Рабочая программа курса "Математические основы информатики", 10 класс
рабочая программа по информатике и икт (10 класс)

Басков Максим Владимирович

Рабочая программа курса "Математические основы информатики", 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baskov_m.v._10_klass_matematicheskie_osnovy_informatiki.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

по    элективному курсу

«Математические основы информатики»

        

        


Пояснительная записка

Данная программа по элективному курсу «Математические основы информатики» для 10 класса составлена на основе авторской программы элективного курса «Математические основы информатики» авторы Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалина, Москва, Бином, Лаборатория знаний, 2012 г.

Курс «Математические основы информатики» носит интегрированный, междисциплинарный характер, материал курса раскрывает взаимосвязь математики и информатики, показывает, как развитие одной из этих научных областей стимулировало развитие другой.

На изучение курса отводится 35 часов – 1 час в неделю.

Основные цели курса:

  • Формирование у выпускников школы основ научного мировоззрения;
  • Обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием за счёт более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования;
  • Создание условий для саморазвития и самовоспитания личности.

Основные задачи курса

  • Сформировать у обучаемых системное представление о теоретической базе информационных и коммуникационных технологий;
  • Показать взаимосвязь и взаимовлияние математики и информатики;
  • привить учащимся навыки, требуемые большинством видов современной деятельности;
  • сформировать умения решения исследовательских задач;
  • сформировать умения решения практических задач, требующих получения законченного продукта;
  • развивать способность к самообучению.


Планируемые результаты изучения информатики

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

В результате изучения учебного курса на уровне среднего общего образования выпускник научится:

–        строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения;

–        находить оптимальный путь во взвешенном графе;

–        определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;

–        выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;

–        создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;

–        использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;

–        понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти);

–        использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;

–        аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;

–        использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;

–        соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.

Выпускник получит возможность научиться:

–        выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;

–        переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

–        использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;

–        строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах;

–        понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных;

–        использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы;

–        разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу;

–        применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных;

–        критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты

1)        сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;

2)        готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

3)        навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

4)        эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;

5)        осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты

1)        умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2)        умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3)        владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4)        готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5)        умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Предметные результаты

1)        сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

2)        владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;

3)        сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;

4)        систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;

5)        сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

6)        владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);

7)        сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;

8)        владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;

9)        овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки.


Содержание учебного предмета, курса

Информация и информационные процессы. (10 часов)

Способы представления данных. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах и предназначенных для восприятия человеком.

Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Информационное взаимодействие в системе, управление. Разомкнутые и замкнутые системы управления. Математическое и компьютерное моделирование систем управления.

Знаки, сигналы и символы. Знаковые системы.

Равномерные и неравномерные коды. Префиксные коды. Условие Фано. Обратное условие Фано. Алгоритмы декодирования при использовании префиксных кодов.

Сжатие данных. Учет частотности символов при выборе неравномерного кода.

Искажение информации при передаче по каналам связи. Коды с возможностью обнаружения и исправления ошибок.

Кодирование информации. (14 часов)

Измерения и дискретизация. Частота и разрядность измерений. Универсальность дискретного представления информации.

Дискретное представление звуковых данных. Многоканальная запись. Размер файла, полученного в результате записи звука.

Дискретное представление статической и динамической графической информации.

Свойства позиционной записи числа: количество цифр в записи, признак делимости числа на основание системы счисления.

Алгоритм перевода десятичной записи числа в запись в позиционной системе с заданным основанием. Алгоритмы построения записи числа в позиционной системе счисления с заданным основанием и вычисления числа по строке, содержащей запись этого числа в позиционной системе счисления с заданным основанием.

Арифметические действия в позиционных системах счисления.

Краткая и развернутая форма записи смешанных чисел в позиционных системах счисления. Перевод смешанного числа в позиционную систему счисления с заданным основанием.

Представление целых и вещественных чисел в памяти компьютера. Компьютерная арифметика.

Логические основы компьютера. (11 часов)

Операции «импликация», «эквиваленция». Логические функции.

Законы алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Логические уравнения.

Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Дизъюнктивная нормальная форма. Конъюнктивная нормальная форма.

Логические элементы компьютеров. Построение схем из базовых логических элементов.

Дискретные игры двух игроков с полной информацией. Выигрышные стратегии.

Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами).

Обход узлов дерева в глубину. Упорядоченные деревья (деревья, в которых упорядочены ребра, выходящие из одного узла).

Использование деревьев при решении алгоритмических задач (примеры: анализ работы рекурсивных алгоритмов, разбор арифметических и логических выражений). Бинарное дерево. Использование деревьев при хранении данных.

Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира.


Тематическое планирование курса
(всего 35 часов)

Тема

Количество часов

Информация и информационные процессы

10

Кодирование информации

14

Логические основы компьютера

11


Календарно-тематическое планирование

Тема (раздел), количество часов

п/п

Тема урока

Дата проведения урока (план/факт)

Корректировка

Информация и информационные процессы.

(10 часов)

Информация. Информационные процессы.

Измерение информации.

Структура информации (простые структуры).

Иерархия. Деревья.

Графы.

Формула Хартли.

Информация и вероятность. Формула Шеннона.

Передача информации.

Помехоустойчивые коды.

Сжатие данных без потерь.

Кодирование информации.

(14 часов)

Язык и алфавит. Кодирование.

Декодирование.

Дискретность.

Алфавитный подход к оценке количества информации.

Системы счисления. Позиционные системы счисления.

Двоичная система счисления.

Восьмеричная система счисления.

Шестнадцатеричная система счисления.

Другие системы счисления.

Решение задач

Кодирование символов.

Кодирование графической информации.

Кодирование звуковой информации.

Кодирование видеоинформации.

Логические основы компьютера.

(11 часов)

Логика и компьютер. Логические операции.

Логические операции.

Задачи на использование логических операций и таблицы истинности.

Диаграммы Эйлера-Венна.

Диаграммы Эйлера-Венна.

Упрощение логических выражений.

Упрощение логических выражений.

Синтез логических выражений.

Решение логических уравнений

Логические элементы компьютера.

Логические задачи.


Список рекомендуемой учебной литературы

для учителя:

  1. Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалина Математические основы информатики Учебное пособие М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2019
  2. Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалина Математические основы информатики Методическое пособие М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2019
  3. Информатика Программы для общеобразовательных учреждений 2 -11 классы М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2019

для учащихся:

  1. Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалина Математические основы информатики Учебное пособие М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 7 класса на основе авторской программы Босова Л.Л.

Рабочая  программа  учебного курса «Информатика и ИКТ» для 7 классана 2012-2013 уч.год.Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 7 кл...

Рабочая программа по курсу "Информатика" 5 класс, составленная на основе авторской программы А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко «Информатика,5»

Данная рабочая программа разработана в соответствии с авторской программы  А. Л. Семенов, Т. А. Рудченко «Информатика,5»  в рамках ФГОС....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО «ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ»

Мышление, как учит психология, начинается там, где нужно решить ту или иную задачу. Как показывает опыт, изучение основ алгоритмизации и программирования способствует интеллектуальному развитию личнос...

Рабочая программа спецкурса по информатике "Математические основы информатики"

Рабочая программа спецкурса по информатике "Математические основы информатики" для обучающихся 7-9 классов...

Рабочая программа курса "Основы информатики" 5 класс

Курс составлен на основе авторской программы Л. Л. Босовой «Информатика и ИКТ»....

Рабочая программа "Математические основы информатики" 10-11 класс

Рабочая программа элективного курса "Математические основы информатики", рассчитанная на два года (10-11 класс, 1 час в неделю). Для преподавания курса используются учебное и методическое пособия Андр...