Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 7Л классе
рабочая программа (7 класс) на тему

Воронова Анна Валентиновна

Рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №281

129 344, г. Москва, ул.Радужная, д.7

Тел./факс: +7(495) 471-28-55

sch-281@yandex.ru

ОКПО  301770061,

ОГРН 1117746676860, ИНН/КПП  7716696769/771601001

C:\Users\user\Dropbox\Отчеты для классного руководителя\Печать\Печать2.JPG

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

ГРУППА УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА,

ОБУСЛОВЛЕННЫМИ СИСТЕМНЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ ПРИ УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

7 «Л» КЛАСС

2014-2015 УЧ.Г.

Автор-составитель программы –

                                                                      учитель А.В.Воронова

                                                                           Москва

                                                                             2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Логопедическая работа в школе для детей с интеллектуальным нарушением является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. У одних детей недоразвитие речи может быть обусловлено уровнем интеллектуального недоразвития, у других кроме недоразвития речи могут наблюдаться различные речевые расстройства. РМ. Лалаева (1998) отмечает, что преобладающим в структуре речевых нарушений умственно отсталых детей является семантический дефект, и расстройства речи проявляются на фоне нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют сложную структуру и стойкий характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмов при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи. Поэтому планирование занятий с такими детьми составлено с учетом принципа от «простого к сложному»; поэтапного формирования умственного действия; опора на сохранные психические функции. Занятия носят комплексный характер, осуществляется работа над развитием психических процессов, графомоторных навыков, артикуляционной и общей моторики, просодических компонентов. Кроме того, учитывая, что дисграфия у детей с интеллектуальным недоразвитием чаще всего сложная, планирование составлено таким образом, чтобы коррекционно-логопедическая работа осуществлялась над речевой системой в целом. Содержание логопедических занятий согласовано с программой по чтению, развитию речи, русскому языку и помимо коррекции речевого нарушения способствует подготовке детей к усвоению учебного материала. Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей. 

Цель: разработка последовательной, поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.

Программа состоит из следующих разделов:

 1) коррекция звукопроизношения;

2) коррекция фонематических процессов;

3) коррекционная работа на лексическом уровне;

 4) коррекционная работа на синтаксическом уровне;

 5) развитие связной речи.

Рабочая программа коррекционного обучения учащихся 4 класса разработана с учетом диагностических данных учащихся группы и на основе адаптированных основных  программ для детей  с умственной отсталостью.

В основу адаптации  положены рекомендации, данные в программах  специальных (коррекционных)  образовательных  учреждений VIII вида  под редакцией  И.М. Бгажноковой.

 Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя как субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств  языка ( произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. 

У учащихся с системным недоразвитием речи при умственной отсталости мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического  анализа, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения, недостаток формирования связной речи ( в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий. Овладение письмом и чтением учащихся с системным недоразвитием речи характеризуется, прежде всего, значительным качественным своеобразием на всех этапах формирования этих навыков.

   Программа составлена с учётом индивидуальных особенностей учащихся и речевого нарушения, а именно несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия: пропуски букв и слогов, перестановки букв и слогов, недописывание букв и слогов, слитное написание слов и произвольное деление, неумение определять границы слов в предложении, слитное написание предложений, замена одной буквы на другую, нарушение смягчения согласных.

В связи с этим,  коррекция системного недоразвития речи является необходимой в структуре логопедической работы с данной категорией детей. Нарушение речи препятствуют полноценному общению с людьми, приводит к речевой неуверенности в себе.  Поэтому своевременное преодоление нарушений письменной речи – залог успешного обучения учащихся по всем учебным предметам.

Методологические и теоретические основы программы

 Как и любая программа, “Программа логопедических занятий для учащихся школы VIII вида” имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

гуманизма- вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;

системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

деятельностного подхода- опоры коррекционно- развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

индивидуально- дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

системного подхода- взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Теоретические положения программы:

  • Принцип развития, предполагающий анализ процесса возникновения дефекта (по Л.С. Выготскому)
  • Комплексный и системный подход. Направленность логопедической работы на всю речевую систему в целом, а также на развитие психических функций.
  • Принцип учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности речевого дефекта.
  • Принцип учета поэтапности формирования речевых умений (по П.Я.Гальперину, А.Н.Леонтьеву).
  • Взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;
  • Принцип деятельностного подхода (с учетом структуры деятельности по А.Н. Леонтьеву: мотивационно-целевой – операциональный – этап контроля).
  • Современные научные положения о тесной связи в развитии перцептивных и моторных функций (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец и др.); теория взаимодействия речевой и ручной моторики (М.М. Кольцова, Н.И. Кузьмина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Л.В. Фомина и др.).
  • Принцип дифференцированного подхода.
  • Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе).
  • Кроме того, в коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи учитываются и общие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и др.

ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

Коррекция дефектов звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Совершенствование звуковых обобщений на основе анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

- Уточнение слов и обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к разным частям речи, уточнение и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

- Совершенствование умения строить предложение адекватно замыслу. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

 - Развитие навыков построения связного высказывания: установление логической последовательности, связности. Отбор языковых средств для построения высказывания.

- Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

   С учётом характера нарушения речи логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи, важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий. Это необходимо для того, чтобы от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане.

   Особенностью логопедической работы является максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности.

   Большое значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности: психические особенности ребёнка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи симптоматику речевых расстройств, их механизм. Характерной для логопедической работы в коррекционной школе является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме.

   Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с нарушением интеллекта, проводится частая смена видов деятельности, переключение ребёнка с одной формы работы на другую.

   Особенностью работы является тщательная дозировка заданий речевого материала. Специфика познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта обусловливает необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть разложена на простейшие задачи.

   Одно и то же задание выполняется сначала на простом речевом материале, а затем - на более сложном.

Для эффективного усвоения правильных речевых навыков необходим определённый, не очень быстрый темп работы.

В связи с тем, что нарушение речи у таких детей носит стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормальными детьми.

   Планированию коррекционной логопедической работы предшествует комплексное обследование с целью установления степени общего недоразвития речи и индивидуальных проявлений дефекта.

   В процессе развития связной речи большое внимание уделяется формированию внутреннего программирования связных высказываний с постепенным их углублением и расширением. Необходимо проводить работу и над грамматическим оформлением связной речи. Развитие речи тесно связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при отработке операций внутреннего программирования.

Организация работы по программе

 Коррекция нарушений речи учащихся школы VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.

 Учитель-логопед комплектует подгруппы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности.  Основной формой являются подгрупповые занятия. На занятия с подгруппой обучающихся отводится, как правило, 40 минут.

Количество часов указанных в программе примерное и может варироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

 Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

   Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. В 4  классе лексический материал обогащается трудовой лексикой используемой на уроках трудового обучения.

В структуру занятия может входить:

 - упражнения для развития артикуляционной моторики;

 - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

 - дыхательная гимнастика;

Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; Формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением, текстом;

- обогащение и активизация словарного запаса.

Направления данной программы

- Восполнение пробелов в формировании звуковой стороны речи;

- Восполнение пробелов в формировании лексико-грамматических средств языка.

Характеристика логопедической группы учащихся 4 «Л» класса.

 Учащиеся данной группы испытывают трудности при усвоении учебной программы.

Отмечаются:

  1. Нарушение фонетико-фонематических компонентов речевой системы:

- Недостаточность сформированности фонематических процессов: фонематического слуха, фонематического восприятия, представления, вследствие чего затруднен звукобуквенный анализ и синтез.

  1. Нарушение структуры слова:

* перестановки звуков и слогов;

* сокращение согласных при стечении;

* замены слогов.

- Обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны языка:

* в предметном словаре отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных, растений, профессий людей;

* смешивают родовые и видовые понятия;

* используют типовые и сходные названия (прямоугольный - квадрат).

- Лексические ошибки проявляются:

* в замене слов, близких по значению;

* в неточном употреблении и смешивании признаков.

- Трудности при образовании слов:

* с помощью увеличительных суффиксов;

* при употреблении уменьшительно–ласкательных суффиксов;

* в образовании сложных слов;

* при дифференциации приставочных глаголов (выдвинуть - подвинуть).

- В грамматическом оформлении речи отмечаются ошибки:

* в употреблении существительных родительного и винительного падежа множественного числа;

* согласования прилагательных с существительными;

* в согласовании числительных с существительными.

- Нарушения связной речи:

* нарушение логической последовательности;

* застревание на второстепенных деталях;

* пропуски главных событий.

   3. Психолофизиологические особенности:

* отсутствуют навыки организации учебной деятельности, учебной мотивации, низкий уровень самоконтроля;

* не сформированы процессы внимания, восприятия (переключаемость, устойчивость, концентрация, распределение);

* не достаточно сформирован навык пространственно – временных представлений, мыслительных операций.

Содержание рабочей программы

Форма и режим занятий

Групповые  занятия – 3 раза в неделю.

Продолжительность:

групповые – 40 минут.

7 класс (2 часа в неделю)

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ

ВОСПОЛНЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ

1.Обследование учащихся.

2.Повторение изученного во 2-6 классах:

- развитие языкового анализа и синтеза;

- устранение оптической дислексии и дисграфии;

- устранение семантической дислексии;

- образование слов при помощи приставок и суффиксов;

- корень слова, родственные слова.

3.Овладение навыком подбора многозначных слов, антонимов,синонимов и способов их употребления.

4. Понятие о предлогах и способах их использования,

дифференциация предлогов и приставок.

Предлоги:

В, НА, ПОД, ИЗ-

ПОД,, С, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВОЗЛЕ, ОКОЛО, К, ОТ, ПО.

5. Практическое усвоение словосочетаний. Словосочетание и

предложение. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.

6. Словосочетания, образованные по способу управления

(винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж,

предложный падеж, творительный падеж). Закрепление падежных форм.

7. Совершенствование связной речи.

8. Подведение итога - написание диктанта.

- На каждом занятии по совершенствованию связной: речи -необходимо

выполнение учащимися следующих упражнений: расчленение сложных

предложений на простые;

- составление сложных предложений из простых;

- переконструирование простых предложений в сложные;

- конструирование сложных предложений по союзному слову, по данному

придаточному, главному предложению и т.д.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

7 класс

Учащиеся должны уметь:

 - согласовывать слова в словосочетании и предложении;

- пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи, различать предлоги и приставки; - определять тему рассказа, основную мысль текста;

- составлять план связного высказывания; - конструировать повествовательное сообщение

-Активно пользоваться различными способами словообразования;

-Правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций( т.е. устанавливать связь в предложении);

-Ориентироваться в составе слова, т. е. определять при помощи каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова  и как изменяются их значения;

-Определять основную мысль, тему рассказа;

-Определять последовательность и связность предложений в тексте;

-Устанавливать смысловую зависимость между словами в предложении, между предложениями в тексте;

-оставлять план связного высказывания.

Календарно-тематическое планирование групповых логопедических занятий в 7 классе 

 I полугодие

№ п/п


Тема


Содержание работы


Сроки проведения


1


Предложение.


Интонационная и смысловая законченность предложения.


21.09


2


Предложение.


Связь слов в предложении. Порядок слов.


22.09


3


Предложение.


Распространение предложений второстепенными членами.


28.09


4


Предложение.


Распространение предложений однородными членами.


29.09



Предложение.


Дифференциация простых и сложных предложений.


05.10



Предложение.


Проверочная работа по теме «Предложение».


06.10


7


Предложение.


Развитие речи. Деление текста на предложения.


12.10


8


Состав слова.


Однородные слова и слова с омоничными коонями


13.10


9


Состав слова.


Сложные слова. 


19.10


10


Состав слова.


Смысловые значения приставок. Выбор нужной приставки.


20.10


11


Состав слова.


Дифференциация приставок и предлогов.


26.10


12


Состав слова.


Уменьшительно-ласкательные суффиксы.


27.10


13


Состав слова.


Суффиксы профессий.


09.11


14


Состав слова.


Суффиксы прилагательных.


10.11


15


Состав слова.


Проверочная работа по теме «Состав слова».


16.11


16


Состав слова.


Развитие речи. Рассказ по серии картинок и опорным словам.


17.11


17


Состав слова.


Гласный в корне слова: ударный и безударный.


23.11


18


Состав слова.


Способы проверки безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов.


24.11


19


Состав слова.


Сомнительный согласный в коре слова: звонкий – глухой (парный).


30.11


20


Состав слова.


Способы проверки сомнительных согласных в корне слова. Подбор проверочных слов. 


01.12


21


Состав слова.


Проверочная работа.


07.12


22


Состав слова.


Развитие речи. Изложение повествовательного текста.


08.12


23


Имя существительное.


Категория числа, рода, падежа имени существительного.


14.12


24


Имя существительное.


Управление. Существительные единственного числа.


15.12


25


Имя существительное.


Управление. Существительные множественного числа.


21.12


26


Имя существительное.


Проверочная работа.


22.12


27


Имя существительное.


Развитие речи. Составление предложений из данных слов.


28.12


28 


Имя прилагательное.


Согласование имен прилагательных с именами существительными.


29.12

II полугодие

№ п/п


Тема


Содержание работы


Сроки проведения


29


Имя прилагательное.


Коррекция правописания падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе.


18.01


30


Имя прилагательное.


Коррекция правописания падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе.


19.01


31


Развитие речи.


Рассказ – описание.


25.01


32


Местоимение.


Лексическое значение местоимений, их употребление в речи.


26.01


33


Местоимение.


Нахождение местоимений в тексте, синтаксическая функция местоимений.


01.02


34


Местоимение.


Местоимение как средство связи предложений в тексте.


02.02


35


Местоимение.


Дифференциация местоимений 1, 2, 3 лица.


08.02


36


Местоимение.


Употребление личных местоимений в нужной форме. (Особенности склонения).


09.02


37


Местоимение.


Коррекция правописания местоимений с предлогами.


15.02


38


Развитие речи.


Редактирование текста.


16.02


39


Глагол.


Лексическое значение и употребление в речи глаголов.


22.02


40


Глагол.


Синтаксическая роль глагола. Порядок слов в предложении.


01.03


41


Глагол.


Способы образования видовых пар глагола.


02.03


42


Глагол.


Образование глаголов прошедшего времени.


09.03


43


Глагол.


Употребление в речи глаголов настоящего времени.


15.03


44


Глагол.


Образование глаголов будущего времени.


16.03


45


Глагол.


Употребление в речи возвратных глаголов.


22.03


46


Глагол.


Согласование глагола с именем существительным.


05.04


47


Развитие речи.


Выбор подходящего по смыслу глагола. Редактирование текста.


06.04


48


Предложение.


Словесный состав предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Распространение предложений по вопросам.06.04.2012


19.04


49


Предложение.


Выделение главных и второстепенных членов предложения.


13.04


50


Предложение.


Распространение предложений однородными членами. Интонация при однородных членах предложения.


19.04


51


Предложение.


Распространение предложений однородными членами. Употребление союза «и» как средства связи однородных членов.


20.04


52


Предложение.


Употребление союзов а, но как средства связи однородных членов предложения.


26.04


53


Предложение.


Дифференциация простых и сложных предложений.


27.04


54


Предложение.


Употребление союзов и, а, но как средства связи частей в сложном предложении.


03.05


55


Предложение.


Конструирование сложных предложений.


04.05




Логопедическое обследование.


16 - 30.05.2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе

Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе...

Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 5Л классе

Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 5Л классе...

Рабочая программа логопедических занятий для вторых классов

Рабочая программа адресована обучающимся вторых классов с нарушением письма и чтения, обусловленным ФФН на 1 учебный год.Программа составлена на основе «Инструктивно-методического письма о работе учит...

Индивидуальная адаптированная рабочая программа логопедического сопровождения (3кл.)

Программа составлена для индивидуальных занятий с учащимся 3 класса, с РАС....