Конспект урока СБО в 10 классе "Инфекционные заболевания. Причины возникновения. Профилактические меры"
план-конспект урока (10 класс) на тему
Основные задачи данного урока СБО: Познакомить обучающихся с видами инфекционных заболеваний, источниками передачи и вооружить знаниями, необходимыми для укрепления здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
infektsionnye_zabolevaniya._profilaktika.docx | 47.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока СБО в 10 классе
" Инфекционные заболевания. Причины возникновения. Профилактические меры"
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить обучающихся с видами инфекционных заболеваний, источниками передачи.
2.Закрепить имеющиеся знания по личной гигиене и продолжить познания в области медицины.
Развивающие:
1.Формировать умение делать небольшие выступления, умение сравнивать, анализировать и обобщать;
2.Вооружить учащихся знаниями, необходимыми для укрепления здоровья.
Воспитательные:
1. Воспитывать потребность соблюдения санитарно-гигиенических навыков,
ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация в программе Power Point, словарные слова, кроссворды, карандаши.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: рассказ с элементами беседы, работа в парах, самостоятельная работа с раздаточным материалом, демонстрация презентации, сообщения учащегося
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о личной гигиене. Что это такое? (Уход за собой).
Слайд 1: Закрепление пройденного материала: Я предлагаю вам небольшой тест по этой теме. Вам нужно закончить фразу.
1. Ежедневный душ поможет очистить кожу от ….
А) От пыли и пота
Б) От соли и пищи
2. Мой руки …
А) Перед едой и туалетом
Б) Перед игрой и занятиями спортом
3. Ухаживая за ногтями их нужно …..
А) Полировать и покрывать лаком
Б) Мыть и стричь
4. Зубы чистим….
А) После каждого приема пищи
Б) Два раза в день
5. Чистота тела – это первая защита от ….
А) Микробов
Б) Животных и насекомых
Что происходит с теми, кто не ухаживает за собой? (болеют)
Вступительное слово учителя
Слайд 2: Мы часто говорим о заразных болезнях.
В медицине такие болезни называют инфекционными.
Сообщение темы урока.
Тема сегодняшнего урока «Инфекционные заболевания и их профилактика»
Слайд 3: В переводе с латинского, слово инфекция означает — заражение)
Инфекционные заболевания - это заболевания, которые возникают в результате проникновения в организм человека болезнетворных микроорганизмов (бактерий, вирусов, грибка).
Слайд 4: Они «живут» везде: в воздухе, воде, пище, земле, на поверхности предметов и книг, и настолько малы, что их можно увидеть только в микроскоп.
Слайд 5: В передаче возбудителей участвуют несколько основных факторов: воздух, вода, пищевые продукты, почва, предметы обихода, живые переносчики.
Как вы думаете, как по воздуху могут распространяться болезни?
Воздух служит фактором передачи, так называемой капельной инфекции. В воздух возбудители попадают с каплями слизи при чихании, кашле и разговоре, а затем оседают на окружающие предметы. После высыхания капель слизи и мокроты возбудители попадают в пыль и проникают с вдыхаемым воздухом в организм здорового человека.
Что нужно делать в таком случае?
Что можете сказать о воде, как передаче возбудителей?
В воду возбудители попадают различными путями: при спуске в водоемы сточных вод канализации, с талыми и дождевыми водами, при неправильном устройстве и содержании колодцев, попадании в воду трупов грызунов. Передача инфекции происходит при питье зараженной воды, при использовании ее в хозяйственных нуждах, купании.
Как защититься от таких инфекций
Как можно заразиться через продукты?
Передача возбудителей через пищевые продукты имеет большое значение, т.к. в них возбудитель не только сохраняется, но и размножается. В пищу возбудители попадают через грязные руки больного или носителя инфекции, через мух, грызунов, через мясо, молоко и другие продукты от больного животного, при неправильной перевозке, хранении и приготовлении пищевых продуктов.
В почве, также живут возбудители. Они попадают с выделениями человека и животных, с различными отбросами. Почва является местом обитания и размножения паразитов. Из почвы возбудители попадают на пищевые продукты, в воду и различные объекты в окружении человека.
Ну, и конечно, насекомые, животные, птицы, которые также могут быть переносчиками разных инфекций.
Слайд 6: Поэтому по локализации возбудителя в организме человека, путям передачи и способам его выделения во внешнюю среду выделяют 5 групп инфекционных болезней.
Классификация
Сейчас мы рассмотрим все группы и послушаем небольшие сообщения о некоторых заболевания.
Слайд 7: Инфекции дыхательных путей (воздушно-капельный путь распространения). Заражение здорового человека происходит при попадании заразных частиц слизи в дыхательные пути
Слайд 8: Это грипп, коклюш, корь, ветряная оспа.
Сообщения детей о коклюше, кори.
Слайд 9: Кишечные инфекции. Возбудитель живет в кишечнике и выделяется во внешнюю среду с испражнениями, они способны вызвать заболевание здорового человека в том случае, если попали в его организм через рот вместе с пищевыми продуктами, водой, либо занесены грязными руками. Иначе говоря, для кишечных инфекций характерен фекально-оральный механизм передачи.
Слайд 10: Такими являются: холера, дизентерия, сальмонеллёз.
Сообщения детей о дизентерии, ботулизме.
Слайд 11: Кровяные инфекции делятся на 2 группы:
- когда передача возбудителя происходит через переносчиков - комары, блохи, клещи и др.). Возбудители проникают в кровь при укусе блохами, комарами, вшами, клещами.
Сообщения детей о малярии.
Слайд 12: Кровяные инфекции, когда заражение происходит при инъекциях, переливании крови. Это ВИЧ-инфекция, гепатит В и С.
Сообщение учителя: Поскольку рост гепатита В и С растет с каждым годом, мне хочется остановиться на нем более подробно. Считается, что этот рост связан с распространением наркомании, так как 38-40% молодых людей, заболевающих гепатитом С, инфицируются при внутривенном введении наркотических веществ.
Гепатит С - это инфекционное заболевание печени, вызываемое вирусом гепатита С, который попадает в кровь человека.
Источник инфекции больной человек или вирусоноситель.
Заражение вирусом гепатита С возможно в следующих ситуациях:
- при использовании наркоманами одного шприца для внутривенного введения наркотических веществ;
- при выполнении пирсинга и татуировок инструментами, загрязненными кровью больного или носителя инфекции;
- при совместном использовании бритв, маникюрных принадлежностей, зубных щеток;
- при переливании препаратов крови
- половой путь передачи
- передача инфекции от инфицированной матери к плоду (инфицирование происходит при родах)
Слайд 13: Инфекции наружных покровов распространяются контактным путем, заражение происходит через кожу или слизистые оболочки
Слайд 14: Это герпес, ветряная оспа, лишай, сибирская язва, столбняк).
Слайд 15: Переносчиками инфекций являются также дикие и домашние животные. Заражение происходит при укусах или тесном контакте с больным животным. Одним из них является БЕШЕНСТВО.
Сообщение детей о чесотке, микроспории.
Из истории – Эпидемия
Слайд 16: Случается так, что инфекционные болезни широко распространяются среди людей, значительно превышают свой уровень на данной территории. Возникает повальная болезнь или эпидемия.
Слайд 17: Глубокий след в истории человечества оставили эпидемии чумы, холеры, оспы, гриппа.
В 14 веке по Европе прошлась страшная эпидемия «черной смерти», унесшая 15 млн. человек. Это была чума, охватившая все страны и от которой умерли 100 млн. человек.
Не менее страшный след оставила после себя и натуральная оспа, названная «черной оспой». Вирус оспы стал причиной гибели 400 млн. человек, а оставшиеся в живых ослепли навсегда.
Эпидемия гриппа под названием «испанка» в 1918-19 годах унесла жизни сотен тысяч человек, известны эпидемии под названием «азиатский», «гонконгский», а в наши дни – «свиной» грипп.
Слайд 18: Релаксация:
Согласны ли вы с формулой Гиппократа: «Любую болезнь легче предупредить, чем лечить»?
Давайте и мы попробуем предупредить болезни, которые нас окружают. А для этого проведем небольшой точечный массаж.
1. Указательными пальцами массируем точку на лбу между бровями « третий глаз».
2. Парные точки по краям крыльев носа.
3.Парные точки в височных ямках.
4. Парные точки в областях козелка уха.
Важным в предохранении от инфекционных заболеваний является постоянное соблюдение профилактических мер предупреждения заражения или проще сказать профилактика заболеваний
Слайд 19: Профилактика – это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболевания.
Сегодня вы много узнали об инфекционных болезнях, способах их передачи. А теперь попробуйте сами выделить из материала урока, что же не нужно или наоборот нужно делать, чтобы не заразиться инфекционными болезнями.
(версии детей)
- Соблюдение гигиенических и санитарных норм (мытье рук перед едой и после туалета; тепловая обработка пищевых продуктов, кипячение воды).
- Уничтожение насекомых и грызунов, больных животных.
- Соблюдение этических норм. (половые контакты)
- Вакцинация населения (прививки)
Анализ ситуации – чтение стихотворения С. Михалкова «Поднялась температура...»
И еще одну меру профилактики вы выделите из стихотворения.
Заболел один мальчишка,
А затем другой за ним,
В нашем классе почему-то
Объявили карантин.
У друзей температура,
Пьют лекарства разные,
И меня к ним не пускают –
Говорят заразные.
Все боятся, что инфекция
Обязательно «прицепится».
Только я не опасаюсь,
Потому что закаляюсь:
Ноги мою холодной водой,
Пью витамины, хожу босиком.
Если ж говорить серьезно,
Заразиться все же можно.
Какие меры профилактики вы услышали? (карантин)
Слайд 20: Что такое карантин?
Это комплекс мероприятий, предотвращающих распространение инфекции:
- изоляция уже заболевших людей.
- тщательная дезинфекция(обработка) места жительства.
- выявление контактов с больными.
Закрепление знаний
- Какие болезни называются инфекционными?
- Чем они вызываются?
А теперь свои знания вы покажите, отгадав кроссворд
Кроссворд «Инфекционные заболевания»
- Кишечная инфекция, заболевание грязных рук.
- Заболевание от употребления недоброкачественных продуктов.
- Обработка всех предметов и жилья, которыми пользовался инфекционный больной.
- Инъекция (укол) от инфекционного заболевания для выработки иммунитета.
- Вирусное заболевание, поражающее печень.
- Массовое заболевание населения инфекционными болезнями.
- Инфекционное кожное заболевание, вызывающее сильный зуд.
Если затрудняетесь ответить, можно использовать слова для справок:
Ботулизм, Дизентерия, Чесотка, Прививка, Эпидемия, Гепатит, Дезинфекция.
Ответы: 1.Дезинтерия. 2.Ботулизм. 3. Дезинфекция. 4. Прививка. 5.Гепатит. 6.Эпидемия. 7. Чесотка.
Итог урока: На какую серьезную тему мы с вами сегодня поговорили?
Игра-энергизатор
Я желаю вам крепкого здоровья! А чтобы оно было, давайте по очереди продолжим фразу: Я не заболею инфекционными заболеваниями, потому что буду… или потому что не буду …. Выполнять меры профилактики.
Кроссворд «Инфекционные заболевания»
1.Кишечная инфекция, заболевание грязных рук.
2.Заболевание от употребления недоброкачественных продуктов.
3.Обработка всех предметов и жилья, которыми пользовался инфекционный больной.
4.Инъекция (укол) от инфекционного заболевания для выработки иммунитета.
5.Вирусное заболевание, поражающее печень.
6.Массовое заболевание населения инфекционными болезнями.
7.Инфекционное кожное заболевание, вызывающее сильный зуд.
Слова для справок:
Ботулизм, Дизентерия, Чесотка, Прививка, Эпидемия, Гепатит, Дезинфекция.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-исследование по ОБЖ "Инфекционное заболевание. Грипп".
В данной работе содержится конспект урока и презентация....
Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»
Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...
СБО 9 класс. Инфекционные заболевания. Меры предупреждения.
Цель: способствовать формированию у обучающихся знаний об инфекционных заболеваниях и мерах их предупрежденияЗадачи:· образовательные: ...
Конспект урока по теме "Класс Паукообразные. Строение, жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи, переносчики энцефалита, меры защиты. Роль в биоценозах."
Конспект урока по биологии для 7 класса по теме "Класс Паукообразные. Строение жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи переносчики энцефалита. Меры профилактики". Включа...
конспект урока в 3 классе по математике на тему: "Меры времени 1 ч, 1 сутки"
Цель: Систематизировать и расширить знания детей об измерении времени.Задачи: Образовательные: Формирование умений ориентироваться во времени, научить Коррекционно- развивающие: способствовать развити...
Конспект урока по социально - бытовой ориентировке "Инфекционные заболевания. Причины возникновения и профилактика инфекционных заболеваний", 9 класс
Конспект урока по социально - бытовой ориентировке....
презентация урока по ОБЖ в 7 классе "Инфекционные заболевания"
Технологическая карта урока по ОБЖ в 7 классе "Инфекционные заболевания"...