Конспект урока по социально - бытовой ориентировке "Инфекционные заболевания. Причины возникновения и профилактика инфекционных заболеваний", 9 класс
план-конспект урока

Позднякова Наталья Геннадьевна

Конспект урока по социально - бытовой ориентировке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Зеленогорская школа-интернат "

Конспект урока СБО в 9 классе

на тему: «Инфекционные заболевания. Причины возникновения и профилактика инфекционных заболеваний».

Учитель СБО: Позднякова Н.Г.

Зеленогорск

Тема: Инфекционные заболевания. Причины возникновения и профилактика инфекционных заболеваний.


Задачи:

познакомить учащихся с видами инфекционных заболеваний, причинами возникновения эпидемий, способами защиты от инфекционных заболеваний;

развивать способность сравнивать, анализировать, делать выводы;

воспитывать культуру устной речи, коммуникативные способности.

Ход урока:

Поделись инфекцией своей — и она к тебе не раз еще вернется!

I. Организационный момент.

II. Повторение.

III. Изучение нового материала.

1. Инфекции:        

Что такое здоровье? Часто ли мы задумываемся о нем? На здоровье человека влияет много факторов. Один из них – окружающая среда. Она наполнена различными микроорганизмами, многие из которых вызывают инфекционные заболевания человека. Что же такое инфекционные заболевания? 

 - Сегодня мы с вами поговорим о классификации инфекционных заболеваний, причинах возникновения и способах профилактики.

- Обратите внимание на эпиграф урока. Как вы думаете, почему я взяла эти слова к нашему уроку?

Инфекционные заболевания - это заболевания,  которые возникают в результате  проникновения  в организм человека болезнетворных микроорганизмов (бактерий, вирусов, грибка).

Они  «живут» везде: в воздухе, воде, пище, земле, на поверхности предметов и книг, и настолько малы, что их можно увидеть только в микроскоп.

В передаче возбудителей участвуют несколько основных факторов: воздух, вода, пищевые продукты, почва, предметы обихода, живые переносчики.

Как вы думаете, как по воздуху могут распространяться болезни?

Воздух служит фактором передачи, так называемой капельной инфекции. В воздух возбудители попадают с каплями слизи при чихании, кашле и разговоре,  а затем оседают на окружающие предметы. После высыхания капель слизи и мокроты возбудители попадают в пыль и проникают с вдыхаемым воздухом в организм здорового человека.

Что нужно делать в таком случае?

Что можете сказать о воде, как передаче возбудителей?

В воду возбудители попадают различными путями: при спуске в водоемы сточных вод канализации, с талыми и дождевыми водами, при неправильном устройстве и содержании колодцев, попадании в воду трупов грызунов. Передача инфекции происходит при питье зараженной воды, при использовании ее в хозяйственных нуждах, купании.

Как защититься от таких инфекций

Как можно заразиться через продукты?

Передача возбудителей через пищевые продукты имеет большое значение, т.к. в них возбудитель не только сохраняется, но и размножается. В пищу возбудители попадают через грязные руки больного или носителя инфекции, через мух, грызунов, через мясо, молоко и другие продукты от больного животного, при неправильной перевозке, хранении и приготовлении пищевых продуктов.

В почве, также живут возбудители. Они  попадают с выделениями человека и животных, с различными отбросами. Почва является местом обитания и размножения паразитов. Из почвы возбудители попадают на пищевые продукты, в воду и различные объекты в окружении человека.

Ну, и конечно, насекомые, животные, птицы, которые также могут быть переносчиками разных инфекций.

Поэтому по локализации возбудителя в организме человека, путям передачи и способам его выделения во внешнюю среду выделяют 5 групп инфекционных болезней.

2. Классификация.

Сейчас мы рассмотрим все группы и послушаем небольшие сообщения о некоторых заболевания.

Инфекции дыхательных путей (воздушно-капельный путь распространения). Заражение здорового человека происходит при попадании заразных частиц слизи в дыхательные пути

Это грипп, коклюш, корь, ветряная оспа.

Кишечные инфекции. Возбудитель живет в кишечнике и выделяется во внешнюю среду с испражнениями, они способны вызвать заболевание здорового человека в том случае, если попали в его организм через рот вместе с пищевыми продуктами, водой, либо занесены грязными руками. Иначе говоря, для кишечных инфекций характерен фекально-оральный механизм передачи.

Такими являются: холера, дизентерия, сальмонеллёз.

Кровяные инфекции делятся на 2 группы:

- когда передача возбудителя происходит через переносчиков - комары, блохи, клещи и др.. Возбудители проникают в  кровь при укусе блохами, комарами, вшами, клещами.

- когда заражение происходит при инъекциях, переливании крови. Это ВИЧ-инфекция, гепатит В и С.

Поскольку рост гепатита В и С растет с каждым годом, мне хочется остановиться на нем более подробно. Считается, что этот рост связан с распространением наркомании, так как 38-40% молодых людей, заболевающих гепатитом С, инфицируются при внутривенном введении наркотических веществ.

Гепатит С - это инфекционное заболевание печени, вызываемое вирусом гепатита С, который попадает в кровь человека.  

Источник инфекции больной человек или вирусоноситель.

Заражение вирусом гепатита С возможно в следующих ситуациях:

- при использовании наркоманами одного шприца для внутривенного введения наркотических веществ;

- при выполнении пирсинга и татуировок инструментами, загрязненными кровью больного или носителя инфекции;

- при совместном использовании бритв, маникюрных принадлежностей, зубных щеток;

- при переливании препаратов крови

- половой путь передачи

- передача инфекции от инфицированной матери к плоду  (инфицирование  происходит при  родах)

Инфекции наружных покровов распространяются контактным путем, заражение происходит через кожу или слизистые оболочки

Это герпес, ветряная оспа, лишай, сибирская язва, столбняк.

Переносчиками инфекций являются также дикие и домашние животные. Заражение происходит при укусах или тесном контакте с больным животным. Одним из них является БЕШЕНСТВО.

3. Из истории  эпидемии

Случается так, что инфекционные болезни широко распространяются среди людей, значительно превышают свой уровень на данной территории. Возникает повальная болезнь или эпидемия.

Эпидемия – (от греч. ерidеmiа) – массовое распространение инфекционного заболевания человека в какой-либо местности, стране, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости.

Глубокий след в истории человечества оставили эпидемии чумы, холеры, оспы, гриппа.

В 14 веке по Европе прошлась страшная эпидемия «черной смерти», унесшая 15 млн. человек. Это была чума, охватившая все страны и от которой умерли 100 млн. человек.
Не менее страшный след оставила после себя и натуральная оспа, названная «черной оспой». Вирус оспы стал причиной гибели 400 млн. человек, а оставшиеся в живых ослепли навсегда.

Эпидемия гриппа под названием «испанка» в 1918-19 годах унесла жизни сотен тысяч человек, известны эпидемии под названием «азиатский», «гонконгский», а в наши дни – «свиной» грипп.

Факторы возникновения эпидемий:

– биологические; 
– социальные.

На скорость распространения эпидемии влияет:

бытовые условия;

коммунальное благоустройство;

качество медицинской помощи и т.д.

4. Природная среда – источник инфекционных заболеваний

Окружающая среда насыщена различными микроорганизмами, многие из которых вызывают инфекционные заболевания человека. Есть эти носители и в воздухе, и в почве, и в воде. Например, в почве обитают микроорганизмы, которые являются возбудителями ботулизма, столбняка, газовой гангрены; в воде, соответственно, – брюшного тифа, холеры, дизентерии и др. 

Кроме микроорганизмов, переносчиками инфекционных заболеваний являются насекомые, птицы, дикие животные.

Итак, следует сказать, что кроме химических загрязнителей, в природной среде встречаются и биологические, вызывающие у человека различные заболевания. Это болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие. Они могут находиться в атмосфере, воде, почве, в теле других животных организмов, в том числе и в самом человеке.

Нужно отметить, что рост городов (поселков городского типа), ухудшение их санитарного состояния, развитие промышленности по производству биопрепаратов, снижение культуры и жизненного уровня населения и другие факторы приводят к увеличению биологического загрязнения окружающей среды и, как следствие, росту числа инфекционных заболеваний. Кроме того, люди (домашние животные) могут заражаться природно-очаговыми болезнями, попадая на территорию природного очага.

5. Работа в тетрадях.

Инфекционные заболевания

Способы передачи

Кишечные инфекции      (дизентирия, брюшной тиф, холера, инфекционный гепатит).

Возбудитель выделяется с фекалиями или мочой. Факторы передачи: пища, вода, мухи, грязные руки, бытовые предметы. Заражение через рот.

Инфекции дыхательных путей (грипп, ангина, дифтерия, корь, коклюш, туберкулез, оспа).

Передача воздушно – капельным или воздушно – пылевым путем

Кровяные инфекции (малярия, клещевой энцефалит, чума)

Возбудитель передается через укусы насекомых

Зоонозные инфекции

Болезни, передающиеся через укусы животных

Инфекции наружных покровов (чесотка, сибирская язва, трахома (заболевания глаз)

Передаются при контакте с больным человеком

6. Профилактика инфекционных заболеваний

Важным в предохранении от инфекционных заболеваний является постоянное соблюдение профилактических мер предупреждения заражения или проще сказать профилактика заболеваний

Профилактика – это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболевания.

Существует несколько видов профилактики инфекционных заболеваний:

Это:

1. Устранение               2. Разрыв путей передачи           3. Повышение 

возбудителя                   источника инфекции                    невосприимчивости 

инфекции                      (дезинфекция, дезинсекция)           людей (вакцинация) 

(карантин)                    

- Соблюдение гигиенических и санитарных норм (мытье рук перед едой и после туалета; тепловая обработка пищевых продуктов, кипячение воды).

- Уничтожение насекомых и грызунов, больных животных.

- Соблюдение этических норм. (половые контакты)

- Вакцинация населения (прививки)

ДЕЗИНФЕКЦИЯ  – комплекс мер по уничтожению возбудителей инфекционных болезней.

ДЕЗИНСЕКЦИЯ – комплекс мер по уничтожению вредных членистоногих – переносчиков возбудителей болезней (комары, мухи, вши и т.д.)

Карантин  – комплекс мероприятий, направленных на ограничение контактов (изоляцию) инфицированного лица (лиц), животного, груза, товара, транспортного средства, населенного пункта или подозрительного на инфицирование лица (лиц), животного, груза, товара, транспортного средства, населенного пункта.

История происхождения слова

Первоначально слово «карантин» означало время, из сорока дней состоящее” («карантен – по-французски – сорок).

И только в конце ХVIII века появилось второе значение этого слова – “самой дом, в котором приезжающие из заразительных мест должны иметь пребывание свое”. Карантин чаще всего при многих инфекционных болезнях, прежде всего оспе и чуме длился сорок дней. 
Первые упоминания карантинных мероприятий встречаются еще в Ветхом завете. Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его.

Вакцинация – введение вакцины в организм человека или животного для создания активного иммунитета против инфекционной болезни. Одним из видов профилактики является забота о своем здоровье.

Она заключается в том, чтобы:

1) вести здоровый образ жизни; 

2) активный отдых; 

3) физическая зарядка; 

4) режим дня; 

5) обтирание тела холодной водой; 

6) соблюдение правил личной гигиены; 

7) принимать пищу богатую витаминами; 

8) избегать тесных контактов с возможным очагом заражений; 

9) а главное – вырабатывать иммунитет.

IV. Закрепление изученного материала.

Кроссворд «Инфекционные заболевания».

V. Обобщение. Итог.

Инфекционные заболевания.

1.

2.

3.

5.

4.

8.

6.

7.

9.

10.

12.

11.

1.Кишечная инфекция, заболевание грязных рук.

   2.Массовое заболевание населения инфекционными   болезнями.

3. Попадание в человеческий организм болезнетворных микробов, с последующим их размножением.

  4. Инфекционное заболевание, вызываемое разными видами микобактерий (наиболее часто палочка Коха).

5. Обработка всех предметов и жилья, которыми пользовался инфекционный больной.

  6. Инфекционное кожное заболевание, вызывающее сильный зуд.

7.Инъекция (укол) от инфекционного заболевания для выработки иммунитета.

  8. Острое инфекционное заболевание дыхательных путей, передающееся воздушно-капельным путём. Входит в группу острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ). Периодически распространяется в виде эпидемий.

9. Комплекс мероприятий, направленных на изоляцию очага инфекционного заболевания.

  10. Инфекционное  заболевание, которое передается укусом малярийного комара. Заболевание распространено на территории Африки, стран Кавказа.

11. Защитная реакция организма, играющая роль защиты его от любых чужеродных микроорганизмов и клеток.

 

  12. Острая кишечная инфекция, возникающая при поражении человека холерным вибрионом.

1. Дизентерия; 2. Эпидемия; 3. Инфекция; 4. Туберкулез; 5. Дезинфекция; 6. Чесотка;                    7. Прививка; 8. Грипп; 9. Карантин; 10. Малярия; 11. Иммунитет; 12. Холера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока СБО в 10 классе "Инфекционные заболевания. Причины возникновения. Профилактические меры"

Основные задачи данного урока СБО:  Познакомить обучающихся  с видами инфекционных заболеваний, источниками передачи и вооружить знаниями, необходимыми для укрепления здоровь...

Конспект урока по социально-бытовой ориентации в 9 классе по теме:"Трудоустройство. Выбор профессии".

Конспект урока по социально- бытовой ориетации в 9 классе по теме: "Трудоустройство. Выбор профессии"....

Конспект урока по социально-бытовой ориентировке 9 класс по теме "Моя семья" при надомной форме обучения.

Выбор темы урока "Моя семья" не случаен.  Роль семьи, при надомном обучении ребенка с ограниченными возможностями, очень велика. Только во взаимопонимании, поддержки и любви между...

Конспект урока по социально-бытовой ориентации "Бюджет семьи. Источники дохода", 10 класс

Конспект урока по СБО "Бюджет семьи. Источники дохода" для обучающихся 10 класса...