ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 7 КЛАСС
рабочая программа (7 класс)
Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов. Основные задачи программы: 1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся. 2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи. 3. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей. 4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики. Методология программы: В логопедической работе используюся различные методы обучения: • наглядные, в том числе программы персонального компьютера (им отводится основное место в работе с учащимися со сниженным интеллектом), • практические, • словесные и нетрадиционные (например, приёмы логопедического массажа). Выбор и использование того или иного метода, или их сочетание зависит от характера речевого нарушения, этапа работы, возраста и индивидуальных психических особенностей ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_logopedicheskoy_raboty.7kl.docx | 51.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Приморского края
краевое государственное образовательное бюджетное специальное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Спасская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Рассмотрено на МО
Протокол №___ от «___» ___20__ года
Согласовано:
Утверждаю:
Директор КГОБУ Спасская КШИ __________ М. В. Бредюк
Заместитель директора по УЧ
__________ Т. И. Захарова
ПРОГРАММА
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
7 КЛАСС
Борисова А. А.
г.о. Спасск-Дальний
Пояснительная записка
Общие цели образования с учётом специфики учебного предмета
Логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Контингент учащихся специальных коррекционных классов за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства обучающихся носят характер, системного недоразвития речи средней степени для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- выраженная дислексия;
- дисграфия.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Общая характеристика предмета (курса)
«Программа логопедических занятий. 7 класс» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса в С(К)ОУ VIII вида, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.
Рабочая программа составлена на основе:
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.
- Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004 г.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под ред. В,В. Воронковой). М., «Просвещение», 2009 г.
- Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в специальных (коррекционных) школах VIII вида. М., 2003 г.
- Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. М., 2005 г.
- Обзора программ и методик по коррекции письменной и устной речи:
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991 г.
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983 г.
- Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984 г.
Цели и задачи программы
Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.
Основные задачи программы:
1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
3. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Методология программы:
В логопедической работе используюся различные методы обучения:
- наглядные, в том числе программы персонального компьютера (им отводится основное место в работе с учащимися со сниженным интеллектом),
- практические,
- словесные и нетрадиционные (например, приёмы логопедического массажа). Выбор и использование того или иного метода, или их сочетание зависит от характера речевого нарушения, этапа работы, возраста и индивидуальных психических особенностей ребёнка.
Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на общее по календарному графику количество учебных часов в год:
Количество часов по программе: 68 ч.
Количество часов в неделю по учебному плану: 2 ч.
Количество часов за год: 68 ч.
Диагностическое обследование: 8 ч.
Коррекционная работа проводится в форме подгрупповых и индивидуальных занятий с использованием технологии личностно ориентированного развивающего обучения.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Содержание учебного материала рабочей программы способствует решению следующих основных задач:
- ликвидировать проявления речевой патологии;
- содействовать усвоению программы по родному языку;
- сформировать коммуникативные и лингвистические компетенции обучающихся;
- сформировать когнитивные и общеучебные навыки.
Основные содержательные линии курса
- Обследование;
- Дифференциация согласных;
- Дифференциация звонких и глухих согласных;
- Глагол;
- Текст;
- Итоговое тестирование.
Средства контроля
Четвертные проверочные работы, тематические проверочные работы, диктанты, тесты. Обследование на начало учебного года и конец учебного года.
Особенности форм организации учебного процесса (прописываются особенности организации образовательного процесса в классе)
Коррекция нарушений речи учащихся С(К)ОУ VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в базисном учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий. Наполняемость групп для занятий 2 – 6 обучающихся. На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
В структуру каждого занятия, как правило, входят: упражнения для развития артикуляционной моторики; упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; дыхательная гимнастика; коррекция произношения; упражнения, направленные на развитие фонематических процессов; работа по коррекции и преодолению дисграфии; работа над предложением; развитие связной речи.
Построение данной программы предполагает повторение лексической тематики на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Коррекционная работа проводится в форме подгрупповых и индивидуальных занятий с использованием технологии личностно ориентированного развивающего обучения.
Длительность индивидуального занятия 20 минут, подгруппового занятия 30-40 минут.
Учитывая быструю утомляемость, низкий уровень работоспособности, неустойчивое внимание, низкий уровень развития познавательного интереса и активности, склонность к охранительному торможению на логопедических занятиях проводится смена видов деятельности.
Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. В 7 классах лексический материал обогащается трудовой лексикой используемой на уроках трудового обучения. В структуру занятия может входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Работа с группами детей, имеющих нарушение письменной речи
Содержание логопедической работы по коррекции дисграфии (нарушение письма, обусловленное наличием специфических ошибок) в 7 классе находится в соответствии с программой по правописанию и развитию речи. При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Учебников и учебных пособий не предусматривается, на занятиях используется раздаточный материал, ЦОРы.
Устранение фонематической дислексии и дисграфии | Устранение семантической дислексии и дисграфии | Устранение оптической дислексии и дисграфии | Устранение аграмматической дислексии и дисграфии |
Фонематического анализа и синтеза: - выделение звука на фоне слова; - вычленение первого и последнего звука из слова; - определение количества, последовательности и места звука в слове. 2. Развитие слогового анализа и синтеза. 3. Развитие структуры предложения. 4. Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем): -свистящих и шипящих, -твердых и мягких, -звонких и глухих. | 1. Развитие звукового синтеза. 2. Обогащение словаря. 3. Развитие грамматического строя речи. 4. Формирование морфологических и синтаксических обобщений. 5. Работа над пониманием прочитанных слов, предложений, текста. | 1. Развитие зрительного восприятия и узнавания. 2. Уточнение и расширение зрительной памяти. 3. Формирование пространственного восприятия и представлений. 4. Развитие зрительного анализа и синтеза. 5. Формирование речевых обозначений зрительно- пространственных отношений. 6. Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах. | 1. Уточнение и усложнение структуры предложения. 2. Развитие функции словоизменения.
словообразования.
5. Работа над однокоренными словами. 6. Закрепление грамматических форм в письменной речи. |
Тематическое планирование по логопедии.
7 класс
№ | Название раздела темы логопедического занятия | Задачи | Кол-во часов | Информационное сопровождение | Дата | |||
1 четверть | ||||||||
Обследование | 6 ч. | |||||||
1. | Обследование импрессивной речи. | Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста. | 1 ч. | №3 | ||||
2. | Обследование связной речи. | Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания. | 1 ч. | №3 | ||||
3. | Обследование словарного запаса. | Обследование словарного запаса. | 1 ч. | №3 | ||||
4. | Обследование грамматического строя речи. | Выявить правильность построения грамматической структуры предложения. | 1ч. | №3 | ||||
5. | Обследование слоговой структуры слова. | Выявить степень владения слоговой структурой. | 1 ч. | №3 | ||||
6. | Обследование чтения и письма. | Выявить нарушения чтения и письма. | 1 ч. | №3 | ||||
Дифференциация согласных | 16 ч. | |||||||
7. | Дифференциация РЛ в словах слогах. | Формировать умение дифференцировать звуки р,л соотносить их с буквами р и л. | 1 ч. | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания», 2005 г. | ||||
8. | Дифференциация РЛ в словосочетаниях и предложениях. | Развивать фонематическое восприятие, закреплять умение дифференцировать звуки р и л в словах. | 1 ч. | Раздаточные карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г. | ||||
9. | Дифференциация РЛ в связных текстах. | Обогащать словарный запас, грамматические формы речи. | 1 ч. | Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г. | ||||
10. | Дифференциация ЧЩ в слогах и словах. | Формировать умение дифференцировать звуки щ-ч; развивать слуховое и речевое внимание. | 1 ч. | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г. | ||||
11. | Дифференцировать Ч-Щ в словосочетаниях и предложениях. | Развивать фонематическое восприятие, закреплять умение дифференцировать звуки ч и щ в словах. | 1 ч. | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г. | ||||
12. | Дифференциация ЧЩ в связных текстах. | Обогащать лексический запас; развивать внимание и память. | 1 ч. | Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г. | ||||
13. | Дифференциация ЦЧ в слогах и словах. | Формировать умение дифференцировать звуки щ-ч; развивать слуховое и речевое внимание. | 1 ч. | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г. | ||||
14. | Дифференциация ЧЦ в словосочетаниях и предложениях. | Развивать фонематический слух; вырабатывать дифференциацию ч и ц в словах и предложении. | 1 ч. | Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г. | ||||
15. | Дифференциация Ч – Ц в связных текстах. | Совершенствовать грамматические формы речи. | 1 ч. | Раздаточные карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г. | ||||
16. | Дифференциация СЧ в слогах и словах. | Формировать умение дифференцировать звуки с-ч; развивать слуховое и речевое внимание. | 1 ч. | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г. | ||||
17. | Дифференциация СЧ в словосочетаниях и предложениях. | Развивать фонематический слух; вырабатывать дифференциацию с и ч в словах и предложении. | 1 ч. | Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г. | ||||
18. | Дифференциация ЗЖ в словах и предложении. | Формировать умение дифференцировать звуки з-ж ; развивать слуховое и речевое внимание. | 1 ч. | Раздаточные карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г. | ||||
2 четверть | ||||||||
1. | Дифференциация ЗЖ в связных текстах. | Закрепить дифференциацию з-ж в связных текстах. | 1 ч. | Картинный материал, веера букв. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г. | ||||
2. | Дифференциация СШ в слогах и словах. | Формировать умение дифференцировать звуки с-ш ; развивать слуховое и речевое внимание. | 1 ч. | Веера букв, слоговые таблицы, картинный материал. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г. | ||||
3. | Дифференциация СШ в словосочетаниях и предложениях. | Расширять фонематический слух; расширять словарный запас. | 1 ч. | Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г. | ||||
4. | Дифференциация СШ в связных текстах. | Развивать умение дифференцировать с-ш в связной речи. | 1 ч. | Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г. | ||||
Дифференциация звонких глухих согласных | 11 ч. | |||||||
5. | Дифференциация ГК в слогах и словах. | Развивать слуховую дифференциацию звуков к-г; расширять словарный запас. | 1 ч. | Веера букв, слоговые таблицы, картинный материал. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г. | ||||
6. | Дифференциация ГК в словосочетаниях и предложениях. | Развивать фонематический слух; совершенствовать грамматические формы речи. | 1 ч. | Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г. | ||||
7. | Дифференциация ГК в связных текстах. | Закрепить дифференциацию г-к в связных текстах. | 1 ч. | Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г. | ||||
8. | Дифференциация ДТ в слогах и словах. | Развивать фонематический слух; расширять словарный запас. | 1 ч. | Веера букв, слоговые таблицы, картинный материал. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г. | ||||
9. | Дифференциация ДТ в словосочетаниях и предложениях. | Развивать умение дифференцировать д-т в предложении. | 1 ч. | Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г. | ||||
10. | Дифференциация ДТ в предложении. | Вырабатывать дифференциацию д-т в связной речи. | 1 ч. | Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г. | ||||
11. | Дифференциация БП в слогах и словах. | Развивать фонематический слух; расширять словарный запас. | 1 ч. | Веера букв, слоговые таблицы, картинный материал. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г. | ||||
12. | Дифференциация БП в словосочетаниях и предложениях. | Обогащать словарный запас и грамматические формы речи. | 1 ч. | Веера букв, слоговые таблицы, картинный материал. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г. | ||||
13. | Дифференциация БП в связной речи. | Развивать фонематическое восприятие; формировать навыки самоконтроля. | 1 ч. | Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г. | ||||
14. | Дифференциация ЖШ в слогах и словах. | Развивать фонематический слух; расширять словарный запас. | 1 ч. | Веера букв, слоговые таблицы, картинный материал. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г. | ||||
15. | Дифференциация ЖШ в словосочетаниях и предложениях. | Совершенствовать грамматические формы речи; обогащать лексический запас. | 1 ч. | Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М:, «5 за знания», 2005 г. | ||||
3 четверть | ||||||||
Глагол | 32 ч. | |||||||
1. | Значение глагола в предложении. | Закрепить знания о глаголе, как части речи. | 1 ч. | Схемы предложений, индивидуальные карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
2. | Значение глагола в речи. | Закрепить знания о глаголе, как части речи. | 1 ч. | Карточки с графическим изображением слов-предметов, слов-действий, Карточки со словами предметами. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
3. | Глаголы движения. | Закрепить знания о глаголе на практическом уровне. | 1 ч. | Картинный материал, раздаточные карточки. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол» . – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
4. | Глаголы труда. | Закрепить знания о глаголе на практическом уровне. | 1 ч. | Индивидуальные карточки с заданиями, схемы предложения. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
5. | Глаголы звучания. | Расширить словарный запас. | 1 ч. | Индивидуальные карточки с заданиями, схемы предложения. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
6. | Глаголы речи. | Закрепить знания о глаголе на практическом уровне. | 1 ч. | Индивидуальные карточки с заданиями, схемы предложения. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
7. | Глаголы цвета. | Расширить словарный запас. | 1 ч. | Индивидуальные карточки с заданиями, схемы предложения. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
8. | Глаголы, выражающие чувства человека, его характер и поступки. | Расширить лексический запас. | 1 ч. | Индивидуальные карточки с заданиями, схемы предложения. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
9. | Глаголы близкие и противоположные по значению. | Расширить словарный запас. | 1 ч. | Схемы предложения, индивидуальные карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
10. | Употребление глаголов в прямом и переносном значении. | Закрепить знания по теме «Глагол». | 1 ч. | Индивидуальные карточки с заданиями, схемы предложения. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
11. | Правописание частицы не с глаголом. | Отработать на практике написание частицы не с глаголом. | 1 ч. | Индивидуальные карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
12. | Правописание частицы не с глаголом. | Отработать на практике написание частицы не с глаголом. | 1 ч. | Индивидуальные карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
13. | Правописание частицы не с глаголом. | Отработать на практике написание частицы не с глаголом. | 1 ч. | Индивидуальные карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
14. | Изменение глагола во времени. | Закрепить изменение глагола во времени. | 1 ч. | Индивидуальные карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
15. | Настоящее время глагола. | Закрепить знания о настоящем времени глагола. | 1 ч. | Предметные картинки, индивидуальные карточки с заданиями, схемы предложения, картинки с силуэтным изображением предметов. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
16. | Прошедшее время глагола. | Закрепить знания о прошедшем времени глагола. | 1 ч. | Индивидуальные карточки с заданиями, схемы предложения. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
17. | Будущее время глагола. | Закрепить знания о будущем времени глагола. | 1 ч. | Индивидуальные карточки с заданиями, схемы предложения. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
18. | Образование временных форм глагола от начальной формы одного и того же глагола. | Расширение словарного запаса. | 1 ч. | Схемы для составления предложений, предметные картинки, карточки со словосочетаниями, Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
19. | Замена одних временных форм глагола другими. | Расширение словарного запаса. | 1 ч. | Картинки с изображением действий предметов, таблица с вопросами. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
20. | Время и число глагола. | Закрепление знаний о времени и числе глагола. | 1 ч. | Картинки с изображением действий предметов, таблица с вопросами. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
4 четверть | ||||||||
1. | Неопределенная форма глагола на ть-. | Закрепить знания о неопределенной форме глагола. | 1 ч. | Карточки с со словосочетаниями, предметные картинки. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
2. | Неопределенная форма глагола на ти-,- чь-. | Закрепить знания о неопределенной форме глагола. | 1 ч. | Карточки со словосочетаниями, предметные картинки, карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
3. | Дифференциация слов с буквой -ч- в конце слова. | Закрепить знания о глаголах с буквой -ч- в конце слова. | 1 ч. | Карточки со словосочетаниями, предметные картинки, карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
4. | Дифференциация слов с буквой -ч- в конце слова. | Закрепить знания о глаголах с буквой -ч- в конце слова. | 1 ч. | Карточки со словосочетаниями, предметные картинки, карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
5. | Изменение глагола по лицам. Распознавание лица глагола по местоимению. | Закрепить знания об изменении глагола по лицам. | 1 ч. | Таблица местоимений, таблица вопросов, индивидуальные карточки. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
6. | Изменение глагола по лицам. | Закрепить знания об изменении глагола по лицам. | 1 ч. | Таблица местоимений, таблица вопросов, индивидуальные карточки. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
7. | Правописание глаголов на -ться- и -чься-. | Закрепить знания о правописании глаголов на -ться- и -чься-. | 1 ч. | Таблица местоимений, индивидуальные карточки. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
8. | 1 лицо глагола (ед.ч.). | Расширить словарный запас. | 1 ч. | Таблица местоимений, таблица вопросов, индивидуальные карточки. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
9. | 1 лицо глагола (мн.ч.). | Закрепить знания о лицах глаголов. | 1 ч. | Таблица местоимений, таблица вопросов, индивидуальные карточки. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
10. | 2 лицо глагола (ед.ч. и мн.ч.). | Закрепить знания о лицах глаголов. | 1 ч. | Таблица местоимений, таблица вопросов, индивидуальные карточки. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
11. | 2 лицо глагола (мн.ч.). | Расширить словарный запас. | 1 ч. | Таблица местоимений, таблица вопросов, индивидуальные карточки. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
12. | 3 лицо глагола (ед.ч. и мн.ч.). | Расширить лексический запас. | 1 ч. | Таблица местоимений, таблица вопросов, индивидуальные карточки. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
13. | "Что ты знаешь о глаголе?" | Закрепить знания о глаголе. | 1 ч. | Индивидуальные карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол». – М:, «Просвещение», 2002 г. | ||||
Текст. | 2 ч. | |||||||
14. | Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Типы текстов (Текст-повествование, Текст-описание, Текст-рассуждение). | 1 ч. | Индивидуальные карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык». – М:, «Просвещение», 2002 г. | |||||
15. | Работа с деформированным текстом. | 1 ч. | Индивидуальные карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык». – М:, «Просвещение», 2002 г. | |||||
Обследование. | 2 ч. | |||||||
16. | Творческая работа "Весна". | 1 ч. | №3 | |||||
17. | Диагностика, мониторинг и анализ результатов. | 1 ч. | №3 |
Предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса). ОУУ.
Предметные:
Правильно произносить звуки и характеризовать их по способу артикуляции. Знать способы проверки написания согласных и безударных гласных в корне слова. Производить звуко-буквенный анализ слов. Пользоваться словарем. Активизировать усвоенную лексику через речевую практику. Подбирать синонимы, антонимы, многозначные слова, учитывать их лексическую сочетаемость.
Образовывать новые слова разными способами. Дифференцировать приставки и предлоги. Правильно изменять существительные, прилагательные, глаголы. Употреблять личные местоимения в нужной форме. Грамматически и интонационно правильно оформлять предложения в письменной и устной речи. Конструировать предложения разных видов. Работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль. Владеть различными видами пересказа. Писать изложение текста. Писать творческие сочинения на заданную тему.
Общеучебные умения:
Произвольно управлять поведением и деятельностью. Систематизировать информацию и воспроизводить ее. Проявлять познавательные интересы, использовать базовые коммуникативные умения и приемы общения. Составлять план деятельности и придерживаться его в ходе выполнения работы. Действовать в новых условиях. Пользоваться справочной литературой, компьютером.
Владеть дифференцированными приемами самоконтроля и оценки деятельности. Вести учебный диалог с учителем, владеть вербальными средствами общения.
Активно пользоваться различными способами словообразования.
Правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций( т.е. устанавливать связь в предложении).
Ориентироваться в составе слова, т. е. определять при помощи каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются их значения.
Определять основную мысль, тему рассказа.
Определять последовательность и связность предложений в тексте.
Устанавливать смысловую зависимость между словами в предложении, между предложениями в тексте.
Составлять план связного высказывания.
Учебно-методические средства обучения. Материально – техническое обеспечение. Ресурсное обеспечение рабочей программы.
- Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004 г.
- Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
- Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.
- Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.
- Каше,Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 Г.
- Ефименко, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.
- Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.
- Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
- Костенко, Ф. Д. «Сборник диктантов». – М:, «Просвещение», 1972 г.
- Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
- Седых, Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М:, 2005 г.
- Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.
- Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.
- Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.
- Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.
- Филлипова, «Говори правильно». – М:, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.
- Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.
- Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.
- Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.
- Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
- Новоторцева, Н.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи Ч – Щ». - Ярославль:, «Академия развития»,1999 г.
- Новоторцева, Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук С – С». - Ярославль:, «Академия развития», 1999 г.
- Новоторцева, Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук Л - Л». - Ярославль:, «Академия развития», 1999 г.
- Елецкая,О.В., Горбачевская,Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М:, «Творческий центр»,2005 г.
- Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
- Киселёва, В.А. «Двигаемся, играем, рисуем». – М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
- Громова, О.Е. «Исправление произношение: Ч – Щ». – М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
- Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
- Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.
- Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
- Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
- Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.
- Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
- Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол.» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
Литература, используемая учителем – логопедом в работе над программой.
- Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.
- Филичева, Т.Г., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.
- Лалаева, Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос»,
1998 г.
- Лалаева, Р. И. « Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», - М.: « Просвещение», 1978 г.
- Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос», 1999 г.
Диагностический и коррекционно – развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя – логопеда. Учебно – дидактический материал, специальные методические пособия, учебно – игровые и дидактические материалы, мультимедийные, аудио- и видео - материалы коллективного и индивидуального пользования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа логопедических занятий по устранению дизорфографии в 5-6 классах школы 7 вида.
методика работы по коррекции дизорфографии...
Рабочая программа логопедических занятий с группой учащихся 2 класса
Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и...
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе...
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 5Л классе
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 5Л классе...
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 7Л классе
Рабочая программа...
Методические разработки к адаптированной рабочей программе логопедических занятий в 4 классе
Методические разработки...
Методические разработки к адаптированной рабочей программе логопедических занятий в 5 классе
Методические разработки...
- Мне нравится (1)