Статья "Реализация программы внеурочной деятельности"
статья

Зарипова Лариса Фаукатовна

Статья раскрывает положительную динамику в развитиии коммуникативных компетенций обучающихся с ОВЗ  при внедрении  инновационных методов обучения во внеурочной деятельности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л.Ф. Зарипова

КОУ «Нефтеюганская школа-интернат

 для обучающихся  ограниченными

 возможностями здоровья»

 

УДК

РЕАЛИЗАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

IMPLEMENTATION OF THE WORK PROGRAM OF EXTRACTION ACTIVITY

Аннотация. Статья посвящена анализу реализации рабочей программы внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Постулируется, что эффективной реализации практически–  деятельностного подхода способствует организация обучения на интерактивной основе. Приведены результаты внедрения данной методики на примере реализации рабочей программы внеурочной деятельности кружка «Едим дома».

Ключевые слова:  рабочая  программа  внеурочной деятельности, формы и методы интерактивного обучения, планируемые личностные результаты и формируемые базовые учебные действия.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the implementation of the work program of extracurricular activities of pupils with disabilities. It is postulated that the effective implementation of the practical activity approach is facilitated by the organization of learning on an interactive basis. The results of the implementation of this methodology on the example of the implementation of the work program after-hour activities of the circle “Eat at Home” are given.

Keywords: work program of extracurricular activities, forms and methods of interactive learning, planned personal results and formed basic learning activities.

Рабочая программа внеурочной деятельности кулинарного кружка «Едим дома» является авторской и разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  КОУ «Нефтеюганская школа–интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»  с учетом требований  Федерального государственного образовательного стандарта  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599[1].

Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов, обучающихся в свободное время.

Основные задачи:

–  коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

– развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

В нашей школе интернате принята к применению оптимизационная модель внеурочной деятельности (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения). Преимущества оптимизационной модели состоят в создании единого образовательного и методического пространства[2, С.187].

Программа внеурочной деятельности является компонентом содержательного раздела программы школы и  ориентирована на достижение личностных результатов и формирование базовых учебных действий.

Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, такие как:

–  овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

–  владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

–  профессиональное самоопределение, необходимое для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.

Кулинарный  кружок проводится во второй половине дня, после учебных занятий, когда дети утомлены, снижена их работоспособность. Особенно важным считаю создание благоприятного эмоционального фона на занятиях по кулинарии для активной деятельности обучающихся который обеспечивают современные технологии, применение которых дает положительный результат.  На повышение активности детей  направлены здоровьесберегающие технологии обучения, благотворно влияющие на здоровье детей и педагога. Это – активные и интерактивные методы обучения.

Интерактивное обучение – это диалоговое обучение, оно относится к креативным методам обучения. Креативный метод обучения ориентирован на возможность получения обучающимися личного образовательного продукта.

Итак, основная цель реализации рабочей программы внеурочной деятельности кружка «Едим дома» – подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, их социализация и дальнейшая  интеграция в общество. Данная рабочая программа основана на практически – деятельностном подходе  в изучении кулинарии. Практическим занятиям отводится 70 %  учебного времени, в рамках которого обучающиеся выполняют практические задания, работают в малых группах. Практические занятия носят творческий характер, способствующий  эстетическому воспитанию детей. Это –  приготовление и оформление блюд из сезонных овощей: чистят и нарезают овощи и фрукты, учатся вырезать украшения, применяя технологию карвинга,  готовят горячие бутерброды, закрытые бутерброды – гамбургеры,  различные напитки, варят супы, каши, пекут блины.

Также, обучающиеся приобретают навыки сервировки стола, учатся разным видам складирования хлопчатобумажных салфеток. Учатся производить  элементарные экономические расчеты – планирование необходимых продуктов для приготовления блюд,  совершение покупок в магазине.

Теоретическая часть программы «Едим дома»  включает сведения об основных продуктах питания, способах первичной обработки продуктов, технологию приготовления блюд, особенности национальной кухни разных стран. Теоретическая часть программы основана на использовании метапредметных связей с такими предметами как, домоводство: соблюдение личной гигиены, правила безопасной работы; основы безопасности жизнедеятельности, окружающий социальный мир, география, история, социально–бытовая ориентировка, профильный труд.

В процессе преподавания используются различные методы: беседа, мультимедийное занятие, сюжетно – ролевая игра,  дидактическая игра,  сообщения,  работа в малых группах, мини – проект, мастер –класс[3,С.4].

Участие в коллективно– творческом деле  «Новогодние хлопоты -2019», проведенный мастер–класс «Пряничный домик» является подтверждением правильности выбранной методики. В мастер–классе приняли участие обучающиеся 6-12 классов школы. Члены жюри отметили массовость и положительный эмоциональный настрой всех участников мероприятия, где дети проявили самостоятельность, инициативность, творческие способности в изготовлении рождественских пряников.

Достижению личностных результатов и формированию базовых ученых

 действий обучающихся способствуют занятия которые, также, соответствуют  требованиям стандарта. Например, занятие «Сервировка чайного стола парами чайников. Чаепитие», проведенное  в виде сюжетно–ролевой игры, инициирует и поддерживает коммуникацию со взрослыми и сверстниками, формирует навыки адаптации, социально – бытовые умения, которые могут быть применены в повседневной жизни.

Содержание активного занятия «Складирование хлопчатобумажных салфеток различными способами»  интегрировано с содержанием коррекционно – развивающих занятий детей со сложной структурой дефекта и направлено на коррекцию пространственной ориентации: право, лево, верх, низ, по центру, коррекцию мелкой моторики.

В процессе обучения использую также информационно–коммуникационные технологии (ИКТ) – мультимедиа занятия. Например, презентация «История кулинарии», на котором обучающиеся учились распознавать схожие  блюда разных стран мира на примере изделия из теста: пельмени.  Дети  учились распознавать, обобщать, анализировать информацию.

В перспективе, обучающиеся кулинарного кружка «Едим дома» способны реализовать творческий мини–проект, а также принять участие в IV региональном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов  и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» в номинации «Карвинг».

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/

2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  КОУ «Нефтеюганская школа–интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Редакция 2017. – 187 с.

3.  Рабочая программа внеурочной деятельности кулинарного кружка «Едим дома».  – 4 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...