Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по теме
В данном материале представлена система работы по развитию и совершенствованию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi_mladshih_shkolnikov_s_onr.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной, так и семантической сторон речи. У одних детей недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Другие учащиеся, имея относительно сформированную связную речь, не умеют отразить в собственной речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.
Структура дефекта младших школьников с ОНР требует системного, последовательного, поэтапного подхода к развитию связной речи, начиная с 1-го класса.
Для оптимального планирования работы по развитие связного высказывания провожу обследование связной речи. При составлении схемы исследования использую методику, разработанную Т.А.Фотековой. Данная методика предполагает балльно-уровневую систему оценки, что способствует не только качественной характеристике речи, но и количественной. В методике по исследованию связной речи два задания:
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
- Пересказ прослушанного текста.
Эти задания сложны и информативны. С целью разграничения допускаемых ошибок их оценка производится по 4 критериям.
- Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения.
- Критерий возможности программирования текста.
- Критерий грамматического оформления.
- Критерий лексического оформления.
Каждый критерий оценивается в от 0 до 15 баллах. Начисленные баллы затем суммируются.
Для учащихся 1-х классов с общим недоразвитием речи разработала и апробировала систему логопедических занятий по развитию устной связной речи.
В основе коррекционно-логопедической работы лежат общие принципы развития речи:
1) принцип единства развития речи и мышления;
2) принцип системности,
3) принцип перехода от простого к сложному.
Направление и содержание коррекционной работы определяю с учетом индивидуальных и возрастных особенностей первоклассников с ОНР.
Основная цель логопедического воздействия научить детей самостоятельно (осознанно и произвольно) строить семантически целостные высказывания и реализовывать их в разных ситуациях общения.
Основные направления работы по развитию связной речи у первоклассников с ОНР:
- Отработка и совершенствование предложений различных синтаксических конструкций.
- Развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.
Логопедическую работу по развитию связной речи провожу в два этапа:
- Работа над предложением.
- Работа над устной связной речью.
На первом этапе провожу работу по формированию синтаксической структуры предложения. Задача данного этапа - научить детей логически стройно и законченно, точно по употреблению лексики и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно строить предложения.
При работе над предложением учитываю сложность его структуры, последовательность появления различных типов предложения в онтогенезе. Провожу работу в следующей последовательности:
1. Распространенное предложение:
а) подлежащее — сказуемое — прямое дополнение (Девочка моет куклу);
б) подлежащее — сказуемое —прямое дополнение — косвенное дополнение (дательный падеж существительного), например: Бабушка дает ленту внучке;
в) подлежащее — сказуемое — прямое дополнение — косвенное дополнение (творительный падеж со значением орудия действия), например: Девочка рисует дом карандашом;
г) подлежащее — сказуемое — обстоятельство места (предложно-падежная конструкция), например: В лесу растут грибы;
д) подлежащее — сказуемое — обстоятельство места, времени, образа действия, выраженное наречием (Солнце светит ярко).
2. Сложносочиненные предложения.
3. Сложноподчиненные предложения.
В работе по построению и совершенствованию предложений различных синтаксических конструкций использую упражнения 3 видов:
- Упражнения на основе образца.
- Составление предложений по картинке и вопросу.
- Составление предложений с помощью вопросов.
- Составление предложений с помощью вопросов и опорного слова.
- Составление вопросительных предложений.
- Конструктивные упражнения.
- Составление предложений с помощью грамматических вопросов (с опорой на их схемы) и картинок (предметных и сюжетных).
- Составление предложений с помощью грамматических вопросов (с опорой на их схемы) и картинок (предметных и сюжетных).
- Работа с деформированным предложением
- Распространение предложений по сюжетной картинке и вопросам.
- Распространение предложений по сюжетной картинке и графической схеме.
- Распространение предложений.
- Редактирование предложения.
- Творческие упражнения.
- Составление предложений по данной теме.
- Составление предложений по предметным и сюжетным картинкам.
- Составление предложений по опорным словам.
- Самостоятельное составление предложений.
Считаю очень важным научить детей вычленять в предложении предмет сообщения (- О ком (о чём) говорится в предложений?) и ориентироваться в логических элементах, последовательно задавая вопросы к каждому слову.
Данный приём формирует навык анализа структуры связного высказывания, способствует формированию мыслительных операций.
Обучаю детей задавать вопросы и отвечать полным предложением. Это помогает выделять главное, развивает умения лексико-синтаксически оформлять результаты мыслительной деятельности.
Следующий этап работы – развитие устной связной речи учащихся.
Цель работы: развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:
- — программирование смысловой структуры высказывания;
- — установление связности и последовательности его;
- — отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения.
На данном этапе работы учу детей сравнивать связное сообщение с деформированным вариантом рассказа и отличать их.
Дети доказывают правильность своего выбора, опираясь на ориентировочную карточку. В дальнейшем работа продолжается. Первоклассники учатся анализировать и оценивать продуктивность собственной деятельности и своих товарищей, опираясь на ориентировочную карточку.
На втором этапе использую различные виды пересказа:
- подробный пересказ, близкий к тексту;
- выборочный;
- краткий, или сжатый;
- с творческими дополнениями.
Строю работу в следующей последовательности:
- Пересказ текстов с опорой на вопросы.
- Пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы.
- Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы
- Пересказ текстов описательно-повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки.
- Пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий.
- Выборочный пересказ.
- Краткий пересказ.
- Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа
- Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа.
- Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа.
На начальном этапе работы по формированию умений пересказывать текст применяю наглядность (предметные и серий сюжетных картинок) и моделирую план высказывания с помощью вопросов и графических схем.
При работе с рассказом описательного характера, использую графическую схему. Это способствует развитию операций синтеза и создает возможность слежения за правильным построением рассказа.
Данными приемами развивают осознанный контроль за собственной речью.
Для развития внутреннего программирования связного высказывания, считаю, очень важным научить детей составлять план рассказа и использовать составленный план для пересказа. Эту работу начинаю с обучения детей выделять из текста слова действия, опорные слова. Задания такого типа способствуют развитию аналитических речевых операций, подготавливают к работе по делению текста на части и составлению плана рассказа.
В дальнейшем при работе с другими видами пересказа выборочным и кратким учу детей составлять план текста и пересказывать с опорой на составленный план.
Затем провожу работу с творческими пересказами (по обозначенному началу, концу и середине рассказа).
Обучение пересказу на материале каждого произведения осуществляю на одном занятии. В структуру занятия ввожу дидактические игры и упражнения на усвоение и закрепление языкового материала.
Цель данных упражнений: организация внимания детей, подготовка их к восприятию текста, уточнение и обогащение словарного запаса, как путем накопления новых слов, так и за счет развития умения пользоваться различными способами словообразования.
Лексико-грамматические упражнения представлены в дидактическом материале «Лексические темы по развитию речи у школьников с ОНР»
Обучение пересказу подготавливает переход к самостоятельным связным высказываниям. Эта работа представляет огромную трудность для первоклассников с общим недоразвитием речи, поэтому при составлении устных сочинений использую различного вида опоры: вопросы, опорные слова, серии сюжетных картинок, сюжетные картинки, предметные картинки.
Строю работу в следующей последовательности:
- Составление рассказа по вопросам.
- Составление рассказа по вопросам и картинке
- Составление рассказа по опорным словам и картинкам.
- Составление рассказа по серии картинок, используя план - вопросы.
- Составление рассказа по сюжетной картинке, с использованием опорных слов.
Речевой материал использую не только при работе с группой детей, но и для индивидуальной работы на этапе автоматизации поставленных звуков.
В дальнейшем с учащимися 2 – 3 классов продолжаю работу по развитию умений и навыков построения письменного связного высказывания, более сложной формы монологической речи.
Работа проходит по следующему плану:
- Выделение признаков связного текста. Определение темы текста.
- Основная мысль текста.
- Деление сплошного текста на отдельные предложения.
- Знакомство с понятием опорные слова.
- Составление связного текста из данных предложений.
- Восстановление деформированного текста по серии картинок.
- Составление связного текста из данных предложений.
- Составление текста по данным вопросам.
- Грамматическое оформление. Анализ составленных текстов.
- Тип текста. Текст-повествование.
- Текст-описание.
- Текст-рассуждение.
- Составление плана текста с обозначенными частями
- Деление текста на части. Работа над планом
- Редактирование текста.
Считаю, что данная коррекционная работа способствует не только развитию и совершенствованию умений и навыков построения связного высказывания, но и обогащению словарного запаса и грамматического строя речи, развитию мышления и формирования процессов мыслительной деятельности (анализа, синтеза). А следовательно и формированию полноценных учебных умений (планирование предстоящей деятельности, активное осмысление материала, выделение главного существенного в учебном материале, анализ, оценка продуктивности собственной деятельности).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию) состоит из 3 частей 1часть содер...
Обобщение опыта по теме "Формирование самостоятельной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи".
Основной трудностью в обучении младших школьников с общим недоразвитием речи является неумение связно излагать свои мысли. в данном пособии подобраны упражнения, которые помогут ученикам при построени...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ОПИСАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАРАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ОПИСАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН...
Особенности самооценки младших школьников с общим недоразвитием речи и её формирование на логопедических занятиях.
Материал разработан для совместной работы учителя-логопеда и психолога, в целях уравновешивания самооценки школьника и повышения качества знаний....
ПРОГРАММА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА.
В данной программе внимание уделяется развитию связной речи, являющейся наиболее сложной стороной речевого развития; все остальные направления являются вспомогательными, включёнными в решение основной...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР» для обучающихся 2 класса .
Программа коррекционного курса составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограничен...
Коррекционный курс «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР 4 класс»
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, коррекционно-развивающая область: логопедия...