Организация информационно-образовательной среды для детей с ОВЗ в дошкольном учреждении
статья
Выступление на районном методическом объединении дошкольных учителей-логопедов "Интерактивная коррекционная среда в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение Родниковская
Средняя общеобразовательная школа № 32
Дошкольное отделение
Выступление на районном методическом объединении
дошкольных учителей-логопедов на тему:
«Организация информационно-образовательной среды для детей с ОВЗ в дошкольном учреждении»
Седельникова Юлия Геннадиевна, учитель-логопед первой квалификационной категории
2022
В соответствии с ФГОС в дошкольном образовании уделяется особое внимание к организации информационно-образовательной среды, что включает и требования к информационно-методическому обеспечению образовательного процесса в дошкольном учреждении, в частности обеспечение интерактивным дидактическим оборудованием. Интерактивное оборудование принадлежит к числу эффективных средств коррекционно - развивающей работы и способствует:
достижению максимально успешных результатов в преодолении речевых нарушений у детей с ОВЗ дошкольного возраста;
развитию личностного потенциала и способностей каждого ребёнка;
развитие интереса и мотивации детей к занятиям.
В наше дошкольное отделение поступило новое интерактивное оборудование «Умное зеркало ArtikMe». Это оборудование используется на всех этапах коррекционной работы, не только учителями-логопедами, но и педагогами в логопедических группах:
При организации работы учителя-логопеда зеркало является важным и неотъемлемым инструментом коррекционного процесса.
Тренажер «Умное зеркало ArtikMe» совмещает в себе роль обычного и интерактивного зеркала. Данное инновационное оборудование представляет собой монитор с видеокамерой, колонками и микрофоном и предназначено для проведения логопедической работы с целью развития артикуляционной моторики, коррекции звукопроизношения, формирования правильного речевого дыхания, фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
В зеркале ребенок видит свое отражение и волшебный мир, в котором живут сказочные персонажи. Герои сопровождают по зеркальному миру, дают задания и выполняют их вместе с ребенком. При верном выполнении задания ребенок получает одобрение персонажа в зеркале.
В «Умном зеркале ArtikMe» представлены следующие блоки:
1 блок – Артикуляционная гимнастика
В блоке - 27 упражнений для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. В зеркале появляется сказочный персонаж, который показывает, как правильно выполнять артикуляционные упражнения.
2 блок – Дыхательная гимнастика
В блоке - 14 упражнений для развития дыхательной мускулатуры и речевого аппарата. Анимационные инструкции со звуковым сопровождением и работой с микрофоном делают процесс проведения дыхательных упражнений увлекательным и эффективным. Справа на мониторе ребенок видит шкалу, определяющую силу и длительность выдоха и может контролировать свои действия.
3 блок – Звукопроизношение
Включены задания, направленные на закрепление основных групп звуков: свистящих (с,з,ц), шипящих (ш,ж), соноров (л,р), а также звуков (т,к) в изолированной позиции. Для того чтобы персонаж игры совершал движение, ребенку необходимо четко произносить заданный звук в микрофон.
3 блок – Звукопроизношение. Автоматизация
В зависимости от этапа работы над звуком, в настройках нужно выбрать параметры автоматизации: в слогах или в словах будет произносится звук, место звука (звук в начале, в середине или в конце). Для того чтобы персонаж игры совершал движения, ребенку необходимо прослушать внимательно слоги (слова), произнести четкий звук в слогах (словах) в микрофон.
4 блок – Звуковой анализ и синтез
Примерные виды заданий: «Найди и исправь неправильные схемы слов; кликни на неверный символ звука, выбери правильный символ звука, соедини картинки, в названии которых заданный звук слышится в одинаковых позициях» и пр.
5 блок – Игры обследования речи
В данном блоке с помощью игровых упражнений проводится логопедическое обследование уровня понимания речи, общих речевых навыков, артикуляционной моторики, звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического восприятия, активный словарь, грамматического строя речи, связной речи в зависимости от возрастной группы (4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет).
Ведение речевых карт воспитанников
По итогам логопедического обследования формируется интерактивная речевая карта, в которую учитель-логопед также может внести дополнительные сведения: анамнез, сведения о родителях, загрузить файл с заключением ПМПК. Речевые карты сохраняются, в них можно вносить изменения и дополнения.
Конструктор занятий
Учитель-логопед может самостоятельно создавать интерактивные презентации, например, на любые лексические темы или автоматизацию заданного звука и в дальнейшем использовать их на своих занятиях. В конструктор можно добавить нужный фон, загрузить картинки из существующей библиотеки, которая насчитывает более 4000 изображений, множество игровых механик и анимацию, а также загружать свои изображения, записывать аудио и видео инструкции.
Для оптимального использования «Умного зеркала ArtikMe» в работе с детьми с ОВЗ, требуется соблюдение методических рекомендаций:
- «Умное зеркало ArtikMe» должно использоваться в работе с дошкольниками с учетом физиолого-гигиенических разрешительных норм и рекомендаций;
- Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватны психическим и психофизическим возможностям ребенка;
- Организация и методика проведения занятия с использованием «Умного зеркала ArtikMe» соответствует методике проведения традиционного занятия.
Таким образом, «Умное зеркало ArtikMe» обладает большими потенциальными возможностями в развитии дошкольников с ОВЗ и несет мощный ресурс для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих нарушения речи.
Использование инновационного оборудования позволило сделать логопедические занятия увлекательными, динамичными, красочными и значительно повысить мотивационную готовность детей к предлагаемой деятельности; модернизировало коррекционно-образовательный процесс и позволило создать комфортную индивидуальную цифровую среду для ребенка с ОВЗ. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Единая информационная образовательная среда и информационная образовательная среда образовательного учреждения» анализ состава ИОС образовательного учреждения
Таблица анализа состава ИОС образовательного учреждения...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Д.С. ДихтяренкоМБОУ № 16учитель-дефектолог Липецк (Россия) ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИВ КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ...
Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении
В презентации дана расшифровка понятия "Обучающийся с ОВЗ". Рассмотрены некоторые категории детей с ОВЗ, их особенности, отличительные и сходные черты....
Организация предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ в образовательном учреждении при сопровождении учителя-дефектолога ПМПК
Инновационные процессы в области современного образования требуют изменений в подходе к обучению детей с особыми образовательными потребностями....
Методическое пособие по организации спортивных праздников с участием детей и родителей в дошкольных образовательных учреждениях
Методическое пособие...
«Организация предметно-развивающей среды в группах младшего и старшего дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения»
Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Главная задача воспитателей и родителей – дос...