Надомное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по теме
Опыт работы педагога дополнительного образования раннего домашнего сопровождения психолого-педагогического центра реабилитации детей "Орион" Дворца творчества детей и молодежи г.Оренбурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nadomn_obuch_klimova_s_i.docx | 16.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Надомное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
( из выступления Климовой С.И. на городском семинаре «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» ).
Я педагог дополнительного образования детей творческого объединения «Милосердие», но моя миссия не носит характер дополнительного образования. У моих воспитанников до моего появления в семье не было никакого образования и воспитания , кроме семейного. Поскольку это дети с тяжелыми сочетанными диагнозами и имеют проблемы психофизического развития , нарушения соматического здоровья – по медицинским показаниям они остаются в четырех стенах, один на один со своей ситуацией.
Еще Линкольн говорил, что ничего нет дороже общения. А моим детям не с кем общаться, а вернее очень трудно общаться из-за общего недоразвития речи, скованных движений, отсутствия навыков общения. И чем раньше придет к такому ребенку педагог , тем больше конкретных задач решиться!
Главной целью домашнего сопровождения является психолого-педагогическая поддержка и сопровождение семьи и организация ранней коррекции развития ребенка. Я являюсь педагогом, как мы просто называем, социальным педагогом со своими конкретными обязанностями педагога , призванного воспитывать , развивать, помогать.
Закон трех «П» (по Макаренко) и лучше не скажешь «принимать, понимать, помогать» применим к нашим детям с серьезными сочетанными диагнозами как и любому ребенку. Поэтому к тем принципам перечисленным ранее я назову свои несколько:
- принцип диагностики (я + специалисты и консилиум коррекции и развития);
- анализ социальной ситуации развития ребенка и его семьи;
- взаимодействие взрослых (родителей и педагога) с ребенком по субъективно выраженной направленности;
- сосредоточенности на проблемах реабилитации особенного ребенка;
- позитивного подхода (человек способен много сделать чтобы преодолеть недуг другого) .
В силу различных обстоятельств взрослый человек находящийся возле особого ребенка не всегда является твоим единомышленником. Кто-то сложив руки ждет результатов обученности: чтобы ребенок читал ,писал, почти готовился к поступлению в ВУЗ ; кто-то только вздыхает и машет рукой , а кто-то делиться опытом медицинских ,педагогических социальных попыток и успехов ,выстраивает позитивный план на перспективу .
Детей у меня шесть и историй жизни столько же .Трудно, когда у ребенка дефекты речи, и распространяются не только на коммуникативную но и познавательную и регулирующую сферы. Здесь я использую методические приемы:
- действия с натуральными предметами;
- демонстрация изображений , предметов, действия с предметами;
- речевые упражнения; работа с книгой (благо они сейчас замечательные);
- игры по сенсорному воспитанию на базе подражательных действий и.т д.
Именно сенсорное воспитание помогает формировать наглядно – действенное мышление (оно самое раннее из форм мышления у дошкольников) усложняя игру ,ребенок переходит к практическим действиям и находит выход из ситуации, требующей применения простейшего орудия .
Обозначив игровую деятельность- основной и наиболее доступный вид деятельности , хочу сказать, что трудно ребенку играть в сюжетно-ролевую игру ( взять на себя роль) из-за отсутствия личного жизненного опыта , в подвижную игру (чаще всего это немобильные дети), тогда мы можем заменить людей фигурками и играть в «подвижную» игру ими , чтобы показать роль ,правила игры и выстраивание отношений между игроками.
Игра тесно связанна и с трудовым воспитанием . Преодоление гиперопеки со стороны взрослых и развитие собственных трудовых умений ,обогащение представлений об окружающем мире в процессе труда ,развитие мелкой моторики, координации движений ,обогащение словаря, осуществляем в процессе трудовых дел. Через игру и в игре ребенку легче справляться с делом она доставляет удовольствие и оставляет позитивные эмоции.
За годы работы во многом разбираешься, многое понимаешь , образно представляешь модель педагога ,осуществляющего педагогическое сопровождение на дому – способность диагностировать ,вести диалог со специалистами медико - психолого – педагогического консилиума, с родителями особого ребенка, разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут. Ему присуще милосердие ,желание добиваться успеха ребенка, вселять надежду и веру родителям в успех реабилитаций , осуществлять роль консультанта , семейного психолога и педагога , так же как близкие , заинтересованного в судьбе ребенка .За несколько лет педагогического общения с семьей она становится тебе родной я еще несколько лет потом слежу за судьбой ребенка. Судьба не всегда радует ,однако понимаешь как много дали занятия и общения с педагогом ребенку. Иначе учесть была бы намного печальнее. Как педагог преклоняюсь перед родителями ,искренне любящими своих детей ,прилагающих огромные усилия для развития и оздоровления своих деток.
Бывая на городских и областных семинарах часто слышу обращенный ко мне вопрос: «А зачем вам эти дети - инвалиды? На Руси всегда было так : в беде никого не бросать! А уж помочь особенному человеку – было дело чести! Пусть будет так всегда! Ведь не должно быть чужого несчастья. Все дети наши! А время и старания обязательно принесут успехи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо природоведению 5 кл (надомное обучение детей с ограничеснными возможностями здоровья)
Рабочая программасоставлена по курсу природоведения 5 класс, с использованием УМК А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Рабочая программа сосотавлена с учётом ограниченных возможностей здоровья учащихс...
Методические возможности применения Аудиохрестоматии в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
P { margin-bottom: 0.21cm; } В статье рассматриваются методические аспекты использования всероссийского образовательного медиапроекта «Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены...
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации
Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....
«Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации»
Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....
Использование возможностей информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь кор...
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях надомного обучения
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, а именно, обучение на дому, что в полной мере отвечает условиям дл...
СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НАДОМНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)
Обучение ребенка, нуждающегося в индивидуальной (надомной) форме обучения....