Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной группе) «Путешествие за сокровищами»
план-конспект
Продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов, развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка, развитие зрительного восприятия, внимания и памяти,совершенствовать навыкам движения под музыку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое занятие для педагогов | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте
(в подготовительной группе)
«Путешествие за сокровищами»
Подготовила и провела:
учитель-логопед I кв.категории
Юдина Марина Александровна
Раменское, 2019
Цели и задачи занятия
Коррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музыку.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику, практически знакомя с антонимами.
Коррекционно-воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность
Оборудование: мольберт с картой, кораблик из плотной бумаги, дидактическая игра «Собери цветы», конверты с заданиями, раздаточный материал (звуковые фишки, солнечные лучики, картинки, удочки, рыбки, маркеры, камешки).
Помощник воспитатель в костюме домовенка Кузи.
Ход занятия
I. Организационный момент. (Дети под музыку входят в зал)
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей в зале. Давайте поздороваемся с ними все вместе.
Дети: Здравствуйте!
1. Психогимнастика
Логопед: А сейчас, давайте встанем в кружок и пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик.
(Дети встают вместе с логопедом в круг. Звучит лирическая музыка.)
Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.
Дети здороваются друг с другом
- Проблемная ситуация:
Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пожаловал … давайте отгадаем, кто же это?
Дети отгадывают имя героя, по первым звукам слов- картинок. (Кузя)
Кузя: Здравствуйте ребята. Я хочу Вас позвать в опасное путешествие. Дело в том, что я перебирал старые вещи и нашел карту, где спрятаны сокровища, к которым необходимо добраться на корабле. Но мне нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе со мной?
Дети: Да.
Кузя: Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.
Логопед: Давайте скажем волшебные слова: «Вокруг себя повернись и на корабле очутись»
Дети: Все вместе произносят волшебные слова.
Дыхательная гимнастика
Логопед: Вот мы с Вами стоим на корабле, представим, что греет нас теплое солнышко и мы дышим морским целебным воздухом. Давайте мы подышим свежим воздухом (Вдох носом - выдох ртом)
Развитие зрительного внимания
Логопед: (разворачивает карту и показывает детям) Ребята вот карта, по мере выполнения заданий, корабль будет продвигается по маршруту). А каких морских жителей мы можем с вами увидеть?
Кузя: Ребята, я Вам буду показывать картинки, а вы попробуйте отгадать, кто это. (Показывает картинки нарисованные по точкам)
Дети отгадывают картинки .
Логопед: «1,2,3 – наш корабль вперед плыви!»
3. Введение в тему. Кораблик приплыл к Протоке Звуков.
Характеристика звука.
Логопед: Итак, первое испытание. (Конверт с предложением) Я сейчас прочитаю предложение, а Вы определите какой звук чаще других слышится в этих словах? (Л)
Лодка плыла по волнам.
Логопед: Дайте характеристику этому звуку. Какой это звук? (гласный или согласный)
Дети: Согласный, потому что есть преграда – язычок.
Логопед: Еще он какой?
Дети: Твердый, звонкий.
Логопед: Можем плыть дальше.
II. Основная часть.
Логопед: Итак, мы приблизились к озеру Перемен.
Задание на развитие фонематического восприятия
- Игра “Добавь звук” (с помощью мяча)
Цель: Развитие фонематического слуха, внимания, мышления.
Логопед: Я буду говорить слово, а вы постарайтесь изменить его так, чтобы звук Л был вторым в этом слове:
сон – слон, газ – глаз, пот – плот, бок – блок, сух – слух, пан – план, кок – клок, сова – слова, куб – клуб.
Логопед: Ребята, а что такое звуки?
Дети: Звуки – то, что мы слышим и произносим
Логопед: А где живет звук Л? (в букве Л)
Логопед: Ребята, скажите, на что похожа эта буква? (Ответы детей)
Развитие мелкой моторики
Логопед: Ребята, а сейчас мы с вами попробуем выложить эту букву из камней, на берегу озера. Молодцы! Отправляемся в путь дальше.
Логопед: Ребята, сейчас мы выйдем на Равнину Цветов.
Ребята, вам не кажется, что эта поляна какая-то странная, как будто заколдованная. Смотрите, да здесь конверт. «Злой колдун заколдовал цветы, если расколдуете цветы, то отправитесь в путь дальше»
- Игра “Собери цветы”.
Цель: Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза
Группа делится на три команды. Одна собирает цветок с лепестками - картинками, в названии которых имеется звук Л в начале слова, другая - цветок с лепестками - картинками, в названии которых имеется звук Л в середине слова, и третья команда – звук Л в конце слова.
Логопед : Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, и мы можем плыть дальше.
Логопед: Ребята, а сейчас мы входим в очень сложный Пролив Противоположностей. Здесь нас ждет новое задание
- Закончить предложение словами-неприятелями
Цель: Упражнение детей в подборе антонимов.
Пушинка легкая, а камень - …. (тяжелый)
Летом погода жаркая, а зимой - …. (холодная)
Горчица горькая, а сахар - … (сладкий)
Суп горячий, а компот - … (холодный)
Заяц трусливый, а лев - …. (смелый)
Дедушка старый, а внук - … (молодой)
Волк летом сытый, а зимой … (голодный)
Асфальт шершавый, а камень … (гладкий)
Лужа мелкая, а река … (глубокая)
Волшебница добрая, а колдунья … (злая).
(Дети произносят предложения и проходят по ребристому мостику)
Логопед: Теперь пора отдохнуть. Мы попали с вами на остров «Физминутки».
5. Остров Физминутки (Танец – с зонтиками, движение под музыку)
Задание на чтение слогов
Цель: автоматизация послогового чтения слогов.
Логопед: Ребята теперь нам нужно перебраться на другой остров. Но чтобы туда попасть, надо пройти по кочкам и прочитать слоги. (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, АЛ, УЛ, ОЛ, ЫЛ, ЭЛ). Дети читают слоги.
6. Остров Слов
Звуковой анализ слова.
- Посмотрите-ка ребята, что это здесь. (Солнце) А что-то оно грустное.
- Здесь новый конверт с заданием. Надо расшифровать слово по слогам. (ВОЛКИ, СЛОНЫ) Из первого слова возьмите 1 слог, со второго 2 слог. Какое слово получилось? (ВОЛНЫ)
- Давайте разделим это слово на слоги (Дети отхлопывают)
- Сколько слогов в слове ВОЛ-НЫ? (два).
- Давайте, ребята, возьмем по лучику и выложим схему этого слова. (Дети работают с фишками).
- Дети дают характеристику звукам.
(Поднять вверх лучики, чтобы показать гостям правильность выполнения задания)
Логопед: Какие Вы молодцы! Теперь наше солнышко стало каким? (Веселым)
7. Наш корабль плывет дальше. На горизонте река «Богатых слов».
Логопед: В этой реке водятся необычные рыбы. Пока судно в пути, предлагаю наловить рыбы на уху, но сначала надо всем размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
В гости.
В гости к пальчику большому | Большие пальцы вверх |
Развитие графомоторных навыков
- Игра «Рыболов»
Цель: Развитие мелкой и общей моторики, зрительного восприятия.
Дети по очереди вылавливают магнитной удочкой из речки рыб со словами, где буквы размыло водой. Дети проходят к столу, садятся на стульчики и вместо точек вставляют букву Л в слово, и читают каждый свое слово.
Логопед: Ребята, а что Вы сейчас печатали? (букву Л)
Логопед: А чем буква отличается от звука? (Буквы – мы видим и пишем)
III. Итог.
Логопед: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались к сокровищам. Давайте посмотрим, что спрятано в ларце. А как же мы откроем замок? Нам нужен ключ.
Кузя: Я вспомнил, у меня же есть ключик, только я не знал от чего он.
(Дети раскрывают ларец, находят там угощения)
- Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться в детский сад.
- Теперь давайте скажем волшебные слова «Вокруг себя повернусь, и в детском саду окажусь»
- Ребята, вам понравилось путешествовать? (ответы детей)
- С каким звуком и буквой мы познакомились?
- Где мы с вами побывали?
- Теперь попрощаемся с гостями и пойдем в группу.
Список использованной литературы:
- Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2000. – 48 с.
- Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб.: ”СОЮЗ”, 2004. – 192 с.
- Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Составитель Марцинкевич Г.Ф. – Волгоград. Изд. “Учитель”, 2001. – 129 с.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1999. – 245 с.
- Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. –М.: “Гном-Пресс”, 1999. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.
Занятие по обучению грамоте с использованием интересных игровых приёмов и упражнений проводится в подготовительной группе детского сада ....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе" Звуки"К-Кь", Буква"К"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе "Звуки [Д], [Дь] и буква Д."
Данное занятие было составлено к МО учителей-логопедов города-курорта Ессенутки по моей аттестации на I квалификационную категорию по теме "развитие графо-моторных навыков у детей, имеющих различные н...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Приключения в стране Грамоты "
В конспекте подобраны игровые упражнения, направленные на закрепление навыка звукового анализа и синтеза состава слова, которые помагают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей ...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР) «Путешествие за сокровищами»
Цели и задачи занятияКоррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музык...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Дифференциация звуков П - Б"
Занятие разработано для детей 6 лет, имеющих речевые нарушения....