Рабочая программа "Зрительно-слуховая стимуляция"
рабочая программа

Иванова Светлана Викторовна

Дети с глубокой умственной отсталостью, в том числе с множественными тяжелыми нарушениями развития, в отличие от своих сверстников, не овладевают поисковыми способами ориентировки. Хаотичное манипулирование предметами, отсутствие интереса к ним указывает на то, что ребенок не владеет целенаправленными действиями, не стремится к какому-либо результату своих действий. Предметная область зрительно-слуховая стимуляция направлена на развитие у детей предпосылок зрительно-слухового внимания, восприятия, зрительно-слуховой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zritelno-sluhovaya_stimulyatsiya.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Мантуровская школа-интернат Костромской области
для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Рабочая программа

индивидуальной работы учителя-дефектолога

«ЗРИТЕЛЬНО-СЛУХОВАЯ СТИМУЛЯЦИЯ»

(для обучающихся с тяжелой, глубокой умственной отсталостью и для обучающихся с ТМНР)

Составила: Иванова С.В.

учитель-дефектолог

Мантурово 2018 год

 «ЗРИТЕЛЬНО-СЛУХОВАЯ СТИМУЛЯЦИЯ»

Общая психолого-педагогическая характеристика обучающихся  тяжёлой и глубокой умственной отсталостью.

Дети с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью имеют выраженные нарушения мышления, памяти, внимания. Часто не владеют вербальной речью и нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с глубокой умственной отсталостью имеют другие нарушения (сенсорные, моторные, расстройства аутистического спектра и др.). В таких случаях речь идет о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляет собой не сумму различных ограничений, а сложное качественное новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не каждое по отдельности, а в своей совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении.  Такие дети спонтанно издают только отдельные звуки. Они плохо понимают обращенную к ним речь и чаще реагируют на интонацию. Их поведение зависит от состояния органических потребностей: они спокойны, когда сыты, находятся в тепле и сухости, и проявляют беспокойство, когда находятся в неблагоприятных условиях.

Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы, которое чаще всего являются причиной сочетанных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка в семье и обществе сверстников. Характер развития детей данной группы зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.

В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования.

Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

СОДЕРЖАНИЕ

Дети с глубокой умственной отсталостью, в том числе с множественными тяжелыми нарушениями развития, в отличие от своих сверстников, не овладевают поисковыми способами ориентировки. Хаотичное манипулирование предметами, отсутствие интереса к ним указывает на то, что ребенок не владеет целенаправленными действиями, не стремится к какому-либо результату своих действий. Предметная область зрительно-слуховая стимуляция направлена на развитие у детей предпосылок зрительно-слухового внимания, восприятия, зрительно-слуховой деятельности.

Уроки-занятия по предмету «Зрительно-слуховая стимуляция» направлены на развитие сенсомоторных реакций, связанных с фиксацией на объекте, запоминанием образа предмета, обозначением его словом, на обогащение сенсорного опыта, доступного для детей с глубокой умственной отсталостью.

Организуя уроки-занятия по зрительно-слуховой стимуляции, необходимо действовать согласно алгоритму усвоения данных эталонов.

Алгоритм развития зрительного восприятия: фиксация взгляда на неподвижном объекте (светящийся, цветной, лицо взрослого), прослеживание взглядом за движущимся объектом (перемещение по горизонтали, по вертикали; близко расположенный, удаленный), предъявление объекта в разных модальностях, новых условиях, с новыми свойствами.

Алгоритм развития слухового восприятия: локализация статичного источника звука (близко расположенного), прослеживание за движущимся источником звука (близко расположенным), локализация удаленного источника звука, прослеживание за удаленным движущимся источником звука, различение и узнавание звуков.

Зрительно-слуховая стимуляция

Тема

Количество часов

Дата

Первое  полугодие

1 четверть - 9часов

Обследование зрительного восприятия

1

 

Обследование слухового восприятия

1

 

Знакомство с визуальным раздражителем

( фонариком)

1

 

Стимуляция слухового восприятия: реакция на звуки: Д/И « Хлопки»

1

 

Знакомство со звуковыми раздражителями: погремушка, звонок, дудочка и др.

1

 

Слежение за движением предмета

( молоточек)

1

 

Нахождение источника звука: Д/И« Где звучит?»,

1

 

Знакомство с визуальными раздражителями: разноцветные фрукты

1

 

Знакомство со звуковыми раздражителями: «Говорящие игрушки»

1

 

Первое полугодие

2 четверть -  8 час

2

12.11.2012

13.11.2012

Знакомство со слуховыми раздражителями: прослушивание различных ритмов музыки

1

 

Фиксация взгляда на светящихся предметах: солнечный зайчик, фонарик, световые игрушки

1

 

Наблюдение за движущимися игрушками: перемещение мячика, автомобиля

1

 

Прослеживания движения игрушки в горизонтальной плоскости

1

 

Прослеживания движения игрушки в вертикальном направлении (надувной шарик, мячик)

1

 

 

Приближение и удаление звукового раздражителя (игра со звучащей игрушкой.

1

 

Локализация источника звука (вблизи)

1

 

Локализация источника звука

(на расстоянии)

1

Тема

Количество часов

 

Второе  полугодие

3 четверть – 10 часов

Развитие реакции на внезапно возникающий звук (игрушки-пищалки)

1

 

Развитие реакции на внезапно возникающий звук (колокольчики)

1

 

Развитие реакции на внезапно возникающий звук (стук по дереву)

1

 

Развитие реакции на внезапно возникающий звук (стук по стеклу)

1

 

Развитие реакции на внезапно возникающий звук (стук по металлу)

1

 

Прослеживание взглядом за движущейся звучащей игрушкой без поворота головы

1

 

Исследование реакции на различную громкость звука

1

 

Д/И «Что там?» Поиск спрятанных под коробкой или платком игрушки

1

 

Развитие реакции на различные голосовые интонации

1

 

Стимуляция ориентировочных и эмоциональных реакций при показе знакомых предметов

1

 

Второе полугодие

4 четверть -  10 часов

Сосредоточение на предмете, издающем звук и слежение за его движением

1

 

Наблюдение за предметом, который движется на ребенка и от него (близко и далеко)

1

 

Нахождение невидимого источника звука и выполнение целенаправленных действий в его сторону

1

 

Совместные со взрослыми упражнения с игрушками с целью ознакомления с их игровыми свойствами (катание мяча, толкание машинки…)

2

 

Игры и игровые упражнения на переключение и распределение внимания между несколькими предметами

1

 

 

Занятия с использованием игровых и бытовых предметов  для определения предпочтения ребенка

2

 

Сосредоточение на звучащем предмете, голосе взрослого, находящегося вне поля зрения ребенка

1

 

Игры-занятия с заинтересовавшими ребенка игрушками, дополняя игрушки и игровые ситуации деталями, расширяя ассортимент игр с ними

1

Педагогические ориентиры:

  • развивать сенсорные ощущения и формировать обобщенные способы обследования предметов;
  • развивать слуховое внимание обучающихся, формируя у них начальные ориентировочные слуховые         реакции на различные звуки и их местонахождение;
  • стимулировать проявление эмоционального интереса обучающихся к ярким звучащим игрушкам и желание совместно со взрослым выполнять игровые действия;
  • развивать «прослеживающий взгляд» у обучающегося (концентрация взгляда на неподвижном предмете, прослеживание взглядом за движущимся предметом);
  • развивать элементарные реакции на звуковой сигнал и зрительный поиск невидимого предмета, издающего звуки;
  • стимулировать зрительное восприятие обучающимся предмета в различных плоскостях, под различным углом, при разной удаленности;
  • поощрять эмоциональные и адекватные реакции ребёнка на раздражители, выражение предпочтений, предлагая многократно понравившиеся раздражители, изменяя их и добавляя новые элементы, расширять зрительно-слуховые представления ребёнка о них, и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по стимуляции речи движением.

Рабочая учебная программа по предмету «Стимуляция речи движением» составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденного...

Рабочая программа по предмету тактильная стимуляция (2 класс)

Рабочая программа по предмету «тактильная стимуляция» для  ученика 2сп-4   класса разработана на основе Проекта программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной ...

Рабочая программа По коммуникативной стимуляции

Пояснительная записка Рабочая программа по коммуникативной стимуляции для 1 «Г» класса) разработана  на основе Проекта  программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубок...

Рабочая программа по предмету «Коммуникативная стимуляция»

Данная программа презназначена для работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития....

Рабочая программа "Двигательно-моторная стимуляция"

Уроки по предмету «Двигательно-моторная стимуляция» направлены на обеспечение и развитие не только восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности, но и сенсомоторных инте...

Рабочая программа "Коммуникативная стимуляция"

Программа направлена на установление положительного взаимодействия ребенка с ТМНР с окружающими, на обучение выполнению простейших инструкций, на включение в игровую деятельность....

Рабочая программа "Тактильная стимуляция"

Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью поисковыми способами ориентировки овладевают на примитивном уровне, поэтому обучение восприятию тактильных раздражителей имеет специфические особенности.О...