ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 6 КЛАСС
рабочая программа (6 класс)
Цель программы: коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей. Основные задачи программы: 1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся. 2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи. 3. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся. 4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики. Програма имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие реализацию программы и организацию работы по ней: - принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный подход; - принцип системности – рассмотрение ребёнка как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития; - принцип реалистичности – учёт реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы; - принцип деятельностного подхода – опора коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту; - принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы; - принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи. Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. Воронковой 2009 года и в соответствии с Положением о рабочей программе учителя КГКСКУУ Спасская КШИ г.о. Сасска-Дальнего. Также теоретической основой для создания данной программы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_logopedii.docx | 50.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Приморского края
краевое государственное специальное (коррекционное) образовательное бюджетное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Спасская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Рассмотрено на МО
Протокол №___ от «___» ___20__ года
Согласовано:
Заместитель директора по УЧ
__________ Т. И. Захарова
Утверждаю:
Директор КГКСКОУ Спасская КШИ __________ М. В. Бредюк
ПРОГРАММА
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
6 КЛАСС
Борисова А. А.
г.о. Спасск-Дальний,
Пояснительная записка
Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.
Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства детей, поступающих в данное учреждение, носят характер системного недоразвития, для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушение сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- нарушение чтения;
- нарушение письма.
Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Цель программы: коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.
Основные задачи программы:
- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.
- Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
- Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.
- Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Програма имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие реализацию программы и организацию работы по ней:
- принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный подход;
- принцип системности – рассмотрение ребёнка как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- принцип реалистичности – учёт реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- принцип деятельностного подхода – опора коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. Воронковой 2009 года и в соответствии с Положением о рабочей программе учителя КГКСКУУ Спасская КШИ г.о. Сасска-Дальнего. Также теоретической основой для создания данной программы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.
Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 6 классе отводится 2 часа в неделю.
Из расчёта на один класс:
Количество часов по программе: 78 ч.
Количество часов в неделю по учебному плану: 2ч.
Количество часов за год: 78 ч.
Диагностическое обследование: 8 ч.
Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий составляет до 6 обучающихся.
На групповые логопедические занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. На занятие с группой обучающихся отводится, как правило, 30-40 минут.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Поскольку при умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
Данная программа предназначена для коррекции чтения и письма по типу ретардации. Она рассчитана на детей, у которых наблюдается системное недоразвитие речи средней и лёгкой степени при умственной отсталости, имеющих смешанную дизграфию и дислексию.
Содержание логопедической работы по коррекции дисграфии (нарушение письма, обусловленное наличием специфических ошибок) в 6 классе находится в соответствии с программой по правописанию и развитию речи. При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Учебников и учебных пособий не предусматривается, на занятиях используется раздаточный материал, ЦОРы.
Так как речевые расстройства у учащихся коррекционных школ 8 вида проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом, носят системный характер, имеют сложную структуру, с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов, задачи логопедической работы осуществляются одни и те же на протяжении всего курса обучения, но решаются на более сложном уровне.
В связи с этим, коррекция системного недоразвития речи является необходимой в структуре логопедической работы с данной категорией детей. Нарушение речи препятствуют полноценному общению с людьми, приводит к речевой неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений письменной речи – залог успешного обучения учащихся по всем учебным предметам.
Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учёт особенностей высшей нервной деятельности: психические особенности ребёнка, его работоспособность, особенности моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы и т.д.
Коррекцию нарушений речи необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики ребёнка.
В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у детей с психическим недоразвитием консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков, чему способствуют часто повторяемые упражнения, но с включением новизны по содержанию и форме. Очень важно закреплять правильные речевые навыки в различных ситуациях, соблюдать охранительный режим. Темп работы должен быть не быстрым.
В связи с тем, что нарушения у детей с психическим недоразвитием носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.
Программа реализуется по следующим направлениям:
- коррекция звукопроизношения;
- коррекция фонематических процессов;
- коррекционная работа на лексическом уровне;
- коррекционная работа на синтаксическом уровне;
- совершенствование связной речи.
В 6 классе особый акцент делается на лексический уровень. Работа направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как «Ударение», «Безударные гласные», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов».
На преодоление аграмматической дислексии и дисграфии направлена работа над синтаксической стороной речи, проводимая в 6 классе, и, включающая в себя следующие разделы: «Согласование слов в числе», «Согласование в роде», «Словосочетания, образованные по способу управления». Раздел «Совершенствование связной речи» предполагает работу над текстом/контекстной речью.
Коррекционная работа в 6 классе (2 часа в неделю) базируется на следующих основных пунктах:
- Коррекция нарушения письма и чтения;
- Коррекционная работа на лексическом уровне;
- Восполнение лексических средств языка;
- Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
Коррекционная работа в 6 классе (2 часа в неделю) осуществляется в следующих сигментах логопедической работы:
- Обследование учащихся.
- Повторение изученного во 2-5 классах:
- развитие языкового анализа и синтеза;
- устранение оптической дислексии и дисграфии;
- устранение семантической дислексии;
- образование слов при помощи приставок и суффиксов;
- корень слова, родственные слова.
- Овладение навыком подбора многозначных слов, антонимов, синонимов и способов их употребления.
- Понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок. Предлоги: В, НА, ПОД, ИЗ-ПОД,, С, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВОЗЛЕ, ОКОЛО, К, ОТ, ПО.
- Практическое усвоение словосочетаний. Словосочетание и предложение. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.
- Словосочетания, образованные по способу управления (винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, предложный падеж, творительный падеж). Закрепление падежных форм.
- Совершенствование связной речи.
- Подведение итога - написание диктанта.
На каждом занятии по совершенствованию связной речи необходимо выполнение учащимися следующих упражнений: расчленение сложных предложений на простые;
- составление сложных предложений из простых;
- переконструирование простых предложений в сложные;
- конструирование сложных предложений по союзному слову, по данному придаточному, главному предложению.
В структуру занятия могут входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- логоритмические упражнения;
- дыхательная гимнастика;
- упражнения на развитие дыхания;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением;
- обогащение и активизация словарного запаса;
- развитие связной речи.
Характеристика детей с нарушениями речи
Класс | нарушение письменной речи, обусловленное СНР | Итого | |||||
тяжелой степени | средней степени | легкой степени | |||||
без ФФН | с ФФН | без ФФН | с ФФН | без ФФН | с ФФН | ||
6 «А» | 1 | 5 | 6 | ||||
6 «Б» | 1 | 3 | 4 | ||||
Всего | 2 | 9 | 11 |
На основании данных логопедического обследования формируются группы с нарушением письменной речи, обусловленной СНР, в которые будут входить следующие учащиеся 6 классов:
1 группа - учащиеся 6 «А» класса:
- Кобяков Сергей;
- Заковенко Надежда;
- Янченко Виталий;
- Яновский Владимир;
- Клименко Александр;
- Вяльшин Илья.
2 группа - ученики 6 «Б» класса:
- Кобяков Алексей;
- Федоренко Николай;
- Никашина Екатерина;
- Таянов Рустам.
Особое внимание уделить учащимся (+ индивидуальная работа):
- Кобяков Сергей;
- Кобяков Алексей.
Работа с группами детей, имеющих нарушение письменной речи.
Устранение фонематической дислексии и дисграфии | Устранение семантической дислексии и дисграфии | Устранение оптической дислексии и дисграфии | Устранение аграмматической дислексии и дисграфии |
Фонематического анализа и синтеза: - выделение звука на фоне слова; - вычленение первого и последнего звука из слова; - определение количества, последовательности и места звука в слове. 2 .Развитие слогового анализа и синтеза. 3.Развитие структуры предложения. 4.Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем): -свистящих и шипящих, -твердых и мягких, -звонких и глухих | 1.Развитие звукового синтеза. 2.Обогащение словаря. 3.Развитие грамматического строя речи. 4.Формирование морфологических и синтаксических обобщений. 5.Работа над пониманием прочитанных слов, предложений, текста. | 1. Развитие зрительного восприятия и узнавания. 2.Уточнение и расширение зрительной памяти. 3.Формирование пространственного восприятия и представлений. 4.Развитие зрительного анализа и синтеза. 5.Формирование речевых обозначений зрительно- пространственных отношений. 6.Дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах. | 1.Уточнение и усложнение структуры предложения. 2. Развитие функции словоизменения.
словообразования.
5. Работа над одно - коренными словами. 6. Закрепление грам матических форм в письменной речи. |
Тематическое планирование по логопедии.
6 класс.
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов. | Дата |
1. | Обследование учащихся. | ||
2. | Звуки и буквы. | ||
3. | Слово. | ||
4. | Предложение. | ||
5. | Главные члены предложения. | ||
6. | Гласные звуки и буквы. | ||
7. | Согласные звуки и буквы. | ||
8. | Предлоги. | ||
9. | Имя существительное. | ||
10. | Творческая работа по теме «Осень». | ||
11. | Имя прилагательное. | ||
12. | Согласование имени существительного с именем прилагательным. | ||
13. | Глагол. | ||
14. | Согласование глагола с именем существительным. | ||
15. | Приставка. | ||
16. | Образование слов с помощью приставок. | ||
17. | Предлоги. | ||
18. | Дифференциация приставки и предлога. | ||
19. | Образование слов с помощью суффиксов. | ||
20. | Антонимы. | ||
21. | Синонимы. | ||
22. | Омонимы. | ||
23. | Творческая работа по теме «Зима». | ||
24. | Составление рассказа. А) по сюжетной картинке. Б) по серии картинок. В) по опорным словам. Г) по вопросам. Д) по плану. Е) по началу. | ||
25. | Творческая работа по теме «Весна». | ||
26. | Рассказ – описание. | ||
27. | Работа с деформированным текстом. | ||
28. | Диктант. | ||
29. | Повторение. |
Поурочный годовой план работы для учащихся 6 класса
Недели | Занятия | Темы и содержание коррекционной работы | Темы, используемые на уроках русского языка | Коррекция связной речи | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Сентябрь | |||||
I | 1-2 | Фронтальное обследование | |||
II | 3-4 | Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности. Динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия. Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи | |||
III | 5 | Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. | Правописание проверяемых безударных гласных. | Коррекция фонематических процессов, слухового внимания и восприятия; развитие навыка языкового анализа и синтеза; развитие навыка самостоятельной работы. | |
6 | Слово и его лексическое значение | Подбор слов к схемам | |||
IV | 7 | Звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. | Правописание проверяемых звонких и глухих согласных в корне слов. | Коррекция фонематических процессов, слухового внимания и восприятия; развитие навыка языкового анализа и синтеза; развитие навыка самостоятельной работы. | |
8 | Слово и его лексическое значение | Подбор слов к схемам | |||
Октябрь | |||||
I | 9 | Однозначные и многозначные слова. | Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. | Подбор слов к схемам | |
10 | Дифференциация звонких и глухих согласных: Б-П, Б-П; Д-Т, Д-Т. | Коррекция фонематических процессов, слухового внимания и восприятия; развитие навыка языкового анализа и синтеза; развитие навыка самостоятельной работы. | |||
II | 11 | Прямое и переносное значение слов | Правописание приставок. Приставка и предлог | Работа с деформированным текстом | |
12 | Дифференциация звонких и глухих согласных: В-Ф, В-Ф; Г-К, Г-К. | Коррекция фонематических процессов, слухового внимания и восприятия; развитие навыка языкового анализа и синтеза; развитие навыка самостоятельной работы. | |||
III | 13 | Синонимы | Имя существительное и его основные грамматические признаки: род, число, падеж | Составление рассказа по плану | |
14 | Дифференциация звонких и глухих согласных: З-С, З-С; Ж-Ш. | Коррекция фонематических процессов, слухового внимания и восприятия; развитие навыка языкового анализа и синтеза; развитие навыка самостоятельной работы. | |||
IV | 15 | Диктант | Коррекция фонематических процессов, слухового внимания и восприятия; развитие навыка языкового анализа и синтеза; развитие навыка самостоятельной работы. | ||
16 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных. | ||||
Ноябрь | |||||
I | Каникулы | ||||
II | 17 | Синонимы | Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе | Продолжение рассказа по данному началу | |
18 | Дифференциация непарных согласных: З-Ж. | Коррекция познавательной деятельности, психических процессов; развитие навыка языкового анализа и синтеза. | |||
III | 19 | Антонимы | Правописание имен существительных р.п. с основой на шипящий | Составление рассказа по опорным словам | |
20 | Дифференциация непарных согласных: С-Ш. | Коррекция познавательной деятельности, психических процессов; развитие навыка языкового анализа и синтеза. | |||
IV | 21 | Антонимы | Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи. | Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Распространение текста путем включения в него прилагательного. | |
22 | Дифференциация непарных согласных: С-З-Ц. | Коррекция познавательной деятельности, психических процессов; развитие навыка языкового анализа и синтеза. | |||
Декабрь | |||||
I | 23 | Омонимы (Различное значение при одинаковом звучании) | Умение различать род, число, падеж имени прилагательного по роду, числу, падежу имени существительного | Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Мини-сочинение (по пословице) | |
24 | Дифференциация непарных согласных: Р-Л. | Коррекция познавательной деятельности, психических процессов; развитие навыка языкового анализа и синтеза. | |||
II | 25 | Омонимы | Умение различать род, число, падеж имени прилагательного по роду, числу, падежу имени существительного | Изложение. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. | |
26 | Дифференциация непарных согласных: Ч-Щ. | Коррекция познавательной деятельности, психических процессов; развитие навыка языкового анализа и синтеза. | |||
III | 27 | Омофоны (Одинаковое звучание, но различное написание в зависимости от значения) | Умение согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде, числе, падеже | Распространение предложений однородными членами | |
28 | Дифференциация непарных согласных: Т-Ц | Коррекция познавательной деятельности, психических процессов; развитие навыка языкового анализа и синтеза. | |||
IV | 29 | Диктант | Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. | ||
30 | Звукобуквенный анализ и синтез слов. | ||||
Январь | |||||
I | Каникулы | ||||
II | |||||
III | 31 | Слоговой анализ и синтез слов. Превращения 2х- сложных в 3х- сложные и 4х сложные | Правописание окончаний имен прилагательных в ед. ч. | Мини-сочинение «Как я провел зимние каникулы». Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. | |
32 | Звукобуквенный анализ и синтез слов. | ||||
IV | 33 | Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов | Правописание окончаний имен прилагательных в ед. ч. | Коррекция оптической дисграфии. Коррекция зрительной памяти, внимания, восприятия. | |
34 | Дифференциация букв по оптическому сходству: буквы о-а. | ||||
V | |||||
Февраль | |||||
I | 35 | Типы слогов. Фонетический разбор слов | Правописание окончаний имен прилагательных в ед. ч. | Распростране-ние текста однородными определения-ми Коррекция оптической дисграфии. Коррекция зрительной памяти, внимания, восприятия. | |
36 | Дифференциация букв по оптическому сходству: буквы у-и. | ||||
II | 37 | Типы слогов. Звуко-буквеный анализ слов. | Правописание окончаний имен прилагательных в ед. ч. | Сочинение по коллективно составленному плану (Практическая деятельность) Коррекция оптической дисграфии. Коррекция зрительной памяти, внимания, восприятия. | |
38 | Дифференциация букв по оптическому сходств: буквы ш-щ-ц. | ||||
III | 39 | Схемы слого-ритмической структуры слов. | Правописание окончаний имен прилагательных в ед. ч. | Составление объявления о предстоящих внешкольных или внеклассных мероприятиях) Коррекция оптической дисграфии. Коррекция зрительной памяти, внимания, восприятия. | |
40 | Дифференциация букв по оптическому сходству: буквы п-т-р-г. | ||||
IV | 41 | Графическая запись текста с использованием схем слого-ритмической структуры слов. | Правописание окончаний имен прилагательных в ед. ч. | Диктант Развитие представлений о морфемном составе слова. | |
42 | Словообразование. | ||||
Март | |||||
I | 43 | Подбор слов к схемам слого-ритмической структуры слова. | Правописание окончаний имен прилагательных в ед. ч. | Изложение с изменением времени «Кем я хочу быть». Развитие представлений о морфемном составе слова. | |
44 | Корень слова, однокоренные слова. | ||||
II | 45 | Родственные слова | Правописание окончаний имен прилагательных во множ. ч. | Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ прилагатель-ных | |
46 | Безударные гласные в корне. | Развитие мышления через использование различных способов словообразования. | |||
III | 47 | Однокоренные и родственные слова | Правописание окончаний имен прилагательных во множ. ч. | Сочинение-описание по теме «Весна» | |
48 | Образование слов при помощи приставки. | Развитие представлений о морфемном составе слова. | |||
IV | 49 | ||||
50 | |||||
V | Каникулы | ||||
IV четверть | |||||
Апрель | |||||
I | 49 | Сложные слова | Правописание окончаний имен прилагательных во множ. ч. | Мини-сочинение по пословице | |
50 | Образование слов при помощи суффикса. | Развитие представлений о морфемном составе слова. | |||
II | 51 | Составление схем предложения и предложения по схеме | Простое предложение с однородными членами | ||
52 | Разбор слов по составу. | Развитие представлений о морфемном составе слова; развитие мышления через использование различных способов словообразования | |||
III | 53 | Составление схем предложения и предложения по схеме | Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. | ||
54 | Сложные слова. | Соединительные гласные в сложных словах. | Составление сложных слов. Развитие мышления через использование различных способов словообразования. | ||
IV | 55 | Сложное предложение с союзами а, но, и. Знаки препинания в сложных предложениях. | Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. | Сочинение по картине с дополнением предшествую-щих событий | |
56 | Самостоятельная работа по словообразованию. | ||||
Май | |||||
I | 57 | Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении | Главные и второстепенные члены предложения | ||
58 | Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Типы текстов (Текст-повествование, Текст-описание, Текст-рассуждение). | Работа с текстом. | Развитие связной речи у детей; развитие внимания и мышления через умение отбирать языковые средства, адекватные смыслу высказывания. | ||
II | 59 | Устное сочинение. Составление рассказа повествовательного характера. | Развитие навыка программирования смысла высказывания и установления логики изложения; развитие устной речи, путем составления самостоятельного связного высказывания.. | ||
60 | Устное сочинение. Составление рассказа описательного характера. | Развитие навыка программирования смысла высказывания и установления логики изложения; развитие устной речи, путем составления самостоятельного связного высказывания.. | |||
IV этап (оценочный) | |||||
III | 61 | Проверочный диктант по итогам года. | Выявление уровня развития речи учащихся. | ||
IV | 62 | Итоговое занятие. Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. |
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
Звуковая сторона речи. Фонематические процессы.
Знать названия букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков. Правильно произносить слова различной звукослоговой структуры, делить слова на слоги, выделять ударный слог, различать твёрдые и мягкие согласные, обозначать на письме мягкость согласных. Распознавать звонкие и глухие согласные. Знать правило проверки парных согласных в корне слова, делать проверку безударных гласных в корне. Правильно употреблять разделительный мягкий знак.
Лексико-грамматический строй речи.
Знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам. Согласовывать слова в словосочетании и предложении. Согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, различать одушевлённые и неодушевлённые существительные, употреблять прописную букву в именах собственных. Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу, правильно употреблять многозначные слова, подбирать однокоренные слова различных частей речи, владеть практическими способами словообразования и словоизменения. Проводить морфологический разбор слова. Различать предлоги и приставки, знать правила их правописания. Пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи.
Предложение и связная речь.
- Правильно употреблять простые и сложные предложения. Распространять предложения однородными членами, употреблять знаки препинания при однородных членах. Работать с планом текста, определять тему рассказа, озаглавливать текст, выделять его тему и основную мысль. Составлять план связного высказывания. Конструировать повествовательное сообщение. Владеть различными видами пересказов. Писать изложение текста по плану.
Методическое обеспечение программы
Литература, используемая педагогом-логопедом в работе над программой:
1. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.
3. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
4. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.
5. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.
6.Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
7.М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.
8. Логопедическая гимнастика. – СПб.: «Детство», 1999.
9. Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.
10.Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.
11.М.М.Безруких, С.П.Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму. – Тула, 1997.
12. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
13. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
14. Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
15. Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
16.М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: «Панорама», 2006.
17.М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие. – М.: «Глобус», 2007.
18. О.С.Гомзяк. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий. – М.: «ТЦ Сфера», 2007.
19. З.Е.Агранович. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб., 2005.
20. Т.А.Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопеда. – М., 2005.
21. Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб., 2009.
Учебные пособия для работы с детьми:
- О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. – М., 2003.
- И.А.Смирнова. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. – СПб., 2004.
- И.Д.Коненкова. Обследование речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал. – М., 2005.
- Н.И.Соколенко. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М., 1966.
- Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. – М., 2004.
- Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М., 2005.
- А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007.
- Т.А.Ткаченко. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. – М., 2005.
- В.А.Ракитина. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей младшего школьного возраста: Пособие для логопеда: Животные в загадках в алфавитном порядке. – М., 2005.
- С.Д.Дмитриев, В.С.Дмитриев. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М., 2005.
- Л.Н.Ефименкова, Н.Н.Садовникова. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.: «Просвещение», 1970.
- Г.Ванюхина. Речецветик. – Екатеринбург: «Уральский рабочий», 1993.
- В.П.Свириденков. Сборник упражнений по русскому языку 5-8 классы вспомогательной школы. М.: «Просвещение» 1969.
- А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
- В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.
- В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков Сь, Зь. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2005.
- В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 1998.
- В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.
- В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Л. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.
- В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Ль. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2003.
- В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Р. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2006.
- В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Рь. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М.,2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа логопедических занятий по устранению дизорфографии в 5-6 классах школы 7 вида.
методика работы по коррекции дизорфографии...
Рабочая программа логопедических занятий с группой учащихся 2 класса
Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и...
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе...
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 5Л классе
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 5Л классе...
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 7Л классе
Рабочая программа...
Методические разработки к адаптированной рабочей программе логопедических занятий в 4 классе
Методические разработки...
Методические разработки к адаптированной рабочей программе логопедических занятий в 5 классе
Методические разработки...
- Мне нравится (1)