Музыкальная игротерапия как средство коррекции поведения
статья

Подборка методчиеских материалов

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная игротерапия как средство коррекции поведения

С целью коррекции поведенческих девиаций эффективно использовать в рамках метода проигрывания конфликтов специально разработанные игры с использованием музыки, пения и движений.

В.М.Бехтерев делил эмоции по влиянию на организм на бодрящие, или возбуждающие и расслабляющие, или угнетающие; по отношению к влиянию на других людей - на социальные, или альтруистические и антисоциальные, или эгоистические. Он видел основную задачу при воспитании эмоциональных отношений в привитии ребенку полезных бодрящих эмоций и устранении угнетающих. "Бодрящая эмоция, выражающаяся веселым состоянием, имеет вообще огромное значение для жизнедеятельности организма. Она отражается благотворно на всех его функциях как растительных, так и нервнопсихических, регулирующих внешнее отношение организма." (В.М.Бехтерев. Психика раннего возраста и охрана детского здравия.) Источником бодрящей веселой эмоции называются доступные ребенку занятия, которые в состоянии его заинтересовать, увлечь в особенности же его "забавы и игры".

Известно, что эмоции отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие - неудовольствие, веселье - грусть, радость - печаль и т.д. Эмоциональная сфера проходит у ребенка длинный путь развития, прежде чем достигнет той сложности и многогранности, которые доступны взрослому. Развитие эмоций неразрывно связано с формированием личности ребенка в целом и по сравнению со взрослыми отличается более непосредственным, непроизвольным характером. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности, выработке у ребенка положительных качеств, доброжелательного отношения.

Выделено четыре основных типа реакций ребенка на музыку: сосредоточение, двигательное реагирование, вокализация и эмоциональные реакции. Музыка имеет бесспорно положительное значение для направления их в нужное русло, для корригирования поведения. Опираясь на интерес ребенка к музыке, можно формировать черты социально активной личности, неразрывно связанные с познавательной деятельностью детей, развитием творческих способностей.

Дети младшего возраста с огромным интересом относятся к музыкальным заданиям, позволяющим им самостоятельно придумать движения в пляске, продумать поведение того или иного "героя" игры, выбрать, как должен вести себя персонаж инсценировки в соответствие со звучанием музыки. Творческий процесс формирует и развивает память, мышление, активность, целеустремленность, наблюдательность, логику суждений, способность принимать быстрое решение. Умение оперировать полученными на занятиях умениями и навыками стимулирует самостоятельную деятельность, и дети от простейших творческих проявлений переходят к более сложным, переносят свой опыт на жизненные ситуации.

Выразительное преподнесение музыкального материала, его образное пояснение, простейший анализ произведений при помощи вопросов, иллюстративный материал, задания на самостоятельное решение, оценки ответов и действий товарищей самими детьми - все эти методические приемы работы позволяют создавать психологическую установку на осознание необходимости сдержанных способов выражения эмоций при помощи мимики, жестов, на положительное содержание общения с окружающими.

По мере осознания опыта, приобретения умений и навыков у детей укрепляются характер и воля, мотивы поведения становятся более стойкими. Общественная активность растет вместе с ростом самостоятельности, что в свою очередь связано с воспитанием пытливости, любознательности, творческой инициативы.

Этому способствуют: источники информации - занятия, вечера досуга, праздники, жизненные ситуации; материальная среда - музыкальные игрушки и инструменты, пособия для проведения музыкально-ритмических движений, дидактических игр, иллюстративный материал, образные игрушки; характер руководства - объяснения, пояснения, личный пример, помощь, вопросы поискового характера, привлечение литературных источников, создание поисковых ситуаций.

В основе сюжетных игр лежит заданная тематика, в них раскрываются образы действия, разыгрываются роли: игры имеют кульминацию, развязку. Наряду с имитацией действий под музыку появляются требования к сходству, переживанию образа, проявление эмоциональной выразительности в образах, осознанное отношение к своей роли.

Музыка помогает ребенку раскрыться в игре, спроецировать свои чувства. Терапевт разделяет и реагирует на эмоциональные переживания, высказывания и поведения ребенка. Правила и определенные ограничения учат ребенка самоконтролю, что необходимо в случаях агрессивных проявлений. Важно распознать у ребенка эмоции гнева, радости, страха, печали, удивления, чтобы в последствии их проанализировать. Эмпатия также является мощным корригирующим средством.

Музыкальная игротерапия с детьми наиболее эффективна в случаях психогенно обусловленных поведенческих, речевых расстройств. Применение ее снижает уровень тревожности и агрессивности, улучшает эмоциональное состояние, корригирует настроение. Следует также определить границы использования данного вида терапии.

ССЫЛКА НА ПУБЛИКАЦИЮ:

Зимина А. Н. Музыкальная игротерапия как средство коррекции поведения // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков: Материалы Рос. науч.-практ. конф., Москва, 26-28 нояб. 1996 г. - М.: Изд. Дом "Грааль", 1996. - С. 106-107.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее чтение на уроках английского языка как средство коррекции ценностных ориентаций детей и подростков с девиантным поведением

статья рассматривает домашнее чтение на уроках английского языка как средство коррекции ценностных ориентаций детей и пдростков, склонных к девиантному поведению...

«Музыкальные игры - как средство коррекции на уроках музыки в коррекционной школе VIII вида »

В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничеств...

"Искусство танца как средство коррекции девиантного поведения учащихся"

Социально-педагогический проект. Цель проекта: Создание в детском коллективе наиболее благоприятных условий для развития реальных и потенциальных возможностей ученика....

Коммуникативные средства коррекции девиантного поведения личности

О работе с подростками девиантного поведения и методах коррекции их поведения....

Возможности народных традиций и музыкальных средств в коррекции поведения школьников с задержкой психического развития

Данный материал представлен, как результат моих исследований. Основной акцент сделан на методах и методиках психолого - педагогической диагностики развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. ...

Сказкотерапия как средство коррекции поведения ребенка с СДВГ

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) занимает особое место в детской неврологии и психологии.Оказание помощи детям с СДВГ должно быть своевременным и объединять в себе различные подходы...

План работы по самообразованию на 2021г.«Игротерапия как средство коррекции нарушений в развитии эмоциональной сферы детей с ОВЗ»

laquo;Игротерапия как средство коррекции нарушений в развитии эмоциональной сферы детей с ОВЗ» план по самообразованию...