Рабочая программа учебного предмета "Математические представления" 6 "Б" класс
рабочая программа (6 класс)
Рабочая программа учебного предмета "Математические представления" 6 "Б" класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 19 города Ельца»
Согласована на заседании Управляющего совета от 29.08.2019 протокол № 1 | Принята на заседании педагогического совета от 29.08.2019 протокол № 1 | Утверждена приказом по МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» от 29.08.2019 № 95 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
для 6 «Б» класса
Программа предназначена для реализации в 2019– 2020 учебном году.
Составитель: учитель Клочкова Е.С.
Пояснительная записка
На уроках учебного предмета «Математические представления» создаются специальные условия для получения детьми с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью навыков в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развиваются способности и творческий потенциал каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования.
Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.
Основные задачи:
- формирование представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве, времени, цвете;
- формирование представлений о количественных, пространственных, временных отношениях между объектами окружающей действительности;
- формирование умений и навыков в счёте, вычислениях, измерении, моделировании.
- умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия может использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д.
- умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, отсчитывании заданного количества листов в блокноте, определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
Общая характеристика учебного предмета
Программа учебного предмета «Математические представления» построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления». Особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у учащихся. В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью попадает в ситуации, требующих от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.
Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане учебный предмет «Математические представления» представлен с 1 по 9 год обучения. Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий организованы занятия предметно — практической деятельности, направленные на формирование интереса к предметному рукотворному труду, освоения простых действий с предметами и материалами различных размеров.
На курс «Математические представления», как учебного предмета, в 6 «Б» классе отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Математические представления» - развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Личностные результаты
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Возможные предметные результаты с учётом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
Предметные результаты освоения учебного предмета.
1.Элементарные математические представления о форме, величине; количественные, пространственные, временные представления
- умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
- умение ориентироваться в пространстве, на плоскости.
- умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
2.Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
- умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
- умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
- умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.
-умение обозначать арифметические действия знаками.
-умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц
3.Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.
- умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.
- умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.
- умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.
- умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.
-умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
Обучающиеся должны узнавать:
- цифры 1-8;
- достоинства монет: 1 р., 2р., 5р.
- дни недели;
- геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник;
Обучающиеся должны уметь (в рамках дефекта):
- соотносить число 1-8 с соответствующим количеством предметов, обозначать цифрой;
- пересчитывать предметы в пределах 8;
- представлять множество двумя другими множествами в пределах 8;
- записывать арифметический пример на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 8;
- решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.
- составлять геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник) из счетных палочек;
- определять время с точностью до часа;
- определять отношения порядка следования: первый, последний, крайний.
Содержание учебного предмета
Количественные представления. Счет равными числовыми группами (по 2 по3). Узнавание цифр, Знание отрезка числового ряда1-8. Определение места числа (от 0 до 8) в числовом ряду Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа (7-8) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 8.Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 8.Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 8. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.
Представления о величине. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение.
Представление о форме. Узнавание (различение) геометрических фигур: квадрат, прямоугольник. Составление геометрической фигуры (квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Обводка геометрической фигуры. Построение геометрической фигуры: (квадрат, прямоугольник) по точкам, по шаблону, трафарету, контурной линии.
Временные представления. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Определение времени по часам: целого часа, с точностью до получаса.
Тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
1. | Количественные представления. | 48 |
Счет равными числовыми группами (по 2 по3). Узнавание цифр, Знание отрезка числового ряда 1-8 Определение места числа (от 0 до 8) в числовом ряду Счет в прямой (обратной) последовательности Состав числа (7-8,) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 8 Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 8 . Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 8 Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег. | ||
Представления о величине. | 4 | |
Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. | ||
Представление о форме. | 6 | |
Узнавание (различение) геометрических фигур: квадрат, прямоугольник. Составление геометрической фигуры (квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Обводка геометрической фигуры. Построение геометрической фигуры: (квадрат, прямоугольник) по точкам, по шаблону, трафарету, контурной линии. | ||
Временные представления. | 10 | |
Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Определение времени по часам: целого часа, с точностью до получаса. |
Материально-техническое обеспечение по предмету «Математические представления» включает различный материал в виде предметов различной формы, величины, цвета; изображений предметов, людей, объектов природы, цифр; оборудование, позволяющее выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам;; пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькулятор; весы; кассы цифр, трафареты; сюжетные и предметные картинки, рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал, калькуляторы и другие средства.
Учебник: Т.В. Алышева Математика 1 класс Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы М.Просвещение, 2018г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Рабочая программа учебных предметов, календарный учебный график как структурные элементы основной образовательной программы
материал для методического объединения...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-230058-1364464800.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-230058-1364464800.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 7 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-230058-1364464800.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 8 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-194799-1359876441.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...