Рабочая программа по чтению для 8 класса
рабочая программа (8 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Павловский Посад Московской области
"Утверждаю"
Директор МКОУ школы-интерната
_____________Гришина М.Б.
«30» августа 2019 г.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение»
8б класс
Составила: Сойнова Анна Валентиновна,
учитель русского языка высшей
квалификационной категории
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната для обучающихся с ОВЗ, программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой, «О рабочих материалах по учебному предмету педагога муниципального казенного общеобразовательного учреждения школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Павловский Посад Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната. Рабочие материалы составлены по учебнику Чтение. 8 класс. Учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/авт.-сост. З.Ф. Малышева, - 9-е изд. – М.: Просвещение, 2015.- 287 с.
Цели, обеспечивающие реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подхода в обучении чтению:
— воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к предмету;
— совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи обучения чтению:
1. Научить обучающихся правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.
2.Совершенствовать технику чтения, формировать навыки беглого чтения.
3. Повысить уровень общего развития обучающихся.
4. Научить обучающихся последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.
5. Развивать нравственные качества обучающихся.
6. Расширять возможности в осознании читаемого материала.
7. Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас.
8. Корригировать недостатки и развивать диалогическую и монологическую формы устной речи.
В старших классах продолжается работа по развитию полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений, научно-популярных статей, правильному установлению смысловых связей с ориентацией не только на предметный план произведения, но и на его внутренний подтекст. Чрезвычайно важно добиваться эмоционального отклика на прочитанное, проводить направленную работу на понимание образного языка литературного текста, на использование таких выразительных средств, как тон голоса, синтаксические паузы, логические ударения (последнее — под наблюдением учителя).
Для качественного формирования навыка сознательного чтения в программе выделяется в качестве самостоятельного подраздел «Работа с текстом». В нем предусматривается последовательное углубление умений учащихся анализировать прочитанное, высказывать суждение по поводу описываемых событий и поступков героев, устанавливать позицию автора, наблюдая и выявляя те средства, с помощью которых она реализуется в произведении. К указанному разделу также представлен перечень возможных требований к уровню усвоения читательских умений.
Не менее важным является также дальнейшее совершенствование техники чтения, поскольку такие качества, как правильность, беглость, выразительность, у разных групп умственно отсталых учащихся формируются не только медленно, но и асинхронно.
Основным видом чтения в старших классах остается чтение вслух, так как умственно отсталые учащиеся (как показывают исследования) значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирует учителя на формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
На изучение программы по чтению в 9 классе отводится 136 час в год (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
Обучающиеся должны знать и уметь:
1-й уровень
• читать вслух правильно, бегло, выразительно;
• читать про себя доступные по содержанию тексты;
• выделять тему и определять идею произведения (последнее задание — с помощью учителя);
• определять черты характера главных героев и выражать свое отношение к ним (с помощью учителя);
• самостоятельно делить текст на части по данному плану или составлять план к выделенным частям текста;
• отбирать (коллективно) опорные слова для пересказа, обращая внимание на лексику, характеризующую эмоциональное состояние действующих лиц, природы, образные выражения, и употреблять их в пересказе;
• пересказывать прочитанный текст с ориентацией на план и опорные слова;
• ставить вопросы к тексту, задавать их одноклассникам;
• выделять незнакомые слова и давать им объяснения (с помощью учителя);
• заучить наизусть 10 стихотворений;
• читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении.
2-й уровень
• читать вслух правильно, выразительно, целыми словами;
• читать про себя проанализированные тексты, читать короткие, доступные тексты самостоятельно;
• пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям;
• выделять тему произведения, участвовать в обсуждении идеи;
• выражать свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя);
• находить в тексте незнакомые слова, учиться объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя);
• учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);
• участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения | |||
По плану | По факту | |||||
1. | Сказки | 1 | 02.09 | |||
2. | Волшебное кольцо | 1 | 03.09 | |||
3. | Волшебное кольцо | 1 | 04.09 | |||
4. | Волшебное кольцо | 1 | 05.09 | |||
5. | Пословицы и поговорки | 1 | 09.09 | |||
6. | Баллады | 1 | 10.09 | |||
7. | В.А.Жуковский «Перчатка» | 1 | 11.09 | |||
8. | И.З.Суриков «Нашла коса на камень» | 1 | 12.09 | |||
9. | Былины | 1 | 16.09 | |||
10. | Былины | 1 | 17.09 | |||
11. | Садко | 1 | 18.09 | |||
12. | Внеклассное чтение. Литературные сказки | 1 | 19.09 | |||
13. | А.С.Пушкин | 1 | 23.09 | |||
14. | М.Я.Басина «Публичное испытание» | 1 | 24.09 | |||
15. | М.Я.Басина «Публичное испытание» | 1 | 25.09 | |||
16. | И.И.Пущин «Записки о Пушкине» | 1 | 26.09 | |||
17. | Памятник ( отрывок) | 1 | 30.09 | |||
18. | Во глубине сибирских руд… | 1 | 01.10 | |||
19. | Зимнее утро | 1 | 02.10 | |||
20. | И.И.Пущину | 1 | 03.10 | |||
21. | Няне | 1 | 07.10 | |||
22. | Сожженное письмо ( отрывок) | 1 | 08.10 | |||
23. | Я вас любил… | 1 | 09.10 | |||
24. | Сказка о попе и о работнике его Балде | 1 | 10.10 | |||
25. | Сказка о попе и о работнике его Балде | 1 | 14.10 | |||
26. | Внеклассное чтение. Пушкин о любви и дружбе | 1 | 15.10 | |||
27. | М.Ю.Лермонтов | 1 | 16.10 | |||
28. | Смерть поэта (отрывок) | 1 | 17.10 | |||
29. | Родина (отрывок) | 1 | 21.10 | |||
30. | Парус | 1 | 22.10 | |||
31. | Сосна | 1 | 23.10 | |||
32-33-34. | Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова ( отрывки) | 3 | 24.10 05.11 06.11 | |||
35. | Вн. чт. Тема один-ства в поэзии Лермонтова | 1 | 07.11 | |||
36. | И.А.Крылов | 1 | 11.11 | |||
37. | Волк на псарне | 1 | 12.11 | |||
38. | Осел и Соловей | 1 | 13.11 | |||
39. | Муха и Пчела | 1 | 14.11 | |||
40. | Внеклассное чтение. Читаем басни Крылова | 1 | 18.11 | |||
41. | Н.А.Некрасов | 1 | 19.11 | |||
42. | Размышления у парадного подъезда ( отрывок) | 1 | 20.11 | |||
43. | В полном разгаре страда деревенская… | 1 | 21.11 | |||
44. | Мороз, красный нос (отрывок) | 1 | 25.11 | |||
45. | Русские женщины (отрывок) | 1 | 26.11 | |||
46. | Внеклассное чтение. Образ русского народа в произведениях Некрасова | 1 | 27.11 | |||
47. | И.С.Никитин | 1 | 28.11 | |||
48. | Русь ( отрывок) | 1 | 02.12 | |||
49. | Утро на берегу озера | 1 | 03.12 | |||
50. | И.С.Тургенев | 1 | 04.12 | |||
51- | Муму (в сокращении) | 1 | 05.12 | |||
52- | Муму (в сокращении) | 1 | 09.12 | |||
53- | Муму (в сокращении) | 1 | 10.12 | |||
54- | Муму (в сокращении) | 1 | 11.12 | |||
55- | Муму (в сокращении) | 1 | 12.12 | |||
56- | Муму (в сокращении) | 1 | 16.12 | |||
57- | Муму (в сокращении) | 1 | 17.12 | |||
58. | Муму (в сокращении) | 1 | 18.12 | |||
59. | Внеклассное чтение. Читаем Тургенева | 1 | 19.12 | |||
60. | Л.Н. Толстой | 1 | 23.12 | |||
61. | После бала ( в сокращении) | 1 | 24.12 | |||
62. | После бала ( в сокращении) | 1 | 25.12 | |||
63. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Произведения русских писателей 19-го века» | 1 | 09.01 | |||
64. | А.П.Чехов | 1 | 13.01 | |||
65. | Лошадиная фамилия | 1 | 14.01 | |||
66. | Внеклассное чтение. Юмор в рассказах А.П.Чехова | 1 | 15.01 | |||
67. | В.Г.Короленко | 1 | 16.01 | |||
68. | Слепой музыкант ( отрывки) | 1 | 20.01 | |||
69. | Слепой музыкант ( отрывки) | 1 | 21.01 | |||
70. | Слепой музыкант ( отрывки) | 1 | 22.01 | |||
71. | Слепой музыкант ( отрывки) | 1 | 23.01 | |||
72. | Слепой музыкант ( отрывки) | 1 | 27.01 | |||
73. | Слепой музыкант ( отрывки) | 1 | 28.01 | |||
74. | Слепой музыкант ( отрывки) | 1 | 29.01 | |||
75. | Слепой музыкант ( отрывки) | 1 | 30.01 | |||
76. | Слепой музыкант ( отрывки) | 1 | 03.02 | |||
77. | Слепой музыкант ( отрывки) | 1 | 04.02 | |||
78. | Слепой музыкант ( отрывки) | 1 | 05.02 | |||
79. | Слепой музыкант ( отрывки) | 1 | 06.02 | |||
80. | М.Горький | 1 | 10.02 | |||
81. | Макар Чудра ( отрывок) | 1 | 11.02 | |||
82. | Макар Чудра ( отрывок) | 1 | 12.02 | |||
83. | С.А.Есенин | 1 | 13.02 | |||
84. | Спит ковыль. Равнина дорогая… | 1 | 17.02 | |||
85. | Пороша | 1 | 18.02 | |||
86. | Отговорила роща золотая… | 1 | 19.02 | |||
87. | Внеклассное чтение. Образ Родины в стихотворениях Есенина | 1 | 20.02 | |||
88. | А.П.Платонов | 1 | 24.02 | |||
89. | Разноцветная бабочка | 1 | 25.02 | |||
90. | Разноцветная бабочка | 1 | 26.02 | |||
91. | А.Н.Толстой | 1 | 27.02 | |||
92. | Русский характер | 1 | 02.03 | |||
93. | Русский характер | 1 | 03.03 | |||
94. | Русский характер | 1 | 04.03 | |||
95. | Н.А. Заболоцкий | 1 | 05.03 | |||
96. | Некрасивая девочка | 1 | 09.03 | |||
97. | Внеклассное чтение. Читаем Заболоцкого | 1 | 10.03 | |||
98. | К.Г. Паустовский | 1 | 11.03 | |||
99. | Телеграмма ( в сокращении) | 1 | 12.03 | |||
100. | Телеграмма ( в сокращении) | 1 | 16.03 | |||
101. | Р.И. Фраерман | 1 | 17.03 | |||
102-103. | Дикая собака динго, или Повесть о первой любви | 2 | 18.03 19.03 | |||
104-105-106. | Дикая собака динго, или Повесть о первой любви | 3 | 30.03 31.03 01.04 | |||
107. | Л.А.Кассиль | 1 | 02.04 | |||
108. | Пекины бутсы | 1 | 06.04 | |||
109. | Пекины бутсы | 1 | 07.04 | |||
110. | Пекины бутсы | 1 | 08.04 | |||
111. | А.Т. Твардовский | 1 | 09.04 | |||
112. | Василий Теркин (отрывки из поэмы) | 1 | 13.04 | |||
113. | Василий Теркин (отрывки из поэмы) | 1 | 14.04 | |||
114. | «Кто стрелял?» | 1 | 15.04 | |||
115. | «Кто стрелял?» | 1 | 16.04 | |||
116. | Внеклассное чтение. Рассказы о войне. | 1 | 20.04 | |||
117. | В.М.Шукшин | 1 | 21.04 | |||
118. | Гринька Малюгин | 1 | 22.04 | |||
119. | Гринька Малюгин | 1 | 23.04 | |||
120. | Гринька Малюгин | 1 | 27.04 | |||
121. | В.П. Астафьев | 1 | 28.04 | |||
122. | Далекая и близкая сказка | 1 | 29.04 | |||
123. | Далекая и близкая сказка | 1 | 30.04 | |||
124. | Р.П. Погодин | 1 | 04.05 | |||
125. | Алфред | 1 | 05.05 | |||
126. | Алфред | 1 | 06.05 | |||
127. | Алфред | 1 | 07.05 | |||
128. 129. | Алфред Алфред | 2 | 11.05 12.05 | |||
130. | Алфред | 1 | 13.05 | |||
131. | А.А.Сурков | 1 | 14.05 | |||
132. | Родина | 1 | 18.05 | |||
133. | Повт.-обобщающий урок по теме «УНТ» | 1 | 19.05 | |||
134. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Произведения русских писателей 19-го века» | 1 | 20.05 | |||
135. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Пр. русских писателей 1-й половины 20 века» | 1 | 21.05 |
Учебно-методическое обеспечение
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида 5-9 кл. под редакцией И.М.Бгажноковой., 2011, 211 с.
- Чтение. 8 класс. Учеб. для спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIII вида (авт.-сост. З.Ф. Малышева). – 9-е изд.- М.:Просвещение, 2015. – 270 с.
- Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. Центр «Владос», 2004 г., 320 с.
- Баширова Т.Б. Пути становления читательской самостоятельности учащихся корр. школы. «Дефектология», 1991, с. 15 - 19
- Золотарев И.В., С.М. Аникина «Поурочное планирование по литературе», Москва, изд. «Экзамен», 2006 г., 215 с.
- Лалаева Ф.И. Устранение нарушения чтения у учащихся коррекционной школы. М., 1978, 235 с.
- Светловская Н.Н.. Методика внеклассного чтения. М. 1991, 258 с.
- 4.Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).
- 5.Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).
- Н. М. Неусыпова «Толковый словарик русского языка». Пособие для учащихся начальных классов под редакцией Т. Т. Ромадаевой М. «Просвещение» 1989г.
- М. С, Лапатухин, Е. В. Скоролуповская Г. П.Снетова «Школьный толковый словарь русского языка» (пособие для учащихся) под редакцией Ф. П, Филина М. «Просвещение» 1981г.
- Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: изд. Эксмо, изд-во ННН, 2005.-616с., ил.
- 13.Универсальный словарь по русскому языку. – СПб,: ИГ «Весь», 2010.-1184 с.
- Словарь пословиц, поговорок и крылатых выражений /Составитель И.В.Ефимова. – М.: Эксмо, 2013.- 272 с.: ил.
- Серия «Я познаю мир». Литература. Н. В, Чудакова. М. «Астрель» 2003.
- Г. В, Иванов, Л. С. Калюжная «Сто великих писателей» М. «Вече» 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по чтению 2 класс (школа 2 вида)
учреждения 2 вида...
Рабочая программа по чтению 8 класс школа VIII вида.
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся по программе коррекционной школы VIII вида (обучение на дому). Программа содержит все необходимые структурные компоненты. Рабочая программа рассч...
Рабочая программа по чтению 6 класс 8 вид
Программа предусматривает подготовку обучающихся VIII вида....
Рабочая программа по чтению 6 класс по программе специальных образовательных учреждений 8 вида
Рабочая программа по чтению...
Рабочая программа по чтению 3 класс ПНШ
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач...
Рабочая программа по чтению. 7 класс коррекционной школы
Программа предназначена для учителей коррекционных школ 8 вида....
Рабочая программа по чтению, 7 класс.
Рабочая программа по чтению, 7 класс....