Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по теме

Липатова Вера Борисовна

В данном материале представлена система работы по развитию и совершенствованию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_svyaznoy_rechi_mladshih_shkolnikov_s_onr.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной, так и семантической сторон речи. У одних детей недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Другие учащиеся, имея относительно сформированную связную речь, не умеют отразить в собственной речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.

Структура дефекта младших школьников с ОНР требует системного, последовательного, поэтапного подхода к развитию связной речи, начиная с 1-го класса.

Для оптимального планирования работы по развитие связного высказывания провожу обследование связной речи. При составлении схемы исследования использую методику, разработанную Т.А.Фотековой. Данная методика предполагает балльно-уровневую систему оценки, что способствует не только качественной характеристике речи, но и количественной. В методике по исследованию связной речи два задания:

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
  2. Пересказ прослушанного текста.

Эти задания сложны и информативны. С целью разграничения допускаемых ошибок их оценка производится по 4 критериям.

  1. Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения.
  2. Критерий возможности программирования текста.
  3. Критерий грамматического оформления.
  4. Критерий лексического оформления.

Каждый критерий оценивается в от 0 до 15 баллах. Начисленные баллы затем суммируются.

Для учащихся 1-х классов с общим недоразвитием речи разработала и апробировала систему логопедических занятий по развитию устной связной речи.

В основе коррекционно-логопедической работы лежат общие принципы развития речи:

1) принцип единства развития речи и мышления;

2) принцип системности,

3) принцип перехода от простого к сложному.

Направление и содержание коррекционной работы определяю с учетом индивидуальных и возрастных особенностей первоклассников с ОНР.

Основная цель логопедического воздействия научить детей самостоятельно (осознанно и произвольно) строить семантически целостные высказывания и реализовывать их в разных ситуациях общения.

Основные направления работы по развитию связной речи у первоклассников с ОНР:

  1. Отработка и совершенствование предложений различных синтаксических конструкций.
  2. Развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.

Логопедическую работу по развитию связной речи провожу в два этапа:

  1. Работа над предложением.
  2. Работа над устной связной речью.

На первом этапе провожу работу по формированию синтаксической структуры предложения. Задача данного этапа - научить детей логически стройно и законченно, точно по употреблению лексики и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно строить предложения.

При работе над предложением учитываю сложность его структуры, последовательность появления различных типов предложения в онтогенезе. Провожу работу в следующей последовательности:

1. Распространенное предложение:

а) подлежащее — сказуемое — прямое дополнение (Девочка моет куклу);

б) подлежащее — сказуемое —прямое дополнение — косвенное дополнение (дательный падеж существительного), например: Бабушка дает ленту внучке;

в) подлежащее — сказуемое — прямое дополнение — косвенное дополнение (творительный падеж со значением орудия действия), например: Девочка рисует дом карандашом;

г) подлежащее — сказуемое — обстоятельство места (предложно-падежная конструкция), например: В лесу растут грибы;

д) подлежащее — сказуемое — обстоятельство места, времени, образа действия, выраженное наречием (Солнце светит ярко).

2. Сложносочиненные предложения.

3. Сложноподчиненные предложения.

В работе по построению и совершенствованию предложений различных синтаксических конструкций использую упражнения 3 видов:

  1. Упражнения на основе образца.
  • Составление предложений по картинке и вопросу.
  • Составление предложений с помощью вопросов.
  • Составление предложений с помощью вопросов и опорного слова.
  • Составление вопросительных предложений.
  1. Конструктивные упражнения.
  • Составление предложений с помощью грамматических вопросов (с опорой на их схемы) и картинок (предметных и сюжетных).
  • Составление предложений с помощью грамматических вопросов (с опорой на их схемы) и картинок (предметных и сюжетных).
  • Работа с деформированным предложением
  • Распространение предложений по сюжетной картинке и вопросам.
  • Распространение предложений по сюжетной картинке и графической схеме.
  • Распространение предложений.
  • Редактирование предложения.
  1. Творческие упражнения.
  1. Составление предложений по данной теме.
  2. Составление предложений по предметным и сюжетным картинкам.
  3. Составление предложений по опорным словам.
  4. Самостоятельное составление предложений.

Считаю очень важным научить детей вычленять в предложении предмет сообщения (- О ком (о чём) говорится в предложений?) и ориентироваться в логических элементах, последовательно задавая вопросы к каждому слову.

Данный приём формирует навык анализа структуры связного высказывания, способствует формированию мыслительных операций.

Обучаю детей задавать вопросы и отвечать полным предложением. Это помогает выделять главное, развивает умения лексико-синтаксически оформлять результаты мыслительной деятельности.

Следующий этап работы – развитие устной связной речи учащихся.

Цель работы: развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:

  • — программирование смысловой структуры высказывания;
  • — установление связности и последовательности его;
  • — отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения.

На данном этапе работы учу детей сравнивать связное сообщение с деформированным вариантом рассказа и отличать их.

Дети доказывают правильность своего выбора, опираясь на ориентировочную карточку. В дальнейшем работа продолжается. Первоклассники учатся анализировать и оценивать продуктивность собственной деятельности и своих товарищей, опираясь на ориентировочную карточку.

На втором этапе использую различные виды пересказа:

  1. подробный пересказ, близкий к тексту;
  2. выборочный;
  3. краткий, или сжатый;
  4. с творческими дополнениями.

Строю работу в следующей последовательности:

  1. Пересказ текстов с опорой на вопросы.
  2. Пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы.
  3. Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы
  4. Пересказ текстов описательно-повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки.
  5. Пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий.
  6. Выборочный пересказ.
  7. Краткий пересказ.
  8. Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа
  9. Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа.
  10. Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа.

На начальном этапе работы по формированию умений пересказывать текст применяю наглядность (предметные и серий сюжетных картинок) и моделирую план высказывания с помощью вопросов и графических схем.

При работе с рассказом описательного характера, использую графическую схему. Это способствует развитию операций синтеза и создает возможность слежения за правильным построением рассказа.

Данными приемами развивают осознанный контроль за собственной речью.

Для развития внутреннего программирования связного высказывания, считаю, очень важным научить детей составлять план рассказа и использовать составленный план для пересказа. Эту работу начинаю с обучения детей выделять из текста слова действия, опорные слова. Задания такого типа способствуют развитию аналитических речевых операций, подготавливают к работе по делению текста на части и составлению плана рассказа.

В дальнейшем при работе с другими видами пересказа выборочным и кратким учу детей составлять план текста и пересказывать с опорой на составленный план.

Затем провожу работу с творческими пересказами (по обозначенному началу, концу и середине рассказа).

Обучение пересказу на материале каждого произведения осуществляю на одном занятии. В структуру занятия ввожу дидактические игры и упражнения на усвоение и закрепление языкового материала.

Цель данных упражнений: организация внимания детей, подготовка их к восприятию текста, уточнение и обогащение словарного запаса, как путем накопления новых слов, так и за счет развития умения пользоваться различными способами словообразования.

Лексико-грамматические упражнения представлены в дидактическом материале «Лексические темы по развитию речи у школьников с ОНР»

Обучение пересказу подготавливает переход к самостоятельным связным высказываниям. Эта работа представляет огромную трудность для первоклассников с общим недоразвитием речи, поэтому при составлении устных сочинений использую различного вида опоры: вопросы, опорные слова, серии сюжетных картинок, сюжетные картинки, предметные картинки.

Строю работу в следующей последовательности:

  1. Составление рассказа по вопросам.
  2. Составление рассказа по вопросам и картинке
  3. Составление рассказа по опорным словам и картинкам.
  4. Составление рассказа по серии картинок, используя план - вопросы.
  5. Составление рассказа по сюжетной картинке, с использованием опорных слов.

Речевой материал использую не только при работе с группой детей, но и для индивидуальной работы на этапе автоматизации поставленных звуков.

В дальнейшем с учащимися 2 – 3 классов продолжаю работу по развитию умений и навыков построения письменного связного высказывания, более сложной формы монологической речи.

Работа проходит по следующему плану:

  • Выделение признаков связного текста. Определение темы текста.
  • Основная мысль текста.
  • Деление сплошного текста на отдельные предложения.
  • Знакомство с понятием опорные слова.
  • Составление связного текста из данных предложений.
  • Восстановление деформированного текста по серии картинок.
  • Составление связного текста из данных предложений.
  • Составление текста по данным вопросам.
  • Грамматическое оформление. Анализ составленных текстов.
  • Тип текста. Текст-повествование.
  • Текст-описание.
  • Текст-рассуждение.
  • Составление плана текста с обозначенными частями
  • Деление текста на части. Работа над планом
  • Редактирование текста.

Считаю, что данная коррекционная работа способствует не только развитию и совершенствованию умений и навыков построения связного высказывания, но и обогащению словарного запаса и грамматического строя речи, развитию мышления и формирования процессов мыслительной деятельности (анализа, синтеза). А следовательно и формированию полноценных учебных умений (планирование предстоящей деятельности, активное осмысление материала, выделение главного существенного в учебном материале, анализ, оценка продуктивности собственной деятельности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию)  состоит из 3 частей 1часть содер...

Обобщение опыта по теме "Формирование самостоятельной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи".

Основной трудностью в обучении младших школьников с общим недоразвитием речи является неумение связно излагать свои мысли. в данном пособии подобраны упражнения, которые помогут ученикам при построени...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ОПИСАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАРАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ОПИСАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН...

Особенности самооценки младших школьников с общим недоразвитием речи и её формирование на логопедических занятиях.

Материал разработан для совместной работы учителя-логопеда и психолога, в целях уравновешивания самооценки школьника и повышения качества знаний....

ПРОГРАММА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА.

В данной программе внимание уделяется развитию связной речи, являющейся наиболее сложной стороной речевого развития; все остальные направления являются вспомогательными, включёнными в решение основной...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР» для обучающихся 2 класса .

     Программа коррекционного курса составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограничен...

Коррекционный курс «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР 4 класс»

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, коррекционно-развивающая область: логопедия...