Развитие тонкой моторики у детей с нарушениями интеллектуального развития посредством игр и упражнений с использованием природного материала в рамках проекта «Сад, который лечит».
статья на тему
Развитие тоной моторики с использованием природного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Развитие тонкой моторики у детей с нарушениями интеллектуального развития
посредством игр и упражнений с использованием природного материала
в рамках проекта «Сад, который лечит».
Мелкая моторика - это координированные движения пальцев и кистей рук.
У детей с органическим поражением головного мозга наряду с нарушением познавательной деятельности обнаруживается недостаточная координированность движений, особенно тонких пальцев, а также наличие лишних движений, повышает резкость, неумение рационально распределять усилия, сложность в установлении нужной амплитуды и временных параметров. Нарушение моторики проявляются главным образом в недоразвитии тонко дифференцированных регулирующих движений пальцев рук. Двигательные нарушения обусловлены поражением высшего уровня регуляции движений.
Почему важно развивать мелкую моторику? Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь, что у нашей категории детей находится на самом низшем уровне. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы выполнять различные бытовые и прочие действий. Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки детей с тяжелыми нарушениями в развитии должна стать важной. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его развитие.
В своей работе с детьми с нарушениями интеллектуального развития мы используем нетрадиционные методы работы, в частности гарденотерапию. Работа с природным материалом является одним из элементов гарденотерапии.
Работая с природным материалом, ребенок приобщается к миру прекрасного: учится быть рачительным хозяином родной природы, оберегать любое растение от бессмысленного уничтожения. Работа с семенами растений, высаживание растений, прополка грядок и сбор ягод все это отражается на развитии мелкой моторики рук умственно отсталого ребенка.
Данный материал всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей.
Исходя из этого, нами были определены цели и задачи: на занятиях по гарденотерапии уделять внимание развитию тонкой моторики и координации движений рук у детей с нарушениями интеллектуального развития посредством игр и упражнений с использованием природного материала. С помощью природного материала развивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; укрепить общую двигательную активность; содействовать нормализации речевой функции; произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность; создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Использовались следующие формы работы: совместная деятельность воспитателя с детьми; индивидуальная работа с детьми; свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Мы постарались подобрать максимально эффективные методы для развития мелкой моторики посредством игр и упражнений с использованием природного материала. Чтобы работы с материалом привлекала, вызывала живой интерес в каждое занятие внесен элемент театрализации: «Пришла в гости белочка, принесла орешки….» «Мишка - косолапый в гости к нам пришел, шишки нам в корзинке для ребят нашел…» ; «Петушок, петушок, золотой гребешок, собрал для нас зернышки, принес нам их в плошечке…» и т.д. Использование элементов театрализации вызывает положительный эмоциональный настрой у детей. Нами были разработаны комплексы пальчиковой гимнастики со стихотворным сопровождением.
Как же мы используем природный материал для развития мелкой моторики?
Массаж рук. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Вместе с тем этот же массаж рук действует успокаивающим образом. Кстати, на этом свойстве был основан обычай, принятый ещё в Древнем Китае задолго до появления чёток, - перебирать в руках грецкие орехи.
Чтобы массаж проходил интереснее, мы используем в качестве ручных тренажеров природный материал - грецкие орехи, косточки от персиков, шишки, каштаны.
Игры.
Кто выше подбросит орех, кто спрячет его в ладони, чтобы не было видно, у кого дольше всех будет вращаться орех, кто дальше прокатит орех,.
Рисуем на песке и крупе: фрукты, овощи, волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, дом и т.д. Пересыпаем крупу в разные емкости с помощью мерной ложки, ищем секреты, которые нам принесли герои сказок, лепим из крупяного теста. Выкладываем фигуры, узоры, целые картины, используя семена фасоли, гороха, арбуза, фиников.
Используем схемы –картинки: выкладываем изображения контуров предметов, украшаем предметы семенами арбуза, дыни, горохом фасоли. Например: Украсить модницу гусеницу, выложить пятнышки у мухомора, жирафа, найти все капельки дождя и т. п.) .
Работа с семенами способствует и оздоровлению организма ребенка. Оказавшись под воздействием тепла и влаги, человеческого тела семя растения способно производить мощный энергетический выброс, имеющий лечебный эффект. «Перебери семена, помоги Золушке», «Посади зернышко для Дюймовочки» и т.д.
Гречишные зёрна универсальный инструмент, каждое зерно похоже на маленькую пирамиду. А любая пирамидальная форма обладает способностью концентрировать энергию особенно сильно и направленно её передавать. Поэтому зёрна гречихи оказывают положительное воздействие на оздоровление организма.
На гречневой крупе выполняем ряд упражнений: прижать кисти рук, скользить ладонями, выполняя зигзагообразные и круговые движения («Идем по дорожке к домику Маши»), поставив ладонь на ребро кулачком, пройтись отдельно каждым пальцем поочерёдно правой и левой рукой ( «Мишка по лесу идет»), одновременно указательными (средними, мизинцами, безымянными); поиграть на «пианино вместе со Смешариками»)
Выезжая в летнее время за город, мы с детьми собираем разный природный материал: камни, сухие ветки, травы. Дети очень любят это занятие. Из гальки, песчаника мы изготавливаем конструктор. Вместе с детьми раскрашиваем камешки, оформляем наклейками. Для раскрашивания используются акриловые краски. После высыхания они не смываются водой и имеют приятный блеск. Эти краски не имеют запаха и не токсичны.
Из камешков дети строят различные конструкции.
Из собранных плодов рябины, яблонь, шишек, иголок нами были изготовлены дидактические игры на развитие мелкой моторики: «Волшебные бусы», «Мозаика», «Елочка» и т.д.
Очень интересно проходят занятия, когда дети занимаются поделками из природного материала.
В конце каждой темы мы с детьми изготавливаем различные поделки из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
Для обобщения материала нами были оформлены буклеты на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Развитие мелкой моторики в быту». Были подготовлены консультации для педагогов отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка с отклонениями в интеллектуальном развитии.
В результате нашей работы у детей совершенствовалась ручная умелость, что стало стимулирующим толчком для формирования психических процессов. Пополнилась предметно-развивающая среда материалом и оборудованием для развития мелкой моторики рук, оформлена картотека пальчиковых игр и гимнастик, изготовлены различные авторские игры с природным материалом, собран и систематизирован информационно - наглядный материал по данной теме.
В дальнейшем мы планируем поиск искать новых методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий осеннего праздника для детей с нарушениями интеллектуального развития
Независимо от уровня интеллектуального развития дети любят музыкальные досуги и конечно праздники. В соответствии с ФГТ мы организовываем музыкальные досуги и музыкальные прездники во всех возрастных ...
Сценарий осеннего праздника для детей с нарушениями интеллектуального развития
Независимо от уровня интеллектуального развития дети любят музыкальные досуги и конечно праздники. В соответствии с ФГТ мы организовываем музыкальные досуги и музыкальные прездники во всех возрастных ...
Использование системы Монтессори при обучении и воспитании детей с нарушением интеллектуального развития.
Использование системы Монтессори при обучении и воспитании детей с нарушением интеллектуального развития....
Контрольные работы по математике за I, II четверти. 7 класс, для детей с нарушением интеллектуального развития.
Данная контрольная работа по математике предназначена обучающихся с нарешениями интеллектуального развития. Предлагаются 2 варианта....
Тесты по математике для учащихся по адаптированным образовательным программам (для детей с нарушением интеллектуального развития).
Тесты по математике...
Карточки проверки домашних заданий по истории отечества, 7 класс, для детей с нарушением интеллектуального развития.
Карточки для проверки домашнего задания, для проведения словарных диктантов по темам, словарь по истории по главам....
Аналитический отчёт работы МО учителей, обучающих детей с нарушением интеллектуального развития за 2016/2017 учебный год
Аналитический отчёт работы МО учителей, обучающих детей в условиях реабилитационно-образовательного центра...