Рабочая программа "Зрительно-слуховая стимуляция"
рабочая программа
Дети с глубокой умственной отсталостью, в том числе с множественными тяжелыми нарушениями развития, в отличие от своих сверстников, не овладевают поисковыми способами ориентировки. Хаотичное манипулирование предметами, отсутствие интереса к ним указывает на то, что ребенок не владеет целенаправленными действиями, не стремится к какому-либо результату своих действий. Предметная область зрительно-слуховая стимуляция направлена на развитие у детей предпосылок зрительно-слухового внимания, восприятия, зрительно-слуховой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zritelno-sluhovaya_stimulyatsiya.docx | 24.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Мантуровская школа-интернат Костромской области
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Рабочая программа
индивидуальной работы учителя-дефектолога
«ЗРИТЕЛЬНО-СЛУХОВАЯ СТИМУЛЯЦИЯ»
(для обучающихся с тяжелой, глубокой умственной отсталостью и для обучающихся с ТМНР)
Составила: Иванова С.В.
учитель-дефектолог
Мантурово 2018 год
«ЗРИТЕЛЬНО-СЛУХОВАЯ СТИМУЛЯЦИЯ»
Общая психолого-педагогическая характеристика обучающихся тяжёлой и глубокой умственной отсталостью.
Дети с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью имеют выраженные нарушения мышления, памяти, внимания. Часто не владеют вербальной речью и нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с глубокой умственной отсталостью имеют другие нарушения (сенсорные, моторные, расстройства аутистического спектра и др.). В таких случаях речь идет о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляет собой не сумму различных ограничений, а сложное качественное новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не каждое по отдельности, а в своей совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении. Такие дети спонтанно издают только отдельные звуки. Они плохо понимают обращенную к ним речь и чаще реагируют на интонацию. Их поведение зависит от состояния органических потребностей: они спокойны, когда сыты, находятся в тепле и сухости, и проявляют беспокойство, когда находятся в неблагоприятных условиях.
Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы, которое чаще всего являются причиной сочетанных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка в семье и обществе сверстников. Характер развития детей данной группы зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования.
Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
СОДЕРЖАНИЕ
Дети с глубокой умственной отсталостью, в том числе с множественными тяжелыми нарушениями развития, в отличие от своих сверстников, не овладевают поисковыми способами ориентировки. Хаотичное манипулирование предметами, отсутствие интереса к ним указывает на то, что ребенок не владеет целенаправленными действиями, не стремится к какому-либо результату своих действий. Предметная область зрительно-слуховая стимуляция направлена на развитие у детей предпосылок зрительно-слухового внимания, восприятия, зрительно-слуховой деятельности.
Уроки-занятия по предмету «Зрительно-слуховая стимуляция» направлены на развитие сенсомоторных реакций, связанных с фиксацией на объекте, запоминанием образа предмета, обозначением его словом, на обогащение сенсорного опыта, доступного для детей с глубокой умственной отсталостью.
Организуя уроки-занятия по зрительно-слуховой стимуляции, необходимо действовать согласно алгоритму усвоения данных эталонов.
Алгоритм развития зрительного восприятия: фиксация взгляда на неподвижном объекте (светящийся, цветной, лицо взрослого), прослеживание взглядом за движущимся объектом (перемещение по горизонтали, по вертикали; близко расположенный, удаленный), предъявление объекта в разных модальностях, новых условиях, с новыми свойствами.
Алгоритм развития слухового восприятия: локализация статичного источника звука (близко расположенного), прослеживание за движущимся источником звука (близко расположенным), локализация удаленного источника звука, прослеживание за удаленным движущимся источником звука, различение и узнавание звуков.
Зрительно-слуховая стимуляция
№ | Тема | Количество часов | Дата | ||||
Первое полугодие 1 четверть - 9часов | |||||||
Обследование зрительного восприятия | 1 |
| |||||
Обследование слухового восприятия | 1 |
| |||||
Знакомство с визуальным раздражителем ( фонариком) | 1 |
| |||||
Стимуляция слухового восприятия: реакция на звуки: Д/И « Хлопки» | 1 |
| |||||
Знакомство со звуковыми раздражителями: погремушка, звонок, дудочка и др. | 1 |
| |||||
Слежение за движением предмета ( молоточек) | 1 |
| |||||
Нахождение источника звука: Д/И« Где звучит?», | 1 |
| |||||
Знакомство с визуальными раздражителями: разноцветные фрукты | 1 |
| |||||
Знакомство со звуковыми раздражителями: «Говорящие игрушки» | 1 |
| |||||
Первое полугодие 2 четверть - 8 час | 2 | 12.11.2012 13.11.2012 | |||||
Знакомство со слуховыми раздражителями: прослушивание различных ритмов музыки | 1 |
| |||||
Фиксация взгляда на светящихся предметах: солнечный зайчик, фонарик, световые игрушки | 1 |
| |||||
Наблюдение за движущимися игрушками: перемещение мячика, автомобиля | 1 |
| |||||
Прослеживания движения игрушки в горизонтальной плоскости | 1 |
| |||||
Прослеживания движения игрушки в вертикальном направлении (надувной шарик, мячик) | 1 |
| |||||
Приближение и удаление звукового раздражителя (игра со звучащей игрушкой. | 1 |
| |||||
Локализация источника звука (вблизи) | 1 |
| |||||
Локализация источника звука (на расстоянии) | 1 |
№ | Тема | Количество часов |
| |
Второе полугодие 3 четверть – 10 часов | ||||
Развитие реакции на внезапно возникающий звук (игрушки-пищалки) | 1 |
| ||
Развитие реакции на внезапно возникающий звук (колокольчики) | 1 |
| ||
Развитие реакции на внезапно возникающий звук (стук по дереву) | 1 |
| ||
Развитие реакции на внезапно возникающий звук (стук по стеклу) | 1 |
| ||
Развитие реакции на внезапно возникающий звук (стук по металлу) | 1 |
| ||
Прослеживание взглядом за движущейся звучащей игрушкой без поворота головы | 1 |
| ||
Исследование реакции на различную громкость звука | 1 |
| ||
Д/И «Что там?» Поиск спрятанных под коробкой или платком игрушки | 1 |
| ||
Развитие реакции на различные голосовые интонации | 1 |
| ||
Стимуляция ориентировочных и эмоциональных реакций при показе знакомых предметов | 1 |
| ||
Второе полугодие 4 четверть - 10 часов | ||||
Сосредоточение на предмете, издающем звук и слежение за его движением | 1 |
| ||
Наблюдение за предметом, который движется на ребенка и от него (близко и далеко) | 1 |
| ||
Нахождение невидимого источника звука и выполнение целенаправленных действий в его сторону | 1 |
| ||
Совместные со взрослыми упражнения с игрушками с целью ознакомления с их игровыми свойствами (катание мяча, толкание машинки…) | 2 |
| ||
Игры и игровые упражнения на переключение и распределение внимания между несколькими предметами | 1 |
| ||
Занятия с использованием игровых и бытовых предметов для определения предпочтения ребенка | 2 |
| ||
Сосредоточение на звучащем предмете, голосе взрослого, находящегося вне поля зрения ребенка | 1 |
| ||
Игры-занятия с заинтересовавшими ребенка игрушками, дополняя игрушки и игровые ситуации деталями, расширяя ассортимент игр с ними | 1 |
Педагогические ориентиры:
- развивать сенсорные ощущения и формировать обобщенные способы обследования предметов;
- развивать слуховое внимание обучающихся, формируя у них начальные ориентировочные слуховые реакции на различные звуки и их местонахождение;
- стимулировать проявление эмоционального интереса обучающихся к ярким звучащим игрушкам и желание совместно со взрослым выполнять игровые действия;
- развивать «прослеживающий взгляд» у обучающегося (концентрация взгляда на неподвижном предмете, прослеживание взглядом за движущимся предметом);
- развивать элементарные реакции на звуковой сигнал и зрительный поиск невидимого предмета, издающего звуки;
- стимулировать зрительное восприятие обучающимся предмета в различных плоскостях, под различным углом, при разной удаленности;
- поощрять эмоциональные и адекватные реакции ребёнка на раздражители, выражение предпочтений, предлагая многократно понравившиеся раздражители, изменяя их и добавляя новые элементы, расширять зрительно-слуховые представления ребёнка о них, и т. п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по стимуляции речи движением.
Рабочая учебная программа по предмету «Стимуляция речи движением» составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденного...
Рабочая программа по предмету тактильная стимуляция (2 класс)
Рабочая программа по предмету «тактильная стимуляция» для ученика 2сп-4 класса разработана на основе Проекта программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной ...
Рабочая программа По коммуникативной стимуляции
Пояснительная записка Рабочая программа по коммуникативной стимуляции для 1 «Г» класса) разработана на основе Проекта программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубок...
Рабочая программа по предмету «Коммуникативная стимуляция»
Данная программа презназначена для работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития....
Рабочая программа "Двигательно-моторная стимуляция"
Уроки по предмету «Двигательно-моторная стимуляция» направлены на обеспечение и развитие не только восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности, но и сенсомоторных инте...
Рабочая программа "Коммуникативная стимуляция"
Программа направлена на установление положительного взаимодействия ребенка с ТМНР с окружающими, на обучение выполнению простейших инструкций, на включение в игровую деятельность....
Рабочая программа "Тактильная стимуляция"
Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью поисковыми способами ориентировки овладевают на примитивном уровне, поэтому обучение восприятию тактильных раздражителей имеет специфические особенности.О...