Организация предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в образовательном учреждении при сопровождении учителя-дефектолога ПМПК
статья
Инновационные процессы в области современного образования требуют изменений в подходе к обучению детей с особыми образовательными потребностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo.docx | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в образовательном учреждении при сопровождении учителя-дефектолога ПМПК
Куликова Наталья Владимировна
Государственное бюджетное учреждение Владимирской области «Центр психолого-педагогической и социальной поддержки» (ГБУ ВО «ЦППиСП»)
Учитель- дефектолог
Инновационные процессы в области современного образования требуют изменений в подходе к обучению детей с особыми образовательными потребностями. Основная задача инклюзивного образования — создание системы образования, учитывающей индивидуальные образовательные потребности ребенка, формирующей новые подходы к обучению детей с ОВЗ, применяющей вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. Психолого-медико-педагогическая-комиссия занимает важное место в системе обучения детей с проблемами в развитии.
Основной целью ПМПК является – определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социуме детей и подростков с отклонениями в развитии.
Задачами «Психолого-медико-педагогической комиссии» являются:
- Достоверная диагностика отклонений в развитии детей и подростков.
- Определение специальных образовательных потребностей детей и подростков с отклонениями в развитии.
- Контроль эффективности разработанных рекомендаций.
Деятельность ПМПК помогает образовательным учреждениям в решении вопросов:
- предупреждения отклонений в развитии детей;
- выбора индивидуального образовательного маршрута;
- преодоления затруднений в учёбе, решения проблем личностного развития.
Предлагаемые нами, методические рекомендации, нацеливают специалистов общеобразовательных учреждений на необходимость учета индивидуальных образовательных потребностей детей с ОВЗ при организации их обучения и воспитания в системе общего образования.
Заключение дефектолога после комиссии включает оценку сформированности ЗУН в соответствии с уровнем обучения; оценку адекватности предшествующих условий обучения и воспитания ребенка; оценку зоны ближайшего развития в обучении и социализации; определение оптимальных педагогических условий дальнейшего образования и развития.
Для того чтобы инклюзивное (совместное) обучение и воспитание оказалось эффективным, мы в наши рекомендации включаем необходимость:
- создание безбарьерной архитектурно-планировочной среды; если это необходимо для детей с нарушением опорно -двигательной сферы, детям с нарушением зрения, слуха;
- организацию коррекционно-развивающих занятий по коррекции нарушенных психических функций и подготовке к школе;
- организацию целенаправленной работы с родителями детей с ОВЗ, обучая их доступным приемам коррекционно-развивающей работы.
Как результат наших рекомендаций в образовательных учреждениях, в том числе, реализующих инклюзивную практику, должны создаваться условия, гарантирующие возможность:
- достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;
- адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы и ДОУ, родителей (их законных представителей);
- индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;
- целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;
- включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, в проектно-исследовательскую деятельность;
- включения детей с ОВЗ, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработку основной образовательной программы начального общего образования, проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, а также формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
- использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;
Таким образом, при создании индивидуально ориентированных условий реализации образовательного процесса для конкретного ребенка с какими либо ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями «проявляется» вся общая спецификация образовательных условий, которая каждый раз должна быть модифицирована, индивидуализирована в соответствии возможностями и особенностями данного ребенка.
Наиболее важно, чтобы разрабатываемые нами рекомендации и условия были включены в индивидуальную образовательную программу для ребенка с ОВЗ.
В рамках организации индивидуально- ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) на основании наших рекомендаций, специалистами психолого-педагогического сопровождения и учителем (воспитателем) под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе (руководителя ПМПк) в рамках деятельности психолого-педагогического консилиума разрабатывается Индивидуальная образовательная программа.
При составлении этих документов специалисты могут так же использовать программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений соответствующего вида, методические пособия и технологии, разработанные для эффективного обучения и воспитания детей той или иной категории ОВЗ.
Приложение 1
Дефектологическое обследование.
Ф.И.О._Иванов Семен Иванович
Дата рождения 5.10.14.
Дата обследования_13.09.2017.
Учреждение ДОУ «Солнышко».
Краткие анамнестические сведения: от 2 беременности. Мать встала на учет в 21-22 недели. Обследована на ИППП. Угроза преждевременных родов. Роды срочные в 38 недель. Состояние после рождения средней ст. тяжести. Вес при рождении 2330, рост 50 см. Перенесенные заболевания: анемия, фетальный гепатит, последствия ГИПЦНС, синдром двигательных нарушений. Наблюдается неврологом и педиатром.
Основной и сопутствующие медицинские (клинические) диагнозы: Смешанные специфические расстройства психологического развития. ЗПРР. Синдром гиперактивности с двигательной расторможенностью.
Педагогическое обследование ребенка 3-4 лет
Предлагаемые задания | Норма | Сформированность навыков |
Цвет предметов красный, желтый, зеленый, синий, белый, чёрный | Самостоятельно называет | Не знает, не соотносит |
Форма предметов шар; кубик; кирпич; -крыша | Самостоятельно называет | Не знает ,не соотносит |
Величина предметов Большой- маленький | Самостоятельно называет | Не сравнивает |
Временные представления | темно – светло, день – ночь, лето-зима | Не понимает инструкцию |
Понимание сюжета картины | ( что здесь нарисовано) | Не понимает инструкцию |
Предметный гнозис 10-12 карточек с изображением знакомых предметов Дерево, цветок, трава. Идет дождь, снег, светит солнце. Части тела животного. | Знает и называет предметы одежды, мебели, посуды, овощи, фрукты, транспорт, их части, детали свойства и качества. В пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия (игрушки, одежда, мебель, посуда) | Активной речи нет, ОНР 1 ур. Пассивный словарь не сформирован |
Выбор по образцу (парные картинки) | Самостоятельный выбор из 6 картинок | Не осуществляет |
Конструктивный праксис | Разрезная картинка из 3 фрагментов | Не собирает |
Конструирование по подражанию Графический навык | Умеет правильно работать карандашом-. Проводить горизонтальные, вертикальные, округлые линии конструирование из 4 палочек | Карандаш держит не правильно, слабая моторика |
Диагностика способа деятельности складывание пирамидки | Складывает пирамидку с учетом величины колец без проб и примеривания | Собирает по образцу, без учета величины |
Пространственный гнозис | Показывает правую, левую руку | Не понимает инструкцию |
Заключение: Внимание не устойчивое, кратковременное, расторможен. Контакт формальный. ОНР 1 ур. Понимание речевой инструкции-нарушено, перенос знаний не осуществляет. Игровая деятельность не сформирована. Низкий уровень обучаемости. Знания, умения, навыки не соответствуют возрасту.
Выводы (рекомендуемый вариант ООП/АОО): адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития.
Учитель-дефектолог ПМПК Куликова Н.В.__________
Список использованных источников и литературы:
- Базарон, А.П. Комплексная адаптация семей, имеющих детей-инвалидов в Республиканском реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями / А.П. Базарон // Вестник Бурятского государственного университета.- 2007.-№4.-С.194-195.
- Дмитриева, Л.М. деятельность центра психологого-медико-социального сопровождения по обеспечению специализированной помощи детям, воспитывающимся на дому / Л.М. Дмитриева //Дефектология. -2008.-№2.-C.64-67.
- Закрепина, А.В. Организация индивидуальной педагогической работы с родителями в условиях групп кратковременного пребывания //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2009.-№1.-С.21-26.
- Мишина, Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития / Г.А. Мишина //Дефектология. -2001. -№ 1. -С. 60-64.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с ОНР
В консуольтации рассмотрены принципы создания предметно - развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи....
ГЭП "Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении " Программа сопровождения детей младшего и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в образовательном учреждении
Программа сопровождения детей младшего и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в образовательном учреждении...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Д.С. ДихтяренкоМБОУ № 16учитель-дефектолог Липецк (Россия) ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИВ КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ...
Выступление на городском семинаре Сур ГПУ "Предметно-пространственная среда, как одно из условий развития обучающихся с ОВЗ в образовательной организации" «Особенности организации предметно-развивающей среды в логопедической группе для детей с тнр»
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речиСогласно требованиям Федерального государственного образовательного ст...
Организация информационно-образовательной среды для детей с ОВЗ в дошкольном учреждении
Выступление на районном методическом объединении дошкольных учителей-логопедов "Интерактивная коррекционная среда в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста"....
Организация предметно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении при сопровождении учителя-дефектолога ЦПМПК
Инновационные процессы в области современного образования требуют изменений в подходе к обучению детей с особыми образовательными потребностями. Основная задача инклюзивного образования-создание систе...
Проект "Организация предметно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ"
Разработка методических рекомендаций по созданию предметно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в МАОУ СОШ №24. Задачи: 1. Изучить и проанализировать литературу по теме пр...