Рабочая программа коррекционно – развивающего курса по формированию компьютерной грамотности для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития.
методическая разработка

Беркович Анна Олеговна

Настоящая программа описывает курс подготовки учащихся с нарушением интеллектуального развития по формированию навыков работы за компьютером.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ikt_dlya_uo_berkovich.docx43.07 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

коррекционно – развивающего курса

по формированию компьютерной грамотности

для обучающихся с

нарушениями интеллектуального развития

Составитель:

учитель - дефектолог

Беркович Анна Олеговна

Ярославль

2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Современное общество живет в мире постоянного увеличения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать практические задачи, помогает компьютер. «Завтра» наших детей — это информационное общество. Уже сегодня компьютер нашел применение практически во всех областях деятельности человека, и владение им становится неотъемлемой чертой культурного человека.  Поэтому, наиболее  перспективным направлением в коррекционно – развивающей деятельности является не только использование компьютеров в обучении детей, но и овладение самими учащимися навыками информационных пользователей, что откроет перед ними перспективы роста возможностей социальной адаптации, коммуникации, доступа к образованию, расширению сфер будущей трудовой деятельности, жизнеспособности.

        Учащиеся с умственной отсталостью учатся и развиваются в пределах своих возможностей. У данных детей выражены недостатки внимания, малая устойчивость, замедленная переключаемость, утомляемость, повышенная отвлекаемость, страдает восприятие, память, словесно-логическое мышление, характерны трудности в социальной адаптации, формировании интересов. У многих из них нарушено физическое развитие, возникают трудности артикуляции, двигательной моторики, отмечаются трудности в воспроизведении образов восприятия – представлений.

        Формирование умственных действий осуществляется благодаря специально организованному обучению и воспитанию, а также коррекционной работе. Чем раньше к развитию ребенка будут привлечены специалисты, тем лучше будет его развитие.

        Введение курса по формированию компьютерной грамотности открывает широкие возможности для интеллектуального развития ребенка. Обучение детей на персональном компьютере при правильной организации является развивающим для всех компонентов мыслительной деятельности: мотивационного, регуляционного и операционного. Дети с умственной отсталостью должны обладать минимальной совокупностью информационных знаний и умений, которые необходимо и возможно сформировать у лиц с нарушением интеллекта. Акцент следует делать на формирование элементарных компьютерных знаний и умений, необходимых в жизни. 

        Компьютерные технологии обеспечивают дополнительную учебную мотивацию и активизируют познавательную деятельность детей с нарушением интеллектуального развития, что является одним из факторов, повышающих эффективность использования средств обучения в коррекционной работе.

        Настоящая программа описывает курс подготовки учащихся с нарушением интеллектуального развития по формированию навыков работы за компьютером.

        Цель программы — развитие  компонентов мыслительной деятельности: мотивационной, регуляционной и операционной, индивидуализация коррекционно – развивающей работы, формирование элементарных компьютерных  умений и навыков.

        Задачи:

  • -максимальная индивидуализация процессов коррекции и обучения;
  • -формирование у детей интереса к компьютеру, усвоение правил и поведения при общении с компьютером;
  • развитие знаний об окружающем, математических представлений, коррекция психических функций в процессе решения игровых, изобразительных и познавательных компьютерных задач;
  • развитие у детей сенсорных способностей, графомоторных навыков и ориентировки в пространстве, мелкой моторики пальцев при использовании простейших тренажеров в работе на клавиатуре, графическом планшете, планшетном ПК; интерактивной доске;
  • развитие критичности у детей, повышение самооценки, интереса к обучению, усвоения новых знаний.

        Продолжительность обучения по программе  - 2 года обучения от простого к более сложному, от постоянного контроля преподавателя к самостоятельным решениям, от выработки умений и навыков к творческим заданиям.

        Занятия проводятся в первой половине дня.

        Современные компьютерные игры для учащихся, используемые на занятиях, имеют доступный для понимания интерфейс, что даёт возможность ребёнку почувствовать уверенность в себе, ставит его в ситуацию успеха, что особенно важно для обучения детей с нарушением интеллекта. Большинство заданий имеет несколько уровней сложности, что даёт возможность научиться оценивать свои силы и получать положительные результаты по своей индивидуальной программе.

        Каждое коррекционно – развивающее занятие включает несколько видов деятельности, сменяющих друг друга: это беседа или  игра, компьютерная игра, индивидуальные игровые задания или дидактические игры, конструирование.

        Важно отметить, что на занятиях должны строго соблюдаться Санитарно- эпидемиологические нормы: требования к технике, освещению, продолжительности занятий; проводиться профилактические упражнения для глаз и физкультминутки.

         

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I. Компьютер

Компьютер. Устройство компьютера. Монитор. Системный блок. Клавиатура. Манипулятор «мышь». Правила работы с компьютером.

Учащиеся могут научиться:

  • называть части компьютера, понимать их назначение;
  • использовать в своей работе клавиатуру и манипулятор «мышь»;
  • осуществлять элементарные операции при работе в различных программах;
  • знать основные правила работы с компьютером и технику безопасности.

Раздел II. Предметы. Отличительные признаки, составные части и действия предметов.

Тема 1. Признаки и составные части предметов

Цвет предметов. Форма и размеры предметов. Названия предметов. Количество предметов. Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств с одних предметов на другие. Поиск совпадающих свойств у разнородных предметов.

Тема 2. Действия предметов

Последовательность действий, заданная устно и графически. Последовательность действий и состояний в природе.

Учащиеся могут научиться:

  • находить предметы с одинаковым значением признака (цвет,форма, размер, количество);
  • объединять предметы в группы по признакам;
  • обобщать по признаку, находить закономерность по признаку;
  • выделять существенный признак предмета или нескольких предметов;
  • находить лишний предмет в группе однородных;
  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и называть их;
  • расставлять события в правильной последовательности;
  • выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий.

СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        При построении образовательной деятельности учитываются возрастные психические и физические особенности учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Коррекционно – развивающие занятия  проводятся индивидуально или подгруппами по 2- 3 человека и длится 20 – 25 минут.

        Занятие  включает в себя смену видов деятельности и физкультминутки, и имеет следующую структуру построения:

  • Введение (беседа, опрос, игра).
  • Работа за компьютером (объяснение учителя-дефектолога, показ, самостоятельная работа под руководством педагога). В этот блок обязательно включена гимнастика для глаз.
  • Физкультминутка.
  • Дидактические игры: задания-игры на индивидуальных листах, конструирование, парные и групповые дидактические игры.
  • Закрепление темы.

        В зависимости от цели занятия учитель – дефектолог может изменить структуру занятия, поменять местами блоки, заменить физкультминутку подвижным заданием или подвижной игрой.

        На занятиях рекомендуется использовать следующие методы обучения как: рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, упражнения, а так же специальные методики коррекционной педагогики:

  • замедленность темпа обучения;
  • неоднократное повторение и закрепление изученного материала;
  • чередование заданий различной сложности;
  • смена видов деятельности в течение занятия;
  • опора на практические задания;
  • оценка и самооценка результатов деятельности на каждом занятии;
  • индивидуальный подход к обучающимся.

Этапы реализации программы:

  • просветительский (работа с родителями, педагогами) - предназначен для просвещения родителей и педагогов о назначении данной программы для развития детей с нарушением интеллекта. Этот этап реализуется посредством участия педагога в родительских собраниях и проведении индивидуальных и групповых консультаций;
  • диагностико-аналитический направлен на выявление уровня владения компьютером (управление компьютером, клавишами, мышью; управление графическим планшетом) и общего уровня развития с учетом диагностических данных;
  • формирующий и развивающий в течение 2-х лет; на этом этапе непосредственно осуществляется процесс обучения. Для этого составляются годовые планы коррекционно – развивающих занятий;
  • включающие игры: дидактические, традиционные и обучение работе на компьютере через компьютерные игровые программы;
  • контрольно-диагностический; осуществляется контроль результатов освоения программы.

ГОДОВОЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  (1 год обучения)

Сентябрь. "Знакомство. Компьютер и его части".

  • Знакомство с компьютером. -1 занятие
  • Мониторинг -1 занятие
  • Компьютер и его части. -1 занятие
  • Средства управления. Клавиатура. -1 занятие
  • Правила поведения и техника безопасности – 1 занятие

Октябрь. "Как подружиться с компьютером»?

  • Средства управления. Мышь. -1 занятие
  • Перемещение объектов по экрану мышью. -1 занятие
  • Классификация предметов. -1 занятие
  • «Дружная компания». Игра с сюжетом. -1 занятие

Ноябрь. "Компьютер и Робот "

  • «Дружная компания» (продолжение) -1 занятие
  • Классификация предметов. -1 занятие
  • Обучающая игра «Робот». - 2 занятия

Декабрь. "Новогодняя карусель".

  • Я знаю цвета. -1 занятие
  • Я знаю геометрические фигуры. -1 занятие
  • Создаём новогодние атрибуты. -1 занятие
  • Зимние забавы. -1 занятие

Январь. "Адалин".

  • Восприятие. -1 занятие
  • Внимание. -1 занятие
  • Память. -1 занятие
  • Мышление. -1 занятие

Февраль. "В гостях у сказки ".

  • «Машины сказки» -1 занятие
  • «Адалин» -1 занятие
  • «Знаечка» -1 занятие
  • «Машины сказки» (продолжение). -1 занятие

Март. "Компьютер и мир вокруг нас".

  • Я - человек. Девочки и мальчики. -1 занятие
  • Одежда по сезонам. -1 занятие
  • Профессии. -1 занятие
  • Цвет вокруг. -1 занятие

Апрель. "Волшебный ларчик".

  • Интерактивные истории с развивающими мини-играми выполняются в индивидуальном темпе. - 4 занятия.

Май. "Что я знаю о компьютере".

  • Что я знаю о компьютере. -1 занятие
  • Играем с любимыми героями. -1 занятие
  • Любимые игры. -1 занятие
  • Мониторинг -1 занятие.

ГОДОВОЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (2 год обучения)

Сентябрь. "Что я знаю о компьютере".

  • Мониторинг -1 занятие
  • Компьютер и его части. - 2 занятия
  • Информация и её носители. - 2 занятия
  • Знаки интерфейса игры. - 2 занятия

Октябрь. "Волшебный ларчик".

  • Интерактивные истории с развивающими мини-играми выполняются в индивидуальном темпе. - 4 занятий.
  • «Волшебное перо».  - знакомство с графическим планшетом.- 2 занятия.

Ноябрь. "Адалин"

  • Внимание. - 2 занятия
  • Память. - 2 занятия
  • Мышление. - 2 занятия
  • Речь. - 2 занятия

Декабрь. "Новогодняя карусель".

  • Рисуем и раскрашиваем с помощью графического планшета. - 2 занятия
  • Создаём новогодние маски (графический планшет) - 2 занятия
  • Создаём новогодние атрибуты. - 2 занятия
  • Зимние забавы. - 2 занятия

Январь. "Чудеса науки".

  • Планшетный ПК. Знакомство с планшетным ПК. Правила пользования стилусом - 2 занятия
  • Гаджеты для детей («Умные игрушки»)- 2 занятия
  • Изучаем природные явления - 2 занятия
  • Изучаем животный мир. - 2 занятия

Февраль. "Компьютер- мой помощник в школе".

  • Логика. - 4 занятия
  • Речь. - 2 занятия
  • Редактор «Point»- 2 занятие

Март. "В гостях у сказки – 2 часть ".

  • «Машины сказки». - 2 занятия
  • «Адалин» - 3 часть. - 2 занятия
  • Ориентируемся. - 2 занятия
  • Мыслим. - 2 занятия

Апрель. "Мой друг - Компьютер".

  • Развиваем мышление. - 2 занятия
  • Развиваем реакцию. - 2 занятия
  • Ориентируемся. - 4 занятия

Май. "Что я знаю о компьютере".

  • Что я знаю о компьютере. - 2 занятия
  • Играем с любимыми героями. - 2 занятия
  • Любимые игры. - 2 занятия
  • Мониторинг - 2 занятия

Основные требования:

        Коррекционно – развивающие занятия с учащимися с нарушением интеллектуального развития проводятся 1 раз в неделю (1 год обучения) – всего 32 занятия и 2 раза в неделю (2 год обучения) - всего 64 занятия, продолжительностью 20-25 минут, в отдельном помещении не более одного в течение дня. Непрерывная продолжительность работы с компьютером - 15 минут. Гигиенически рациональная организация рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран монитора должен находиться  на уровне глаз или чуть ниже на расстоянии не ближе 50 см. После работы с компьютером проводят гимнастику для глаз (офтальмотренаж).

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

        Настольный персональный компьютер, ноутбук, графический планшет, планшетный ПК, принтер, сканер (или МФУ) с сертификатами, гигиеническими заключениями, подтверждающими безопасность для детей.

        Компьютерные игры: «Дружная компания» (3 части), «Машины сказки» (3 части), «Знаечка», комплекс коррекционно – развивающих интерактивных упражнений «Адалин».

        Электронные образовательные ресурсы: «Учи.ру», «Букварь.ру», «Играемся,ру», «Мерсибо».

        Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях.

        Доступ в сеть Интернет.

Планируемые результаты освоения Программы:

Обучающиеся должны знать:

• технику безопасности при работе за компьютером;

• правила поведения в кабинете учителя - дефектолога;

• назначение и основные устройства компьютера.

Обучающиеся должны уметь:

• включать и выключать компьютер; графический планшет, планшетный ПК.

• пользоваться клавиатурой и мышью компьютера для ввода информации, работы с папками, файлами и программами; пользоваться стилусом на планшетном ПК.

• совершать элементарные действия с файлами и папками;

• уметь использовать простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков с помощью графического планшета;

• уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

• просматривать фотографии (изображения) в диспетчере рисунков;

• прослушивать музыку и просматривать видео;

• находить необходимую информацию в глобальной сети интернет с помощью поисковых программ.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование компьютерной грамотности обучающихся при обучении русскому языку

В материале рассказывается о б использовании компьютера на уроках русского языка для формирования грамотности...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Формирование компьютерной грамотности у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Являюсь руководителем объединением дополнительного образования "Мир информатики". Главная задача объединениия  обучить учащихся новым компьютерным технологиям для лучшей социализации, н...

Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы компьютерной грамотности» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы

В современном мире компьютерная грамотность является одной из отраслей знаний, призванных готовить человека к жизни в новом информационном обществе. Задачей обучения компьютерной грамотнос...