Рабочая программа учебного предмета «Математические представления» для 5 «Б» класса
рабочая программа (5 класс)
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
для 5 «Б» класса
Программа предназначена для реализации в 2018 – 2019 учебном году.
Составитель: учитель Клочкова Е.С.
Пояснительная записка
На уроках учебного предмета «Математические представления» создаются специальные условия для получения детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития навыков в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развиваются способности и творческий потенциал каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования.
Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.
Основные задачи:
формирование представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве, времени, цвете;
формирование представлений о количественных, пространственных, временных отношениях между объектами окружающей действительности;
формирование умений и навыков в счёте, вычислениях, измерении, моделировании.
Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия может использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, отсчитывании заданного количества листов в блокноте, определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
Общая характеристика учебного предмета
Программа учебного предмета «Математические представления» построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления». Особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у учащихся. В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.
Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане учебный предмет «Математические представления» представлен с 1 по 9 год обучения. Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий организованы занятия предметно — практической деятельности, направленные на формирование интереса к предметному рукотворному труду, освоения простых действий с предметами и материалами различных размеров.
На курс «Математические представления» как учебного предмета в 5 «Б» классе отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Математические представления» - развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Личностные результаты
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Возможные предметные результаты с учётом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
Предметные результаты освоения учебного предмета.
1.Элементарные математические представления о форме, величине; количественные, пространственные, временные представления
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
2.Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну единицу.
3.Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др..
Обучающиеся должны узнавать:
цифры 5,6;
достоинства монет 1к,5 к.,1р.,5р.
смены дней: вчера, сегодня, завтра;
шкалу деления линейки.
Обучающиеся должны уметь:
соотносить число5,6 с соответствующим количеством предметов, обозначать цифрой.
пересчитывать предметы в пределах 6.
представлять множество двумя другими множествами в пределах 6-ти.
решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.
определять длину отрезка;
определять время с точностью до часа.
Содержание учебного предмета
Количественные представления Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Узнавание цифр. Определение места числа (от 0 до 6) в числовом ряду. Знание отрезка числового ряда1-6. Определение места числа (от 0 до 6) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 6 из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 6. Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну единицу в пределах 6. Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 6. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости.
Представления о величине. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Представление о форме. Узнавание (различение) геометрических фигур: точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Построение геометрической фигуры точка, линия (прямая, ломаная, отрезок) по точкам. Измерение отрезка.
Временные представления. Узнавание смены дней: вчера, сегодня, завтра.
Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году.
Определение времени по часам: целого часа.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы. | Количество часов |
1. | Количественные представления. | 49 |
Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Узнавание цифр. Определение места числа (от 0 до 6) в числовом ряду. Знание отрезка числового ряда1-6. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 6 из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 6. Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну единицу в пределах 6. Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 6. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. | 49 | |
2. | Представления о величине. | 7 |
Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. | 7 | |
3. | Представление о форме. | 6 |
Отрезок. Измерение отрезка. Построение геометрической фигуры точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам | 6 | |
4. | Временные представления. | 6 |
Узнавание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Определение времени по часам: целого часа. | 6 |
Материально-техническое обеспечение по предмету «Математические представления» включают Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькулятор; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.
Учебник: Т.В. Алышева Математика 1 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.Просвещение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математическим представлениям и конструированию для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Содержание программы + календарно-тематическое планирование....
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по математическим представлениям и конструированию
Цель:Предмет предполагает ознакомление детей с конструктивной деятельностью, обогащение сенсорного опыта, закрепление первичных представлений о признаках цвета формы, величины, расположение пред...
Рабочая программа кружка "Математическая мозаика" для 5 класса
В программе представлены темы занятий математического кружка для обучающихся пятых классов ...
Рабочая программа по предмету «Математические представления» для 2 класса (вариант 2)
Рабочая программа по предмету «Математические представления» для детей 2 класса с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множестве...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1В Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2
Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1ВВид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2...
Рабочая программа факультатива «Математические основы информатики», 9 класс.
Рабочая программа факультатива «Математические основы информатики», 9 класс....
Рабочая программа учебного предмета "Математические представления" 6 "Б" класс
Рабочая программа учебного предмета "Математические представления" 6 "Б" класс...