Конспект урока по социально - бытовой ориентировке "Лекарственные растения", 7 класс
план-конспект урока
Конспект урока по СБО "Лекарственные растения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekarstvennye_rasteniya.rar | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Зеленогорская школа-интернат "
УРОК ПО СОЦИАЛЬНО - БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ
Тема: Лекарственные растения.
7 класс.
Разработала:
Позднякова Наталья Геннадьевна,
учитель СБО
Зеленогорск
Тема: Лекарственные растения (2 часа).
Цель: Познакомить воспитанников с простейшими видами лекарственных растений.
Задачи: углубить и расширить знания учащихся о ценности и лечебных свойствах лекарственных растений, о правилах их сбора и хранения; формировать умение находить и разумно использовать дары природы на благо людей; развивать познавательную активность, расширять кругозор; воспитывать бережное отношение к природе родного края, экологическую культуру.
Оборудование: презентация, таблицы, карточки.
Ход урока:
- Орг. момент (проверка готовности к уроку).
- Повторение.
- Какой раздел мы изучаем? (Медицина)
- О чем мы говорили на прошлом уроке? (Оказание первой медицинской помощи при травмах).
- Давайте вспомним, о каких травмах мы говорили, и какую можно оказать первую медицинскую помощь.
Я зачитываю определение, вы должны назвать, о чем речь и какая первая мед. помощь оказывается (слово – ответ вывешиваю на доску).
1. Частичный разрыв связок возникает при резких и сильных движениях в местах, где мышцы прикрепляются к костям. Возникает тогда, когда объем движений в том ли ином суставе превысит обычный, нормальный. (Растяжение) | 2. Бытовое название неглубокой и небольшой резаной раны: повреждение кожи и (иногда) подкожной клетчатки, образующееся в результате неосторожного обращения с режущими предметами, либо преднамеренного их использования с целью нанести повреждения. (Порез) | 3. Может быть колотой, резаной, рубленой, ушибленной, огнестрельной. (Рана) |
4. Смещение кости по отношению к ее нормальному положению в суставе. Он возникает при резких, несвойственных суставу движениях. При этом рвутся не только сосуды, но и связки, укрепляющие сустав. (Вывих) | 5. Полное или частичное нарушение целостности кости при нагрузке, превышающей прочность травмируемого участка скелета. (Перелом) | 6. Закрытое повреждение без нарушения целостности кожи, под которой происходит повреждение мелких сосудов и излияние крови (образуется гематома). (Ушиб) |
7. Повреждение тканей организма, вызванное действием высокой температуры или действием некоторых химических веществ (щелочей, кислот, солей тяжёлых металлов и др.). (Ожог) |
- Назовите одним словом ваши ответы. (Травма)
- Основная часть.
- Сообщение темы и задач урока.
- Сегодня мы отправимся в удивительный мир лекарственных растений. Здесь нас ждут увлекательные истории, легенды, мифы, связанные с этими растениями, задания. Вы узнаете о лекарственных свойствах растений, которые растут рядом с нами, как и когда растения нужно собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения, приготовить отвары и настои из лекарственных растений. Тема нашего урока: «Лекарственные растения».
- Запишите тему в тетрадь.
2. Актуализация знаний.
- Как вы думаете, какое растение можно назвать лекарственным? Назовите их. Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, коренья) применяются для лечения заболеваний людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов. (Запись в тетрадь).
- Где можно встретить лекарственные растения? (Ответы учащихся)
- Какие из названных вами растений произрастают в нашем городе? (Ответы учащихся)
Физминутка.
3. Изложение нового материала (сопровождается показом презентации)
- Лекарственные растения были известны человеку с давних времён. Растения были не только источником питания человека. Занимаясь сбором плодов, кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни.
Из поколения в поколение передавались сведения о растениях-целителях, легенды и мифы об излечении болезней волшебными травами. Растения-целители исстари почитались и получили название «зелёной аптеки».
На Руси лекарственные растения применяли также давно, как и в других странах. Сбор дикорастущего сырья и выращивание лекарственных растений получили широкое развитие в период правления Петра1, издавшего несколько указов, в том числе и об организации «аптекарских огородов» во всех крупных городах России при военных госпиталях. Впоследствии из этих « огородов» были организованы прекрасные ботанические сады.
В настоящее время отечественная научная медицина имеет в своём арсенале приблизительно 300 видов лекарственных растений. А в народе используют более 500 видов.
Лекарственные растения встречаются нам практически на каждом шагу и могут служить нам средством первой помощи. Мы часто их не замечаем, вытаптываем, а порой даже не знаем о том, что растение у нас под ногами – лекарственное. Каждое из этих растений обладает лечебными свойствами. И почти у каждого есть своя интересная история.
Особую помощь оказывают лекарственные растения в походе, на прогулке, вдали от дома, когда нет таблеток, нельзя сделать уколы.
- Сегодня мы поговорим о некоторых распространенных лекарственных растениях. А работать будем следующим образом: у вас на столах таблица, в которой вы должны будете написать название лекарственного растения после моего рассказа (Приложение 1), и карточки с названиями растений (Приложение 2), которые будете прикреплять на доску.
(Зачитываю информацию про растение, после того, как дети скажут правильный ответ, открываю слайд. Дети в свою таблицу вписывают название и прикрепляют карточку на доску (выходит тот, у кого соответствующая каточка).
- Итак, начинаем
- Это растение встречается везде: в саду, огороде, на лугу, вдоль дорог и тропинок. Отсюда произошло и его название. Незаменим в походе. Его прикладывают при ссадинах, порезах, укусах насекомых, ожогах. (Подорожник).
- В народе ее ещё называют жгучка, стрекучка, костырка, жигалка. Используется как лекарственное и пищевое растение. Настои из этого растения применяют при кожных болезнях, для полоскания горла при ангине, а также для укрепления волос. Листья годятся для щей и салатов. (Крапива).
- Правильно, у кого карточка с этим названием? Выходи, прикрепляй. Записываем название в свои таблицы. (Показ слайда. И так с каждым изучаемым растением).
- Эти цветы, словно снежинки, разбросаны на зелёном лугу. Широко применяется в косметических целях. В народной медицине применяют от простуды и кашля, настоем промывают раны, поласкают горло при ангине. (Ромашка).
- В народе это растение называют «заячьим маком», «невестой лета». Из-за необычной формы семян, они похожи на коготки кошки, имеет ещё одно название – ноготки. Это растение – настоящий кладезь здоровья и красоты. Настойка из него помогает при ангине, ушибах, хорошо очищает лицо, обладает сильными противовоспалительными и противомикробными свойствами. (Календула).
- Существует много легенд об этом растении. Вот одна из них. Он был всеобщим любимцем, ибо давал мёд пчёлам, девушкам - свои цветы на веночки. Корни его лечили больных. Ночью золотистые цветки освещали путь путнику. Но однажды небо нахмурилось, в степи появились злые наездники, сеявшие повсюду смерть и разруху. Растение спрятало свои лепестки, наклонило голову, сжалось, не желая служить злым людям. Прошло время, сгинуло чёрное племя, но он ничего не забыл. В ясную погоду приносит он радость, но только появляется туча, он закрывает свои цветки, предупреждая о ненастье.
Это из самых распространённых на земле растений, растёт вдоль дорог, в полях и лугах. В народной медицине Руси его считали «жизненным эликсиром». Для лечения используют корни и листья растения. Корни используют при хронических заболеваниях печени, почек, при кожных заболеваниях. Из листьев готовят салаты. (Одуванчик).
- Это яркий жёлтый цветок на мохнатом стебельке. Появляется он весной вместе с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья. Но вот проходит время цветов и наступает пора больших зелёных листьев. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные, потрёшь о щёку – и станет тепло. Это мать – говорят люди. Зато снаружи листья твёрдые, скользкие, приложишь к щеке – почувствуешь холод. Это - ______. Люди варят из этих цветов отвары и лечатся от кашля. Понюхав его, вы почувствуете запах мёда. (Мать-и-мачеха).
- Нет дерева милее и роднее! Чувства, которые оно вызывает, созвучны щедрой, отзывчивой и доброй душе русского человека. Много веков служит это дерево верой и правдой, принося пользу не только душе, но и телу. Это и знаменитый ______________ веник в бане, и дёготь. Лечит кожные заболевания, раны, язвы, ожоги (мазь Вишневского). (Береза).
- Это растение – частый гость приусадебных участков, и с ним приходится вести борьбу, как и с сорняками. Но он не зря проявляет такую навязчивость, ведь это растение – настоящий природный целитель, и лечебные свойства "ласточкиной травы" – так его часто называют в народе – наши предки применяли еще с незапамятных времен.
Назначается народными целителями для лечения широкого спектра заболеваний, а именно:
болезни и проблемы кожи. Сюда относят папилломы (бородавки, шпоры), мозолистые наросты, грибковые заболевания, в том числе и лишаи.
Если травку ты сорвешь,
Руки, знай, не ототрешь.
Доктор всех аптечных дел,
Кто лечит ранки? (Чистотел).
— Ценное пряно-ароматическое растение, обладающее лечебными свойствами. Нередко можно встретить на приусадебных участках, как правило, в палисадниках вблизи дома, чтобы она всегда была "под рукой" для заварки ароматического чая.
Листья используются для ароматизации уксуса и в качестве добавки к чаю.
Ее используют для лечения заболеваний: ангины, фарингита, бронхита, бронхоспазма, ринита, туберкулеза, гипертонии, стенокардии, бессонницы, депрессии, нервного возбуждения, стресса.
Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? - Запах… (Мяты)
Физминутка.
- Название травы с латинского языка переводится как «тысяча листков», хотя наличие листьев на кусте не составляет такого огромного количества. А вот цветков в соцветиях на одном растении может быть намного больше. Для пчеловодов такая трава очень ценна, так как является прекрасным медоносом.
В основном же растение используется в следующих случаях: различные кровотечения, кишечные инфекции, ожирение, царапины, раны, ссадины, экзема, диатез, ожоги, воспаления десен, горла, угревая сыпь, фурункулы, выпадение волос. (Тысячелистник).
- Одно из самых почитаемых деревьев у славян. Славяне почитали ее не только как священное дерево, но и как дерево-мать. Она и накормит и обует и вылечит. Ложка, чашка, ковш, поднос и другие предметы обихода, вырезались из этого растения. А ещё она - хороший медонос.
Отвар применяют при простудных заболеваниях, кашле, ангине. Свежие измельчённые листья прикладывали к ранам и ожогам. (Липа).
- Это растение на Руси считали священным, у славян под ним проходили собрания, судилища, свадебные обряды.
Великан осенний рад
бурый свой надеть наряд.
С веток, словно для затей,
набросает желудей.
Настои применяют в виде ванн как ранозаживляющее средство, при обморожении. Кору добавляют в состав зубных паст и эликсиров. (Дуб).
- Это растение - дикорастущая роза. Распространён по всему миру, его густые колючие заросли можно встретить в лесу и на лугу, по берегам рек и в горах, в садах и парках. Весной эти заросли покрываются нежно розовыми цветами, наполняя воздух благоухающим ароматом.
Это богатейшая копилка различных витаминов. Выпьешь полстакана отвара - запасешься бодростью на целый день. Замечательное растение, которое помогает укрепить весь организм.
Если пить витаминный чай регулярно, грипп, ангина и другие болезни не смогут к вам подобраться. (Шиповник).
- В Европе издавна это растение считалось одним из лучших для плетения венков. В Швеции венок из него входит даже в изображение государственного герба. У русских во время праздника урожая первый сноп, украшенный этими цветами, ставили в красный угол дома.
Венки из этого растения крестьяне развешивали в избах, чтобы не водились сверчки.
Прекрасный медонос. А ещё люди из этого растения научились делать краску. Помогает излечивать простуду и глазные болезни, болезни почек.
Назван он ласково именем мальчика,
Дружит с ромашкою и с одуванчиком
Строен и крепок его стебелёк,
В поле растёт этот синий цветок.
Как же прозвали его?.... (Василек).
- Сегодня на уроке мы познакомились лишь с небольшим количеством лекарственных растений, существует ещё очень много других.
Все лекарственные растения охраняются государством, некоторые занесены в Красную книгу. Категорически запрещается собирать растения, занесённые в Красную книгу.
Многие лекарственные растения можно посадить возле жилых домов, на пришкольном участке. Это: календула, ландыш, земляника, чабрец, шиповник, берёза.
- Кто знает, где можно собирать, а где нельзя лекарственные растения и почему?
- А теперь поговорим, как правильно приготовить настой.
1. Собери нужную траву в лесу.
2. Высуши траву в прохладном, темном месте.
3. Положи в стакан 1 ст. л. высушенной травы.
4. Вскипяти воду.
5. Залей кипятком.
6. Настаивай 15-20 минут.
- Закрепление.
- Какие лекарственные растения вы сегодня узнали?
- Почему их надо охранять?
1. Задания на 17, 18 слайде.
2. Отгадывание кроссворда. (Приложение 3)
- Обобщение.
- Итог.
- Молодцы. Вы все сегодня поработали хорошо. Замечательно справились с заданиями. За урок я поставила следующие оценки……
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по социально-бытовой ориентировке в 7 классе (для детей со сложной структурой дефекта)
Для детей со сложной структурой дефекта...
Конспект урока по социально-бытовой ориентации в 9 классе по теме:"Трудоустройство. Выбор профессии".
Конспект урока по социально- бытовой ориетации в 9 классе по теме: "Трудоустройство. Выбор профессии"....
Конспект урока по социально-бытовой ориентировке 9 класс по теме "Моя семья" при надомной форме обучения.
Выбор темы урока "Моя семья" не случаен. Роль семьи, при надомном обучении ребенка с ограниченными возможностями, очень велика. Только во взаимопонимании, поддержки и любви между...
Конспект урока по социально - бытовой ориентировке "Инфекционные заболевания. Причины возникновения и профилактика инфекционных заболеваний", 9 класс
Конспект урока по социально - бытовой ориентировке....
Конспект урока по социально-бытовой ориентировке "Основные виды транспорта. Службы железнодорожного вокзала и их назначение", 7 класс
Конспект урока по социально-бытовой ориентировке...
Конспект урока по социально-бытовой ориентации "Бюджет семьи. Источники дохода", 10 класс
Конспект урока по СБО "Бюджет семьи. Источники дохода" для обучающихся 10 класса...
Конспект урока по социально-бытовой ориентировке "Приготовление первых блюд", 7 класс
Конспект урока по социально-бытовой ориентировке для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 7 класс...