Организация предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с ОНР
статья по теме
В консуольтации рассмотрены принципы создания предметно - развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 39 города Арзамаса Нижегородской области
Консультация
Организация предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с ОНР
Выполнила воспитатель
группы компенсирующей
направленности
Бородова Елена Ивановна
Арзамас 2013
Организация предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с ОНР
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.
Под предметно - развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную, уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
При создании предметно-развивающей среды нами учитывались особенности детей посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, личные особенности .
Пространственно-развивающая среда создается в соответствии со следующими принципами:
- информативности, предусматривающей разнообразие тематики, материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
- вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными, климато-географическими особенностями;
- полифункциональности, предусматривающей обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
- педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность дополнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников и их эмоциональное благополучие;
- Трансформируемости, обеспечивающей возможность изменения предметно-развивающей среды, позволяющих по ситуации вывести не первый план ту или иную функцию пространства;
Проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение и развитие ребёнка занимает особое место в педагогических исследованиях последних лет. При этом коррекционно-развивающей среде, как части целостной формы педагогической деятельности, отводится большая роль в речевом и психическом развитии детей, имеющих речевое недоразвитие. Важнейшими принципами функционирования такой среды являются принцип научности, природосообразности, перспективной направленности, комплексного использования предметов среды, принцип оптимального насыщения. "Правильно организованная предметно-пространственная среда в логопедической группе создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности" (Н.В.Нищева).
Мы руководствовались принципами построения коррекционно-развивающей среды в соответствии с «Программой коррекционно-развивающей работы в логопедичской группе детского сада для детей с ОНР» Нищевой Н.В.:
- принцип активности, самостоятельности творчества;
- принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
- принцип стабильности – динамичности развивающей среды;
- принцип комплексирования и гибкости зонирования;
- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка;
- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
- принцип открытости-закрытости;
- принцип учёта половых и возрастных различий детей;
Предметно-развивающая среда подбиралась с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудования для одной образовательной области используются в ходе реализации других областей. Подбор материалов и оборудования был осуществлен для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствовали решению развивающих задач (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная), а так же для организации двигательной активности в течение дня.
Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и тоже время свободно заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, экспериментированием. Они могут слушать запись любимой сказки, рассматривать альбомы и книги раскрашивать в книгах – раскрасках и т. д. Созданная нами предметно - развивающая среда позволяет обеспечить максимально психологический комфорт для каждого ребёнка, созвать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов её осуществления и взаимодействия с окружающим.
Предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивать их любознательность, творчество, коммуникативные способности. Влияние предметно - развивающей среды на развитие и образование дошкольника в детском саду многогранно. Поэтому при организации такой среды мы учли санитарно – гигиенические нормы, то есть требование к мебели, предметам быта, игровому оборудованию, учебным пособиям. Однако всё это не является основным условием развития ребёнка. Развивающую среду создают и сами педагоги, своими руками.
В нашей группе много сделано руками педагогов, ведь именно от мастерства педагога, его преданности своему делу и любви к детям зависит развитие каждого воспитанника.
Стены групповой и раздевальной комнат окрашены в спокойные пастельные тона, в тон стен подобраны и жалюзи на окнах групповой комнаты. При выборе мебели мы отдали предпочтение светлым сортам дерева (светлый бук).
Создание благоприятной коррекционно-развивающей среды группы позволит:
- обеспечить успешную социализацию и интеграцию воспитанников с общим недоразвитием речи;
- при игровом взаимодействии и неформальном общении со сверстниками и педагогами существенно повлиять на развитие речи ребёнка и его интеллектуальное развитие в целом.
Все уголки выполнены в современном стиле:
- Физкультурно-оздоровительный уголок
- Доска творчества
- Уголок природы
- Уголок нравственно – патриотического воспитания
- Музыкально-театральный уголок
- Мини – музей
- Уголок дидактических игр (1. игры на развитие сенсорики, 2. Игры на развитие
элементарных математических представлений, 3. игры на развитие речи детей)
- Художественно – эстетический уголок
- Уголок познавательно- исследовательской деятельности
- Книжный уголок
- Уголок игровой деятельности
- Уголок конструктивных игр
- Коррекционный уголок
Коррекционный уголок в логопедической группе – часть предметно – развивающей среды
Коррекционный уголок представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами, а также занятий ИКР.
В его оборудование входят: этажерки для игрового и дидактического материала, стол, стул, большое зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.
При подборе составляющих речевого уголка должны учитываться:
наполняемость уголка;
разнообразие материалов;
возрастные и индивидуальные особенности детей, структура речевых нарушений;
доступность;
системность;
эстетика оформления;
ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка).
В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:
фонематического слуха;
дыхания;
воздушной струи;
артикуляционной моторики;
правильного звукопроизношения;
словаря;
фразовой речи;
мелкой моторики пальцев рук;
звукового анализа и синтеза слогов и слов.
Содержание определяется в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи детей с ОНР.
Подбор игрового и дидактического материала осуществляется логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.
Материал, содержащийся в коррекционном уголке, носит многофункциональный характер, используется в разных целях.
Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи и внеречевых психических процессов, составляющих психологическую базу речи.
Дидактическое оснащение подбирается для решения коррекционных задач, а также удовлетворяет потребности актуального, ближайшего, развития ребенка и его саморазвития. Не следует перегружать уголок оборудованием, необходимо систематически производить смену дидактических пособий.
Создавая развивающую среду группы, мы учитывали комфорт и эстетику обстановки,
ведь оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности.
Дидактический материал в речевом уголке
логопедической группы
Задачи | Дидактические пособия | Дидактические игры |
1. Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи | «Рыбки»; «Насекомые»; «Транспорт»; «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; «Горка»; лабиринты; «Разноцветная поляна»; разноцветные шарики; вентиляторы; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке | «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др. |
2. Формирование фонематического восприятия и слуха | Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещетка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для вызывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ); звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата»); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова | «Собери букет»; «В мире животных и птиц»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Звуковое домино»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Продавец и покупатель»; «Звуковые символы» и др. |
3. Развитие артикуляционной моторики | Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой (авторы Т. А. Куликовская, Е. А. Пожиленко); схема для характеристики звука; ватные палочки, ватные диски |
|
4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи) | Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала | Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Говорим правильно»; «Логопедическое лото»; «Веселая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю (Р, Л)» |
5. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте | Коврограф, магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т. д.; «Карусель» (учим буквы); карты для чтения; альбом «Изучаем буквы»; пособие «Говорящая азбука»; волшебный домик «Учимся читать»; «Букварь» Н. С. Жукова, «Живая азбука», «Чтение по слогам», «Родная природа»; «Путешествие с буквами»; «Читаем с подсказками»; «Тексты с хвостами»; книжки-малышки и др. | «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе?»; «Слоговое лото»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др.; серия «Умные игры», ребусы |
6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий | Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) | «Что из чего сделано»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др. |
7. Развитие связной речи | Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др. | Игры-самоделки «Составь рассказ по картинкам» («Ястреб и курица», «Два козлика», «Кошка и мышка» и др.) |
8. Развитие мелкой моторики | Сухой бассейн с мелкими игрушками; массажные валики, эспандеры; мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам) | Игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки; трафареты и шаблоны по лексическим темам; индивидуальные магнитные доски для рисования и др. |
Целенаправленно организованная предметно - развивающая среда в ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании, вызывает чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
Литература:
1. Нищева Н.В. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду . Принципы построения, советы, рекомендации СПб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.
2. Осюшкина М.П. Создание развивающей среды в группах компенсирующей направленности. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 6, 2011.
3. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении – М., 2003.
4. Полякова М. Н. Создание моделей предметно – развивающей среды в ДОУ (Методические рекомендации). Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об утверждении Порядка формирования группы компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», руководствуясь приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.1...
Порядок формирования группы компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития в МДОО Тайшетского района
Настоящий порядок регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности групп компенсирующей направленности для детей с нарушением речевого развития....
Особенности организации двигательной активности детей группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи
Детям группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще ...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР), 5-7 лет (старший дошкольный возраст)
Данная программа может быть использована в работе учителей-логопедов в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи(общим недоразвитием речи) старшего дошкольного ...
Сценарий развлечения с элементами песочной терапии в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) старший дошкольный возраст: «Путешествие в песочную страну»
Сценарий разработан в соответствии с проектом "Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей старшего дошкольного возраста"...
Учебная рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста от 3 до 4лет
1. Повышение социального статуса дошкольного образования.2. Обеспечение равенства возможностей для всех детей, включая детей с особыми образовательными потребностями, в получении качественного дошколь...