Воспитательское занятие "Роль семьи в жизни человека"
план-конспект занятия (8 класс)
Предварительный просмотр:
«Роль семьи в жизни человека»
Воспитательское занятие для 8 класса
Цель: определить, какую роль играет семья в жизни человека.
Задачи: создать благоприятные условия для правильного понимания важности ценностей, обычаев, традиций, которые есть в каждой семье; воспитывать у обучающихся 8 класса уважительное отношение к родителям, родственникам; воспитывать у обучающихся 8 класса культуру общения; вызвать у обучающихся 8 класса интерес к изучению родословного древа своей семьи.
Ход занятия
(На доске написан эпиграф)
Семья — это первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (В.А. Сухомлинский)
Воспитатель: Добрый день, ребята! Наше занятие сегодня будет посвящено одной самой важной вещи в нашей жизни, которой отводится очень важная роль. Посмотрите, пожалуйста, на картинку. Что вы на ней можете увидеть? (Ребята 8 класса смотрят на картинку, на которой изображена семья. Отвечают на вопросы ).
Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен наш классный час сегодня? О чем мы будем с вами сегодня говорить? (Воспитанники отвечают, что речь на занятии пойдет о семье).
Превосходно! С названием темы нашего классного часа мы определились. А теперь, посмотрите, пожалуйста, на доску. Начать наш классный час хочется со слов известного советского педагога-новатора, детского писателя, В.А. Сухомлинского, который когда-то сказал: «Семья — это первичная среда, где человек должен учиться творить добро». Ребята, как вы понимаете эти слова? Почему семья, по мнению известного педагога, является первичной средой? (Воспитанники отвечают на вопросы ).
Спасибо, ребята, за ваши ответы. Действительно, многое начинается с семьи. Ведь ваши родители стараются обеспечить вас всем самым лучшим в жизни. Они заботятся о вас, воспитывают вас, любят. Как вы думаете, какое место в нашем современном обществе занимает семья? Что вы понимаете под словом «семья»? (Воспитанники отвечают на вопросы ).
Молодцы, ребята! Все правильно вы говорите! Под словом «семья» многие понимают родных друг другу людей, которые живут вместе. Когда человеку бывает плохо и тяжело в жизни, или с ним происходит беда, как вы думаете, кто в первую очередь окажет помощь? (Воспитанники отвечают на вопросы воспитателя).
Правильно! В первую очередь в таких сложных ситуациях помощь оказывают самые близкие и родные люди: папы и мамы, бабушки и дедушки, братья и сестры, которые являются самой главной в жизни поддержкой и опорой. Если мы обратимся к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, то сможем найти в нем одно очень интересное толкование для слова «семья». Сейчас воспользуйтесь, пожалуйста, этими словарями, которые лежат на партах у каждого из вас, и найдите в них определение для слова «семья». (Ребята в парах работают с толковыми словарями русского языка, ищут определение для слова «семья»).
Ребята, ваше время истекло. Какое толкование для слова «семья» дано в ваших словарях? (Воспитанники читают: «Семья— это объединение людей, сплоченных общими интересами»).
Превосходно! Какие выводы мы можем сделать, ребята, прочитав данное толкование? Какие общие интересы могут быть у членов каждой семьи? Как вы думаете? (Воспитанники отвечают на вопросы учителя).
Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать в группах по 4 человека. В течение 5 минут вы должны будете составить карту понятий к слову «семья». Для этого, пожалуйста, по центру ватмана, который лежит на партах для каждой группы, нарисуйте овал. В центре данного овала напишите слово «семья». От данного центрального понятия вы можете рисовать стрелочки, под которыми будут написаны ваши ассоциации с данным словом. Все понятно? (Воспитанники отвечают и приступают к выполнению задания).
Ребята, я думаю, вы готовы представить всем нам свои работы и дать им краткий комментарий. ( Дети отвечают).
Давайте тогда посмотрим и оценим то, что у вас получилось. (Воспитанники поочередно от каждой группы делают выступление с комментарием к собственным картам понятий, показывают работы, выполненные на ватманах, другим обучающимся класса. Ватманы вывешиваются на доске).
Молодцы, ребята. Мы сейчас выяснили вместе с вами, что понятие «семья» является очень широким. Не даром говорят, что семья —это ячейка общества. Как вы думаете, почему существует такое высказывание? (Ребята отвечают).
На самом деле, любая семья – это близкие друг другу люди, которые живут вместе. Семья с самых первых секунд нашего рождения находится поблизости с каждым из нас. Если все члены семьи всегда будут рядом, будут помогать друг другу, то любые проблемы им по плечу. Не зря говорится в одной русской народной пословице, что «один в поле — не воин». Самые близкие люди всегда помогали и будут помогать друг другу! Существование вне семьи являлось и является невыносимым, тяжелым для любого человека. В современном обществе люди стараются держаться вместе, ведь это помогает им в трудных жизненных ситуациях. Людей, у которых нет семьи, вряд ли можно назвать счастливыми. Ребята, вы согласны с такой точкой зрения? (Обучающиеся отвечают на вопрос воспитателя).
Большое спасибо за ваши ответы, ребята! Особенными чертами воспитания в семье мы можем считать многомерность жизни в семье и условия, создаваемые всеми членами семьи. Ребята, сейчас я очень хочу узнать вашу точку зрения по поводу того, что же такое «семья» в вашем понимании. Сейчас вы являетесь обучающимися 8 класса, но в будущем вступите во взрослую жизнь, тоже станете родителями. Я попрошу вас выполнить следующее задание в течение 5 минут индивидуально. Вам необходимо будет закончить несколько предложений на тему «Семья». (Обучающиеся работают индивидуально, придумывают, как можно закончить предложения на тему «Семья»).
1. Для меня семья является…
2. Для меня мои родители являются...
3. Самое большое счастье в моей семье — это...
4. Самая большая беда моей семьи — это...
5. Когда я окажусь на чужбине (в чужом краю), я буду думать о...
6. Из обычаев моей семьи я хотел бы (хотела бы) взять в мою будущую семью...
7. Я думаю, что самым большим желанием моих родителей является...
Ребята, ваше время на выполнение этого задания истекло. Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Воспитанники читают собственные ответы. воспитатель записывает лучшие варианты ответов обучающихся на доске).
Отлично, ребята! Мы выяснили, что семья для любого из нас является и поддержкой, и школой доброты, и трудовым коллективом. А знаете ли вы какие главные функции есть у семьи? (Ответы детей).
Верно! Функций у семьи достаточно много. Самыми главными из них являются воспитательная функция, бытовая функции, экономическая функция, репродуктивная функция, досуговая функция. Ребята, как вы считаете, что подразумевается под каждой из перечисленных мной функций? (Ребята отвечают).
Молодцы, ребята. Все верно. На первое место в жизни любой современной семьи выходят функции, которые связаны с коммуникацией, взаимопониманием, взаимопомощью. Как вы думаете, существует ли некие требования, которые современное общество предъявляет к семье? (Ребята отвечают).
Действительно, требования такие существует. Некоторыми из них являются создание благоприятных условий для всестороннего развития каждой личности, поддержка пожилых родителей, воспитание детей в любви. Список этих требований является большим. Какие требования вы могли бы добавить к списку главных? (Ребята отвечают).
Молодцы, ребята! На самом деле, для каждого ребенка семья является местом не только его рождения, но и становления как отдельной личности. Ведь не стоит забывать о том, что именно в кругу семьи каждый ребенок может получить основные знания обо всем том, что его окружает. Семью можно назвать школой отношений с людьми. В кругу семьи у каждого ребенка зарождаются представления о хорошем и плохом, что есть в жизни. В семье ребенок учиться любить, дружить, испытывать чувство долга и ответственности за собственные поступки. Семья учит ребенка многому. Семья является хорошей школой жизни. А какую роль семья играет в вашей жизни, ребята? ( Ответы ребят).
Ребята, сейчас я предлагаю вам послушать одну очень интересную и поучительную притчу. (воспитатель читает притчу).
Молодая девушка однажды пришла к своему отцу и сказала:
— Папочка, порадуйся за меня, я поступила в высшее учебное заведение! Наконец-то я нашла своё счастье!
— Замечательно, доченька, — ответил отец, — значит, ты хочешь теперь хорошо учиться. Ну а что будет дальше?
— Через пять лет я окончу учебу в университете на отлично.
— А что же будет потом? — спросил отец.
— Затем я буду очень много работать, чтобы как можно скорее стать юристом.
— А что будет потом, доченька?
— А потом я выйду замуж, у меня будет своя семья, я буду растить и воспитывать детей, буду помогать им выучиться в школе и университете, получить хорошую профессию.
— А что будет потом, доченька?
— А потом я выйду на пенсию — буду радоваться счастью своих детей, нянчить своих внуков.
— Что же будет дальше?
— Дальше? — девушка на миг задумалась.
— Действительно, вечно никто на белом свете не живёт. Потом мне нужно будет, как и всем людям, умереть.
— А что будет дальше? — спросил старый отец.
— Дорогая доченька, что же будет дальше? — дрожащим голосом сказал отец. Дочка ещё больше задумалась и произнесла неуверенно:
— Спасибо тебе, отец. Я наконец-то осознала. Я забыла о самом главном…
Ребята, как вы думаете, о чем забыла девушка? (Дети отвечают). Ну а сейчас я вам снова предлагаю объединиться в группы. В течение трех минут вы должны от своих групп предложить по одному названию для прочитанной мной притчи. (Ребята обсуждают задание в группах).
Ребята, какие названия вы придумали? (Обучающиеся читают названия притчи, воспитатель записывает эти названия на доске).
Молодцы, ребята! Все названия отражают суть этой притчи. Молодцы! Так в чем же заключается основной ее смысл? (Обучающиеся отвечают).
Действительно, мы должны уважать своих родителей и заботиться о них. Ведь пока родители живы, в наших семьях существуют любовь, радость, душевный покой, уют. Не даром в одной известной пословице говорится: «Мой дом — моя крепость». Дом является очагом. Родительский дом — это начало всех начал. О нем будет следующее стихотворение, которое я для вас прочитаю. Автор стихотворения под названием «Морозный запах» — Игорь Спичиневский.
Морозный запах
Я помню наше скромное жильё.
Морозный день, лучи от солнца низки.
И после стирки просушить бельё
Мать вынесла во двор в огромной миске.
Передник мокрый, валит пар от рук,
Висят на шее бусы из прищепок,
А снега, при ходьбе, скрипучий звук
Напоминает, что мороз стал крепок.
Метели двор позёмкой замели,
Верёвка бельевая вдоль забора,
А, что б бельё не трогалось земли –
Посередине палка для подпора.
Когда ж зависла над трубой луна,
Мороз сковал бельё подобно льдине,
От ветра оно пело, как струна
На папиной трофейной мандолине.
Как искры от костра сверкал снежок,
Пейзаж такой, как будто в сказке давней,
А я смотрел в протаявший "глазок"
Замёрзшего окна с прикрытой ставней.
В печи огонь на углях танцевал,
От грубы теплотой лилась истома...
Уже четвёртый день я грипповал,
И потому не выходил из дома.
Когда же мать внесла бельё домой,
Оно не гнулось, словно лист фанеры,
И пахло заоконною зимой,
Храня в дому дворовые манеры.
Меняется наш быт из года в год,
И глупо спорить с новшеством упрямо,
Но помнится мне дивный запах тот,
Белья, внесённого домой с мороза мамой.
(Игорь Спичиневский)
Ребята, вам понравилось стихотворение? Что у вас ассоциируется со словом «дом»? (Обучающиеся отвечают). На самом деле, часто под словом «дом» мы можем понять такие понятия как семья, семейные обычаи и традиции. Ребята, а какие семейные обычаи и традиции вы знаете? (Ребята называют семейные обычаи и традиции).
Семейных традиций, действительно, бывает очень много. В каждой семье свои обычаи и традиции. В древние времена на Руси члены одной семьи занимались каким-то общим делом. Впоследствии из-за этого возникали целые династии учителей, врачей, гончаров, кузнецов. От названий этих видов деятельности даже происходили названия фамилий, например, таких как Гончаровы, Кузнецовы. Как вы думаете, почему представители одной семьи занимались каким-то общим делом? (Ребята отвечают).
Молодцы, ребята. А вы не замечали никогда, что занятие общим делом в семейном кругу сближает всех членов семьи!? Когда общее дело ладится, то и все семейные разногласия отходят на задний план. Ребята, наше занятие подходит к концу. Я хочу отметить, что семья, семейные ценности, родительский дом играют в нашей жизни очень важную роль. Ведь члены семьи всегда поддержат, помогут пережить трудности в жизни, порадуются вашим успехам. Поэтому, ребята, помните, что всегда нужно заботиться о своих самых близких людях, родителях, быть к ним внимательными. А я желаю всем вам мира, любви и согласия. И пусть в каждом вашем доме всегда будет очень тепло!
Спасибо вам за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по обществознанию "Семья в жизни человека" 6 класс
Урок по обществознанию для учащихся 6 класса, на котором дети защищают свои проекты и выполняют познавательные и проблемные задания....
Час общения "Семья в жизни человека"
Семья в жизни человека играет важную роль. В ходе круглого стола учащиеся обсуждают проблемные вопросы семейных отношений. Данную тему предлагается обсудить на часах общения в старших классах....
"О роли семьи в жизни человека"
Цель мероприятия: показать значимость семьи в формировании личности ребенка. Классный час включает семь заданий - увлекательных конкурсов....
Число семь в жизни человека
Данная презентация содержит интересные сведения, сохранившиеся с давних времен, о значении числа семь для разных народов....
кл.час "Значение семьи в жизни человека"
кл.час "Значение семьи в жизни человека"...
Семья. Значение семьи в жизни человека
Какое же значение семья имеет в жизни человека?Для человека семья – это …и трудовой коллектив,и моральная опора,и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба),и пространство для отд...
Семья. Значение семьи в жизни человека
Семья – это то, что мы делим на всех,Всем понемножку: и слёзы, и смех,Семья – это то, что с тобою всегда.Пусть мчатся секунды, недели, года,Но стены родные, отчий твой дом –Сердце на...