Методические разработки к адаптированной рабочей программе логопедических занятий в 4 классе
методическая разработка на тему
Методические разработки
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №281
129 344, г. Москва, ул.Радужная, д.7
Тел./факс: +7(495) 471-28-55
ОКПО 301770061,
ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/771601001
Методические разработки к адаптированной рабочей программе логопедических занятий с группой учащихся
с нарушениями чтения и письма,
обусловленными системным нарушением
речи при умеренной умственной отсталости
4 класс
2014-2015 уч.г.
Автор-составитель –
учитель А.В.Воронова
Москва
2014
Пояснительная записка.
Общая характеристика программы
Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по новому оценить логопедическую работу в С(к)ОУ 8 вида.
Логопедическая работа в школе 8 вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер, системного недоразвития речи средней степени для которого характерно:
-нарушение звукопроизношения;
-недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
-аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;-
-нарушения сложных форм словообразования;
-недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
-выраженная дислексия;
-дисграфия.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Особенности проявлений речевого недоразвития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающиеся с нарушениями речи испытывают стойкие трудности при усвоении программы общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевых функций и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью:
1.Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
2.Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков).
3.Недостаточная сформированность (в более тяжелых случаях несформированность) фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
I.
а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
II. Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы.
1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому сходству).
2.Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;
в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
г) недостаточное развитие связной речи.
III. Психологические особенности.
1.Неустойчивое внимание.
2.Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3.Недостаточное развитие способности к переключению.
4.Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
5.Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
6.Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
7.Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Организация работы по программе
Коррекция нарушений речи учащихся школы VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель-логопед комплектует подгруппы по признаку однородности
речевого нарушения у учащихся, по возможности. Основной формой являются подгрупповые занятия. На занятия с подгруппой обучающихся отводится, как правило, 40 минут.
Количество часов указанных в программе примерное и может варироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. В 4 классе лексический материал обогащается трудовой лексикой используемой на уроках трудового обучения.
В структуру занятия может входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; Формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Коррекционная работа проводится в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий с использованием технологии личностно ориентированного развивающего обучения.
Содержание учебного материала рабочей программы способствует решению следующих основных задач:
- ликвидировать проявления речевой патологии;
- содействовать усвоению программы по родному языку;
- сформировать коммуникативные и лингвистические компетенции обучающихся;
- сформировать когнитивные и общеучебные навыки.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебно – методическое обеспечение коррекционно-логопедического процесса.
1. Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.
2. Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г.
3. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
4. Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.
5. Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.
6. Каше,Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 Г.
7. Городилова, В.И. и Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961г.
8. Ефименко, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.
9. Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.
10. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
11. Костенко, Ф. Д. «Сборник диктантов». – М:, «Просвещение», 1972 г.
12. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
13. Седых, Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М:, 2005 г.
14. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.
15. Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.
16. Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.
17. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.
18. Филлипова, «Говори правильно». – М:, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.
19. Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.
20. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.
21. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.
22. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М:, «Просвещение
23. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.
24. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.
25. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1988.
26. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.-М.: Просвещение, 1991.
27. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. – М.: Просвещение, 1987.
28. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1972.
Дополнительное учебно-дидактическое сопровождение предмета.
- Азова О.И. Чтение с увлечением. Комплект пособий.
№ 1 Учим буквы, читаем слоги и первые слова. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.
№ 2 Читаем слова с прямыми и обратными слогами. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.
№ 3 Читаем трудные слова. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.
№ 4 Читаем словосочетания, предложения и тексты. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.
Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1991.
Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформирован-ностью фонематического восприятия. Выпуск 1. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформирован-ностью фонематического слуха. Выпуск 2. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформирован-ностью пространственного восприятия. Выпуск 3. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформирован-ностью слухового восприятия. Выпуск 4. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформирован-ностью лексико-грамматической стороны речи. Выпуск 5. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.
Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2006.
Козырева Л.М. Тайны твёрдых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2003.
Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2006.
Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2001.
Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2006.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений;
Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц;
Домашняя тетрадь для закрепления произношения мягких свистящих звуков С’, З’;
Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж;
Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ;
Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Л;
Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Л’;
Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р;
Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р’.
Конфетка. Приложения к научно-методическому журналу «Логопед». – М.: ТЦ СФЕРА.
Косинова Е.М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребёнка его возрасту. – М.: ОЛИСС; Эксмо, 2007.
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб.: Издательский дом «Литера», 2008.
Кузьмина Е.В. Бланковые методики в работе логопеда. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.
Кыласова Л.Е. Коррекция звукопроизношения у детей. Дидактические материалы. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.
Мазанова Е.В. Логопедия. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Тетрадь № 1. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004;
Тетрадь № 2. Преодоление нарушения письма. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2006;
Тетрадь № 3. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2006;
Тетрадь № 1. Аграмматическая форма дисграфии. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004.
Ракитина В.А., Рыжанкова Е.Н. Логопедическая азбука. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.
Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994.
Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль: Академия Холдинг, 2004.
Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. Пособие для учителя начальной школы. – М.: Просвещение, 1992.
Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. Книга для учащихся. В двух частях. – М.: Просвещение, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе...
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 5Л классе
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 5Л классе...
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 7Л классе
Рабочая программа...
Методические разработки к адаптированной рабочей программе логопедических занятий в 5 классе
Методические разработки...
Методические разработки к адаптированной рабочей программе логопедических занятий в 7 классе
Методические разработки...
Методическая разработка: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Данная программа написана для учащегося эстетического отделения Точенова Вячеслава (диагноз ДЦП), поступившего в НДШИ в 2006 году по рекомендации Российского реабилитационного центра «Детство» и...
Индивидуальная адаптированная рабочая программа логопедического сопровождения (3кл.)
Программа составлена для индивидуальных занятий с учащимся 3 класса, с РАС....