Конспект урока по социально-бытовой ориентации "Бюджет семьи. Источники дохода", 10 класс
план-конспект урока по технологии (10 класс)

Коровкина Светлана Николаевна

Конспект урока по СБО "Бюджет семьи. Источники дохода" для обучающихся 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_byudzhet_semi_10_kl.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по социально-бытовой ориентации в 10 классе.

Тема: Бюджет семьи. Источники дохода.

Цель: дать представление о бюджете семьи, основных источниках дохода и расходов бюджета семьи.

Задачи:

- познакомить с понятиями «бюджет», «семейный бюджет», «доход», «расход», научить различать источники, относящиеся к доходам и расходам; определять величину и вид семейного бюджета;

- развивать умение анализировать, соотносить доходы и расходы семейного бюджета, делать соответствующие выводы; коллективно обсуждать обоснованность статей расхода семейного бюджета, развивать умение работать в группе, прислушиваться к мнению товарищей;

- корригировать мышление через упражнения на определение величины доходов и расходов семейного бюджета на примере условной семьи, пополнять активный словарный запас;

- воспитывать уважительное отношение к труду, как источнику благосостояния семьи; прививать умение экономно расходовать деньги.

Оборудование:

Карточки для словарной работы, карточки с названиями доходов и расходов семьи для групповой работы, индивидуальные карточки для проведения тестирования, презентация «Семейный бюджет. Источники дохода», карточки-СБОшки для оценивания работы учащихся.

                                                            Ход урока:

1.Организационный момент. (Эмоциональный настрой на урок.)

- Ребята, вам тепло? (Да!)

-  В классе светло? (Да!)

- Прозвенел уже звонок? (Да!)

- Уже закончился урок?(Нет!)

- Только начался урок? (Да!)

- Хотите учиться? (Да!)

- Значит можно всем садиться.

-Добрый день, я рада вас приветствовать на уроке СБО.

-Проверим готовность к уроку, сегодня на уроке нам понадобится ваша тетрадь, ручка, простой карандаш, раздаточный материал и конечно же ваше хорошее настроение. Я вижу, что к уроку все готовы. Надеюсь, что это настроение и улыбки на лице вы сохраните на протяжении всего урока и еще к нему добавиться хорошая работоспособность.

Проблемная ситуация:

Свою маму в магазин провожает крошка – сын,

Десять рублей из копилки дает: «Вот!»

Купи мне самолет,

А еще ружье, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, альбом и краски,

Маски, сказки и салазки

Постарайся не забыть.

А на сдачу можешь даже

Диск с мультфильмами купить…

2. Актуализация опорных знаний

-Можно ли исполнить желания мальчика, имея 10 рублей? Обьясните.

 -Изучая  раздел « Экономика домашнего хозяйства» мы будем учиться

правильно планировать семейный бюджет, разумно организовывать семейный труд, выбирать наиболее эффективные средства для удовлетворения семейных потребностей.

3. Сообщение темы и целей урока.

- Посмотрите на доску и прочитайте пословицу,

«Тому хорошо живется, у кого денежка ведется». 

-Как вы ее понимаете?

Наше благосостояние зависит от трудолюбия, профессионально-трудовых навыков, которые вы приобретаете в стенах школы и будете получать их дальше.

-как вы думаете, о чем сегодня будем разговаривать,

-что нового узнаете, чему можете научиться?

-Жизнь семьи складывается из множества мелочей, но ничто так не влияет на ее достаток и благополучие, как наличие и содержание в порядке семейных денег, т.е. умение и привычка грамотно учитывать денежные средства семьи.

-Тема сегодняшнего урока: «Бюджет семьи. Источники дохода.»

-Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «семейный бюджет», его составными частями, познакомимся с видами семейного бюджета, поучимся решать задачи по планированию бюджета семьи.

-Запишите тему урока в тетрадь.

-На уроке вам понадобятся знания, которые вы ранее получили на уроках математики, СБО. А за ваши положительные ответы и правильное выполнение заданий я буду платить вам по денежной купюре, достоинством 10 СБОшек. В конце урока вы подсчитаете свои заработанные деньги и сможете купить ту оценку на которую хватит СБОшек.

Критерии оценивания: 

20 СБОшек- правильный полный ответ на вопрос, без дополнительной помощи со стороны учителя и одноклассников;

10 СБОшек - правильный, но не неполный (односложный) ответ на вопрос, незначительная помощь и дополнение со стороны учителя или одноклассников;

0 СБОшек- ответ неверный;

4. Повторение ранее изученного материала

-Прежде чем приступить к изучению нового материала нам необходимо вспомнить то, что изучали на прошлом уроке.

-Вспомните, о чем шла речь на прошлом уроке? (о деньгах, какие деньги бывают, с их основными свойствами, денежной массой, функции денег. Говорили о том, какое место занимают деньги в нашей жизни.)

-Для того чтобы проверить насколько хорошо вы запомнили материал прошлого урока, я предлагаю вам поиграть в интересную игру под названием «Пятнашки». Перед вами игровое поле, которое разбито на 6 ячеек, они пронумерованы. В каждой ячейке спрятан определенный вопрос по теме прошлого урока, в соответствии с критериями оценивания вы можете заработать 20,10 или 0 СБОшек. 

1 Покупательное и платежное средство. (Деньги)

2 Бумажные деньги и монеты. (Наличные деньги) 

3 Деньги какой-либо страны. (Валюта) 

4 Национальная денежная единица России. (Рубль) 

5 Количество денег, в обмен на которые продавец готов продать единицу товара. (Цена́)

6 Деятельность людей по содержанию жилища и организации своей жизни в доме. (Домашнее хозяйство)  

7 Наука об управлении хозяйством.  (Экономика) 

8 Основное свойство дене.  (Показ стоимости товаров).

Оценивание.Раздача  СБОшек.

-Итак, мы с вами повторили материал, изученный на прошлом уроке, и можно приступать к изучению нового материала.

5. Изучение нового материала

Слово «бюджет» имеет французское происхождение и в переводе обозначает “кошелек, сумка”.

- Семейный бюджет – это доходы и расходы одной семьи за определённый период времени (месяц или год). (Запись в тетрадь) 

- Под доходом понимают  деньги, которые зарабатывают и получают члены одной семьи. (Запись в тетрадь)

-Вспомните, какие источники доходов есть в вашей семье (зарплата, пенсия, стипендия)

- Итак, из чего же складывается доход семьи? Мама и папа работают. Что они получают за свой труд? Зарплату (Словарная работа). 

Зарплата – это оплата труда за месяц, или за неделю, или за день

- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают, они получают пенсию .(Словарная работа).

- Сестра или брат студенты и за хорошую учебу получают стипендию. (Словарная работа).

- Что еще может приносить доход семье? (Пособия по уходу за ребенком, детские пособия, субсидии; доход от приусадебного, подсобного хозяйства и другие).

-Доходы бывают фиксированные и переменные.

- Сформулируйте определение «расходы». 

(Расходы – это деньги, которые тратят члены одной семьи за определенный срок) (Запись в тетрадь.) 

-  Какие расходы имеются в вашей семье?

 (Оплата жилья, коммунальные услуги, содержание семьи, предметы личной гигиены, питание, сохранение здоровья, образования, отдых, на ремонт, изготовление, обслуживание каких-либо изделий или услуг и др.)

- В любой семье имеются доходы. Это деньги, которые получают и зарабатывают члены семьи. Ни одна семья не может жить без расходов. Чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов, т. е. бюджет

-Для того чтобы вы лучше запомнили и поняли, что такое доход и что такое расход я предлагаю выполнить следующее задание.

На столе лежат карточки, на которых написаны различные статьи доходов и расходов. Вы выбираете карточку, определяете к доходу или расходу отнесете эту статью.

Зарплата 18 000 рублей

Дополнительный заработок отца (ремонт)-5000 рублей

Выигрыш в лотерею 1 000 рублей

Пенсия бабушки -8 000 рублей.

Доход от огорода – 12 000 рублей

Оплата жилья – 3 500 рублей

Коммунальные услуги (свет, газ, вода)- 2 500 рублей

Питание 17 000 рублей

Расход на лекарства – 3000 рублей.

-Давайте сравним доходы и расходы, которые у нас получились. (Доходы больше чем расходы). Что мы можем сказать о таком бюджете? Избыточный бюджет (у семьи появляются лишние средства, и они имеют возможность экономить)

- Теперь «доходы» пересмотрим и оставим только постоянные (фиксированные). Посчитайте, пожалуйста величину дохода. (Доходы равны расходам, такой бюджет называют уравновешенным, сбалансированный. Многие семьи с невысоким доходом, благодаря умению считать свои деньги и тратить их по назначению, живут без долгов, питаются и одеваются не хуже других. Народная мудрость гласит: «Без счету и денег нет»

- Еще ситуация. В «Расходах» появилась еще одно непредвиденная статья: Расход на лекарства – 3000 рублей. Что теперь можем сказать о соотношении бюджета семьи – дефицитный. Плохо, когда расходы превышают доходы. Семье не хватает денег, про такой семейный бюджет говорят: «Деньги – что вода»

- Что делать в данной ситуации?

- Посмотрите на оставшиеся источники доходов и расходов, и найдите выход из данной ситуации (Сокращать расходы, искать дополнительные источники доходов, брать деньги взаймы).

-Молодцы, вы правильно определили статьи доходов и расходов, нашли рациональные пути увеличения доходов и сокращения расходов. За данное задание вы заработали по 20 СБОшек каждый.

-Теперь вы знаете, что существует три вида бюджета (Д>Р, Д<Р, Д=Р) 

6. Закрепление изученного материала

- Чтобы окончательно убедиться, что вы теперь знаете составляющие семейного бюджета, выполните задание - тест. В тесте перечислены основные вопросы, которые рассмотрены на сегодняшнем уроке, при ответе на вопрос вы должны выбрать только один правильный вариант и отметить его.

1) Из чего складывается бюджет:

а) из заработной платы, пенсии и стипендии;

б) из доходов и расходов;

в) из денег.

2) Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:

а) расходы;

б) проценты;

в) доходы.

3)Как называются деньги, которые получают пожилые люди?:

а) баранки

б) пенсия

в) стипендия

4) Деньги, которые тратятся из бюджета это:

а) доходы;

б) расходы;

в) прибыль.

5) Лучшим считается бюджет, в котором:

а) доходы больше расходов

б) доходы равны расходам

в) доходы меньше расходов.

6) Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды:

а) доходов;

б) расходов.

-Теперь я предлагаю вам поменяться с соседом по парте вашими решенными тестами, и проверить, насколько правильно выполнен тест. Сравните с правильными вариантами  ответов.

-Итак, подведем итог, если в тесте не допущено ни одной ошибки вы получаете 30 СБОшек, если 1-2 ошибки 20 СБОшек, если 3 и более -10 СБОшек 

7. Итог урока.

-Итак, над какой темой мы работали?

-Какую цель мы ставили? Добились?

-Что мы делали на уроке?

8. Домашнее задание: вам необходимо узнать у своих родителей, какие статьи дохода и какие статьи расходов существуют в вашей семье, и определить тип семейного бюджета.

9.Подведение итогов, оценивание.

- Вы хорошо сегодня потрудились. Молодцы! А теперь давайте подсчитаем ваши успехи. Кто сколько денег получил за работу на уроке? 

«5»-50 СБОшек

«4»-40 СБОшек

«3»-30 СБОшек

- Вы своим трудом, т. е. своими знаниями и умениями заработали деньги, которые превращаются в оценки.

10.Рефлексия:

Используя памятку, скажите: 

Мне больше всего удалось ...

Я  могу себя похвалить за…

Я  могу похвалить одноклассников за...

Я научился …

На уроке мне было …

-Чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно… трудиться. Ведь недаром говорят “Без труда – не выловишь и рыбку из пруда”. Важно, чтобы в управлении бюджетом принимали участие все члены семьи. Это сплачивает семью, учит соизмерять потребности с материальными возможностями. Расходы семейного бюджета не должны превышать доходы. «Живи по средствам!» «Деньги любят счёт»

-Урок окончен. Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по социально-бытовой ориентации в 9 классе по теме:"Трудоустройство. Выбор профессии".

Конспект урока по социально- бытовой ориетации в 9 классе по теме: "Трудоустройство. Выбор профессии"....

Конспект урока по социально-бытовой ориентировке 9 класс по теме "Моя семья" при надомной форме обучения.

Выбор темы урока "Моя семья" не случаен.  Роль семьи, при надомном обучении ребенка с ограниченными возможностями, очень велика. Только во взаимопонимании, поддержки и любви между...

Конспект урока по социально - бытовой ориентировке по теме: «Экономика домашнего хозяйства. Расчет бюджета семьи».

laquo;Безумно тратить деньги – дело не хитрое, а вот расходовать их на то, что вам необходимо и с наибольшей пользой для семьи – наука не простая»....

Конспект урока по социально-бытовой ориентировке "Приготовление первых блюд", 7 класс

Конспект урока по социально-бытовой ориентировке для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 7 класс...