроке – это отнюдь не синоним развлекательности, а, наоборот - напряженный труд и постоянный поиск. «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву - одна из трудностей и важнейших задач дидактики, - писал К.Д. Ушинский. Для поддержания и развития интереса к предмету следует включить в процесс обучения занимательные задачи, без которых по мнению Н.И. Лобачевского, преподавание не бывает успешным, поскольку занимательность - необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание. Всю занимательность обучения, следуя К.Д. Ушинскому, принято делить на «внешнюю», не связанную с содержанием урока, и «внутреннюю», - причем «внутренняя» занимательность предпочтительнее «внешней».
В основу классификации материалов занимательного характера следует заложить:
А) связь с учебным материалом;
Б) воздействие на мыслительную деятельность учащихся.
В результате получаем следующее:
-организационную занимательность;
-информационную занимательность;
-внеучебные занятия занимательного характера;
-учебные занимательные задания.
Под организационной деятельностью понимается занимательность, связанная с организацией урока и лишь косвенно связанная с учебным материалом. Например, ученик, лучше всех решивший устные упражнения, награждается значком «Самый смекалистый» и может носить его до следующего урока.
Информационная занимательность вызывает любопытство учащихся. Обычно она не ставит перед учащимися проблемы, а заставляет задуматься об общих вопросах математики. Например, уже в 5 классе, начиная изучать многозначные числа, я рассказываю историю о богаче - миллионере и незнакомце, который при встрече предложил, казалось бы, очень выгодную для богача сделку: «Я буду целый месяц приносить тебе ежедневно по100 тысяч рублей. Не даром, разумеется, но плата пустяшная. В первый день ты должен по нашему уговору уплатить 1 копейку, во второй день-2 копейки, за третью сотню-4 копейки, за четвертую-8 копеек, и так целый месяц, каждый день вдвое больше предыдущего»,- сказал незнакомец. Богач с радостью согласился. Цифры начали расти с неумолимой быстротой (далее мы узнаем, что это геометрическая прогрессия) и в последний раз миллионер, получив в общей сумме 3 000 000 рублей, подсчитал, что сам отдал 10 737 418 р. 23 к. без малого 11 миллионов! А ведь началось с одной копейки. Это впечатляет!
Я убеждена, что педагогическая работа- это прежде всего и более всего работа психологическая. Мне нравится притча о Шартрском соборе, и я ее рассказываю детям:
«Путник спросил трех его строителей, кативших по дороге тачки с камнями, что они делают. Один сказал: «Везу тачку, пропади она пропадом». Второй сказал: «зарабатываю на хлеб. Семья». Третий сказал: «Я строю Шартрский собор». Хотелось бы, что все мы: и учителя, и дети, отвечая на вопрос: «Зачем ходим в школу?», сказали правду и в этой правде-ответе были составляющие ответов рабочих, но предпочтение отдано третьему ответу. А это возможно, если имеется определенная атмосфера, «микроклимат». Ее нельзя скопировать и нельзя перенять из другого опыта. В большей степени она зависит от учителя. Хорошая атмосфера - это радость и успех в труде.
Плохая атмосфера - нет желания учиться.
Идеальная атмосфера - это совместная работа в поиске истины.
Смекалка – это основной вид проявления творчества. Она выражается в результате анализа, сравнений, обобщений, установления связей, аналогий, выводов, умозаключений. Эти качества умственной деятельности можно и нужно развивать в процессе обучения. Предлагая учащимся занимательные задачи, я формирую у них способность выполнять эти операции и одновременно развиваю смекалку.
А. Анализ и синтез важнейшие мыслительные операции. Анализ связан с выделением элементов данного объекта, его признаков или свойств.
Синтез – это соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое. В мыслительной деятельности анализ и синтез дополняют друг друга. Например, при изучении геометрического материала в 5,6 классах можно задать такие вопросы:
- Определите, сколько треугольников вы видите на рисунке 1 и квадратов на рисунках 2 и 3?
Рис.1 Рис.2 Рис.3
- Начертите треугольник. Проведите в нем отрезок так, чтобы он разделил треугольник на четырехугольник и треугольник.
Б. Сравнение – мыслительная операция с помощью которой устанавливается сходство и различие предметов. Формировать умение пользоваться этим приемом я начинаю поэтапно, например,
1) 5-й класс: определите, что общего в данных фигурах, а в чем различие (рис.4. и 5.)?
Рис. 4 Рис. 5
- Уберите «лишнюю» фигуру. Ответ обоснуйте.
В. Очень важным считаю задачи на внимание. Например:
1) подсчитать количество отрезков (их 10)
_________________________________________
- Сосчитать количество прямоугольников
(их 30, т.е. 8 по 1; 10- 2, 5-из 4, 2-из 6, 1- из 8 прямоугольников).
Г. Даю задание. «Найдите ошибку или лишнее условие». « Я задумала число. Из следующих утверждений о нем три верных, одно неверное. Это число: 1) двузначное; 2) простое; 3) полный квадрат; 4) кратно7; Найти его». «Ясно - говорят ребята - что число, будучи кратным 7 и являющееся полным квадратом, не простое и оно 49».
Д. дети очень любят задания на «нарушение стереотипов». Например : что больше х или –х; 2а или а (6- класс).
Е .Важным считаю задачи на отработку какого-либо алгоритма.
Так, рассказ о юном Гауссе и о том, как он быстро нашел сумму чисел
1+2+3+4+ 5+ … + 96+97+98+99+100, даю задание:
Найти сумму всех четных чисел первой тысячи. Ребята решают , используя прием Гаусса.
2+4+6+8+…+996+998+1000= (2+1000)+ (4+998) + (6+996) +…=1002х250= =250 000.
Ж. Ученики 10 класса, в котором я преподаю математику , имеют общую тетрадь для решения нестандартных задач и задач повышенной трудности. Эти задачи разбираются либо на коррекционных уроках, либо на занятиях кружка, иногда на уроках. Дети и сами приносят такие задачи (находят их в журналах, в интернете).
Занимательность позволяет мне:
--активизировать познавательную деятельность учащихся, вызывать самостоятельный поиск;
--разнообразить формы и методы традиционного обучения;
--осуществлять коррекцию развития высших психических функций;
--развивать стойкий интерес к предмету, желание учиться;
--способствовать более прочному усвоению программного материала.
Решение интересных занимательных задач создает атмосферу взаимодействия, и я радуюсь повышению математической культуры своих учеников и своей профессиональной компетентности. Этот способ активизирует деятельность ученика и учителя в рамках урока, во внеклассной работе и в работе по самосовершенствованию.
Первые и последние уроки в каждой четверти я отвожу рассказу о значении математики, о математике вокруг нас , о замечательных людях, посвятивших свою жизнь математике, о связи с другими предметами, о НОТ школьника, или же сочинению сказок, выполнению викторин, проведению различных конкурсов.
Большое внимание уделяю на уроке «разминке». Этот прием фронтальной работы вовлекает в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить. Интересно, что в этом случае работают даже те дети, которые обычно молчат, поскольку интеллектуально пассивны или стесняются публичных ответов. Разминка занимает 5-7 минут. Этот вид работы проводится или на этапе проверки домашнего задания, или первичного усвоения, когда вопросы очень просты (репродуктивные) и требуют однозначный, быстрый ответ, проверяющий знание и внимание детей, умение слушать. Если разминку проводить перед объяснением новой темы, то она должна включать не только вопросы на проверку домашнего задания, но и актуализацию опорных знаний , которые необходимо восстановить в памяти. Дети отвечают хором и в случае правильного ответа делают себе в тетради заметку(+). В конце разминки я объясняю, за сколько ответов можно поставить себе ту или иную отметку.
Примеры вопросов разминки:
--назовите наименьшее однозначное число;
--можно ли количество цветов в спектре радуги разделить на 3 без остатка?
--сколько человек в трех квартетах?
--сложите порядковые номера месяцев года - мая и августа;
--сколько ступенек у лестницы, где средняя-8-я ступенька?
--сколько ног, хвостов и рогов у трех коров?
Буквенный диктант.
Его можно использовать перед объяснением темы. Не я называю тему, а ученики. Смысл диктанта: учащиеся про себя отвечают на вопрос, а записывают лишь первую букву ответа. Затем из выделенных букв составляется слово. Например :
5-й класс.
Т – цирковая кличка собаки Каштанки (Тешка)
Р – полевой цветок народный для гадания пригодный (ромашка)
О – время года, когда листья становятся разноцветными (осень)
З – свет мой … скажи, да всю правду расскажи (зеркальце)
Е – самая плохая оценка (единица)
К – и от дедушки ушел , и от бабушки ушел (колобок)
О – металл, из которого сделан стойкий солдатик (олово)
Из первых букв составляем слово- анаграмму отрезок.
Числовой диктант.
Чем он интересен? Во - первых, устный счет сам по себе полезен на уроках математики. Во- вторых, мы не просто считаем, а подсчитываем то, знание чего входит в базовый минимум школьной программы не только по данному предмету, т.е. мы расширяем кругозор. В- третьих, ненавязчиво предлагаем ученику еще раз прочитать учебник. Несколько примеров таких вопросов для учеников 7-го класса.
- сумму смежных углов разделите на количество сторон квадрата;
- возведите в квадрат количество букв в названии математического предложения, которое принимается без доказательства;
- количество материков умножьте на количество океанов (6х4=24);
- количество признаков равенства треугольников умножьте на порядковый номер ноты «ля» в октаве (3х6=18).
Цифровой диктант
Этот прием для быстрой фронтальной проверки усвоения и закрепления знаний. Учитель произносит некоторое утверждение и, если ученик согласен, то он ставит (1), если нет- (0) в результате получается число. Например (5-класс), тема «Решение уравнений».
- Уравнение – это равенство, содержащее букву, значение которой надо найти. (1)
- Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо к сумме прибавить известное слагаемое (0)
- решить уравнение- значит найти все его корни (или убедиться ,что корней нет) (1).
- 100: 4=20 (0).
- Чтобы найти неизвестное уменьшаемое , надо к разности прибавить вычитаемое (1).
- Корнем уравнения называется значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство (1).
- 120 больше 60 на 2 (0).
Ответ: 1010110.
Дидактические игры
Работа по развитию интереса к учению не составляет отдельного этапа какого –либо урока, она ведется на каждом этапе урока, систематически в течении всего учебного года. Игра для детей является одной из самых привлекательных форм деятельности. Она способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию и проходит не формально, а заинтересованно. Игра дает возможность учащимся оценить на фоне других себя. Умение же оценивать себя правильно- это важная способность человека, помогающая ему в жизни: недооценка своих способностей мешает человеку быть инициативным, решительным ,энергичным.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения, воспитания и развития детей. В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше.
Цель дидактической игры - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Игровой замысел состоит в том, чтобы на основе «праздника» активизировать мышление учащихся на уроке. Поэтому использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, с различными отклонениями в развитии.
Основные функции дидактических игр - это формирование:
- устойчивого интереса к учению и снятие напряжения;
- психических новообразований;
- собственно учебной деятельности;
- общеучебных умений и навыков;
- навыков самоконтроля и самооценки;
- адекватных взаимоотношений.
Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс, и моя задача направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным. На некоторых примерах покажу методику проведения таких игр.
Игра « Да-нет -ка»
Используется:
- для организации отдыха;
-чтобы создать интригующую ситуацию;
-чтобы отгадать тему урока и др.
Эта игра:
-учит связывать разрозненные факты в единую картину;
-систематизировать информацию;
-слушать и слышать соучеников.
Правила игры: учитель загадывает нечто (число, предмет, формулу, понятие и др.), ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает «да» , «нет», « и да, и нет». Когда провожу эту игру впервые, иллюстрирую ее с помощью стихотворения:
-- Загадала я предмет.
--это лейка?
--нет.
--не линейка?
--Нет.
--это кошка?
--нет.
--это мошка?
--нет.
--может кнопка?
--нет.
--значит пробка?
--нет.
--не могу найти ответ.
После прочтения спрашиваю детей: «Ребята, как вы думаете, почему предмет не смогли угадать? Как надо задавать вопросы, чтобы не гадая, и не перебирая разные названия, угадать то, что загадано?» Вопросы потом проанализировать, какие были сильные, какие слабые?.
Игра- физкультминутка «Узнай свое число» используется:
- для организации отдыха;
-для закрепления какого-либо понятия, действия;
-для развития внимания, памяти.
К спине каждого игрока прикрепляется карточка с номером, но так, чтобы никто не знал своего номера. Я называю сумму всех номеров. Каждый ученик должен определить, какой у него номер. Кто первый назовет свое число - тот победит. Сначала предстоит догадаться, что из суммы нужно вычесть номера своих товарищей, а затем играющему следует передвигаться с большой осторожностью, стараясь подсмотреть номера других и не показать своего.
Лото. Домино. Перфокарты .
Практически все мои дети очень медленно и с трудом пишут, а при использовании этих игр в учебном процессе они получают возможность быстро , устно выполнить задание. С их помощью я имею возможность быстро проверить знания учащихся. А ребята любят работать с такими карточками.
Кроссворды. Ребусы.
Чаще всего использую на уроках как поощрение за хорошо и быстро выполненную работу.
Игра может быть проведена на любом этапе урока разного типа. Она сочетается с другими формами обучения и воспитания.
Коррекционно-развивающее обучение - это обучение, направленное на исправление дефектов личности ребенка с одновременным раскрытием его потенциальных возможностей на учебном программном материале.
Целью коррекционно-развивающего обучения является создание оптимальных условий для эффективного обучения и способствующих развитию личности ребенка.
Одним из важнейших условий эффективной коррекционной работы являются коррекционные игры. Подбирая игры, учитываю основные направления коррекционной работы:
- Совершенствование сенсомоторного развития, развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
-развитие зрительного восприятия и узнавание;
-развитие зрительной памяти и внимания;
-формирование обобщенных представлений о свойствах предмета (цвет, форма, величина)
-развитие пространственных представлений;
-развитие представлений о времени;
-развитие слухового внимания и памяти.
3) Развитие основных мыслительных операций:
-навыков соотносительного анализа;
-навыков группировки и классификации;
- умений работать по словесным и письменным инструкциям;
-умений планировать деятельность;
-развитие комбинаторных способностей.
4) развитие различных видов мышления:
-словесно-логического;
-наглядно-образного.
5) Развитие речи.
6)Расширение представлений об окружающем мире.
7) коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
В коррекционной работе важно не количество заданий, а качество их выполнения. Для такой работы в нашей школе первые три года отводились специальные уроки коррекции во всех классах.
Задания со сменой установки
Этот прием работы на уроке позволяет не только проверить знания детей по теме, но и развивать зрительную память, быстроту реакции,
внимание. В этом случае я чуть-чуть «обманываю детей», говоря, что будет выполняться тест, проверяющий и развивающий зрительную память. Детям надоедают одни и те же слова: «Решим задачу, выполним упражнение». Я меняю формулировку задания, зная, что кроме развития памяти одновременно проверяю качество усвоения программного материала.
Суть приема:
На доске заранее пишется задание (числа, фигуры), учащимся предлагается их запомнить в том же порядке. Затем задание убираю, а дети должны постараться ответить на вопросы (отвечают хором) или письменно в тетрадях.
5 –класс
43 0 55 148 1812
- Сколько всего чисел?
- На каком месте стоит число, которое не является натуральным?
- На каком месте стоит число, в записи которого цифра 1 стоит в разряде десятков?
- Сложите третье и пятое числа с конца.
- Какое число стоит после нуля?
- На каком месте стоит трехзначное число?
- Какие цифры отсутствуют в ряду?
- Назовите первое число.
- Какому историческому событию соответствует последнее число?.
Упражнения на проверку уровня развития произвольного внимания и на коррекцию этого внимания
Есть много разных способов проверки уровня развития произвольного внимания.Вот один из них.
В таблице написаны числа от 1 до 25 в беспорядке. Вам же необходимо внимательно рассмотреть таблицу и отыскать все числа по порядку от 1 до 25. Время, затраченное на поиск, нужно фиксировать. Если вы затрачиваете на каждую таблицу не более 30-35 секунд, то у вас развито внимание, если же больше, то слабо. С помощью таблиц можно тренировать свое внимание. Таблиц таких сделать6 с разным порядком записи чисел. Когда вы добьетесь, что на каждую таблицу вы будете затрачивать не более 15 секунд, то можете считать, что развили свое внимание вполне достаточно.
21 | 12 | 7 | 1 | 20 |
6 | 15 | 17 | 3 | 18 |
19 | 4 | 8 | 25 | 13 |
24 | 2 | 22 | 10 | 5 |
9 | 14 | 11 | 23 | 16 |
Вот другой способ проверки внимания.
Разбейтесь на пары. Один из пары задает другому какое-либо двузначное число, например 43. Второй должен в течение 5 минут в хорошем темпе, не останавливаясь, прибавить к этому числу первую цифру 4, назвать сумму 47 и снова прибавить к этой сумме первую цифру 4, назвать сумму 51, прибавить первую цифру 5, назвать сумму 56 и.т.д. Первый должен следить за правильностью второго и незаметно фиксировать ошибки. Если за 5 минут вы сделаете 2-3 ошибки, то ваше внимание хорошо развито, если же число ошибок больше или вы в процессе работы останавливались, то вам следует тренировать свое внимание.
В процессе изучения математики используются два типа памяти: кратковременная и долговременная. Проверить свою кратковременную память можно, например, таким образом:
37 | 48 | 95 | |||||||
24 | 73 | 58 | 49 | ||||||
89 | 65 | 17 | 59 | 78 | |||||
53 | 27 | 87 | 91 | 23 | 47 | ||||
16 | 51 | 38 | 43 | 87 | 14 | 92 | |||
72 | 84 | 11 | 85 | 41 | 68 | 27 | 58 | ||
47 | 32 | 61 | 18 | 92 | 34 | 52 | 76 | 81 | |
69 | 15 | 93 | 72 | 38 | 45 | 96 | 26 | 58 | 83 |
С помощью этой таблицы можно производить проверку как зрительной , так и слуховой кратковременной памяти.
Способ проверки слуховой памяти:
Попросите кого-либо называть вам сначала числа первой строки, после чего вы их записываете, затем называть числа второй строки, после этого вы записываете эти числа и т. д. Если вы сумеете записать по памяти все числа не выше 3-4 строки без ошибок, то у вас вполне нормальная слуховая кратковременная память.
Для проверки зрительной памяти надо открывать по порядку каждую строчку таблицы, рассматривать ее в течение примерно пол - минуты, затем, закрыв таблицу, воспроизвести по памяти числа данной строчки. Если вы сумеете безошибочно воспроизвести все числа не выше 3-4 строки, то у вас нормальная память.
Задания на развитие умений видеть, наблюдать.
- Укажите не менее 8 свойств числа 16. (5 делителей:1,2,4,8,16; является квадратом числа 4 и четвертой степенью числа 2; равно сумме четырех нечетных чисел 16=1+3+5+7 ).
- Сколько треугольников на чертеже? А сколько квадратов? Какие еще фигуры имеются на этом чертеже?
(32 – треугольника, 6 квадратов, 4 трапеции, 8 параллелограммов).
Задания на развитие умений сравнивать
- Сравните пары объектов, укажите по каким признакам ( свойствам) они сходны, а по каким различны?
-вертикальные и смежные углы;
-круг и квадрат.
2. найдите общее свойство в следующих последовательностях чисел и допишите в каждой из них еще по два числа:
А) 82, 97, 114, 133 …
Б) 15, 16, 14 , 17, 13, 18, …
В) 9, 1, 7, 1, 5, 1, …
Г) 1, 8, 27, 64, …
Д) 66, 34, 18, 10, 6, 4, …
Чтобы математика стала любимым предметом для ребенка , должно быть святое правило: он не должен испытывать страха, бояться неправильного ответа: неправильное изложение вообще необходимо как процесс, потому что в нем вырабатывается умение правильно мыслить и выражать свою мысль. Математика должна быть для ребенка приятной, занятной, престижной, какой угодно, только не внушающей боязнь.
Моя задача- организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, страдающих ДЦП, формированию у них основных приемов умственной деятельности.
В своей работе я использую раздаточный материал, помогающий мне решать проблему индивидуального дифференцированного подхода к обучению с учетом разных типов нервной деятельности детей.
Я остановилась лишь на некоторых формах работы по развитию интереса к изучению детей с нарушением ОДА. В целом задачу по пробуждению глубокого интереса к изучению математики вижу в органическом сочетании форм урочной и внеурочной работы, в реализации межпредметных связей, дифференциации обучения, использовании ИКТ, в создании благоприятного климата на уроке.
Применение таких форм работы на уроке дает положительные результаты. Дети не боятся ошибиться выражая свои мысли, потому что знают, что имеют право на ошибку, оставляя и за мной это право.
Приятно видеть, что применение различных форм, методов, способов решения нестандартных задач приводит к тому, что у большинства ребят стабильный интерес к предмету, улучшилась слуховая и зрительная память, произвольное и непроизвольное внимание, речь.
Благодаря большой индивидуальной работе по восполнению пробелов в знаниях повысилось качество знаний по математике у Туримова Алишера, Жигулина Романа, Кулигиной Дарьи, Путковой Дарьи. Ребята стали лучше заниматься, внимательно слушать объяснение учителя, активно работать на уроке, пытаться самостоятельно выполнять несложные задания. Если в 4 классе процент качества знаний составлял 10%, то в 6 классе- 42%.
Ребята имеют навыки соотносительного анализа, навыки группировки и классификации, умеют работать по словесной и письменной инструкции, умеют планировать свою деятельность. Семь выпускников 2010-2011 года успешно сдали ЕГЭ и продолжают обучение в высших учебных заведениях города.
Итогом моей работы является признание среди коллег школы, а показателем своего труда считаю устойчивый интерес к урокам математики.
Литература
- М.В. Ипполитова
Учебно-воспитательная работа в школе-интернате для детей с ДЦП
( книга для учителя)
- Г.И.Щукина
Проблема познавательного интереса в педагогике.
- Л.М. Фридман
Психолого –педагогические основы обучения математики в школе.
- Анатолий Гин Приемы педтехники
- Передовой педагогический опыт: творческий поиск педагогических коллективов Павловского района ( сборник № 12, Барнаул,1995год).
- Дидактические игры на уроках математики в 5-6 классах, АКИПКРО,1993
- Л.М. Фридман
Учитесь учиться математике , 1985 год
- Л.Ф. Тихомирова
Развитие интеллектуальных способностей школьника , 1997 год
- Газета « Математика» за 2000 год, (приложение к газете «Первое сентября»
- И.М. Гилевич
Дети с отклонениями в развитии , 1997год
- Коррекционная педагогика под редакцией Б.П. Пузанова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья и работа с ними на предмете "эстрадное пение"
работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
РУЧНОЙ ТРУД, КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Вопрос о роли труда в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практическ...
Статья на тему: "Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья "
Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, по...
Методические основы организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образование делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке адаптированной образовательной программы, учитывающей особенности развития ребенка и ориентированной, прежде вс...
Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную ...
Статья "Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья."
Когда общество пренебрегает инвалидом, то он целиком оказывается в руках физических болезней, определяющих его характер, его взаимоотношения с людьми, его семейное положение, уровень образования, его ...
Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
В материале расмариваеются особенности педагогического взаимодейсвия с детьми ОВЗ...