Рабочая программа учебного предмета "Математические представления" 6 "Б" класс
рабочая программа (6 класс)
Рабочая программа учебного предмета "Математические представления" 6 "Б" класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_b_matematicheskie_predstavleniya.docx | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 19 города Ельца»
Согласована на заседании Управляющего совета от 29.08.2019 протокол № 1 | Принята на заседании педагогического совета от 29.08.2019 протокол № 1 | Утверждена приказом по МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» от 29.08.2019 № 95 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
для 6 «Б» класса
Программа предназначена для реализации в 2019– 2020 учебном году.
Составитель: учитель Клочкова Е.С.
Пояснительная записка
На уроках учебного предмета «Математические представления» создаются специальные условия для получения детьми с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью навыков в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развиваются способности и творческий потенциал каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования.
Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.
Основные задачи:
- формирование представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве, времени, цвете;
- формирование представлений о количественных, пространственных, временных отношениях между объектами окружающей действительности;
- формирование умений и навыков в счёте, вычислениях, измерении, моделировании.
- умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия может использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д.
- умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, отсчитывании заданного количества листов в блокноте, определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
Общая характеристика учебного предмета
Программа учебного предмета «Математические представления» построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления». Особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у учащихся. В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью попадает в ситуации, требующих от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.
Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане учебный предмет «Математические представления» представлен с 1 по 9 год обучения. Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий организованы занятия предметно — практической деятельности, направленные на формирование интереса к предметному рукотворному труду, освоения простых действий с предметами и материалами различных размеров.
На курс «Математические представления», как учебного предмета, в 6 «Б» классе отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Математические представления» - развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Личностные результаты
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Возможные предметные результаты с учётом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
Предметные результаты освоения учебного предмета.
1.Элементарные математические представления о форме, величине; количественные, пространственные, временные представления
- умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
- умение ориентироваться в пространстве, на плоскости.
- умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
2.Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
- умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
- умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
- умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.
-умение обозначать арифметические действия знаками.
-умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц
3.Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.
- умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.
- умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.
- умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.
- умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.
-умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
Обучающиеся должны узнавать:
- цифры 1-8;
- достоинства монет: 1 р., 2р., 5р.
- дни недели;
- геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник;
Обучающиеся должны уметь (в рамках дефекта):
- соотносить число 1-8 с соответствующим количеством предметов, обозначать цифрой;
- пересчитывать предметы в пределах 8;
- представлять множество двумя другими множествами в пределах 8;
- записывать арифметический пример на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 8;
- решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.
- составлять геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник) из счетных палочек;
- определять время с точностью до часа;
- определять отношения порядка следования: первый, последний, крайний.
Содержание учебного предмета
Количественные представления. Счет равными числовыми группами (по 2 по3). Узнавание цифр, Знание отрезка числового ряда1-8. Определение места числа (от 0 до 8) в числовом ряду Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа (7-8) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 8.Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 8.Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 8. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.
Представления о величине. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение.
Представление о форме. Узнавание (различение) геометрических фигур: квадрат, прямоугольник. Составление геометрической фигуры (квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Обводка геометрической фигуры. Построение геометрической фигуры: (квадрат, прямоугольник) по точкам, по шаблону, трафарету, контурной линии.
Временные представления. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Определение времени по часам: целого часа, с точностью до получаса.
Тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
1. | Количественные представления. | 48 |
Счет равными числовыми группами (по 2 по3). Узнавание цифр, Знание отрезка числового ряда 1-8 Определение места числа (от 0 до 8) в числовом ряду Счет в прямой (обратной) последовательности Состав числа (7-8,) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 8 Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 8 . Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 8 Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег. | ||
Представления о величине. | 4 | |
Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. | ||
Представление о форме. | 6 | |
Узнавание (различение) геометрических фигур: квадрат, прямоугольник. Составление геометрической фигуры (квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Обводка геометрической фигуры. Построение геометрической фигуры: (квадрат, прямоугольник) по точкам, по шаблону, трафарету, контурной линии. | ||
Временные представления. | 10 | |
Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Определение времени по часам: целого часа, с точностью до получаса. |
Материально-техническое обеспечение по предмету «Математические представления» включает различный материал в виде предметов различной формы, величины, цвета; изображений предметов, людей, объектов природы, цифр; оборудование, позволяющее выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам;; пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькулятор; весы; кассы цифр, трафареты; сюжетные и предметные картинки, рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал, калькуляторы и другие средства.
Учебник: Т.В. Алышева Математика 1 класс Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы М.Просвещение, 2018г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Рабочая программа учебных предметов, календарный учебный график как структурные элементы основной образовательной программы
материал для методического объединения...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 7 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 8 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...