Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 7Л классе
рабочая программа (7 класс) на тему
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_logopedicheskih_zanyatiy_v_7l_klasse.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №281
129 344, г. Москва, ул.Радужная, д.7
Тел./факс: +7(495) 471-28-55
ОКПО 301770061,
ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/771601001
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
ГРУППА УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА,
ОБУСЛОВЛЕННЫМИ СИСТЕМНЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ ПРИ УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
7 «Л» КЛАСС
2014-2015 УЧ.Г.
Автор-составитель программы –
учитель А.В.Воронова
Москва
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Логопедическая работа в школе для детей с интеллектуальным нарушением является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. У одних детей недоразвитие речи может быть обусловлено уровнем интеллектуального недоразвития, у других кроме недоразвития речи могут наблюдаться различные речевые расстройства. РМ. Лалаева (1998) отмечает, что преобладающим в структуре речевых нарушений умственно отсталых детей является семантический дефект, и расстройства речи проявляются на фоне нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют сложную структуру и стойкий характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмов при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи. Поэтому планирование занятий с такими детьми составлено с учетом принципа от «простого к сложному»; поэтапного формирования умственного действия; опора на сохранные психические функции. Занятия носят комплексный характер, осуществляется работа над развитием психических процессов, графомоторных навыков, артикуляционной и общей моторики, просодических компонентов. Кроме того, учитывая, что дисграфия у детей с интеллектуальным недоразвитием чаще всего сложная, планирование составлено таким образом, чтобы коррекционно-логопедическая работа осуществлялась над речевой системой в целом. Содержание логопедических занятий согласовано с программой по чтению, развитию речи, русскому языку и помимо коррекции речевого нарушения способствует подготовке детей к усвоению учебного материала. Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей.
Цель: разработка последовательной, поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.
Программа состоит из следующих разделов:
1) коррекция звукопроизношения;
2) коррекция фонематических процессов;
3) коррекционная работа на лексическом уровне;
4) коррекционная работа на синтаксическом уровне;
5) развитие связной речи.
Рабочая программа коррекционного обучения учащихся 4 класса разработана с учетом диагностических данных учащихся группы и на основе адаптированных основных программ для детей с умственной отсталостью.
В основу адаптации положены рекомендации, данные в программах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя как субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка ( произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
У учащихся с системным недоразвитием речи при умственной отсталости мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения, недостаток формирования связной речи ( в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий. Овладение письмом и чтением учащихся с системным недоразвитием речи характеризуется, прежде всего, значительным качественным своеобразием на всех этапах формирования этих навыков.
Программа составлена с учётом индивидуальных особенностей учащихся и речевого нарушения, а именно несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия: пропуски букв и слогов, перестановки букв и слогов, недописывание букв и слогов, слитное написание слов и произвольное деление, неумение определять границы слов в предложении, слитное написание предложений, замена одной буквы на другую, нарушение смягчения согласных.
В связи с этим, коррекция системного недоразвития речи является необходимой в структуре логопедической работы с данной категорией детей. Нарушение речи препятствуют полноценному общению с людьми, приводит к речевой неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений письменной речи – залог успешного обучения учащихся по всем учебным предметам.
Методологические и теоретические основы программы
Как и любая программа, “Программа логопедических занятий для учащихся школы VIII вида” имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- гуманизма- вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
- системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода- опоры коррекционно- развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально- дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
- системного подхода- взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Теоретические положения программы:
- Принцип развития, предполагающий анализ процесса возникновения дефекта (по Л.С. Выготскому)
- Комплексный и системный подход. Направленность логопедической работы на всю речевую систему в целом, а также на развитие психических функций.
- Принцип учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности речевого дефекта.
- Принцип учета поэтапности формирования речевых умений (по П.Я.Гальперину, А.Н.Леонтьеву).
- Взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;
- Принцип деятельностного подхода (с учетом структуры деятельности по А.Н. Леонтьеву: мотивационно-целевой – операциональный – этап контроля).
- Современные научные положения о тесной связи в развитии перцептивных и моторных функций (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец и др.); теория взаимодействия речевой и ручной моторики (М.М. Кольцова, Н.И. Кузьмина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Л.В. Фомина и др.).
- Принцип дифференцированного подхода.
- Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе).
- Кроме того, в коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи учитываются и общие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и др.
ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
Коррекция дефектов звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Совершенствование звуковых обобщений на основе анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
- Уточнение слов и обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к разным частям речи, уточнение и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
- Совершенствование умения строить предложение адекватно замыслу. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
- Развитие навыков построения связного высказывания: установление логической последовательности, связности. Отбор языковых средств для построения высказывания.
- Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
С учётом характера нарушения речи логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи, важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий. Это необходимо для того, чтобы от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане.
Особенностью логопедической работы является максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности.
Большое значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности: психические особенности ребёнка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи симптоматику речевых расстройств, их механизм. Характерной для логопедической работы в коррекционной школе является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме.
Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с нарушением интеллекта, проводится частая смена видов деятельности, переключение ребёнка с одной формы работы на другую.
Особенностью работы является тщательная дозировка заданий речевого материала. Специфика познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта обусловливает необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть разложена на простейшие задачи.
Одно и то же задание выполняется сначала на простом речевом материале, а затем - на более сложном.
Для эффективного усвоения правильных речевых навыков необходим определённый, не очень быстрый темп работы.
В связи с тем, что нарушение речи у таких детей носит стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормальными детьми.
Планированию коррекционной логопедической работы предшествует комплексное обследование с целью установления степени общего недоразвития речи и индивидуальных проявлений дефекта.
В процессе развития связной речи большое внимание уделяется формированию внутреннего программирования связных высказываний с постепенным их углублением и расширением. Необходимо проводить работу и над грамматическим оформлением связной речи. Развитие речи тесно связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при отработке операций внутреннего программирования.
Организация работы по программе
Коррекция нарушений речи учащихся школы VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель-логопед комплектует подгруппы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности. Основной формой являются подгрупповые занятия. На занятия с подгруппой обучающихся отводится, как правило, 40 минут.
Количество часов указанных в программе примерное и может варироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. В 4 классе лексический материал обогащается трудовой лексикой используемой на уроках трудового обучения.
В структуру занятия может входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; Формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Направления данной программы
- Восполнение пробелов в формировании звуковой стороны речи;
- Восполнение пробелов в формировании лексико-грамматических средств языка.
Характеристика логопедической группы учащихся 4 «Л» класса.
Учащиеся данной группы испытывают трудности при усвоении учебной программы.
Отмечаются:
- Нарушение фонетико-фонематических компонентов речевой системы:
- Недостаточность сформированности фонематических процессов: фонематического слуха, фонематического восприятия, представления, вследствие чего затруднен звукобуквенный анализ и синтез.
- Нарушение структуры слова:
* перестановки звуков и слогов;
* сокращение согласных при стечении;
* замены слогов.
- Обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны языка:
* в предметном словаре отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных, растений, профессий людей;
* смешивают родовые и видовые понятия;
* используют типовые и сходные названия (прямоугольный - квадрат).
- Лексические ошибки проявляются:
* в замене слов, близких по значению;
* в неточном употреблении и смешивании признаков.
- Трудности при образовании слов:
* с помощью увеличительных суффиксов;
* при употреблении уменьшительно–ласкательных суффиксов;
* в образовании сложных слов;
* при дифференциации приставочных глаголов (выдвинуть - подвинуть).
- В грамматическом оформлении речи отмечаются ошибки:
* в употреблении существительных родительного и винительного падежа множественного числа;
* согласования прилагательных с существительными;
* в согласовании числительных с существительными.
- Нарушения связной речи:
* нарушение логической последовательности;
* застревание на второстепенных деталях;
* пропуски главных событий.
3. Психолофизиологические особенности:
* отсутствуют навыки организации учебной деятельности, учебной мотивации, низкий уровень самоконтроля;
* не сформированы процессы внимания, восприятия (переключаемость, устойчивость, концентрация, распределение);
* не достаточно сформирован навык пространственно – временных представлений, мыслительных операций.
Содержание рабочей программы
Форма и режим занятий
Групповые занятия – 3 раза в неделю.
Продолжительность:
групповые – 40 минут.
7 класс (2 часа в неделю)
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ
ВОСПОЛНЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ
1.Обследование учащихся.
2.Повторение изученного во 2-6 классах:
- развитие языкового анализа и синтеза;
- устранение оптической дислексии и дисграфии;
- устранение семантической дислексии;
- образование слов при помощи приставок и суффиксов;
- корень слова, родственные слова.
3.Овладение навыком подбора многозначных слов, антонимов,синонимов и способов их употребления.
4. Понятие о предлогах и способах их использования,
дифференциация предлогов и приставок.
Предлоги:
В, НА, ПОД, ИЗ-
ПОД,, С, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВОЗЛЕ, ОКОЛО, К, ОТ, ПО.
5. Практическое усвоение словосочетаний. Словосочетание и
предложение. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.
6. Словосочетания, образованные по способу управления
(винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж,
предложный падеж, творительный падеж). Закрепление падежных форм.
7. Совершенствование связной речи.
8. Подведение итога - написание диктанта.
- На каждом занятии по совершенствованию связной: речи -необходимо
выполнение учащимися следующих упражнений: расчленение сложных
предложений на простые;
- составление сложных предложений из простых;
- переконструирование простых предложений в сложные;
- конструирование сложных предложений по союзному слову, по данному
придаточному, главному предложению и т.д.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
7 класс
Учащиеся должны уметь:
- согласовывать слова в словосочетании и предложении;
- пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи, различать предлоги и приставки; - определять тему рассказа, основную мысль текста;
- составлять план связного высказывания; - конструировать повествовательное сообщение
-Активно пользоваться различными способами словообразования;
-Правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций( т.е. устанавливать связь в предложении);
-Ориентироваться в составе слова, т. е. определять при помощи каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются их значения;
-Определять основную мысль, тему рассказа;
-Определять последовательность и связность предложений в тексте;
-Устанавливать смысловую зависимость между словами в предложении, между предложениями в тексте;
-оставлять план связного высказывания.
Календарно-тематическое планирование групповых логопедических занятий в 7 классе
I полугодие
№ п/п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II полугодие
№ п/п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе...
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 5Л классе
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 5Л классе...
Методические разработки к адаптированной рабочей программе логопедических занятий в 4 классе
Методические разработки...
Методические разработки к адаптированной рабочей программе логопедических занятий в 5 классе
Методические разработки...
Методические разработки к адаптированной рабочей программе логопедических занятий в 7 классе
Методические разработки...
Рабочая программа логопедических занятий для вторых классов
Рабочая программа адресована обучающимся вторых классов с нарушением письма и чтения, обусловленным ФФН на 1 учебный год.Программа составлена на основе «Инструктивно-методического письма о работе учит...
Индивидуальная адаптированная рабочая программа логопедического сопровождения (3кл.)
Программа составлена для индивидуальных занятий с учащимся 3 класса, с РАС....