Рабочая программа работы классного руководителя на 2018-2019 учебный год
рабочая программа
Программа работы классного руководителя на 2018-2019 учебный год ориентирована на программное обеспечение сопровождения семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, выделена как Программа сотрудничества с семьей обучающегося и является частью программы классного руководителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_klassnogo_rukovoditelya_na_2018-2019_uchebnyy_god.docx | 101.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
- Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей профессионально-трудового обучения Протокол от «___»________201__ г. № ___ | УТВЕРЖДАЮ Директор КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ______________М.И. Иванова приказ от «___»______201_ г. №____ |
Программа работы классного руководителя
Класс:10
Классный руководитель: Зарипова Л.Ф.
г. Нефтеюганск-2018
Оглавление
1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1 | Психолого – педагогическая характеристика класса | 5 |
1.2 | Организация ученического соуправления | 7 |
1.3 | Планируемые результаты | 8 |
2 | Содержание работы классного руководителя | 10 |
2.1. | Организация деятельности обучающихся | 10 |
2.2 | Календарь образовательных событий на 2018–2019 учебный год | 10 |
2.3. | Дорожная карта реализации программы | 12 |
3. | Программа сотрудничества с семьей | 18 |
3.1 | Пояснительная записка | 18 |
3.2 | Планируемые результаты реализации программы сотрудничества с семьей | 19 |
3.3 | Система оценки достижения планируемых результатов | 20 |
3.4. | План работы с родителями | 22 |
4. | Приложения к программе | 23 |
4.1 | Социальный паспорт класса |
- Пояснительная записка
Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.
В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Программа предлагает следующие направления нравственного развития
обучающихся:
Осмысление ценности жизни (своей и окружающих). Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.
Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения к друг другу, к человеку вообще. Формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных. Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание ребенка, общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности. Отношение к учащемуся с уважением его достоинства - является основным требованием ко всем работникам организации. Взрослый, являясь носителем нравственных ценностей, служит эталоном, примером для детей.
Осмысление свободы и ответственности. Дети учатся выбирать деятельность, выбирать способ выражения своих желаний. Делая выбор, они учатся принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий. К примеру, нужно приготовить еду, чтобы утолить голод, но можно не готовить - тогда мы останемся голодными. Ребенок, на доступном ему уровне, учится предвидеть последствия своих действий, понимать, насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но необходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.
Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится - меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности. Формирование доверия к окружающим у ребенка с ТМНР происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности, а также ухода: при кормлении, переодевании, осуществлении гигиенических процедур. В процессе ухода ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать. Уход следует рассматривать как часть воспитательного процесса, как способ коммуникации и взаимодействия с ребенком. Деятельность работника, осуществляющего уход, не должна сводиться к механическим действиям.
Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом (носители гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения). Ребенку с нарушением интеллекта трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.
Важно, чтобы педагог, который работает с детьми с инвалидностью, помнил о том, что независимо от степени выраженности нарушений каждый человек уникален, он равноправный член общества. Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность. От реакции педагога зависит то, как ребенок станет в дальнейшем относиться к себе и к окружающим. Например, если кто-то из детей громко кричит и проявляет агрессию, другие дети, наблюдая за реакциями взрослого, учатся терпению и уважению к сверстнику, независимо от его поведения. Некоторые дети проявляют инициативу: подходят к однокласснику, пытаются ему помочь, успокаивают, протягивают игрушку, гладят по голове и т.д.
Ориентация в религиозных ценностях и следование им на доступном уровне предпочтительна для семейного воспитания, но, по согласованию с родителями, возможна в образовательной организации. Работа по данному направлению происходит с учетом желания и вероисповедания обучающихся и их семей и предполагает знакомство с основными религиозными ценностями и святынями в ходе: подготовки и участии в праздниках, посещения храма, паломнических поездок и т.д. Ребенку с нарушениями интеллектуального развития сложно постичь смысл религиозного учения и понять, почему верующие празднуют тот или иной праздник, почему ведут себя определенным образом в храме, что происходит во время богослужения. Участвуя в религиозных событиях, дети усваивают нормы поведения, связанные с жизнью верующего человека.
Программа выполняется в семье, на занятиях по предмету «Окружающий социальный мир» и в рамках внеурочной деятельности. Основными организационными формами внеурочной деятельности, через которые реализуется содержание программы, являются: оздоровительные лагеря, проекты, экскурсии, праздники, походы и др.
Цель программы работы классного руководителя: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
Задачи:
- коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование коммуникативных навыков социального общения людей;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год
1.1 Психолого – педагогическая характеристика класса
Состав обучающихся класса - 5 человек.
Константин адаптированную основную общеобразовательную программу (вариант 2) за 9 класс освоил на низком уровне.
Данил адаптированную основную общеобразовательную программу (вариант 2) за 9 класс освоил на низком уровне.
Павел адаптированную основную общеобразовательную программу (вариант 2) за 9 класс освоил на низком уровне. Павел не адаптирован к школьной жизни, наблюдаются серьезные отклонения поведения, трудности в общении со сверстниками.
Александр адаптированную основную общеобразовательную программу (вариант 2) за 9 класс освоил ниже достаточного уровня.
Александр адаптированную основную общеобразовательную программу (вариант 2) за 9 класс освоил на низком уровне.
Артем адаптированную основную общеобразовательную программу (вариант 2) за 9 класс освоил на низком уровне.
На заседании ПМПК школы-интерната № 1 от 30.08.2018 г., утверждены образовательные задачи для обучающихся 10 класса на 2018 – 2019 учебный год.
Образовательные задачи для обучающихся:
1).Развитие жизненных компетенций на основе обучения стирке вещей, уборке помещения.
2). Развитие коммуникативных умений на основе социального взаимодействия.
Уровень сплоченности детского коллектива
Я. Коломенский «Социометрия»
Ф.И. обучающегося | популярные | предпочитаемые | игнорируемые | отвергаемые |
Константин | + | |||
Даниил | + | |||
Павел | + | |||
Александр | + | |||
Александр | + |
Уровень воспитанности класса, сформированность навыков ЗОЖ
Ф.И. обучающегося | Уровень воспитанности | Сформированность навыков ЗОЖ |
Константин | Н | Н/д |
Даниил | Н/д | Н/д |
Павел | Н | Н/д |
Александр | Н/д | Н/д |
Александр | Н | Н/д |
1.2 Организация ученического соуправления
Формы соуправления
- классное собрание
- собрание актива класса
- коллективно-творческое дело
- отчетно-выборное собрание
Поручения классного коллектива
В зависимости от реализуемой программы воспитания и социализации названия поручений в классных коллективах различны, но функционал - схожий. Как правило, ребята в классном коллективе выполняют следующие поручения:
1. Лидер класса
Ответственное и почетное поручение. Является ответственным за организацию классного соуправленияи является помощником классного руководителя. Избирается собранием класса на 1год. Стремится к сохранению традиций класса.
Лидер класса отвечает:
- За организацию мероприятий, включая дежурство.
- За информирование классного коллектива о событиях, непосредственно касающихся класса.
- За выполнение одноклассниками постоянных и временных поручений, добивается выполнение этих поручений.
- За организацию класса в участии школьных мероприятиях.
2. Помощник лидера
- Оказывает помощь лидер у класса.
- Отвечает за информирование о посещаемости учебных занятий одноклассниками
классного руководителя и дежурного администратора.
- Проводит рейды по проверке сохранности книг, школьных принадлежностей.
3. Старший дежурный
- Организует дежурство по классу: составляет график, назначает дежурных, распределяет на посты, инструктирует об их обязанностях.
- Контролирует готовность класса к уроку и порядок после окончания занятий.
- Отчитывается на школьной линейке по итогам дежурства класса (по графику).
4. Спортивный организатор
- За организацию и участие класса в спортивных мероприятиях
- Контролирует готовность обучающихся к урокам физкультуры.
Критерии результативности классного соуправления
-Сформированность детского коллектива (социометрия).
-Социально - психологический климат классного коллектива.
-Уровень развития соуправления.
-Самостоятельность членов коллектива при выполнении поручений и обязанностей.
-Адекватность самооценки результатов труда.
Информация об ученическом соуправлении в классе
Лидер класса – Лупляк Александр
Помощник лидера – Кузнецов Павел
Старший дежурный – Чайка Александр
Спортивный организатор – Комиссаров Даниил
Понедельник Кузнецов Павел Лупляк Александр | Вторник Комиссаров Даниил Лупляк Александр | Среда Чайка Александр Лупляк Александр | |
Четверг Комиссаров Даниил Лупляк Александр | Пятница Жиленков Константин Кузнецов Павел |
1.3 Планируемые результаты
Программа работы классного руководителя направлена на достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- воспитательных результатов — нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (приобретение знания о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, уважение к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
- эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).
Воспитательные результаты деятельности обучающихся распределяются по трем уровням:
первый уровень результатов — приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
второй уровень результатов - получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
третий уровень результатов — получение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.
Достижение этих результатов способствует формированию у обучающихся коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности.
Формирование личностных результатов предполагает:
― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, городу, народу, России;
― ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
― осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;
― готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;
― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия.
2. Содержание работы
2.1 Организация деятельности обучающихся
Виды организации деятельности обучающихся, способствующие решению задач воспитания и социализации:
- игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
- трудовая (производственная) деятельность
- спортивно-оздоровительная деятельность
- туристско-краеведческая деятельность
Направления реализации программы работы классного руководителя:
- нравственное
- спортивно-оздоровительное
- общекультурное
- социальное
Формы организации деятельности:
- экскурсии
- соревнования
- трудовая практика
- олимпиады, викторины, конференции
- сюжетно-ролевые игры и т.п.
2.2 Календарь образовательных событий на 2018–2019 учебный год
2018 год объявлен Годом добровольца (волонтера) (Указ Президента от 06.12.2017 № 583).
Месяц | Число | Образовательное событие |
Сентябрь | 1 | День знаний |
3 | День солидарности в борьбе с терроризмом | |
3–9 | Неделя безопасности | |
8 | Международный день распространения грамотности | |
Октябрь | 4 | День гражданской обороны |
5 | Международный день учителя | |
4 | 60 лет со дня запуска первого искусственного спутника Земли (1957 г.) | |
16 | Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче | |
26–29 | Всероссийский урок, посвященный жизни и творчеству Ивана Сергеевича Тургенева | |
27 | Международный день школьных библиотек | |
30 | Всероссийский урок безопасности школьников в сети интернет | |
Ноябрь | 4 | День народного единства |
16 | Международный день толерантности | |
25 | День матери в России | |
Декабрь | 3 | Международный день инвалидов |
3 | День Неизвестного Солдата | |
3–9 | Всероссийская акция «Час кода». Тематический урок информатики | |
9 | День героев Отечества | |
11 | Всероссийский урок, посвященный жизни и творчеству Александра Исаевича Солженицына (для учащихся 10–11 классов) | |
12 | День Конституции Российской Федерации | |
Январь | 1 | 100-лет со дня рождения Даниила Александровича Гранина, российского писателя (1919 г.) |
27 | Международный день памяти жертв Холокоста | |
27 | День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год) | |
Февраль | 8 | День российской науки |
8 | 185 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева (1834), русского ученого-химика | |
15 | День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества | |
21 | Международный день родного языка | |
23 | День защитника Отечества | |
Март | 1 | Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом |
8 | Международный женский день | |
18 | День воссоединения Крыма с Россией | |
25–30 | Неделя детской и юношеской книги: | |
25–30 | Неделя музыки для детей и юношества | |
Апрель | 12 | День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы» |
21 | День местного самоуправления | |
30 | День пожарной охраны. Тематический урок ОБЖ | |
Май | 9 | День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (1945 г.) |
9 | День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (75 лет, 23 августа 1943 год) | |
24 | День славянской письменности и культуры | |
Июнь | 1 | Международный день защиты детей |
6 | День русского языка – Пушкинский день России | |
12 | День России | |
22 | День памяти и скорби – день начала Великой Отечественной войны (1941 г.) |
2.3. Дорожная карта реализации программы
Сентябрь
№ п/п | Направление | Месяц | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||
Осмысление свободы и ответственности | Тематический час День солидарности борьбы с терроризмом | Неделя безопасности | Тематический урок Международный день распространения грамотности | Изучение Гимна России. Проведение Информационных перемен | |
Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения к друг другу, к человеку вообще | Линейка «День знаний» | Поздравление именинников месяца (сюрпризный момент в классе) | |||
Укрепление веры и доверия | Организация занятости обучающихся в кружках секциях | Общешкольное родительское собрание | |||
Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения | День Здоровья 14.09 | Проведение экологического десанта по уборке территории |
Октябрь
№ п/п | Направление | Месяц | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||
Осмысление свободы и ответственности | День гражданской обороны 04.10 | Тематический Урок «Мой город» | Акция «Ветеран живет рядом» | Повторение и исполнение Гимна России. | |
Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения к друг другу, к человеку вообще | Поздравление именинников месяца (сюрпризный момент в классе) | ||||
Укрепление веры и доверия | Рейд по проверке школьных принадлежностей, учебников | Беседа Доверие к родителям | |||
Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения | Всероссийский урок Экология и энергосбережение в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче 16.10 |
Ноябрь
№ п/п | Направление | Месяц | |||
1 неделя Каникулы | 2 неделя |
| 4 неделя | ||
Осмысление свободы и ответственности | Посещение совместно с родителями городского музея | Социальное тестирование на предмет употребления обучающимися ПАВ, табакокурения, алкоголя | Встреча с инспектором ОДН «Ответственность за правонарушения подростков». | ||
Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения к друг другу, к человеку вообще | «День Матери в России» | ||||
Укрепление веры и доверия | Посещение совместно с родителями городской библиотеки | Предметная неделя «Живое русское слово» 19-24 ноября | Общественный контроль знаний 27-30.11 | ||
Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения | Акция «Кормушка для птиц» | Акция «Кормушка для птиц» | Поздравление именинников месяца (сюрпризный момент в классе) |
Декабрь
№ п/п | Направление | Месяц | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя |
| ||
Осмысление свободы и ответственности | Тематический час Международный день инвалидов | Тематический час «День Конституции России» | |||
Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения к друг другу, к человеку вообще | Акция к международному Дню инвалида-посещение обучающихся индивидуально на дому | Акция «Подарок Ветерану» | Поздравление именинников месяца (сюрпризный момент в классе) | ||
Укрепление веры и доверия | Рейд по проверке школьный принадлежностей, ведения дневников |
| Родительское собрание | ||
Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения | Акция «Покормите птиц» | Акция «Покормите птиц» | Акция «Покормите птиц» | Акция «Покормите птиц» |
Январь
№ п/п | Направление | Месяц | |||
1 неделя Каникулы | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||
Осмысление свободы и ответственности | Посещение совместно с родителями кинотеатра «Юган» |
| День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Историческая викторина 27.01 | ||
Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения к друг другу, к человеку вообще | Рисуем зиму | Рисуем «Зимние забавы» | Поздравление именинников месяца (сюрпризный момент в классе) | ||
Укрепление веры и доверия | Рейд по проверке школьный принадлежностей, ведения дневников | ||||
Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения | Экскурсии совместно с родителями | Трудовой десант |
|
Февраль
№ п/п | Направление | Месяц | |||
1 неделя | 2 неделя |
| 4 неделя | ||
Осмысление свободы и ответственности | Тематический час День Российской науки 08.02. | Тематический час «День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества» 15.02 | Интеллектуальная игра «О подвигах, доблести и славе» 22.02 | Изучение и исполнение патриотических песен Встреча с инспектором ОДН | |
Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения к друг другу, к человеку вообще | Рисуем Защитников Отечества | Рисуем Защитников Отечества | Поздравление именинников месяца (сюрпризный момент в классе) | ||
Укрепление веры и доверия | Рейд по проверке школьный принадлежностей | Трудовой десант | |||
Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения | Акция «Покормите птиц зимой» | Акция «Покормите птиц зимой» | Акция «Покормите птиц зимой» | Акция «Покормите птиц зимой» |
Март
№п/п | Направление | Месяц | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя |
Каникулы | ||
Осмысление свободы и ответственности | Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом Акция «Занимаясь спортом, сохраним здоровье!» | Тематический час «День воссоединения Крыма с Россией» | |||
Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения к друг другу, к человеку вообще | Международный женский день «Весенняя капель» Социально-полезная акция до 07.03 | Тематический час «Этот удивительный мир профессий» | Поздравление именинников месяца (сюрпризный момент в классе) | Посещение совместно с родителями городской библиотеки Неделя детской и юношеской книги | |
Укрепление веры и доверия | Повторение и исполнение песен о маме | Родительское собрание | |||
Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения | Поход в кинотеатр | Трудовой десант | Посещение совместно с родителями концертов Детской школы-искусств Неделя музыки для детей и юношества |
Апрель
№ п/п | Направление | Месяц | |||
1 неделя | 2 неделя |
| 4 неделя | ||
Осмысление свободы и ответственности | «Космос – это мы!» Всероссийский Гагаринский урок 12.04 | День местного самоуправления Встреча с представителями органов местного самоуправления (8-12 кл) 19.04 | День пожарной охраны Тематический урок ОБЖ(экскурсия в ПЧ № 54 МЧС РФ) 30.04 | ||
Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения к друг другу, к человеку вообще | Рисуем космос |
| Поздравление именинников месяца (сюрпризный момент в классе) | ||
Укрепление веры и доверия | Экономическая игра «Город мастеров» 05.04 | ||||
Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения | День Здоровья | Экологический десант | Акция «День земли» 22.04 |
Май
№ п/п | Направление | Месяц | |||
1 неделя | 2 неделя |
| 4 неделя | ||
Осмысление свободы и ответственности | Урок Мужества | Акция «Подарок ветерану» | Беседа с инспектором | ||
Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения к друг другу, к человеку вообще | Рисуем День Победы | Общешкольная линейка Праздник последнего звонка 24.05 | |||
Укрепление веры и доверия | Литературная гостиная «И помнит мир спасенный!» | Рейд по проверке учебников | Итоговое общешкольное родительское собрание | ||
Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения | Экологический десант | Весенний кросс ко дню Победы | Экологический десант | Акция «Посади дерево» |
3. Программа сотрудничества с семьей
3.1 Пояснительная записка
Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка- инвалида путем организации и проведения различных мероприятий. Полноценное участие родителей (законных представителей) в образовании своих детей, возможно только при условии достаточной компетентности родителей, т.е. при наличии у них знаний об особенностях развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР, о возможных образовательных целях и задачах, о современных методиках, методах и приемах обучения, позволяющих реализовывать обучение «особого» ребенка, а также поддерживать сформированные ранее навыки.
Психологическая поддержка семьи. Психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития, является основой для дальнейшей работы с семьей и с ребенком. Психологическая поддержка семьи осуществляется в ходе проведения специальных тренингов для родителей, при индивидуальном консультировании.
Повышение осведомленности родителей (законных представителей) об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка. Повышение осведомленности родителей (законных представителей), т.е. непосредственное информирование родителей (законных представителей), передача им знаний в удобной для восприятия форме и необходимом объеме возможно на тематических семинарах, организованных в образовательном учреждении, а также в ходе индивидуального консультирования родителей (лиц, их заменяющих). Достаточно информативным является посещение родителями (лицами, их заменяющими) открытых уроков, занятий и просмотр видеозаписей этих занятий с последующим их обсуждением. Встречи родителей в рамках работы родительского клуба также позволяет родителям осмыслить и обсудить собственный опыт семейного воспитания детей с особенностями развития, узнать о том, как другие родители справляются с похожими ситуациями, что способствует повышению их родительской компетентности.
Регулярный обмен информацией о ребенке, результатах освоения АООП также важен для успешного обучения ребенка с особыми образовательными потребностями, т.к. часто дети по-разному ведут себя в зависимости от обстановки (дома или в школе) и от взрослого, который с ним и взаимодействует (родитель или учитель). Обмен информацией о ребенке между родителями (законных представителей) и педагогами важен и для выяснения причин проблемного поведения, и для коррекции поведения ребенка. Родители (законных представителей) и педагоги могут делиться информацией в ходе индивидуальных бесед, консультаций, путем ведения Дневника комплексного сопровождения, используя электронные средства (электронная почта и т.п.).
Участие родителей (лиц, их заменяющих) во внеурочных мероприятиях также способствует повышению их родительской компетентности, т.к. позволяет увидеть своего ребенка с непривычной, неожиданной стороны, больше узнать о его возможностях. Также организация и проведение внеурочных мероприятий с участием родителей (законных представителей) позволяют преодолеть социальную изоляцию семей, воспитывающих детей с особенностями развития, провоцируют родителей (законных представителей) больше общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать контакты.
- Планируемые результаты реализации программы
сотрудничества с семьей
В процессе работы по программе сотрудничества с семьей обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР предполагаются следующие результаты:
- повышение осведомленности родителей (законных представителей) об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР;
- повышение осведомленности родителей (законных представителей) о структуре и наполняемости образовательного процесса для своего ребенка;
- понимание важности и принятие необходимости обеспечения единых требований к ребенку в семье (месте постоянного проживания) и в образовательной организации;
- повышение активности родителей (законных представителей) в отношениях с образовательной организацией:
- принятие на себя доли ответственности за результативность обучения ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР;
- активное участие родителей (лиц, их заменяющих) в реализации АООП;
3.3 Система оценки достижения планируемых результатов
В качестве оценки результативности программы сотрудничества с семьей целесообразно использовать следующие формы обратной связи:
- беседы;
- анализ ситуации динамики учащихся в связи с активным включением родителей (лиц, их заменяющих) в жизнь образовательного учреждения;
- письменные отзывы по итогам проведенного мероприятия;
- анкетирование в конце учебного года.
Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка - инвалида путем организации и проведения различных мероприятий, представленными в таблице:
Сопровождение семьи путем организации и проведения мероприятий
Задачи | Мероприятия |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | - индивидуальные консультации родителей с учителем по запросу родителей - тематические буклеты - презентационный материалы - родительские собрания |
Обеспечение участия семьи в реализации АООП вариант 2, индивидуального образовательного маршрута, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации | - посещение родителями уроков/занятий; - консультирование родителей по вопросам обучения ребенка, выбор единых подходов и приемов работы - участие родителей в учебных проектах |
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации АООП вариант 2, индивидуального образовательного маршрута, результатах освоения | - информирование электронными средствами -личные встречи, беседы - родительские собрания (1 раз в четверть) |
Психологическая поддержка семьи | - участие в тренингах - консультирование родителей |
Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях | - привлечение родителей к планированию - разработке и реализации мероприятий: День Знаний, Новогодние хлопоты, выставка – ярмарка «Город мастеров», конкурс «Самый классный класс», Вахта памяти, День здоровья - проведение социальных акций: «Подарок ветерану», «Читаем всей семьей» |
Для оценки результатов обучения детей в школе и удовлетворенности этими результатами родителям обучающихся можно предложить заполнить анкету
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Ваш ребенок учится в классе
Для индивидуализации учебных программ мы просим вас ответить на ряд вопросов:
1. Оцените важность овладения вашим ребенком следующими умениями (см. в таблице). Используйте для оценки: / — очень важно; 2 — важно; 3 — второстепенно
Умения | Оценка | |
Важность Доступность | ||
Социокультурные умения | ||
1. Пользоваться туалетом | ||
2. Умываться, мыть тело под душем | ||
3. Г отовить себе еду на завтрак (ужин) | ||
4. Стирать мелкие вещи | ||
5. Отвечать на телефонный звонок или звонить самостоятельно | ||
6. Переходить проезжую часть улицы | ||
7. Делать уборку в доме | ||
8. Покупать продукты в магазине | ||
9. Пользоваться общественным транспортом | ||
Учебные умения | ||
11. Считать | ||
12. Читать | ||
13. Писать | ||
14. Повторять за взрослым предложения | ||
15. Выполнять действия по просьбе | ||
16. Пересказывать основное содержание рассказа, мультфильма, фильма | ||
17. Самостоятельно надевать и снимать одежду и обувь |
Какие еще умения, кроме перечисленных выше, необходимы вашему ребенку в будущем? Спасибо!
3.4. План работы с родителями на 2018 -2019 учебный год
№ п/п | Тематика | Срок проведения |
Тематические собрания | ||
Родительское собрание «Давайте познакомимся». Выборы родительского комитета и планирование его деятельности. | сентябрь | |
2. | Родительское собрание. Организационные вопросы о проведении совместно с родителями экскурсии «Улицы родного города», финансово- экономической игры. Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности. Инструктаж о правилах безопасного поведения во время каникул. | октябрь |
3. | Родительское собрание «Итоги первого полугодия». Знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности. Инструктаж о правилах безопасного поведения в зимнее время, во время зимних каникул | декабрь |
4. | Родительское собрание: тематический час «Этот удивительный мир профессий», итоги третьей четверти, знакомство родителей с достижениями детей в различных видах деятельности. Инструктаж о правилах безопасного поведения во время весенних каникул. | март |
5. | Итоговое родительское собрание. Организация летнего отдыха детей, вопросы трудоустройства. Инструктаж о правилах безопасного поведения в летнее время. | май |
Консультации | ||
Беседа с родителями «Правила безопасного поведения ребенка в транспорте» | ноябрь | |
Беседа с родителями «Профилактика суицида» | февраль | |
3. | Беседы по формированию ЗОЖ, ПДД | В течение года |
4. | Индивидуальные консультации и беседы | по запросу |
Мероприятия | ||
День Знаний | сентябрь | |
Проведение совместно с родителями экскурсии «Улицы родного города» | октябрь | |
3. | Международный день учителя. Участие родителей в праздничном концерте | октябрь |
4. | Посещение совместно с родителями городского музея | ноябрь |
5. | Участие в акции «Покормите птиц» | декабрь |
6. | Украшение классных кабинетов к Новогоднему празднику | декабрь |
7. | Рисуем зиму | январь |
8. | Изготовление открыток ко Дню защитника Отечества | февраль |
9. | Экономическая игра «Город мастеров» | апрель |
4.Приложения к программе
Приложение 1
Социальный паспорт 10 класса
КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
по состоянию на «01»_09._2018 г.
Сведения об обучающихся, воспитанниках | Количество | Ф.И. ребенка | |
4.1. | Гражданство РФ | 7 |
|
Не имеет гражданства РФ | - | - | |
4.2. | Опекаемые | - | - |
4.3. | Дети-сироты | - | - |
4.4. | Дети-инвалиды | 5 |
|
4.5. | Дети, состоящие на ВШУ, в том числе: | - | - |
Курят | - | - | |
Склонны к употреблению алкоголя и ПАВ | - | - | |
С негативными моделями поведения | - | - | |
Пропускающих занятия без уважительной причины | - | - | |
Другие причины (указать рядом с фамилией) | - | - | |
4.6. | Дети, состоящие на учете в ОДН | - | - |
4.7. | Дети, организованные дополнительным образованием | 4 | |
В школе-интернате | 1 |
| |
Вне школы-интерната | 1 | Библиотека:
Бассейн: 1.Чайка Александр | |
Не организованы | 2 | ||
4.8. | Национальность | ||
Русские, украинцы | 4 |
| |
Татары | 0 | ||
Узбеки | 0 | ||
Азербайджанцы | 0 |
| |
Малочисленные народы Севера | - | - | |
Иные (национальность указать рядом с фамилией) | 0 | ||
4.9. | Условия проживания | ||
Благоустроенное жилье в доме квартирного типа | 5 |
| |
Частный дом | 0 | ||
Временное жилье | - |
2. Сведения о семьях обучающихся, воспитанников
Сведения о семьях обучающихся, воспитанников | Количество | Ф.И. ребенка (перечислить) | |
5. 1. | Неполные семьи | 3 |
|
5. 2. | Полные семьи | 2 |
|
5. 3. | Многодетные семьи (3 и более детей до 18 лет): (всего) | 1 | |
В том числе 5 и более детей | - | - | |
5 детей | - | - | |
4 ребенка | - | - | |
3 ребенка | 1 | ||
5.4. | Малообеспеченные (подтверждённые документально) | - | - |
5.5. | Семьи, состоящие на ВШУ | - | - |
5.6. | Семьи, состоящие на учёте в КДН | - | - |
5.7. | Семьи беженцев, переселенцев | - | - |
5.8. | Родители с высшим образованием | 2 |
|
5.9. | Родители со средним специальным образованием | 1 |
|
5.10. | Родители со средним образованием | ||
5.11. | Родители с неполным образованием | - |
Классный руководитель _________________________Зарипова Л.Ф.
подпись ф.и.о.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы методического объединения классных руководителей на 2018-2019 учебный год
План работы методического объединения классных руководителей на 2018-2019 учебный год...
Программа работы классного руководителя, 6 б класс, 2018-2019 учебный год
Программа работы классного руководителя 6б класса, составленна на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с огра...
Отчёт классного руководителя за 2018-2019 учебный год
Материал содержит отчёт о проведённых мероприятиях по воспитательной работе...
РАБОТА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОТА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...
Программа классного руководителя на 2018-2019 учебный год
Программа классного руководителя на 2018-2019 учебный год...
План работы Школы классного руководителя на 2018-2019 учебный год (разработан наставником классных руководителей Томиной Ю.В.).
План Школы классного руководителя....