РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
статья
Тонкая моторика - это координированные движения пальцев и кистей рук. У детей с органическим поражением головного мозга непосредственно с нарушением познавательной деятельности обнаруживается нарушенность координированности движений, особенно тонких пальцев, а также наличие лишних движений (гиперкинезы), повышается резкость, неумение рационально распределять усилия, сложность в установлении нужной амплитуды и временных параметров.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Попова Лидия Николаевна (lidiya_popova_2013@mail.ru)
Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
(КОУ «Нефтеюганская школа - интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»)
РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.
Тонкая моторика - это координированные движения пальцев и кистей рук. У детей с органическим поражением головного мозга непосредственно с нарушением познавательной деятельности обнаруживается нарушенность координированности движений, особенно тонких пальцев, а также наличие лишних движений (гиперкинезы), повышается резкость, неумение рационально распределять усилия, сложность в установлении нужной амплитуды и временных параметров. Нарушение моторики проявляются главным образом в недоразвитии тонко дифференцированных регулирующих движений пальцев рук. Двигательные нарушения обусловлены поражением высшего уровня регуляции движений[1].
Почему важно развивать мелкую моторику? Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь, что у нашей категории воспитанников находится на самом низшем уровне. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы выполнять различные бытовые и прочие действий. Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки детей с тяжелыми нарушениями в развитии должна стать одной из главных в работе педагогов. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его развитие.
В своей работе с обучающимися с нарушениями интеллектуального развития мы используем различные игры и упражнения. Исходя из этого, нами были определены цели и задачи: на логопедических занятиях уделять внимание развитию тонкой моторики и координации движений рук у детей с нарушениями интеллектуального развития посредством игр и упражнений. С помощью игрового материала развивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; укрепить общую двигательную активность; содействовать нормализации речевой функции; произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность; создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми. Использовались следующие формы работы: совместная деятельность педагога с детьми; индивидуальная работа обучающихся; свободная самостоятельная деятельность самих обучающихся. Мы постарались подобрать максимально эффективные методы для развития мелкой моторики посредством игр и упражнений с использованием различного материала. Как же мы используем речевой материал на логопедических занятиях и не только для развития мелкой моторики?
Массаж рук. Он оказывает общеукрепляющее действие на систему мышц в целом, повышает координацию движений. Вместе с тем этот же массаж рук действует успокаивающим образом. Чтобы массаж проходил интереснее, мы используем в качестве ручных тренажеров - массажные мячи разных размеров и материалов (резиновые, пластмассовые, можжевеловые и т.д.), прищепки из различных материалов.
Игры с мячом:
- «Спрячь мячик в ладошке»;
- «Покатай мяч в ладошке и угадай материал мяча»;
- «Подбрось мяч и поймай»
Играем с песком: рассказываем сказки из песочных героев, прячем и находим мелкие игрушки (секретики), выкладываем речевые дорожки из пуговиц на закрепление звука в слогах, словах, выкладываем из камушков буквы, слова.
Используем схемы-картинки: выкладываем изображения контуров предметов, украшаем предметы семенами арбуза, горохом, фасоли. Например: Украсить модницу гусеницу, выложить пятнышки у мухомора, жирафа, найти все капельки дождя и т. п.
На песочном столе выполняем ряд упражнений:
- «Оставить следы разными пальцами отдельно, несколькими пальцами одновременно»;
- «Прижать ладошки к песочному столу»;
- «Прорисовать пальцем различные линии на песке: зигзагообразные, точки, тире.
Очень активно на занятиях используем прищепочный массаж: используем прищепки разного размера и цвета, из различных материалов (маленькие, средние, большие, металлические, деревянные, пластмассовые). Во время прищепочного массажа используем массаж педагога воспитаннику, самомассаж воспитанников.
Очень интересно проходят занятия, когда обучающиеся занимаются поделками из подручного материала: шишки, камешки, веточки, семена. Все эти занятия имеют цели и задачи по развитию речи:
- обогащение словарного запаса;
- развитие связной речи;
- коррекция нарушений по фонематическому восприятию и т.д.
Все вышеперечисленное способствует развитию общей и тонкой моторики обучающихся с особенностями в развитии, развивает и совершенствует речевые умения и навыки, формирует его как личность, способствует дальнейшей социализации в обществе.
Литература:
- А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.:Издательство «Ось - 2014-272с. //Практическая психология.
- М. И. Аксенова. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи. /Н. Новгород: Сова, 2015-112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по трудовому и профессионально-трудовому обучению 6 класс,VIII вид (для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития) обучение на дому 68 часов (2 часа в неделю)
Данная программа разработана для обучения учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья на дому, с учебной нагрузкой - 2 часа в неделю.Цель: формирование у учащейся знаний о сам...
Задание "Исправь ошибки в тексте". 6 класс, русский язык, для обучающихся с нарушением интеллектуального развития.
Данное задание развивает орфографическую зоркость, внимательность. Учащимся предлагается исправить ошибки. Данную карточку удобно разрезать по линиям и раздать ученикам....
Развитие тонкой моторики у детей с нарушениями интеллектуального развития посредством игр и упражнений с использованием природного материала в рамках проекта «Сад, который лечит».
Развитие тоной моторики с использованием природного материала....
"Бумажная пластика". Практическая деятельность на уроках ручного труда (2 класс, обучающиеся с нарушением интеллектуального развития)
Методическая разработка ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА 2 класс школы VIII типа. ...
Урок Биологии для обучающихся с нарушением интеллектуального развития и РАС адаптированной образовательной программы 7 класса по теме "Мхи"
Растения, бактерии, грибы, животные, человек - это все живые организмы. Живые организмы населяют нашу планету. Каждый живой организм имеет свое уникальное строение и особое значение в окружающем мире....
Рабочая программа коррекционно – развивающего курса по формированию компьютерной грамотности для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития.
Настоящая программа описывает курс подготовки учащихся с нарушением интеллектуального развития по формированию навыков работы за компьютером....