Сказкотерапия как средство коррекции поведения ребенка с СДВГ
статья по психологии на тему
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) занимает особое место в детской неврологии и психологии.Оказание помощи детям с СДВГ должно быть своевременным и объединять в себе различные подходы.Одним из наиболее доступных для дошкольников средством психолого-педагогической коррекции является сказкотерапия. Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития. В результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и понимание взрослых, которые ему так необходимы, уверенность в разрешимости проблем, осознает свои силы и ресурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya_kak_sredstvo_korrektsii_povedeniya_rebenka_s_sdvg.docx | 16.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия как средство коррекции поведения ребенка с СДВГ
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) занимает особое место в детской неврологии и психологии. Прежде всего это обусловлено проблемами, с которыми сталкивается гиперактивный ребенок: низкая самооценка, взаимоотношения с окружающими, трудности в обучении и т. д. Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка.
Данный синдром является одной из распространенных форм хронических нарушений поведения в детском возрасте.
Первые проявления СДВГ обычно отмечаются с 3-4-летнего возраста. Для ребенка становятся характерны моторная неловкость, повышенная утомляемость, отвлекаемость, повышенная двигательная активность, импульсивность, упрямство и негативизм. У детей дошкольного возраста синдром может сопровождаться задержкой в формировании навыков опрятности, недержанием мочи (энурезом) и недержанием кала (энкопрезом).
В 5-6 лет, с началом систематического обучения, у ребенка может наблюдаться ухудшение течения заболевания, что проявляется в неуравновешенности, вспыльчивости, заниженной самооценке. Значительные трудности психологического характера обуславливают психосоматические нарушения, которые зачастую сочетаются с тиками, головными болями, страхами. Многие гиперактивные дети отстают от сверстников в развитии речи.
Выделяют три основных блока проявлений СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность . Гиперактивность может проявляться через агрессивность, замкнутость, вспыльчивость, которые еще более осложняют развитие. Начало школьного обучения предъявляет новые, более высокие требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям, поэтому возникают дополнительные сложности в виде неуспеваемости, трудности освоения школьных навыков, неуверенности в себе.
Оказание помощи детям с СДВГ должно быть своевременным и объединять в себе различные подходы. Наиболее эффективной является комплексная помощь, при которой объединяются усилия врачей, психологов, педагогов, работающих с ребенком и его семьей.
Одним из наиболее доступных для дошкольников средством психолого-педагогической коррекции является сказкотерапия. Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.
Психологи, занимающиеся сказкотерапией, предлагают разные варианты использования сказок как средства коррекции СДВГ у ребенка: использование специально созданных психотерапевтами сказок, сочинение собственных сказок, чтение и рассказывание народных сказок.
Психокоррекционные сказки специально создаются для мягкого влияния на поведение ребенка; при этом под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения более продуктивным, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Целью таких сказок является влияние на решение детьми психологических проблем, последствием которого должно стать изменение поведения. Эффективная техника работы с детьми с СДВГ – сочинение собственной сказки, герой которой похож на ребенка и имеет такие же проблемы. Для детей 3-4 лет это могут быть простые истории про животных, предметы, человечков. Старшим дошкольникам нравятся сказки про волшебников, королей, фей и принцесс. Важно, чтобы ребенок предлагал свой выход из ситуации. Это поможет ему найти свой путь решения проблемы или использовать опыт, предложенный в сказке.
В многообразии сказок народная сказка занимает особое место. Она характеризуется особенностями, очень важными для дошкольной педагогики и психологии. Во-первых, в сказке представлены ценности и социокультурные образцы, а также архетипы культуры народа. Во-вторых, в силу того, что сказка схожа по своей структуре с сюжетно-ролевой игрой, она является эффективным средством развития дошкольника. Наконец, народная сказка всегда ориентирована на педагогический эффект: она обучает, воспитывает, учит, предупреждает, побуждает к деятельности, лечит и т. д. Именно психологическое содержание сказок, символическое отображение психологических явлений делают народные сказки незаменимым инструментом воздействия на человека.
В результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и понимание взрослых, которые ему так необходимы, уверенность в разрешимости проблем, осознает свои силы и ресурсы.
В процессе сказкотерапии можно использовать следующие приемы:
– слушание и запоминание сказок;
– придумывание продолжения известной сказки или другого конца сказки;
– придумывание сказок (групповое или индивидуальное);
– моделирование сказок;
– рисование сказок;
– инсценирование сказок;
– развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов и др.
Учитывая особенности гиперактивных детей, такие как импульсивность, двигательное беспокойство, неустойчивость эмоций, необходимо создать условия для организации сказкотерапевтической деятельности: обязательно вызвать положительный эмоциональный настрой у детей, стимулировать желание взаимодействия, заинтересовать с помощью наглядных пособий, включить продуктивные виды детской деятельности (рисунки, изготовление кукол, костюмов).
Сказкотерапия не гарантирует моментального эффекта. Иногда требуется долгая и кропотливая работа, чтобы справиться с проблемой. Просто почитать ребенку сказку недостаточно. Гиперактивные дети испытывают трудности в понимании сложных чувств, оттенков переживаний, поэтому нужно уделить особое внимание обсуждению положительных поступков персонажей, мягко направить ребенка к тому, чтобы он увидел в сказке выход из своей проблемы, если нужно – обсудить сказку, подсказать ключевые моменты.
Очевидно, что коррекция СДВГ у детей должна быть направлена не только на контроль основных проявлений данного расстройства, но также на решение других задач: повышение самооценки, формирование и укрепление навыков общения, признание окружающими и повышение удовлетворенности своим положением, нормализация психологической обстановки вокруг ребенка, в том числе семейной.
Эффективность коррекционного воздействия без учета контекста семейных взаимоотношений невелика. В то же время, поскольку ребенок является очень важным элементом семейной системы, привлечение его в качестве полноценного участника семейной психотерапии положительно сказывается на ее результатах. Использование сказкотерапевтических методов дает возможность корректировать развитие коммуникативных способностей детей, тем самым создавая благоприятные условия, способствующие психическому и личностному росту ребенка в семье.
Таким образом, благодаря мягкому влиянию на поведение ребенка, возможности узнать себя в сказочных образах, «разрешить» сказочные проблемы, народная сказка является эффективным средством психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Сказкотерапия как метод развития личности и коррекции поведения социально неблагополучных детей"
В последние годы в практике воспитания успешно используется сказкотерапия методы и приемы психотерапевтического воздействия на воспитанников. В докла...
Сказкотерапия в коррекционной школе. Коррекция поведения методом сказкотерапии
Выпускная аттестационная работа курсов профессиональной переподготовки по программе «Олигофренопедагогика» ...
Сказкотерапия как средство коррекции страхов детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются возможности сказкотерапии в коррекции стархов детей дошкольного возраста...
Приемы поведения для родителей воспитывающих ребенка с СДВГ
Приемы поведения для родителей воспитывающих детей с СДВГ. И 20 альтернатив наказанию....
Программа по коррекции агрессивного поведения ребенка младшего школьного возраста.
Проблема, связанная с воспитанием детей с проявлениями агрессии в их поведении – одна из основных психолого-педагогических проблем, проявления которой встречаются все чаще. К...
Сказкотерапия как средство воспитания культуры поведения старших подростков.
Работа со сказкой – далеко не новая и не единственная форма подростковой терапии, но особое сочетание приемов, таких как сказкотерапия и гештальт-терапия, и наложений их на различные симптомы да...
Музыкальная игротерапия как средство коррекции поведения
Подборка методчиеских материалов...