Основные педагогические принципы формирования связной устной и письменной речи учащихся с ОВЗ
методическая разработка по теме
Основные педагогические принципы формирования связной устной и письменной речи учащихся с ОВЗ
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр обучения и развития «Особый ребёнок»
г. Смоленска».
Основные педагогические принципы формирования связной устной и письменной речи учащихся с ОВЗ (из опыта работы учителя русского языка и чтения Черкасовой Л.В.)
Смоленск 2016
Целью обучения школьников на уроках гуманитарного цикла является умение их связно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме, т.е. создавать текст.
Поэтому моей задачей, как учителя русского языка и чтения, является:
помощь детям осмыслить их речевую практику. Осознать, что представляет собой речевая деятельность, в процессе которой воспринимается или создаётся текст;
ознакомление учащихся с определёнными понятиями речевого характера (тема, основная мысль, повествование, описание и др.);
формирование у них умение раскрывать тему, реализовать основную мысль, систематизировать отобранный материал.
Развитая речь – это содержательная, связная и правильная речь, это умение грамотно излагать получаемые знания и выражать свои мысли.
Развитие речи, таким образом, - это не занятия на определённых специальных уроках, а повседневная работа на всех уроках русского языка, чтения, а также и других уроках школьной программы.
Речь тесно связана с мыслью, поэтому необходимо заботиться о содержательности детских высказываний, об их логической правильности и последовательности.
Сделать речь содержательной можно при связи обучения с жизнью, наблюдением над окружающей действительностью (природа, люди и их деятельность). Для этого надо научить ребёнка внимательно наблюдать, стараться понять, запомнить, найти сходства и различия.
Основные требования к связной речи:
- она должна быть содержательной, т.е. дети должны хорошо знать те предметы, явления или события, о которых они говорят;
- она должна быть логичной, т.е. мысли излагают последовательно, по определённому плану, составленному сначала учителем, затем с помощью учителя, наконец, самостоятельно;
- она должна быть ясной, т.е. её могут понять одинаково все;
- она должна быть точной, т.е. по возможности правдиво изображать окружающую учащегося действительность.
ВИДЫ РАБОТ НАД ТЕКТОМ
5 КЛАСС | ||
Речеведческие понятия | Умения связной речи | Виды упражнений |
Текст | Умение соблюдать смысловую связь предложений в тексте, синтаксическую связь предложений в тексте. | Деформированный текст, составление рассказа по опорным словам, по вопросам, по серии картинок, изложение по предложенному плану, деловое письмо. |
Заглавие | Умение выбирать нужный заголовок. Озаглавить текст в соответствии с темой и основной мыслью. | Готовый текст, деформированный текст, рассказ по серии картинок, по опорным словам. |
Умение редактировать заголовок в соответствии с темой и основной мыслью. | Готовый текст. | |
6 КЛАСС | ||
Тема | Умение формулировать тему текста. | Готовый, деформированные тексты, изложение, рассказы. |
Умение редактировать текст в соответствии с темой: исключение лишних предложений; дополнение предложениями. | Готовый текст. Готовый текст. | |
Основная мысль | Умение находить в тексте предложение, в котором сформирована основная мысль. Умение редактировать текст в соответствии с основной мыслью: исключение лишних предложений; дополнение текста предложениями. Умение формулировать основную мысль. | Готовый текст изложить по предложенному плану. Готовый текст. Готовый текст. Все виды рассказов, изложение по плану. Составление рассказа по картинке и данному плану. |
7 КЛАСС | ||
План | Умение систематизировать отобранный материал: умение делить текст на части; умение выделять основную мысль каждой части; умение озаглавить часть в соответствии с темой и основной мыслью. | Изложение по коллективно составленному плану. Составление рассказа по предложенным темам. Сочинение на материале экскурсий. Деформированный текст. |
Повествование | Умение раскрыть тему. | Сочинение на материале наблюдений, практической деятельности, экскурсий. |
Умение реализовать основную мысль. | Деформированный текст. Изложение с изменением лица и времени. Заметка в стенгазету. | |
Умение систематизировать отобранный материал. | Изложение по коллективно составленному плану. Изложение с изменением лица и времени. | |
Умение строить высказывание в определённой композиционной форме. | Сочинение по картине с дополнением предшествующих и последующих событий. Продолжение рассказа по данному началу. | |
Описание (сравнительное) | Умение раскрыть тему при составлении сравнительного описания (последовательное описание 2 предметов). | Сочинение на основе наблюдений. Составление рассказа по опорным словам. Распределение текста путём включения имён прилагательных. |
Умение реализовать основную мысль при составлении сравнительного описания (последовательное описание 2 предметов). | Сочинение на основе наблюдений, экскурсий. Продолжение рассказа по данному плану. | |
8 КЛАСС | ||
Повествование | Умение раскрыть тему. Умение реализовать основную мысль. Умение систематизировать отобранный материал. Умение строить повествование в определённой композиционной форме. | Продолжение рассказа по данному плану. Сочинение по картине с дополнением предшествующих, последующих событий. Составление повествования по предложенным темам. Сочинение на основе практического опыта. Заметка в стенгазету. |
Рассуждение | Умение формулировать основную мысль текста – рассуждения. | Готовый текст. Сочинение творческого характера. |
Умение отбирать фактический материал для доказательства основной мысли. | Сочинение с дополнением предшествующих или последующих событий. | |
Умение строить текст – рассуждение в определённой композиционной форме (тезис-доказательство). | Продолжение рассказа по данному плану. Отзыв о прочитанной книге. | |
9 КЛАСС | ||
Описание (художественное и деловое) | Умение отбирать языковые средства для раскрытия темы. Умение реализовывать основную мысль с помощью языковых средств. | Сочинение по предложенному плану с использованием имён прилагательных. Сочинение на предложенную тему. Сочинение по картине. Сочинение на основе личных наблюдений, экскурсий. |
Рассуждение | Умение строить рассуждение по наличию одной части. Умение использовать в качестве доказательства нескольких примеров. | Сочинение творческого характера. Письмо товарищу, родным. Заметка в стенгазету. Отзыв о прочитанной книге. |
Формирование связной устной речи учащихся.
Формирование связной устной речи учащихся состоит из следующих этапов:
- Работа над произношением (слушать, произносить, выразительно читать).
- Работа над словом (расширение и обогащение словаря учащихся):
- в связи с расширением представлений и понятий о предметах и явлениях в действительности;
- уточнение значений используемых слов;
- слова в переносном значении;
-активизация словаря (употребление слов и выражений из текстов, из речи учителя);
Усвоение правильного произношения и написания слов.
Формирование связной письменной речи учащихся.
Формирование связной письменной речи учащихся практически осуществляется на уроках русского языка и внеурочной деятельности.
- Составление предложений:
- на определённую тему,
- по данным словам,
- ответы на вопросы,
- подпись под сюжетными картинками,
- распространение предложений по вопросам и без вопросов,
- составление словосочетаний и включение их в предложение,
- соединение 2-3 простых предложений в одно сложное,
- переработка данных предложений с заменой одних слов другими, с заменой одних грамматических форм другими,
- восстановление деформированного предложения.
- Обучение изложению:
- воспроизведение прочитанного по вопросам,
- связный пересказ прочитанного,
- придумывание заглавий,
- составление плана.
- Подготовка к сочинению:
- выбор темы, близкой к окружающей детей действительности,
- собирание материала для сочинения (рассказ, картина, кинофильм, наблюдения, воспоминания),
- отбор материала для сочинения (составление плана),
- предупреждение недочётов в сочинениях,
- анализ сочинений (орфографические ошибки, ошибки в содержании: нарушен порядок слов в предложении, повторение одних и тех же слов, неуместное употребление слов, ошибки в связи слов в предложениях).
Необходимое условие для успешной работы – это уровневый подход на уроках развития связной речи.
Я выделяю в классе 4 группы:
- Низкая речевая активность и отсутствие самостоятельных высказываний в устной и письменной форме. В письменных работах отмечается отсутствие отдельных микротем (мыслей), вывода. Отсюда неполное раскрытие темы, основной мысли, серьёзные нарушения в логике, в соотношении между основными элементами рассказа, большое количество речевых и грамматических ошибок.
- Недостаточная речевая активность и низкий процент самостоятельных грамматических высказываний в устной и письменной речи. Эта группа детей не справляется с самостоятельной письменной работой, а в работах обучающего характера не всегда полностью раскрываются все микротемы, а следовательно и тема, основная мысль рассказа, допускаются нирушения в логике, в соотношении между элементами рассказа, не всегда делается вывод и допускается большое количество речевых и грамматических ошибок.
- Высокая речевая активность в устной работе, но низкий процент самостоятельных грамотных высказываний в устной и письменной речи.
В письменных работах не всегда полностью раскрывают микротему и тему рассказа. Часто полностью раскрывают основную мысль рассказа. Встречаются небольшие нарушения в логике и в соотношении между элементами рассказа. Способны делать вывод, но допускают большое количество речевых и грамматических ошибок.
- Высокая речевая активность и большое количество самостоятельных грамотных высказываний в устной и письменной речи.
В письменной работе раскрыты все микротемы, соблюдается логическая последовательность, раскрывается основная мысль, равномерно раскрывают все части рассказа, делают выводы, но допускают грамматические и речевые ошибки.
В зависимости от группы я определяю ближайшие зоны при работе с каждой из уровней групп и определяю меры помощи каждой группе по всем видам работ.
1 группа – обогащение словарного запаса, выработка навыка правильного построения предложений, научить соблюдению логики в изложении событий.
2 группа – развитие самостоятельной устной и письменной связной речи, повышение речевой активности при устной работе, обогащение словарного запаса, соблюдение логики в изложении событий, выработка навыков совершенствования написанного и самостоятельной работы.
3 группа – развитие самостоятельной устной и письменной связной речи, навыки совершенствования написанного и самостоятельной работы.
4 группа – развитие устной и письменной связной речи, навыки редактирования, использование различных синтаксических конструкций, работа по индивидуальному плану.
Группа 1 уровня обучаемости
Основные параметры | I | II | III | IV | V |
5 класс | 10% | 10% | 5% | 5% | 5% |
6 класс | 10% | 10% | 10% | 5% | 5% |
7 класс | 10% | 10% | 10% | 5% | 5% |
8 класс | 20% | 20% | 10% | 10% | 10% |
9 класс | 20% | 20% | 15% | 10% | 10% |
I – Полнота содержания
II – Соразмерность основных частей
III – Отсутствие лишней информации
IV – Логическая последовательность изложения
V – Правильность словесного изложения мысли
Группа 2 уровня обучаемости
Основные параметры | I | II | III | IV | V |
5 класс | 10% | 10% | 5% | 5% | 5% |
6 класс | 10% | 10% | 10% | 10% | 5% |
7 класс | 20% | 20% | 10% | 10% | 5% |
8 класс | 20% | 15% | 10% | 10% | 10% |
9 класс | 30% | 30% | 15% | 10% | 10% |
I – Полнота содержания
II – Соразмерность основных частей
III – Отсутствие лишней информации
IV – Логическая последовательность изложения
V – Правильность словесного изложения мысли
Группа 3 уровня обучаемости
Основные параметры | I | II | III | IV | V |
5 класс | 20% | 20% | 10% | 10% | 10% |
6 класс | 30% | 20% | 15% | 15% | 10% |
7 класс | 40% | 30% | 15% | 15% | 10% |
8 класс | 40% | 30% | 20% | 20% | 15% |
9 класс | 50% | 40% | 20% | 20% | 15% |
I – Полнота содержания
II – Соразмерность основных частей
III – Отсутствие лишней информации
IV – Логическая последовательность изложения
V – Правильность словесного изложения мысли
Группа 4 уровня обучаемости
Основные параметры | I | II | III | IV | V |
5 класс | 50% | 40% | 50% | 50% | 30% |
6 класс | 50% | 40% | 50% | 50% | 30% |
7 класс | 60% | 40% | 50% | 50% | 40% |
8 класс | 70% | 50% | 60% | 70% | 50% |
9 класс | 90% | 50% | 80% | 90% | 60% |
I – Полнота содержания
II – Соразмерность основных частей
III – Отсутствие лишней информации
IV – Логическая последовательность изложения
V – Правильность словесного изложения мысли
Педагогические требования.
- Почти полный отказ от работы по вопросам при составлении связного высказывания любого вида. Учитель побуждает учащихся к соблюдению логической последовательности в рассказе в соответствии с пунктами плана. Помощь учителя: посторенние последней фразы, подсказ слов, показ указкой на выражение, написанное на доске, или на деталь картины. При этом строится связный текст, а не просто ответы на вопросы.
- Формирование письменной речи на основе построения целостных текстов:
а) поражение текста,
б) его выражение.
Цель порождения (создания) – черновой вариант рассказа. В черновике пишется всё, что можно сказать на заданную тему. Этим снимается напряжённость, мысль излагается в целом. Этой работе предшествует словарная работа и лексико-грамматические упражнения.
Цель выражения – привести текст в соответствие с требованиями, которые ему предъявляются: связность, выразительность и т. д. Установка этого действия – читать собственный текст глазами читателя, исправлять его, редактировать. После проверки черновиков учитель подчёркивает ошибки. Окончательное редактирование проводится вместе с учениками.
- Давать функциональный контекст для письменной речи:
а) эпистолярный (письма, открытки);
б) словесное творчество (рассказ, сочинение);
в) массовая коммуникация (заметка);
г) монистическая деятельность (дневники, планы);
д) управленческая деятельность (отчёт о работе).
Эти тексты выражают мысли и чувства самих детей, а не продуцируют чужие мысли.
- Обеспечение сотрудничества учителя и учеников и учащихся между собой (фронтальная, групповая, бригадная, парами). Эти уроки строятся с учётом урока труда.
- Использование уровневого подхода для активизации речевой деятельности каждого учащегося.
- Составление планов работ по развитию речи на длительный период (полгода, год). В них включаются разнообразные виды работ и их тематика. Большой упор на непосредственные наблюдения умственно отсталого ребёнка. В сочинениях дети должны отражать свою жизнь и интересы, свой личный опыт.
- Обеспечение связи между самостоятельными сочинениями и теми, которые пишутся под руководством учителя (описание класса – описание своей квартиры).
- Сочетание уроков чтения с работой над сочинением таким образом, чтобы прочитанное произведение было бы образом для построения собственных развёрнутых высказываний на аналогичную тему. Например, стихи Н. Рыленкова об апреле и описание апрельского дня учащимися.
- При анализе к оценке сочинений учитывается их содержание, связность и последовательность изложения. Оценка даётся из этих критериев одна. Не учитывается грамматика.
- Систематически показывать учащимся их достижения в овладении письменной связной речи (обсуждение работ, их зачитывание, проведение конкурсов и выставок).
Планирование уроков развития речи.
Эта работа условно делится на 3 этапа. Для каждого этапа заранее разрабатывается уровневый подход и виды помощи.
1 этап – подготовка учащихся к письменной работе.
2 этап – проведение письменной работы.
3 этап – анализ письменной работы.
Оценка сочинений (критерии оценок).
- Количество микротем, выделяемых в тексте (в лингвистике они выражаются через имя существительное или глагол). Подсчитать их.
- Соответствие высказываний теме и степень её раскрытия:
а) соответствует теме и раскрыта полностью;
б) соответствует теме, но не раскрыта;
в) соответствует теме, но она сужена;
из а) → г) не раскрыта полностью (не все микротемы присутствуют).
- Развёрнутость микротем.
Прямая связь между количеством слов в предложении и количеством связей и отношений, выражаемых в речи.
- Разнообразие синтаксических конструкций (учёт количества простых и сложных предложений).
- Количество речевых и грамматических ошибок:
а) ошибка в образовании структуры языковых единиц (грамматические – в построении слов, словосочетаний, предложений);
б) ошибки и недочёты в употреблении в речи языковых единиц (речевые): словосочетаний, предложений.
Ошибка – нарушение требований правильности речи, нормы литературного языка («так сказать нельзя».)
Недочёт – нарушение требований коммуникативной целесообразности речи (связано с понятием хорошей речи «хуже-лучше»). Это – неудачный порядок слов, повтор слов, однообразие конструкций.
Работа над сочинением.
Вся работа по развитию речи должна носить обучающий характер.
Для написания сочинения определяем те умения, которыми должны овладеть учащиеся в работе по построению текста (выражения, высказывания):
- Раскрыть тему высказывания.
- Раскрыть основную мысль высказывания.
Эти умения вырабатываются не только на уроках развития речи, но и на уроках чтения (анализ заглавия).
- Собрать материалы для высказывания.
Это умение связано с активизацией речевой и мыслительной деятельности в процессе анализа источника, дающего материал для высказывания. Но только этого умения не достаточно, т.к. самостоятельная монологическая речь детей с ОВЗ не развита. Поэтому даже в условиях собранного материала такие школьники оказываются в ситуации невозможности передать словами своё впечатление. Главное и самое трудное в работе по развитию речи – научить как построить высказывание, какими средствами донести свой замысел.
- Систематизировать собранный материал.
- Умение совершенствовать написанное.
Эти умения связаны с работой над планом, который составляется с учётом вида высказывания (повествование, описание).
- Умение строить высказывания определённой композиционной формы.
Оно формируется в тесной связи с речевыми изменениями и умениями исправлять написанное, сказанное. При составлении высказывания я обращаю внимание учащихся на:
а) связь между частями рассказа;
б) связи между двумя соседними предложениями;
в) на то, как надо переставлять слова в одном предложении, чтобы лучше связать их друг с другом.
Одновременно дети учатся использовать в рассказе разнообразные синтаксические конструкции, т.к. однотипные конструкции разрушают логику связного текста. Поэтому при анализе работ внимание обращается на способы связи между отдельными предложениями (союзы, союзные слова, местоимения, синонимы).
- Умение выражать правильно свои мысли с точки зрения норм литературного языка: точно, ясно и, по возможности, ярко.
Формирование 1-3 умения связано с работой над содержанием высказывания, 4-7 – с работой над структурой высказывания, над речевым оформлением этого высказывания.
Как результат данной работы – участие обучающихся в различных конкурсах.
За последние пять лет учащиеся участвовали в областных и всесоюзных конкурсах сочинений, занимали призовые места. В основном, в каждой номинации участвуют 10-12 человек.
«Лучший урок письма»,
«От малой родины до гражданина России»,
«Я и мир вокруг»,
«Братья наши меньшие»,
«Звёздные истории»,
«След войны в моей семье».
Отдельные сочинения были напечатаны в газете «Смоленская торговая марка»,
- «Само время здесь остановилось (признание в любви Смоленску)» №38 от 26.09.2013;
- «Школа, чему ты меня научила?» №21 от 29.05.2014.
Литература.
- Артемьева Н.А. и др. Сообща помогаем детям учиться (совместная работа логопеда и психолога по устранению речевых нарушений у учащихся.) – ж. Начальная школа №4 – 2000.
- Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе. – ж. Начальная школа №4 – 2000.
- Бебешина Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1976.
- Вишневская Е.Е., Красноперова Л.Л. Развитие речи. – М.: Просвещение, 1994.
- Горчак А.Н. Картина как средство развития речи. – М.: Просвещение, 1965.
- Зыкова Т.С. и др. Развитие речи. – М.: Просвещение, 2000.
- Канапос В.И. Развитие речи. Задачи и содержание обучения. – М.: Просвещение, 1988.
- Краснов Н.В. Беседы по искусству в начальной школе. – Л.: Учпедгиз, 1962.
- Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика. – М.: Просвещение, 1999.
- Лобанов В. Виктор Васнецов. – М. Академия художеств, 1962.
- Львов М.Р. Виды речи. – ж. Начальная школа, 5-2000.
- Мельникова С.М. Объяснительный текст к картинам по развитию речи для начальной школы. – М.: Просвещение, 1982.
- Никитина Е.И. Русская речь (связная речь в 5-7 классах) – М.: Просвещение, 1995.
- Преображенская Е.П., Рындина Л.Ф. Упражнения по развитию речи при изучении грамматики. – Л.: Учпедгиз, 1963.
- Прафенродт А.Н. и др. Произношение. – М.: Просвещение, 1977.
- Розенблат Г.Г. Картина на уроках литературного чтения в 5-7 классах. – Л.: Учпедгиз, 1956.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Формирование навыков устной и письменной речи на среднем этапе обучения"
В даннй работе представлены различные виды работ по формированию навыков устной и письменной речи на среднем этапе обучения....
программа логопедического пункта по коррекции и формированию грамотной устной и письменной речи для обучающихся 1-4 классов
Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в образовательном учреждении. Логопед не только открывает ему неограни...
Положениео единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей МБОУ «Славгородская СОШ » города Славгорода Алтайского края
. Настоящее положение разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года, Методического письма Министерства просвещения от 1 сентября 1980 года №364-М,...
«Формирование читательской компетентности у обучающихся по программе VII вида средствами связной устной и письменной речи на уроках русского языка» (7 класс)
Проет программы...
Развитие связной устной и письменной речи обучающихся с нарушением интеллекта.
В данной статье автор останавливается на следующих вопросах: роль связной устной и письменной речи в развитии учащихся с нарушением интеллекта; значение уроков письма и развития речи, чтения и р...
О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей.
О единых требованиях к устнойи письменной речи учащихся,к проведению письменных работи проверке тетрадей....
Приемы обучения связной устной и письменной речи школьников на уроках русского языка и литературы
Аннотация: Вся работа по развитию речи в школе опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы дол...