Пособие по дифференциальной диагностике "Отличие функциональной дислалии от стёртой дизартрии"
методическая разработка

Галина Сергеевна Корягина

 Целым рядом наблюдений было установлено, что дети, страдающие неясной, непонятной, на первый взгляд  проблемой. как бы имеют тождественные дефекты. Однако глубокое изучение позволило выделить среди этих детей две группы (дизартрии и дислалии), имеющие совершенно различную природу речевого дефекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЕЩОВСКИЙ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

пособие по дифференциальной диагностике

Отличие функциональной дислалии от стёртой дизартрии

   Учитель-логопед

Корягина Г.С.

ДИЗАРТРИЯ – речевая патология, которая проявляется в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникает вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

(Л.В.Лопатина)

По мнению Л.С. Волковой дизартрия представляет собой нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата

Е.Н. Винарская характеризует дизартрию как «…невнятную, смазанную, малоразборчивую речь, обусловленную стволово - подкорковыми очаговыми

Стертая форма дизартрии - одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

ДИСЛАЛИЯ -нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной  иннервации речевого аппарата.

Стёртая форма дизартрии

Дислалия

ПРИЧИНЫ C:\Users\mcdk2\Desktop\%D0%B4%D0%BB%D1%8F %D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%8F.webp

Органическое поражение ЦНС

Родовая травма

Резус-конфликт

Нейроинфекция

Черепно-мозговые травмы

Неблагоприятное речевое окружение

Неправильное речевое воспитание

Соматическая   ослабленность  здоровья

Органическое поражение периферического аппарата

ОБЩАЯ МОТОРИКА

Неловкие, поздно овладевают навыками самообслуживания, плохо бегают, неловко преступают по ступенькам лестницы, часто спотыкаются плохо  стоят на одной ноге, не могут ударить одной ногой по мячу

Этих явлений нет. Моторика в норме

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Плохо работают с пластилином, с аппликацией( небрежная ассиметрия), когда просят сложить пальцы колечком или замочком, возникают трудности.

Плохо держат карандаш, сильно напрягают мышцы руки. И, наоборот, из-за снижения тонуса мышц рук, ребенок недостаточно нажимает на карандаш, линии рисунка вялые. При работе с вырезной картинкой сложенный рисунок сдвигается с места, части его точно не смещаются одна с другой. Кажется, что ребенок неаккуратен при выполнении работы, но на самом деле это нарушение моторики. Впервые проявляется дефект нарушения ориентировки на листе бумаги вследствие нарушения пространственных представлений. В школьном возрасте это приводит к зеркальному письму, недостаточной ориентировки в тетради. Дети могут испытывать трудности на уроке черчения в старшем возрасте при выполнении геометрических заданий.

У ребенка с дислалией со стороны моторики таких нарушений нет.

             

                                                                                                                        АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ

· У ребенка со стертой дизартрией выявляются:

- гипертонус: лицо ребенка маскообразное, мышцы при пальпации твердые; губы - характерно положение верхней губы - она натянута и прижата к верхней десне, а во время речи она неподвижна; язык всегда толстый (или меняет форму «осеннего огурчика»); голос ослабленный, отсутствуют модуляции (не может изобразить как мычит корова); не выполняет задание «Эхо»; речь немного ускоренная; ослаблен речевой выдох; страдают согласные и гласные звуки.                                                                                       - гипотонус: лицо гипомимично (мимика недостаточная); при пальпации мышцы лица дряблые; рот приоткрыт; ребенок не удерживает позу закрытого рта (но надо исключить лорпатологию); речевое дыхание поверхностное; ребенок не договаривает окончаний слов, как бы допускает грамматические ошибки, страдают обычно согласные.                                                                                                         -гиперсаливация: (повышенное слюноотделение) особенно при увеличении нагрузки. При этом надо исключить заболевания желудочно-кишечного тракта (гастриты, состояние голода).                            - девиация языка (отклонение языка от средней линии) при функциональной нагрузке на речевой аппарат. Например, при выполнении упражнения «маятник» нужно посмотреть в какую сторону отклоняется язык.                                                                                                                          

- гиперкинезы: (насильственные движения языка) выделяются степени гиперкинезов: тяжелая (язык подергивается в переднее-заднем направлении), средняя (по языку пробегают волны, то в продольном, то в поперечном направлении, иногда, это наблюдается только при функциональной нагрузке), легкая (тремор кончика языка при функциональной нагрузке, иногда сопровождается цианозом - посинением).

- нарушение качества артикуляционных движений: движения выполняются, но страдает их качество; ослаблена мышечная сила (много щелчков языком сделать не может, страдает ритмичность); сокращено время удержания артикуляционной позы.

У ребенка с дислалией обычно нет таких симптомов.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Наблюдается общая смазанность речи, характерно упрощение артикуляции (собака-тобака). Преимущественно встречается  искажение звуков: межзубные, боковые, горловой звук Р, произнесение ряда звуков из нижней позиции.

При стертой дизартрии постановка звуков ведется по классической схеме, т.е. способы те же, приемы, можно использовать фонетическую ритмику. Причем здесь звуки ставятся легко, но длителен процесс автоматизации. Иногда, приходится отрабатывать в спонтанной речи каждую позицию звука в слове.

Нарушение сложных по артикуляции звуков, относительная легкость по автоматизации. Нарушения звуков идут преимущественно по типу отсутствия или замены. (преобладают физиологические дефекты речи)

 При дислалии постановка звука также ведется по классической схеме, но поставленный звук усваивается в речи ребенка надолго и не требует длительного процесса автоматизации.

ПРОСОДИКА

Речь маловыразительна, отличается монотонностью. Речевой выдох укорочен

 У детей со стертой формой дизартрии отмечается невнятная, неразборчивая речь - «каша во рту». Бедные интонации, тихий голос, иногда нозальный оттенок речи. Чаще темп речи быстрый, ускоренный, ребенок не договаривает окончаний слов и очень сокращает произношение гласных звуков (редуцирует до минимума). У ребенка угасающий голос, начинает говорить громко, спадает по мере речевой нагрузки. Интонационная окраска ухудшается. Для детей с дизартрий характерно ухудшение качества речи с увеличением нагрузки.

Без особенностей

ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ РЕЧИ

- Детей со стертой дизартрией условно можно разделить на три группы:

- дети, у которых нарушено звукопроизношение, просодика, но у них хороший фонематический слух, богатая лексика, не нарушен грамматический строй языка - ФН

- дети, у которых не закончился процесс формирования фонематического слуха. ФФН + стертая форма дизартрии.

- дети, у которых недоразвитие фонематического слуха сказывается на недоразвитии слоговой структуры слова; бедный словарный запас, аграмматизмы  в речи. В 5 лет такой ребенок может сказать «на санок» вместо «на санках».

ОНР + стертая форма дизартрия.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЕЩОВСКИЙ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

пособие по дифференциальной диагностике

Отличие функциональной дислалии от стёртой дизартрии

   Учитель-логопед

Корягина Г.С.

ДИЗАРТРИЯ – речевая патология, которая проявляется в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникает вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

(Л.В.Лопатина)

По мнению Л.С. Волковой дизартрия представляет собой нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата

Е.Н. Винарская характеризует дизартрию как «…невнятную, смазанную, малоразборчивую речь, обусловленную стволово - подкорковыми очаговыми

Стертая форма дизартрии - одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

ДИСЛАЛИЯ -нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной  иннервации речевого аппарата.

Стёртая форма дизартрии

Дислалия

ПРИЧИНЫ C:\Users\mcdk2\Desktop\%D0%B4%D0%BB%D1%8F %D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%8F.webp

Органическое поражение ЦНС

Родовая травма

Резус-конфликт

Нейроинфекция

Черепно-мозговые травмы

Неблагоприятное речевое окружение

Неправильное речевое воспитание

Соматическая   ослабленность  здоровья

Органическое поражение периферического аппарата

ОБЩАЯ МОТОРИКА

Неловкие, поздно овладевают навыками самообслуживания, плохо бегают, неловко преступают по ступенькам лестницы, часто спотыкаются плохо  стоят на одной ноге, не могут ударить одной ногой по мячу

Этих явлений нет. Моторика в норме

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Плохо работают с пластилином, с аппликацией( небрежная ассиметрия), когда просят сложить пальцы колечком или замочком, возникают трудности.

Плохо держат карандаш, сильно напрягают мышцы руки. И, наоборот, из-за снижения тонуса мышц рук, ребенок недостаточно нажимает на карандаш, линии рисунка вялые. При работе с вырезной картинкой сложенный рисунок сдвигается с места, части его точно не смещаются одна с другой. Кажется, что ребенок неаккуратен при выполнении работы, но на самом деле это нарушение моторики. Впервые проявляется дефект нарушения ориентировки на листе бумаги вследствие нарушения пространственных представлений. В школьном возрасте это приводит к зеркальному письму, недостаточной ориентировки в тетради. Дети могут испытывать трудности на уроке черчения в старшем возрасте при выполнении геометрических заданий.

У ребенка с дислалией со стороны моторики таких нарушений нет.

             

                                                                                                                        АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ

· У ребенка со стертой дизартрией выявляются:

- гипертонус: лицо ребенка маскообразное, мышцы при пальпации твердые; губы - характерно положение верхней губы - она натянута и прижата к верхней десне, а во время речи она неподвижна; язык всегда толстый (или меняет форму «осеннего огурчика»); голос ослабленный, отсутствуют модуляции (не может изобразить как мычит корова); не выполняет задание «Эхо»; речь немного ускоренная; ослаблен речевой выдох; страдают согласные и гласные звуки.                                                                                       - гипотонус: лицо гипомимично (мимика недостаточная); при пальпации мышцы лица дряблые; рот приоткрыт; ребенок не удерживает позу закрытого рта (но надо исключить лорпатологию); речевое дыхание поверхностное; ребенок не договаривает окончаний слов, как бы допускает грамматические ошибки, страдают обычно согласные.                                                                                                         -гиперсаливация: (повышенное слюноотделение) особенно при увеличении нагрузки. При этом надо исключить заболевания желудочно-кишечного тракта (гастриты, состояние голода).                            - девиация языка (отклонение языка от средней линии) при функциональной нагрузке на речевой аппарат. Например, при выполнении упражнения «маятник» нужно посмотреть в какую сторону отклоняется язык.                                                                                                                          

- гиперкинезы: (насильственные движения языка) выделяются степени гиперкинезов: тяжелая (язык подергивается в переднее-заднем направлении), средняя (по языку пробегают волны, то в продольном, то в поперечном направлении, иногда, это наблюдается только при функциональной нагрузке), легкая (тремор кончика языка при функциональной нагрузке, иногда сопровождается цианозом - посинением).

- нарушение качества артикуляционных движений: движения выполняются, но страдает их качество; ослаблена мышечная сила (много щелчков языком сделать не может, страдает ритмичность); сокращено время удержания артикуляционной позы.

У ребенка с дислалией обычно нет таких симптомов.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Наблюдается общая смазанность речи, характерно упрощение артикуляции (собака-тобака). Преимущественно встречается  искажение звуков: межзубные, боковые, горловой звук Р, произнесение ряда звуков из нижней позиции.

При стертой дизартрии постановка звуков ведется по классической схеме, т.е. способы те же, приемы, можно использовать фонетическую ритмику. Причем здесь звуки ставятся легко, но длителен процесс автоматизации. Иногда, приходится отрабатывать в спонтанной речи каждую позицию звука в слове.

Нарушение сложных по артикуляции звуков, относительная легкость по автоматизации. Нарушения звуков идут преимущественно по типу отсутствия или замены. (преобладают физиологические дефекты речи)

 При дислалии постановка звука также ведется по классической схеме, но поставленный звук усваивается в речи ребенка надолго и не требует длительного процесса автоматизации.

ПРОСОДИКА

Речь маловыразительна, отличается монотонностью. Речевой выдох укорочен

 У детей со стертой формой дизартрии отмечается невнятная, неразборчивая речь - «каша во рту». Бедные интонации, тихий голос, иногда нозальный оттенок речи. Чаще темп речи быстрый, ускоренный, ребенок не договаривает окончаний слов и очень сокращает произношение гласных звуков (редуцирует до минимума). У ребенка угасающий голос, начинает говорить громко, спадает по мере речевой нагрузки. Интонационная окраска ухудшается. Для детей с дизартрий характерно ухудшение качества речи с увеличением нагрузки.

Без особенностей

ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ РЕЧИ

- Детей со стертой дизартрией условно можно разделить на три группы:

- дети, у которых нарушено звукопроизношение, просодика, но у них хороший фонематический слух, богатая лексика, не нарушен грамматический строй языка - ФН

- дети, у которых не закончился процесс формирования фонематического слуха. ФФН + стертая форма дизартрии.

- дети, у которых недоразвитие фонематического слуха сказывается на недоразвитии слоговой структуры слова; бедный словарный запас, аграмматизмы  в речи. В 5 лет такой ребенок может сказать «на санок» вместо «на санках».

ОНР + стертая форма дизартрия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка №1 для родителей, имеющих детей со стёртой дизартрией

Представлены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание родителям, имеющим детей со стёртой дизартрией, и даны  методические рекомендации при выполнении артикуляционных упражнений....

Памятка № 2 для родителей, имеющих детей со стёртой дизартрией

Даны рекомендации для родителей, имеющих детей со стёртой дизартрией, по автоматизации.звуков....

Консультация для родителей и педагогов на тему: "СТЁРТАЯ ДИЗАРТРИЯ"

ДИЗАРТРИЯ- нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией...

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [С] с ребёнком с ОНР III со стёртой дизартрией.

Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи. Учить правильно произносить звук [С] с механической помощью и по подражанию. Продолжать учить выделять звук [С] из ряда...

Сборник заданий по формированию фонематических функций у детей со стёртой дизартрией

Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических функций у дошкольников и младших школьников со стёртой дизартрией....

Современные представления о стёртой дизартрии

Стертая дизартрия — речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроор...

Постановка звуков при стёртой дизартрии

Приёмы постановки звуков при стёртой форме дизартрии....