С. Михалков " Будь человеком"
план-конспект урока (5 класс)
Методическая разработка может быть использована на уроках чтения и развития речи и окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_mihalkov_bud_chelovekom_2.docx | 33.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГБОУ Зилаирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Конспект урока чтения и развития речи в 5 классе
на тему: С. Михалков « Будь человеком»
Выполнила:
учитель русского языка и чтения
Воробьёва Ю.В.
Зилаир- 2015
Конспект урока чтения и развития речи в 5 классе
Тема:С. В. Михалков «Будь человеком»
Цель урока:познакомить со стихотворением С. В. Михалкова «Будь человеком».
Образовательные задачи:
- формировать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения;
- совершенствовать технику правильного, беглого чтения;
- учить анализировать данное произведение;
- способствовать умению выражать своё отношение к герою произведения через обсуждение поступков мальчика.
Коррекционно- развивающие задачи:
- коррекция и развитие связной устной речи через умение общаться на уроке: отвечать на вопросы, спрашивать о непонятных словах, делиться впечатлениями, рисовать словесные картинки;
- коррекция и развитие мыслительной деятельности через установление логических и причинно-следственных связей;
- коррекция и развитие памяти через обогащение и уточнение словарного запаса учащихся;
Воспитательные задачи:
- формировать личностные качества учащихся: наблюдательность, трудолюбие, доброжелательность, отзывчивость, духовную красоту посредством внимательного знакомства с произведением;
- воспитывать нравственные и эстетические чувства, стремление бережного отношения к природе посредством понятия идейного смысла произведения;
- воспитывать интерес к предмету.
Оборудование:
Учебник чтения 5 класс, автор-составитель З.Ф.Малышева, проектор, компьютер, презентация, карточки с изображением животных для артикуляционных упражнений.
Планируемые результаты. Учащиеся должны уметь:
- внимательно слушать стихотворение и понимать его смыл;
- выразительно читать стихотворение;
- по вопросам учителя рассказать о чем читали или слушали.
Ход урока
- Организационный момент
- Здравствуйте.
Я очень рада,
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
- Меня зовут Юлия Васильевна, и сегодня я у вас проведу урок чтения. Но прежде чем начать урок, я бы хотела немного рассказать о себе. Я приехала из живописного села под названием Зилаир, вот оно. Слайд 1.
Слайд 2. Если посмотреть на карту Башкортостана, то Зилаир находится здесь, а город Белорецк здесь. Расстояние между нашими населенными пунктами приблизительно 300 км.
Слайд 3. Вот школа, в которой я работаю учителем русского языка и чтения.
- Ну а теперь давайте познакомимся с вами... Как вас зовут (дети представляются)
- Вот мы и познакомились, пора начинать наш урок.
- Психологический настрой.
- Подарите мне свою улыбку.
- А теперь улыбнитесь друг другу.
- Улыбка поднимает настроение, открывает двери, приносит радость общения.
- И пусть на сегодняшнем уроке, на котором нас ждет много новых открытий, улыбка будет нашим верным спутником. Она, как путеводная звезда, поможет нам разобраться во всем и справиться с любой проблемой.
III. Речевая разминка
Артикуляционная гимнастика
- Чтобы говорить на уроке правильно, четко, красиво, чтобы читать выразительно- давайте подготовим наши губы и язычок. А для этого нам необходимо выполнить артикуляционную гимнастику.
- Повторяйте за мной (картинки с изображением животных).
Ловко прячут хомяки
Вкусный корм за две щеки (надуваем щеки и «лопаем» их).
Любит мишка угощенье,
Очень вкусное варенье (высовываем язык и облизываем верхнюю губу, затем нижнюю губу).
Хоботок слонёнок тянет.
Он вот- вот банан достанет
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи (вытягиваем губы вперед, держим и расслабляем)
По степи лошадка мчится,
Громко цокают копытца (цокаем язычком).
Зубастый волк,
Зубами щёлк, да щёлк (Открыть губки, показать зубки, пощёлкать зубами сильно откидывая нижнюю челюсть.)
- Подготовили наш ротик, ну а теперь давайте поговорим….
- Введение в тему урока
- Ребята, а какое сегодня число? (15 апреля- написано на доске и закрыто)
- А какой день недели?
- А какое сейчас время года? (Весна)
- Какой месяц начинает весну? (Март)
- А за мартом какой месяц следует? (Апрель)
- Назовите последний месяц весны? (Май)
- Ребята, вы правильно сказали, все эти месяцы весенние, а какие изменения происходят в природе весной? (появляются первые весенние цветы- слайд 4, ярче светит солнце- слайд 5 , прилетают птицы слайд 6, появляются проталины слайд 7).
- Мы с вами сделали артикуляционную гимнастику, кто нам помогал её сделать? (лошадь, волк, слоненок и т.д.)
- Как мы можем назвать их всех, одним словом? (животные).
- На последних уроках вы говорили о животных, а о ком мы сегодня поговорим вам предстоит догадаться…
- Давайте с вами сыграем в игру «Четвертый лишний». Слайд 8
(кот, лошадка, муравей, обезьянка).
- Сколько всего слов на экране?
- Какое слово здесь лишнее? Почему? (Ответы детей.)
|
- Посмотрите, ребята, вот о ком мы сегодня будем говорить(на экране появляется изображение муравья. Слайд 9
- Мы поговорим о жизни муравьев.
- Сегодня мы познакомимся с вами со стихотворением С. В. Михалкова «Будь человеком». Посмотрите на портрет писателяСлайд10.
Сергей Владимирович написал очень много произведений для детей. Некоторые из них вам известны: Дядя Степа, Котята, Любимые вещи.
- Сегодня мы более подробно остановимся на стихотворении С. В. Михалкова «Будь человеком». Давайте вместе с вами прочтем с доски автора и название стихотворения (хором).
- Итак, как называется стихотворение мы знаем. Осталось прочитать его.
VI.Изучение нового материала
- Выразительное чтение текста учителем
- Сядьте удобно, сейчас я вам прочту стихотворение, а вы внимательно послушайте.
2. Беседа на основе слухового восприятия.
- Понравилось ли вам прочитанное стихотворение?
- О ком оно?
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Жалость, боль, злость, сочувствие, и т.д.). Почему?
- А какие чувства присущи людям? Если не ответят, показать на себе различные чувства (радости, огорчения, печали, злости и т.д.)
3.Самостоятельноечтение учащимися стихотворения
- А теперь, давайте, откроем учебники на стр.192, найдем стихотворение, с которым познакомимся сегодня на уроке.
- Вам предстоит самостоятельно прочитать это стихотворение
4.Словарная работа
- Но прежде, чем вы приступите к чтению, давайте познакомимся со словарными словами
- Внимание на экран: слайд11
ОБЫЧАЙ – традиционно установившийся порядок поведения;
ЭГОИСТ - чёрствый, себялюбивый человек.
- Возьмите простые карандаши в руки, вы сейчас прочтёте стихотворение, в процессе чтения отметьте слова и выражения, значение которых вам непонятны.
- Индивидуальная работа (учитель читает совместно со слабым учащимся).
- Какие слова и выражения не понятные вам, встретились в тексте?
5. Сложные и непонятные слова для учащихся
атомный век – настоящее время кибернетики, компьютера
тлел лист - горел без пламени;
подпалил, предал огню – поджёг;
метались – бегали из стороны в сторону;
миролюбивые – любящие мир.
- Ребята, прослушав и прочитав, стихотворение, скажите, что плохого сделал мальчик?
6.Аналитическое чтение по частям, с последующим разбором содержания.
1 часть ( до слов « в траве и под листом..:)
- Ребята, сейчас прочитаем стихотворение по частям.
- Кто желает прочитать 1 четверостишие и т.д.
Вопросы учителя:
Что значит «живут своим трудом»?
Как вы понимаете выражение: «У них обычаи свои»?
- С чем сравнивает автор муравейник?
- Ребята, посмотрите внимательно на доску, какая картинка подходит к 1 четверостишию?
2 четверостишие
- Ребята, прочитайте, как автор называет муравьёв? (Миролюбивые жильцы)
- Как вы понимаете слово миролюбивые?
- Почему автор говорит мурашки-муравьи?
- Что он хочет сказать словами мурашки- муравьи?
- Автор, подчеркивает то, что насекомые очень маленькие, едва заметные, беззащитные. Но у каждого жителя муравейника есть свои обязанности, каждый что-то выполняет, без дела не сидит.
- Что делают муравьи?
- Давайте выберем картинку, которая относится ко 2 четверостишию (на доске размещаем картинки)
3 четверостишие
- Что значит «тропинкой трудовой»? (Постоянно трудится муравей).
- Осталось выбрать картинку, которая относится к 3 четверостишию ( на доске размещаем картинки последовательно)
- Ребята, а скажите мне еще раз, миролюбивые, это какие муравьи? (Дружные)
- Автор называет их миролюбивыми, потому что они дружные. У них в лесу очень много друзей. И эти друзья подготовили для вас подвижную физминутку. Вам необходимо встать и выполнить движения, которые вам покажут лесные друзья.
ФИЗМИНУТКА Слайд 12-22
2 часть – продолжаем читать по куплету и разбирать
4 четверостишие
- О ком идет речь в этом четверостишии? Кто ты?
- Что значит «расковырял дом»? «подпалил»?
- Давайте выберем картинку, которая относится к 4 четверостишию (на доске размещаем картинки последовательно)
5 четверостишие
- Что случилось с большой муравьиной семьей?
- Как вы понимаете выражения «нарушила беда»? «Метались муравьи»?
- Какая из этих картинок соответствует прочитанному четверостишию? (на доске размещаем картинки последовательно)
6 четверостишие
- О чем эти строки? (о том, как горит муравейник)
Что автор описывает этими словами: «Трещала хвоя», «Тихо тлел сухой опавший лист»?
-Как С.Михалков назвалгероя произведения? ЭГОИСТ
- Почему?
- Какая картинка подходит к этому четверостишию? (на доске размещаем картинки последовательно)
7 четверостишие
- Что автор говорит о непристойном поведении мальчика?
-Как вы понимаете выражение:
«Ведь ты того не создавал,
Что предавал огню»?
- Обратите внимание на то, что С.В. Михалков никак не называет этого мальчика, кроме, как ТЫ, ЭГОИСТ. Мало того, автор даже не извиняется за это, так как он думает только о себе.
- Какая картинка подходит к прочитанным строкам? (на доске размещаем картинки последовательно)
8 четверостишие
-Ребята, как вы понимаете выражение «атомный век»?
-Атомный век - это время умного человека, который создаёт сложные машины, решает трудные задачи. Но не всегда этот человек совершает правильные поступки, достойные звания человека.
С какой буквы написано слово человек? Почему?
Человек – самое разумное существо на земле. И вести себя он должен по-человечески, не нанося вреда окружающему миру. С вниманием, пониманием и добротой мы должны относится ко всему, что нас окружает.
- Давайтехором прочитаем 2 последние строчки еще раз
- К чему призывает С.Михалков всех читающих стихотворение?
- Какая из картинок подходит к концу стихотворения? (на доске размещаем картинки последовательно)
7. Работа над логической партитурой стихотворения
- Ребята, на сколько частей можно разделить это стихотворение? Посмотрите на доску, на картинки и ответьте (Спокойная и мирная жизнь муравьёв в муравейнике; разрушение муравейника мальчиком, метание. )
- Давайте еще раз прочтем это стихотворение, отражая голосом все происходящее (сначала спокойно, размеренно, потом тревожно, и грозно)
8. Хоровое чтение стихотворения (учитель читает совместно с учениками, делая акцент на голос)
- Давайте составим «Кластер, характеризующий муравьев» - выбрать слова, которые характеризуют муравьёв (прикрепить слова под изображением «муравейника»)
Трудолюбивые, работящие
самолюбивый, бессердечные
миролюбивые, жестокие
злые, заботливые
исполнительные
равнодушный
Проверка:
Трудолюбивые, работящие, миролюбивые, исполнительные, заботливые.
-Наш урок подходит к концу: запишите домашнее задание.
V. Домашнее задание
- Наш урок подходит к концу, запишите домашнее задание
- Научиться читать это стихотворение с выражением, повышая и понижая интонацию.
VII. Итог урока
- Заканчивая наш урок, давайте повторим
- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?
- Ребята, стихотворение о жизни муравьев называется «Будь человеком». Почему?
- Давайте вновь прочтем слова, в которых звучит главная мысль произведения (последнее четверостишие)
- Обратите внимание на то, что слово Человеком, вопреки правилам русского языка, в середине предложения написано с большой буквы. Почему?
- Что же значит выражение: «Быть человеком с большой буквы»?
- Что значит быть Человеком? Быть каким?
- Каким человеком хотел бы стать каждый из вас?
- Автор обращаясь к нам, к чему призывает? (Беречь природу)
- Чтобы беречь природу, нужно ее понимать, оберегать, охранять. Да и не только на природе, а везде, мы должны отвечать за свое поведение, свои поступки.
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
IIX. Выставление оценок за урок
- Ребята, мне очень понравилось работать с вами. Слайд 23
- Спасибо вам за урок. На память о себе и сегодняшнем уроке, я бы хотела подарить вам вот такие блокнотики, чтобы в них у вас было записано слово Человек с большой буквы.
- Чтобы вы всегда отвечали за свое поведение и свои поступки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТКРЫТЫЙ УРОК. С МИХАЛКОВ "БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ"
Открытый урок чтения, 6 класс...
Урок чтения в 6 классе коррекционной школы VIII вида С.В. Михалков «Будь человеком!»
Познакомить детей с произведением С.В. Михалкова «Будь человеком!».Учить понимать образный смысл произведения и развивать внимание к художественному слову через детальное знакомство ...
"Человек, будь человеком "
Урок -диалог по произведениям Алексина на тему; для чего живет человек? 11 класс...
Урок чтения в 6 классе С.В. Михалков «Будь человеком!»
Способствовать умению выражать своё отношение к герою произведения через обсуждение поступков мальчика. Коррекционно-развивающие: развивать навыки правильного, сознательного, беглого чтения по...
Михалков "Баранкин, будь человеком"
Конспект урока чтения...
Урок чтения в 5 классе по теме С.Михалков "Будь человеком"
Урок чтения в 5 классе по теме С.Михалков "Будь человеком"...
Конспект урока чтения и развития речи в 5 «б» классе на тему: С. Михалков « Будь человеком»
Конспект урока чтения и развития речи в 5 «б» классе в специальной (коррекционной) школе 8 вида...