Доклад. ИНДИВИДУАЛЬНО – ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НАВЫКАМ ПОВАРСКОГО ДЕЛА
материал

Босина Алёна Геннадьевна

 Среди детей, которые испытывают значительные трудности в процессе обучения, особое место занимает категория обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта).

Наши дети различаются не только по характеру, темпераменту, темпу и мотивации ученья, но и полиморфностью основного и сопутствующих дефектов, их глубиной. Обучение и воспитание детей, так или иначе, должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка. Поэтому дидактический принцип учета индивидуальных особенностей обучающихся выходит на первый план.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

«Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ

ИНДИВИДУАЛЬНО – ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НАВЫКАМ ПОВАРСКОГО ДЕЛА

                                                                                     Подготовила:

                                                                                  Босина А.Г.

Инсар 

           Современная система образования предполагает обучение детей с особыми возможностями здоровья в образовательных учреждениях, где созданы благоприятные условия для развития и коррекции нарушений физического и психического развития детей. Целью деятельности нашего образовательного учреждения является,  создание наиболее благоприятных условий для становления и развития личности обучающихся, удовлетворения образовательных и творческих потребностей; формирования способности к личностно и социально значимой самореализации.

           Среди детей, которые испытывают значительные трудности в процессе обучения, особое место занимает категория обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта).

Наши дети различаются не только по характеру, темпераменту, темпу и мотивации ученья, но и полиморфностью основного и сопутствующих дефектов, их глубиной. Обучение и воспитание детей, так или иначе, должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка. Поэтому дидактический принцип учета индивидуальных особенностей обучающихся выходит на первый план.

             Вопросы индивидуализации обучения не являются новыми в олигофренопедагогике. Они положены в основу дидактических принципов коррекционной школы. По мнению ученых – педагогов и психологов, проблемы обучения детей с умственной отсталостью необходимо решать посредством организации индивидуального подхода к обучающимся и дифференцированного обучения при полноценном учете имеющихся между ними различий в уровне общего развития и способностей к учебе каждого из них .      

Индивидуальный подход – это:  

- принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными обучающимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;  

- ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;

- учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;

- создание психолого-педагогических условий не только для развития всех обучающихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.

Индивидуализация обучения – это:  

- организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями обучающихся;  

- различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

          В ряде публикаций, по олигофренопедагогике, была показана необходимость дифференцированного изучения обучающихся с целью индивидуального подхода. Особое внимание к проблеме индивидуального подхода связывалось с большим разбросом учебных возможностей умственно отсталых школьников одного возраста. О глубоком изучении аномальных детей говорил ещё Э.Сеген. Таких же взглядов придерживалась и Е.Грачева.

          Первым рассмотрел возможность сочетания индивидуального подхода и фронтальной деятельности А.Граборов. Он обосновал две характеристики индивидуального подхода:

1 – учащийся не выпадает резко из фронтальной работы и в принципе может усваивать программу, но с применением особых методов и заданий;

2 – из-за глубокого дефекта наблюдается резкое выпадение ученика из фронтальной работы, и усвоение программы идет на ином уровне.      

           При осуществлении индивидуального подхода учитываются:

- первичное нарушение, которое влияет на физическое и психическое развитие ребенка,

-состояние речи, интеллекта, эмоционально - волевой сферы;

- возрастные и индивидуальные особенности детей;

- создание условий для проявления и развития их желаний, интересов, склонностей, возможностей;

- особенности психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);

- тип темперамента.

            Индивидуальный подход в обучении и воспитании позволяет не только учитывать эти особенности, но и вести индивидуальную последовательную работу с каждым ребенком. Для некоторых категорий детей индивидуальные занятия являются одним из основных условий развития.

           Однако трудности индивидуального подхода возникают при сочетании его с фронтальной работой. Порой возможности обучающихся нашей школы настолько различны, что почти к каждому нужен особый подход в обучении. Исходя из содержания учебного материала и индивидуальных возможностей, ставятся дифференцированные задачи для обучающегося. Поэтому и возникла мысль о дифференцированном подходе в обучении.

           Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности школьников. Такой подход позволяет разделить детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи.

          На первом этапе адаптации воспитанников в условиях школы приоритетными являются коррекция и развитие эмоциональной сферы, так как решение задач социализации во многом зависит от умения жить в обществе.

          Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в индивидуальном подходе с самого начала обучения и воспитания, так как только учет индивидуальных особенностей детей с различными отклонениями в развитии создает условия для успешного развития гармоничной личности каждого ребенка, его способностей, жизненно важных умений и навыков, для его психофизического здоровья.

Обязательным этапом на занятиях является применение здоровьесберегающих технологий:

- остеопатическая гимнастика,

- артикуляционная гимнастика.

- пальчиковая гимнастика,

- дыхательная гимнастика

- арт-терапия.

          С социальной точки зрения цель дифференциации - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого  стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.

          С дидактической точки зрения целью дифференциации является решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения, основанной на принципиально иной мотивационной основе. В настоящее время дифференциация обучения рассматривается, прежде всего, как средство осуществления профильного обучения.

          Устранение причин трудностей воспитания и обучения и успешной адаптации в обществе является приоритетным в деятельности всех педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями.

Таким образом, дифференцированный подход и учет индивидуальных особенностей являются условием максимально возможной корректировки нарушений в развитии ребенка и адаптации его в окружающем мире.

         Дифференциация - работа сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов. Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности школьников. Такой подход позволяет разделить детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи.

          Вопросы  дифференцированного подхода в обучении исследовали В.В. Коркунова (1983г.),  С.Л. Мирский (1990г.), А.Н. Конев (1968г.), Ж.И. Шиф (1980г.)

Дифференцированный подход основан на следующих принципах:

- за основу берется изучение учебной деятельности ребенка и ведущих качеств личности;

- осуществляется ориентация на особенности динамики познавательного процесса умственно отсталого обучающегося;

-  используется  опора на сохранные свойства психики аномального ученика;

- применяется решение задач на предупреждение ошибок обучения;

-  продуктивность познания коррелируется с интересом к уроку

          Рассматривая дифференцированный подход как одну из форм коррекционной работы, важно предположить использование неспецифических приемов: доброжелательность, единство действий, доступность знаний (по Ю.К. Бабанскому). И специфических: повторение, закрепление, учет темпа восприятия, наводящие вопросы, расчленение сложного, дополнительное время на обдумывание, обучение умению видеть главное, поэтапное формирование действий, создание оптимального уровня требований, чередование различных видов деятельности,  труда и отдыха.

          В работе с обучающимися, по учебному предмету поварское дело, опираюсь на работу Павловой Н.П. «Педагогическая дифференциация учащихся». Обучающиеся делятся  на 4 типологических группы, отличающихся различной продуктивностью в учебной деятельности.

1 группа - входят дети, которые задания выполняют сами, используя предыдущий опыт;

2 группа -  входят дети, которые допускают в заданиях ошибки и нуждаются при работе в помощи;  

3 группа -  входят дети, которые задания усваивают с трудом, ошибки не видят, плохо осознают учебный материал.

4 группа -  дети обучению поддаются плохо

Поварское дело

Дифференциация обучающихся 8 класса (2 группа) на  начало 2021 - 2022 уч.г.

Ф.И обучающегося

Группа

1

2

3

4

1

Максим

*

2

Владислав

*

3

Оля

*

4

Кирилл

*

5

Карина

*

6

Самира

*

Дифференциация обучающихся на  начало 2021-2022 уч.г.

в 8 классе (2 группа) на уроках поварского дела

Класс

Всего

учащихся

Группы

1

2

3

4

8

6

1

4

1

-

Итого:

6

1

4

1

-

1 группа –  16,67%      2 группа –   66,66%      3 группа –   16,67 %

          Организации дифференцированного обучения, происходит с учётом типологических индивидуально-психологических особенностей обучающихся. На дифференцированной основе планируется и диагностика знаний. Наличие обязательной и дополнительной частей в контрольных и самостоятельных работах с условием усложнения задания, позволяет учитывать возможности ребенка, создает ситуацию успеха и психологической комфортности. Для этих целей применяются информационные карты урока с необходимым материалом, опорные конспекты, карточки-задания, тесты разного уровня. Педагогу необходимо знать особенности личности каждого ребенка, это становится нормативом, так же как и владение, индивидуальными приемами в обучении и воспитании, в организации личностно значимой деятельности – ведущей в становлении и развитии ребенка. 

          Основная задача в педагогической деятельности – это создание целостной индивидуально-дифференцированной реабилитационной системы, основанной на междисциплинарном, медико-психологическом и   педагогическом подходе, направленном на устранение дезадаптивных расстройств обучающихся и их социализацию.

          В ежедневной работе реализуются следующие функции:

- воспитательная – закрепление положительных качеств личности обучающихся;

- компенсаторная – нахождение области оптимальной реализации возможностей обучающихся;

- стимулирующая – активизация мотивационного ресурса обучающихся, значимости социально-одобряемой деятельности, формирование заинтересованного отношения к обучению;

- корректирующая – работа по преодолению негативных, вызывающих дезадоптацию качеств личности ребенка;

- регулирующая – стимуляция процессов самопознания, саморегуляция и самокоррекция.

         Варианты дифференцированных заданий, различаются по:

- степени сложности из-за глубины дефекта;

- объему с учетом уровня работоспособности;

- форме выполнения с учетом разной степени сформированности динамического стереотипа;

- степени желательности и обязательности.

         Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения. Неотъемлемая часть коррекционных занятий с детьми с отклонениями в развитии – оптимизация условий учебно-воспитательной деятельности в процессе специальной коррекционной работы. Коррекционная работа осуществляется на всех занятиях и во внеурочное время.

           Во время проведения учебно-коррекционной работы с детьми, придерживаюсь следующих правил.
1. Осуществлять индивидуальный подход к каждому из детей на уроках общеобразовательного цикла.
2. Предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование интеллектуальной и практической (игровой) деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, оказание дозированной помощи, интересный дидактический материал и т. д.).
3. В процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь и сформировать необходимые учебные навыки.
4. В системе коррекционных мероприятий необходимо предусмотреть проведение занятий, обеспечивающих подготовку детей к усвоению различных разделов учебных программ, а также обогащения их знаний об окружающем мире.
5. Во время работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, педагог должен проявлять особый такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и деликатно помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.

         Таким образом, заинтересованность общества в создании оптимальных условий для выявления задатков и максимального развития способностей всех детей приводит к необходимости дифференциации обучения, такой подход, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп обучающихся. Дифференциация обучения на уроке осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий, средств методической поддержки учеников в соответствии с их возможностями и подготовленностью к обучению. Коррекционная педагогика определяет методы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии с учетом объективной природы их дефекта. Каждый ребенок имеет индивидуальные черты. Первичное нарушение влияет на физическое и психическое развитие ребенка. Поэтому овладение методами работы с такими детьми зависит от глубины изучения всего комплекса черт и явлений, составляющих особенность их психической деятельности. Знание индивидуальных особенностей каждого школьника помогает педагогу найти наиболее целесообразный подход к нему. В этих случаях коррекция происходит как бы в двух планах — с одной стороны, ведется работа по преодолению общего недоразвития и поэтому воздействие распространяется на все стороны личности, с другой — адресуется к отдельным недочетам.

В коррекционной педагогике индивидуализация обучения и воспитания является основополагающим понятием, так как только учет индивидуальных особенностей детей с различными отклонениями в развитии создает условия для успешного развития гармоничной личности каждого ребенка, его способностей, жизненно важных умений и навыков, для его психофизического здоровья. При этом нужно обратить внимание на разнообразную специфику дефектов, при которой каждый ребенок с тем или иным отклонением в развитии исключителен и имеет индивидуальные характерные особенности психического и физического развития.

         Современные исследования показывают, что не существует необучаемых школьников каждого обучающегося с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) можно чему-то научить, применяя при этом индивидуально – дифференцированный подход.

Список литературы:

1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод. основы / Ю.К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с

2. Дульнев Г.М. Усвоение трудовых операций умственно отсталыми школьниками [Текст] / Г.М.Дульнев // Специальная школа – 1967. – № 4. – С.74–80.

3.  Граборов А. Н. Олигофренопедагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов и работников вспомогательных школ: В 2 частях: Дис. в форме учебного пособия … д.пед.н./ МГПИ им. В. И. Ленина .- М.,1945.

4. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. [Текст] / Г.Ю.Ксензова  – М.: Просвещение, 2001. – 68 с.

5. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе [Текст]: пособие для учителей / С.Л.Мирский. – М.: Просвещение, 1980. – 183 с.

6. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении [Текст] / С.Л.Мирский. Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с.

7. Мирский С.Л. Сравнение способов ориентировки умственно отсталых школьников в трудовом задании [Текст] / С.Л.Мирский // Специальная школа – 1967. – №4. – С.80–84.

8. Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда [Текст]: кн. для учителя / С.Л.Мирский. – М.: Просвещение, 1992. – 127 с.

9. Кириллова А. Г. Использование некоторых методов и приемов дифференцированного подхода к учащимся на уроках труда (швейное дело) [Текст] / А.Г. Кириллова  // Дефектология. – 1982. – №6 – С.24–30.

10. Кириллова А. Г. Проверка и оценка знаний учащихся вспомогательной школы в процессе обучения труду [Текст] / А.Г. Кириллова  // Дефектология. – 1993. – №2 – С.24–30.

         11. Щербакова А.М. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида [Текст]: Новые учеб. программы и метод. материалы / Под ред.А. М.Щербаковой. – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 132


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Информационная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей. Качество личности, представляющее совокупность ЗУН и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных вид...

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Индивидуальный идифференцированный  подход  в обучении умственно отсталыхшкольников....

Реферат на тему: «Индивидуально-дифференцированный подход в сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Забота о реализации права ребенка с нарушением интеллекта на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любой школы. Коррекция и развитие движений у детей с...

Индивидуально-дифференцированный подход в сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Сопровождение -это система профессионаальной деятельности ,направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания ,обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе....

Доклад МО «Компетентностный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

Состояние окружающей среды, экономическое положение в  обществе, наследственность  и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении  - ...