Урок чтения в 5 классе по теме С.Михалков "Будь человеком"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок чтения в 5 классе по теме С.Михалков "Будь человеком"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_5_klass.docx | 11.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: С.Михалков. Будь человеком!
Тип урока: объяснение нового материала.
Задачи:
1.Познакомить обучающихся со стихотворением С.Михалкова «Будь человеком!»,
работать над уровнем художественного восприятия стихотворения обучающимися,
способствовать умению выражать своё отношение к герою произведения через обсуждение его поступков,
помочь обучающимся понять отражение действительности в стихотворении.
2. Развивать у обучающихся умение читать правильно, осознанно, развивать связную устную речь,
способствовать обогащению и уточнению словарного запаса через знакомство со значениями новых слов, развитию эмоций и
Коррекция образной и оперативной памяти на основе упражнений в воспроизведении (работа над содержанием стихотворения по вопросам).
3. Способствовать воспитанию у обучающихся чувства сопричастности с окружающим миром, добрые чувства гражданина нашей Родины.
Формировать наблюдательность, трудолюбие, доброжелательность, отзывчивость, духовную красоту посредством знакомства с произведением; трепетного, нежного чувства к родной земле, к своему Отечеству,
- воспитывать стремление бережного отношения к природе посредством понятия основного смысла произведения.
Оборудование:
Интерактивная доска Smart Board
Презентация к уроку
Фонограмма «Шум леса»
Выставка книг С. В. Михалкова для внеклассного чтения
I. Организационный этап урока:
1.Проверка готовности к уроку (рабочее место, внешний вид, наличие дневников и учебников на столах)
2.Эмоциональный настрой обучающихся на работу:
Итак, друзья, внимание!
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнем сейчас урок.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, потому что улыбка поднимает настроение и приносит радость общения.
Я уверена, что на этом уроке мы все вместе справимся с любой проблемой.
II.Сообщение темы, цели, задач урока.
Сегодня, ребята, мы с вами совершим прогулку в лес, встретим там нашего героя. Нам поможет в этом стихотворение С.Михалкова «Будь человеком!» с которым познакомимся, постараемся понять его смысл и высказать свое отношение к нашему герою, к его поступку. Вы узнаете новые слова, почувствуете свою сопричастность к окружающей нас природе.
III. Речевая разминка. Активизация речевого аппарата.
Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы говорить на уроке правильно, четко, красиво, чтобы читать выразительно- давайте подготовим наши губы и язычок. А для этого нам необходимо выполнить артикуляционную гимнастику.
- Повторяйте за мной (на экране - изображения животных).
Ловко прячут хомяки
Вкусный корм за две щеки (надуваем щеки и «лопаем» их).
Любит мишка угощенье,
Очень вкусное варенье (высовываем язык и облизываем верхнюю губу, затем нижнюю губу).
Хоботок слонёнок тянет.
Он вот- вот банан достанет
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи (вытягиваем губы вперед, держим и расслабляем)
По степи лошадка мчится,
Громко цокают копытца (цокаем язычком).
Зубастый волк,
Зубами щёлк, да щёлк (Открыть губки, показать зубки, пощёлкать зубами сильно откидывая нижнюю челюсть.)
- Подготовили наш ротик.
А сейчас выполним упражнение на отработку умения управлять своим голосом:
- Улыбнитесь, вдохните, на выдохе произнесите: «Ах, как замечательно! «После слова ах сделайте паузу, остановите выдох, слово замечательно потяните (повторите 2-3 раза)».
- Ну, а теперь давайте поговорим….
IV.Актуализация знаний.
- Ребята, а какое сегодня число? (15 апреля- написано на доске и закрыто)
- А какой день недели?
- А какое сейчас время года? (Весна)
- Какой месяц начинает весну? (Март)
- А за мартом какой месяц следует? (Апрель)
- Назовите последний месяц весны? (Май)
- Ребята, вы правильно сказали, все эти месяцы весенние, а какие изменения происходят в природе весной? (появляются первые весенние цветы, ярче светит солнце, прилетают птицы, появляются проталины – слайд№5).
Показать слайд№6 с муравейником.
А кого еще можно наблюдать в природе весной?
(А еще весной можно видеть, как то тут, то там бегут по кочкам хлопотливые муравьи).
Вот о муравьях, о их жизни, о роли нашей с вами в природе мы сегодня и поговорим.
А поможет нам в этом стихотворение С. В. Михалкова «Будь человеком». Посмотрите на портрет писателя.
-Давайте вместе с вами прочтем с доски автора и название стихотворения (хором).
V. Изучение нового материала.
1.Выразительное чтение стихотворения учителем
- Сядьте удобно, сейчас я вам прочту стихотворение. Ваша задача внимательно послушать, а затем сказать о ком это стихотворение.
2. Беседа на основе первичного восприятия.
- Понравилось ли вам прочитанное стихотворение?
- О ком оно?
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Жалость, боль, злость, сочувствие, и т.д.). Почему?
VI. Словарная работа
- Но прежде, чем вы приступите к самостоятельному чтению, давайте познакомимся со словами и выражениями, значения которых я поясню.
- Внимание на экран: слайд№11
ОБЫЧАЙ – традиционно установившийся порядок поведения;
ЭГОИСТ – человек, который любит только себя;
ЖЕСТОКИЙ – крайне суровый, безжалостный, беспощадный.
АТОМНЫЙ ВЕК – настоящее время компьютеров
ТЛЕЛ ЛИСТ- горел без пламени;
МЕТАЛИСЬ– бегали из стороны в сторону.
VII.Самостоятельное чтение.
А сейчас вы самостоятельно «про себя» прочитаете стихотворение,
Стихотворение полностью читают:
1.Гордеев Данил
2.Рунов Алексей
3.Пермякова Светлана
4.Архипова Яна
5.Савченко Кирилл
Первый, второй, третий, четвертый куплеты читают:
6.Григорьев Максим.
7.Савченков Руслан
8.Парамонов Алексей
9.Витюк Иван
Первый, второй куплеты читают:
10.Добрынин Никита
11.Трофименко Артем
После чтения ответите на вопрос, с чем автор сравнивает муравейник?
Итак, с чем сравнивается муравейник?
Похож на дом? Чем?
А чем занимаются муравьи в своем доме?
8.Упражнение на снятие речевых зажимов.
Прежде чем, мы начнем читать вслух, поиграем. Встаньте в круг. Мы построим свой дом! Но не одноэтажный. А в целых десять этажей! И строить мы будем дом «голосом». Берем воображаемые кирпичики поочередно и хором произносим 1 этаж, второй и т.д. С каждым этажом тональность голоса повышается.
9. Чтение вслух.
Первый куплет хором.
-Обратите внимание на выражение «мурашки-муравьи»
- Что значит живут своим трудом?
Второй куплет – Трофименко Артем
Третий куплет – Витюк Иван
-А чем заняты муравьи в своем доме?
-Значит, какие слова мы можем выбрать (слайд№13) для описания муравьев.
(Трудолюбивые, работящие
самолюбивый, бессердечные
миролюбивые, жестокие
злые, заботливые
исполнительные
равнодушный)
10.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (фонограмма «Шум леса»)
«Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели,
И их личики согрелись.
Бабочки летали,
Крыльями махали,
Дружно хлопаем,
Ножками мы топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали. (присаживайтесь)
Четвертый- Парамонов Алексей.
Пятый- Гордеев Данил
-Какая беда произошла с муравьями?
-Зачем мальчик разрушил муравьиный дом?
Шестой куплет – Пермякова Света
Седьмой – Архипова Яна
-Как автор назвал разрушителя муравейника?
-А какую оценку его поступку можете дать вы? Мальчик, он какой? Какие слова мы можем выбрать для того, чтобы охарактеризовать его? (показать слайд№14)
Трудолюбивый, равнодушный, добрый, злой, работящий, миролюбивый,
самолюбивый, бессердечный, жестокий
-На кого бы вы хотели быть похожим: на мальчика или на муравья в
своём поведении?
- Как вы понимаете слова поэта: Будь человеком, человек, ты на земле своей?
Давайте хором прочитаем 2 последние строчки еще раз
- К чему призывает С.Михалков всех читающих стихотворение?
- Какая из картинок подходит к концу стихотворения? (на доске размещаем картинки последовательно)
11. Домашнее задание
- Наш урок подходит к концу, запишите домашнее задание
- Научиться читать это стихотворение с выражением, повышая и понижая интонацию.
12. Итог урока
- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?
- Ребята, стихотворение о жизни муравьев называется «Будь человеком». Что значит быть Человеком? Быть каким?
- Может ли мальчик исправить последствия своего поступка?
Что он должен сделать? (он должен посадить деревья, а муравьи
построят дом на этом месте) Как он будет называться?
- Каким человеком хотел бы стать каждый из вас?
- Автор обращаясь к нам, к чему призывает? (Беречь природу)
- Чтобы беречь природу, нужно ее понимать, оберегать, охранять. Да и не только на природе, а везде, мы должны отвечать за свое поведение, свои поступки.
13. Выставление оценок за урок
14.Подготовка к перемене.
15. Давайте вместе составим памятку для младших школьников на тему
«Ребята, берегите природу!».
Итак, составляем предложения, вырабатываем правила поведения в лесу.
1. Не разжигать костер вблизи деревьев.
2. Не разорять птичьи гнезда.
3. Не оставлять после себя мусор.
4. Не включать громко музыку.
5. Не ломать деревья и кустарники.
6. Не разорять муравейники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе по теме: "Светить, как человек, а не светляк". (Военная лирика Мусы Джалиля)
Военная лирика Мусы Джалиля...
Урок в 5 классе по теме "Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы"
Ассоциативные приёмы для запоминания учебного материала по теме урока....
Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Ж"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Т."
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Урок в 7 классе на тему: «Трагедия одиночества человека в мире других людей».
Рассказы А. П. Чехова отличаются краткостью и насыщенностью сюжета. В рассказе "Тоска" кажется, что не происходит никаких событий. Извозчика Иону Потапова в скучных зимних сумерках засыпает снегом. Он...
Конспект урока в 6 классе на тему: "Чудо, сотворенное человеком" (на материале произведения А.И.Куприна "Чудесный доктор"
Тип урока: Урок-семинар. Оборудование:Произведение "Чудесный доктор", портреты на слайде. Цели урока:образовательная – анализ текста;развивающая &ndash...
урок чтения 7 класс по теме "А.С.Пушкин.Зимний вечер"
Тема "Зимний вечер" А.С.Пушкин...