Конспект урока по социально-бытовой ориентации "Бюджет семьи. Источники дохода", 10 класс
план-конспект урока по технологии (10 класс)
Конспект урока по СБО "Бюджет семьи. Источники дохода" для обучающихся 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_byudzhet_semi_10_kl.docx | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по социально-бытовой ориентации в 10 классе.
Тема: Бюджет семьи. Источники дохода.
Цель: дать представление о бюджете семьи, основных источниках дохода и расходов бюджета семьи.
Задачи:
- познакомить с понятиями «бюджет», «семейный бюджет», «доход», «расход», научить различать источники, относящиеся к доходам и расходам; определять величину и вид семейного бюджета;
- развивать умение анализировать, соотносить доходы и расходы семейного бюджета, делать соответствующие выводы; коллективно обсуждать обоснованность статей расхода семейного бюджета, развивать умение работать в группе, прислушиваться к мнению товарищей;
- корригировать мышление через упражнения на определение величины доходов и расходов семейного бюджета на примере условной семьи, пополнять активный словарный запас;
- воспитывать уважительное отношение к труду, как источнику благосостояния семьи; прививать умение экономно расходовать деньги.
Оборудование:
Карточки для словарной работы, карточки с названиями доходов и расходов семьи для групповой работы, индивидуальные карточки для проведения тестирования, презентация «Семейный бюджет. Источники дохода», карточки-СБОшки для оценивания работы учащихся.
Ход урока:
1.Организационный момент. (Эмоциональный настрой на урок.)
- Ребята, вам тепло? (Да!)
- В классе светло? (Да!)
- Прозвенел уже звонок? (Да!)
- Уже закончился урок?(Нет!)
- Только начался урок? (Да!)
- Хотите учиться? (Да!)
- Значит можно всем садиться.
-Добрый день, я рада вас приветствовать на уроке СБО.
-Проверим готовность к уроку, сегодня на уроке нам понадобится ваша тетрадь, ручка, простой карандаш, раздаточный материал и конечно же ваше хорошее настроение. Я вижу, что к уроку все готовы. Надеюсь, что это настроение и улыбки на лице вы сохраните на протяжении всего урока и еще к нему добавиться хорошая работоспособность.
Проблемная ситуация:
Свою маму в магазин провожает крошка – сын,
Десять рублей из копилки дает: «Вот!»
Купи мне самолет,
А еще ружье, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, альбом и краски,
Маски, сказки и салазки
Постарайся не забыть.
А на сдачу можешь даже
Диск с мультфильмами купить…
2. Актуализация опорных знаний
-Можно ли исполнить желания мальчика, имея 10 рублей? Обьясните.
-Изучая раздел « Экономика домашнего хозяйства» мы будем учиться
правильно планировать семейный бюджет, разумно организовывать семейный труд, выбирать наиболее эффективные средства для удовлетворения семейных потребностей.
3. Сообщение темы и целей урока.
- Посмотрите на доску и прочитайте пословицу,
«Тому хорошо живется, у кого денежка ведется».
-Как вы ее понимаете?
Наше благосостояние зависит от трудолюбия, профессионально-трудовых навыков, которые вы приобретаете в стенах школы и будете получать их дальше.
-как вы думаете, о чем сегодня будем разговаривать,
-что нового узнаете, чему можете научиться?
-Жизнь семьи складывается из множества мелочей, но ничто так не влияет на ее достаток и благополучие, как наличие и содержание в порядке семейных денег, т.е. умение и привычка грамотно учитывать денежные средства семьи.
-Тема сегодняшнего урока: «Бюджет семьи. Источники дохода.»
-Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «семейный бюджет», его составными частями, познакомимся с видами семейного бюджета, поучимся решать задачи по планированию бюджета семьи.
-Запишите тему урока в тетрадь.
-На уроке вам понадобятся знания, которые вы ранее получили на уроках математики, СБО. А за ваши положительные ответы и правильное выполнение заданий я буду платить вам по денежной купюре, достоинством 10 СБОшек. В конце урока вы подсчитаете свои заработанные деньги и сможете купить ту оценку на которую хватит СБОшек.
Критерии оценивания:
20 СБОшек- правильный полный ответ на вопрос, без дополнительной помощи со стороны учителя и одноклассников;
10 СБОшек - правильный, но не неполный (односложный) ответ на вопрос, незначительная помощь и дополнение со стороны учителя или одноклассников;
0 СБОшек- ответ неверный;
4. Повторение ранее изученного материала
-Прежде чем приступить к изучению нового материала нам необходимо вспомнить то, что изучали на прошлом уроке.
-Вспомните, о чем шла речь на прошлом уроке? (о деньгах, какие деньги бывают, с их основными свойствами, денежной массой, функции денег. Говорили о том, какое место занимают деньги в нашей жизни.)
-Для того чтобы проверить насколько хорошо вы запомнили материал прошлого урока, я предлагаю вам поиграть в интересную игру под названием «Пятнашки». Перед вами игровое поле, которое разбито на 6 ячеек, они пронумерованы. В каждой ячейке спрятан определенный вопрос по теме прошлого урока, в соответствии с критериями оценивания вы можете заработать 20,10 или 0 СБОшек.
1 Покупательное и платежное средство. (Деньги)
2 Бумажные деньги и монеты. (Наличные деньги)
3 Деньги какой-либо страны. (Валюта)
4 Национальная денежная единица России. (Рубль)
5 Количество денег, в обмен на которые продавец готов продать единицу товара. (Цена́)
6 Деятельность людей по содержанию жилища и организации своей жизни в доме. (Домашнее хозяйство)
7 Наука об управлении хозяйством. (Экономика)
8 Основное свойство дене. (Показ стоимости товаров).
Оценивание.Раздача СБОшек.
-Итак, мы с вами повторили материал, изученный на прошлом уроке, и можно приступать к изучению нового материала.
5. Изучение нового материала
Слово «бюджет» имеет французское происхождение и в переводе обозначает “кошелек, сумка”.
- Семейный бюджет – это доходы и расходы одной семьи за определённый период времени (месяц или год). (Запись в тетрадь)
- Под доходом понимают деньги, которые зарабатывают и получают члены одной семьи. (Запись в тетрадь)
-Вспомните, какие источники доходов есть в вашей семье (зарплата, пенсия, стипендия)
- Итак, из чего же складывается доход семьи? Мама и папа работают. Что они получают за свой труд? Зарплату (Словарная работа).
Зарплата – это оплата труда за месяц, или за неделю, или за день
- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают, они получают пенсию .(Словарная работа).
- Сестра или брат студенты и за хорошую учебу получают стипендию. (Словарная работа).
- Что еще может приносить доход семье? (Пособия по уходу за ребенком, детские пособия, субсидии; доход от приусадебного, подсобного хозяйства и другие).
-Доходы бывают фиксированные и переменные.
- Сформулируйте определение «расходы».
(Расходы – это деньги, которые тратят члены одной семьи за определенный срок) (Запись в тетрадь.)
- Какие расходы имеются в вашей семье?
(Оплата жилья, коммунальные услуги, содержание семьи, предметы личной гигиены, питание, сохранение здоровья, образования, отдых, на ремонт, изготовление, обслуживание каких-либо изделий или услуг и др.)
- В любой семье имеются доходы. Это деньги, которые получают и зарабатывают члены семьи. Ни одна семья не может жить без расходов. Чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов, т. е. бюджет
-Для того чтобы вы лучше запомнили и поняли, что такое доход и что такое расход я предлагаю выполнить следующее задание.
На столе лежат карточки, на которых написаны различные статьи доходов и расходов. Вы выбираете карточку, определяете к доходу или расходу отнесете эту статью.
Зарплата 18 000 рублей
Дополнительный заработок отца (ремонт)-5000 рублей
Выигрыш в лотерею 1 000 рублей
Пенсия бабушки -8 000 рублей.
Доход от огорода – 12 000 рублей
Оплата жилья – 3 500 рублей
Коммунальные услуги (свет, газ, вода)- 2 500 рублей
Питание 17 000 рублей
Расход на лекарства – 3000 рублей.
-Давайте сравним доходы и расходы, которые у нас получились. (Доходы больше чем расходы). Что мы можем сказать о таком бюджете? Избыточный бюджет (у семьи появляются лишние средства, и они имеют возможность экономить)
- Теперь «доходы» пересмотрим и оставим только постоянные (фиксированные). Посчитайте, пожалуйста величину дохода. (Доходы равны расходам, такой бюджет называют уравновешенным, сбалансированный. Многие семьи с невысоким доходом, благодаря умению считать свои деньги и тратить их по назначению, живут без долгов, питаются и одеваются не хуже других. Народная мудрость гласит: «Без счету и денег нет»
- Еще ситуация. В «Расходах» появилась еще одно непредвиденная статья: Расход на лекарства – 3000 рублей. Что теперь можем сказать о соотношении бюджета семьи – дефицитный. Плохо, когда расходы превышают доходы. Семье не хватает денег, про такой семейный бюджет говорят: «Деньги – что вода»
- Что делать в данной ситуации?
- Посмотрите на оставшиеся источники доходов и расходов, и найдите выход из данной ситуации (Сокращать расходы, искать дополнительные источники доходов, брать деньги взаймы).
-Молодцы, вы правильно определили статьи доходов и расходов, нашли рациональные пути увеличения доходов и сокращения расходов. За данное задание вы заработали по 20 СБОшек каждый.
-Теперь вы знаете, что существует три вида бюджета (Д>Р, Д<Р, Д=Р)
6. Закрепление изученного материала
- Чтобы окончательно убедиться, что вы теперь знаете составляющие семейного бюджета, выполните задание - тест. В тесте перечислены основные вопросы, которые рассмотрены на сегодняшнем уроке, при ответе на вопрос вы должны выбрать только один правильный вариант и отметить его.
1) Из чего складывается бюджет:
а) из заработной платы, пенсии и стипендии;
б) из доходов и расходов;
в) из денег.
2) Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:
а) расходы;
б) проценты;
в) доходы.
3)Как называются деньги, которые получают пожилые люди?:
а) баранки
б) пенсия
в) стипендия
4) Деньги, которые тратятся из бюджета это:
а) доходы;
б) расходы;
в) прибыль.
5) Лучшим считается бюджет, в котором:
а) доходы больше расходов
б) доходы равны расходам
в) доходы меньше расходов.
6) Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды:
а) доходов;
б) расходов.
-Теперь я предлагаю вам поменяться с соседом по парте вашими решенными тестами, и проверить, насколько правильно выполнен тест. Сравните с правильными вариантами ответов.
-Итак, подведем итог, если в тесте не допущено ни одной ошибки вы получаете 30 СБОшек, если 1-2 ошибки 20 СБОшек, если 3 и более -10 СБОшек
7. Итог урока.
-Итак, над какой темой мы работали?
-Какую цель мы ставили? Добились?
-Что мы делали на уроке?
8. Домашнее задание: вам необходимо узнать у своих родителей, какие статьи дохода и какие статьи расходов существуют в вашей семье, и определить тип семейного бюджета.
9.Подведение итогов, оценивание.
- Вы хорошо сегодня потрудились. Молодцы! А теперь давайте подсчитаем ваши успехи. Кто сколько денег получил за работу на уроке?
«5»-50 СБОшек
«4»-40 СБОшек
«3»-30 СБОшек
- Вы своим трудом, т. е. своими знаниями и умениями заработали деньги, которые превращаются в оценки.
10.Рефлексия:
Используя памятку, скажите:
Мне больше всего удалось ...
Я могу себя похвалить за…
Я могу похвалить одноклассников за...
Я научился …
На уроке мне было …
-Чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно… трудиться. Ведь недаром говорят “Без труда – не выловишь и рыбку из пруда”. Важно, чтобы в управлении бюджетом принимали участие все члены семьи. Это сплачивает семью, учит соизмерять потребности с материальными возможностями. Расходы семейного бюджета не должны превышать доходы. «Живи по средствам!» «Деньги любят счёт»
-Урок окончен. Спасибо всем за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по социально-бытовой ориентировке в 7 классе (для детей со сложной структурой дефекта)
Для детей со сложной структурой дефекта...
Конспект урока по социально-бытовой ориентации в 9 классе по теме:"Трудоустройство. Выбор профессии".
Конспект урока по социально- бытовой ориетации в 9 классе по теме: "Трудоустройство. Выбор профессии"....
Конспект урока по социально-бытовой ориентировке 9 класс по теме "Моя семья" при надомной форме обучения.
Выбор темы урока "Моя семья" не случаен. Роль семьи, при надомном обучении ребенка с ограниченными возможностями, очень велика. Только во взаимопонимании, поддержки и любви между...
Конспект урока по социально - бытовой ориентировке "Инфекционные заболевания. Причины возникновения и профилактика инфекционных заболеваний", 9 класс
Конспект урока по социально - бытовой ориентировке....
Конспект урока по социально - бытовой ориентировке "Лекарственные растения", 7 класс
Конспект урока по СБО "Лекарственные растения"...
Конспект урока по социально - бытовой ориентировке по теме: «Экономика домашнего хозяйства. Расчет бюджета семьи».
laquo;Безумно тратить деньги – дело не хитрое, а вот расходовать их на то, что вам необходимо и с наибольшей пользой для семьи – наука не простая»....
Конспект урока по социально-бытовой ориентировке "Приготовление первых блюд", 7 класс
Конспект урока по социально-бытовой ориентировке для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 7 класс...
- Мне нравится (1)