Рабочая программа факультатива «Математические основы информатики», 9 класс.
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)
Рабочая программа факультатива «Математические основы информатики», 9 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по факультативному курсу «Математические основы информатики»
9 класс
Разработчик: Симонов А.А.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка – 3 стр.
- Результаты изучения курса – 4 стр.
- Содержание программы – 6 стр.
- Тематическое планирование – 7 стр.
- Описание УМК и материально-технического обеспечения – 9 стр.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена на основании программы элективного курса по информатике «Математические основы информатики», авторы Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина, Программы для общеобразовательных учреждений по информатике» 2-11 классы: методическое пособие / составитель М. Н. Бородин, 2012г., рассчитанного на 68 часов. Курс «Математические основы информатики» имеет блочно-модульную структуру, учебное пособие состоит из 6 глав, которые можно изучать в произвольном порядке. В структуре программы выделяются следующие основные разделы: системы счисления; представление информации на компьютере; введение в алгебру логики; элементы теории алгоритмов; основы теории информации; математические основы вычислительной геометрии и компьютерной графики. Поскольку данный курс рассчитан на 34 часа, то из изучения убраны две последние главы и сокращены часы на изучение остальных глав. Курсу отводится 1 часа в неделю в течение одного года обучения –9 класс, всего 34 учебных часов.
Курс «Математические основы информатики» носит интегрированный, междисциплинарный характер, материал курса раскрывает взаимосвязь математики и информатики, показывает, как развитие одной из этих научных областей стимулировало развитие другой. Рассчитан на учеников, имеющих базовую подготовку по информатике. Факультативный курс предусматривает классно-урочную и лекционно-практическую системы обучения.
Основные цели курса:
- формирование у учащихся основ научного мировоззрения;
- создание условий для саморазвития и самовоспитания личности.
Основные задачи курса:
- сформировать у обучаемых системное представление о теоретической базе информационных и коммуникационных технологий;
- показать взаимосвязь и взаимовлияние математики и информатики;
- привить учащимся навыки, требуемые большинством видов современной деятельности (налаживание контактов с другими членами коллектива, - планирование и организация совместной деятельности и т. д.);
- сформировать умения решения исследовательских задач;
- сформировать умения решения практических задач, требующих получения законченного продукта;
- развить способность к самообучению.
Результаты изучения курса
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты:
- Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
- Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
- Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
- Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:
- Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
- Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.
- Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
- Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты:
- Сформированность фундаментальных знаний (математики) в развитии информатики, информационных и коммуникационных технологий.
- Сформированность понятий «базис», «алфавит», «основание» для позиционных систем счисления, особенности компьютерной арифметики над целыми числами; способы представления вещественных чисел в компьютере.
- Сформированность принципа представления текстовой информации в компьютере; принципа оцифровки графической и звуковой информации.
- Владение аксиомы и функции алгебры логики, функционально полные наборами логических функций; понятиями «дизъюнктивная нормальная форма».
- Сформированность понятий исполнителя, среды исполнителя; понятие сложности алгоритма; понятие вычислимой функции.
- Сформированность понятий «информация» и «количество информации».
- Владение различными подходами к определению количества информации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
- ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
- эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Содержание программы
Модуль 1. Системы счисления (8 ч.)
Принципы построения систем счисления и, в первую очередь, позиционных систем. Свойства позиционных систем счисления. Идеи основных алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую. Связь между системой счисления, используемой для кодирования информации в компьютере, и архитектурой компьютера. Знакомство учащихся с некоторыми недостатками использования двоичной системы в компьютерах. Иметь представление о системах счисления, отличных от двоичной, используемых в компьютерных системах.
Модуль 2. Представление информации в компьютере (8 ч.)
Способы компьютерного представления целых и вещественных чисел, выявить общие инварианты в представлении текстовой, графической и звуковой информации. Знакомство с основными теоретическими подходами к решению проблемы сжатия информации.
Практические работы с целью демонстрации теоретических положений (результатов) на практике.
Модуль 3. Введение в алгебру логики (9 ч.)
Основные понятия алгебры логики, используемые в информатике. Взаимосвязь изложенной теории с практическими потребностями информатики и математики. Предполагается, что учащиеся имеют базовую подготовку по информатике, в частности, знакомы с основами логики в объеме стандартного базового курса «Информатика».
Модуль 4. Элементы теории алгоритмов (9 ч.)
Формирование представления о предпосылках и этапах развития области математики «Теория алгоритмов» и, непосредственно, самой вычислительной техники. Знакомство с формальным (математически строгим) определением алгоритма на примерах машин Тьюринга или Поста.
Знакомство с понятиями «вычислимая функция», «алгоритмически неразрешимые задачи» и «сложность алгоритма». Предполагается, что учащиеся имеют базовую подготовку по информатике, в частности, знакомы с основами алгоритмизации в объеме стандартного базового курса «Информатика».
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Деятельность учащихся | Дата |
Системы счисления - 8 часов | |||
1 | Основные определения. Понятие базиса. Принцип позиционности | Выполнять действий по инструкции, алгоритму; составлять алгоритмы; оперировать понятиями, суждениями; устанавливать причинно-следственных связей; классифицировать информацию; анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; описывать объект качественно и количественно | |
2 | Единственность представления чисел в Р-ичных систем счисления. Цифры позиционных систем счисления | ||
3 | Развернутая и свернутая формы записи чисел. Представление произвольных чисел в позиционных системах счисления | ||
4 | Арифметические операции в Р-ичных системах счисления | ||
5 | Перевод чисел из Р-ичной системы счисления в десятичную | ||
6 | Перевод произвольных чисел из десятичной системы счисления в Р-ичную | ||
7 | Взаимосвязь между системами счисления с кратными основаниями: Р m = Q | ||
8 | Контрольная работа №1 по теме «Системы счисления» | ||
Представление информации в компьютере - 8 часов | |||
9 | Представление целых чисел. Прямой код. Дополнительный код | Создание текстов различных типов; владение разными формами изложения текста; выполнение основных операций над текстом в среде текстового редактора; применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации; анализ, обобщение и систематизация информации; умение самостоятельно выполнять упражнения; создание информационных объектов для оформления учебной работы; действовать по инструкции, алгоритму | |
10 | Целочисленная арифметика в ограниченном числе разрядов | ||
11 | Нормализованная запись вещественных чисел. Представление чисел с плавающей запятой | ||
12 | Представление текстовой информации. | ||
13 | Представление графической информации. | ||
14 | Представление звуковой информации | ||
15 | Методы сжатия цифровой информации. | ||
16 | Практическая работа №1 по теме «Сжатие цифровой информации» | ||
Введение в алгебру логики - 9 часов | |||
17 | Алгебра логики. Понятие высказывания | Оперировать понятиями, суждениями; выполнять действия по инструкции, алгоритму; составлять алгоритмы; устанавливать причинно-следственных связей; анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; анализировать и синтезировать, обобщать и классифицировать | |
18 | Логические операции | ||
19 | Логические формулы, таблицы истинности | ||
20 | Законы алгебры логики | ||
21 | Булевы функции | ||
22 | Канонические формы логических формул. | ||
23 | Минимизация булевых функций | ||
24 | Полные системы булевых функций. Элементы схемотехники | ||
25 | Контрольная работа №2 «Алгебра логики» | ||
Элементы теории алгоритмов - 9 часов | |||
26 | Понятие алгоритма. Свойства. Виды алгоритмов, способы записи алгоритмов | Составлять алгоритмы; выполнять действий по инструкции, алгоритму; анализ и синтез, использовать знаний в стандартной и нестандартной ситуации; логичность мышления; сравнивать полученных результатов с учебной задачей; владение компонентами доказательства; формулировать проблемы и определять способы ее решения. | |
27 | Решение задач на составление алгоритмов | ||
28 | Уточнение понятия алгоритма. Машина Тьюринга | ||
29 | Машина Поста как уточнение понятия алгоритма | ||
30 | Алгоритмически неразрешимые задачи и вычислимые функции | ||
31 | Понятие сложности алгоритма | ||
32 | Алгоритмы поиска | ||
33 | Алгоритмы сортировки | ||
34 | Практическая работа № 2 по теме «Теория алгоритмов» |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Учебно-методический комплект
- Андреева Е.В. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие / Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
II. Литература для учителя
- Методическое пособие / Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
- Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. Угринович Н. Д. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006;
- Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие. Угринович Н. Д. и др. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006;
- Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
III. Технические средства обучения.
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Колонки
- Сканер
- Модем ASDL
VI. Программные средства.
- Операционная система Windows 10.
- Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
- Программа-архиватор WinRar.
- Интегрированное офисное приложение МS Office
- ABC-Pascal.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/26/picture-20977.gif)
Рабочая программа факультатива «Избранные вопросы информатики» 11 класс
Рассматриваются вопросы ЕГЭ 11 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/25/picture-188292-1359127459.jpg)
Программа спецкурса "Математические основы информатики"
программа спецкурса "Математические основы информатики" рассчистана на 10-11 классы...
Рабочая программа факультатива по экологии 8 класс
Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического мировоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....
Рабочая программа учебного курса «Основы информатики» для 5 класса
Курс составлен на основе авторской программы Л. Л. Босовой «Информатика и ИКТ». Данная программа ориентирована на изучение пропедевтического курса информатики....
Рабочая программа учебного курса «ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ» для 7 класса
Курс составлен на основе авторской программы Л. Л. Босовой «Информатика и ИКТ». Данная программа ориентирована на изучение пропедевтического курса информатики....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/13/picture-187908-1634102217.jpg)
Рабочая программа курса "Математические основы информатики", 10 класс
Рабочая программа курса "Математические основы информатики", 10 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/13/picture-436261-1397393016.jpg)
Программа курса "Математические основы информатики"
Требования современного мира – мира, в который проникнул компьютер во все сферы человеческой деятельности, диктуют нам правила жизни в нем. Ребята должны научиться жить в этом мире, не теряя себ...