Рабочая программа учебного предмета "Математические представления" 6 "Б" класс
рабочая программа (6 класс)

Клочкова Елена Сергеевна

Рабочая программа учебного предмета "Математические представления" 6 "Б" класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_b_matematicheskie_predstavleniya.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 19 города Ельца»

Согласована на заседании Управляющего совета от 29.08.2019 протокол № 1

Принята на заседании педагогического совета

от 29.08.2019 протокол № 1

Утверждена приказом по МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» от 29.08.2019 № 95

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного  предмета

«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»

для  6 «Б» класса

Программа предназначена для реализации  в 2019– 2020  учебном году.

Составитель: учитель  Клочкова Е.С.

Пояснительная записка

На уроках учебного предмета «Математические представления» создаются специальные  условия  для получения детьми с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью навыков  в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развиваются  способности  и творческий  потенциал  каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования.

Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.

Основные задачи:

  • формирование представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве, времени, цвете;
  • формирование представлений о количественных, пространственных, временных отношениях между объектами окружающей действительности;
  • формирование умений и навыков в счёте, вычислениях, измерении, моделировании.
  • умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия может использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д.
  • умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, отсчитывании заданного количества листов в блокноте, определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д.  Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.

Общая характеристика учебного предмета

Программа учебного предмета «Математические представления» построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления». Особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у учащихся.  В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью попадает в ситуации, требующих от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.

Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.

Место учебного предмета в учебном плане

В учебном плане учебный предмет «Математические представления» представлен с 1 по 9 год обучения. Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий организованы  занятия предметно — практической деятельности, направленные на формирование интереса к предметному рукотворному труду, освоения простых действий с предметами и материалами различных размеров.

На курс «Математические представления»,  как учебного предмета,   в 6 «Б» классе отводится  2  часа  в неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные  недели).

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты освоения учебного предмета «Математические представления» - развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Личностные результаты

- формирование уважительного отношения к окружающим;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Возможные  предметные результаты с учётом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.

Предметные  результаты освоения учебного предмета.

1.Элементарные математические представления о форме, величине; количественные, пространственные, временные представления

- умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.

- умение ориентироваться в пространстве, на плоскости.

- умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.

2.Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

- умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

- умение пересчитывать предметы в доступных пределах.

- умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.

-умение обозначать арифметические действия знаками.

-умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц

3.Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.

- умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.

- умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.

- умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.

- умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.

-умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

Обучающиеся должны узнавать:

  • цифры 1-8;
  • достоинства монет: 1 р., 2р., 5р.
  • дни недели;
  • геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник;

Обучающиеся должны уметь (в рамках дефекта):

  • соотносить число 1-8 с соответствующим количеством предметов, обозначать цифрой;
  • пересчитывать предметы в  пределах 8;
  • представлять множество двумя другими множествами в пределах 8;
  • записывать арифметический пример на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 8;
  • решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.
  • составлять геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник) из счетных палочек;
  • определять время с точностью до часа;
  • определять отношения порядка следования: первый, последний, крайний.

Содержание учебного предмета

Количественные представления. Счет равными числовыми группами (по 2 по3). Узнавание цифр, Знание отрезка числового ряда1-8. Определение места числа (от 0 до 8) в числовом ряду Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа (7-8) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 8.Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 8.Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 8. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.

Представления о величине. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение.

Представление о форме. Узнавание (различение) геометрических фигур: квадрат, прямоугольник. Составление геометрической фигуры (квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Обводка геометрической фигуры. Построение геометрической фигуры: (квадрат, прямоугольник) по точкам, по шаблону,  трафарету, контурной линии.

Временные представления. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Определение времени по часам: целого часа, с точностью до получаса.

Тематическое планирование.

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1.

Количественные представления.

48

Счет равными числовыми группами (по 2 по3). Узнавание цифр, Знание отрезка числового ряда 1-8 Определение места числа (от 0 до 8) в числовом ряду Счет в прямой (обратной) последовательности

Состав числа (7-8,) из двух слагаемых.

Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 8

Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 8 .

Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 8

Различение денежных знаков (монет, купюр).

Узнавание достоинства монет (купюр).

Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.

Представления о величине.

4

Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение.

Представление о форме.

6

Узнавание (различение) геометрических фигур: квадрат, прямоугольник.

Составление геометрической фигуры (квадрат, прямоугольник) из счетных палочек.

Обводка геометрической фигуры.

Построение геометрической фигуры: (квадрат, прямоугольник) по точкам, по шаблону,  трафарету, контурной линии.

Временные представления.

10

Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Определение времени по часам: целого часа, с точностью до получаса.

Материально-техническое обеспечение по предмету «Математические представления» включает различный материал в виде предметов различной формы, величины, цвета; изображений предметов, людей, объектов природы, цифр; оборудование, позволяющее выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам;; пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькулятор; весы; кассы цифр, трафареты; сюжетные и предметные картинки, рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал, калькуляторы и другие средства.

Учебник: Т.В. Алышева Математика 1 класс Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих  адаптированные  основные общеобразовательные  программы   М.Просвещение,  2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...