Рабочая программа по стимуляции речи движением.
рабочая программа по теме
Рабочая учебная программа по предмету «Стимуляция речи движением» составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденного Министерством образования Российской Федерации (приказ №29/2065-п от 10.04.2001 г.), и Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (раздел «Музыкально – ритмические занятия» Авторы Е.З.Яхнина).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_prog._stim.docx | 38.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»
Рекомендовано методсоветом Утверждаю:
к реализации Директор
Протокол № _____ от ______ 2012 г. Сиприкова С.А. ______________
Зам. директора по УВР « _____ » _______________ 2012г
Зотова Т.И. ______________
Рабочая учебная программа
по курсу «Стимуляция речи движением» с 1- 5 класс
2012-2013 учебный год
Составитель:
учитель стимуляции речи движением
высшей квалификационной категории
Луц Елена Викторовна
Хабаровск, 2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по предмету «Стимуляция речи движением» составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденного Министерством образования Российской Федерации (приказ №29/2065-п от 10.04.2001 г.), и Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (раздел «Музыкально – ритмические занятия» Авторы Е.З.Яхнина).
Согласно базисному учебному плану на изучениестимуляции речи движением с 1по4 классы начальной школы отводится 2 часа в неделю, в 5 классе – 1 час в неделю, всего – 70 часов в год, всего- 35 часов в год.
Содержание обучения стимуляции речи движением в начальной школе направлено на развитие и коррекцию двигательного анализатора, который в комплексе со слуховым анализатором создаёт в высших отделах центральной нервной системы динамический стереотип, необходимый для развития произносительной стороны речи у учащихся. Ведущее значение имеет движение. В процессе занятия у детей целенаправленно развиваются двигательные навыки, формируется хорошая осанка. Развитие двигательных способностей учащихся рассматривается не только как важнейшая цель коррекционных занятий, но и как средство, содействующее формированию слуховых и речедвигательных навыков. Важное значение придаётся развитию слухо- зрительного и слухового восприятия речи, закреплению навыков внятного, выразительного, достаточно естественного её воспроизведения при реализации всех требований системы формирования устной речи у неслышащих школьников. На каждом занятии проводятся специальные упражнения по автоматизации произносительных навыков учащихся с использованием фонетических движений. Учащиеся, работая над речевым материалом, сопровождают речь движениями, соответствующими по напряжённости, силе, темпу, длительности, направленности характеру произнесения данных элементов речи (звуков и их сочетаний, слов, словосочетаний, фраз. Используются движения корпуса тела, головы, рук, ног (наклоны, повороты корпуса, различные движения рук, вращение кистей, хлопки, различные типы ходьбы, прыжки и т. п.), а также естественные жесты, которые сочетаются с произнесением речевых структур. В процессе работы над определённым элементом речидля стимуляции его правильного воспроизведения педагог применяет разные движения, обязательно соответствующие характеру произнесения данной речевой структуры. На занятиях речевой материал произносится учащимися сопряжённо с учителем, отражённо и самостоятельно, с движениями и обязательно, в заключение работы над материалом, без движений.
Наряду с этим важное место в программе занимает работа по развитию у детей слухового восприятия и воспроизведения основных элементов ритмико - интонационной структуры речи.
Речевой материал подбирают, прежде всего, по принципу необходимости в общении, он должен быть знакомым по содержанию и грамматическому оформлению, отвечать фонетическим задачам занятия, быть доступным для правильного произнесения всем ученикам класса, с учётом уровня речевого развития, индивидуальных психофизических особенностей учащихся. На занятиях используются небольшие диалоги, стихотворения, чистоговорки.
В результате обучения стимуляции речи движением реализуются следующие цели:
- развитие макро-имикромоторики тела;
- развитие слуховоговосприяиия;
- Формирование, коррекция и автоматизация произносительных навыков.
В результате работы над произношением, базирующимся на взаимодействии различныхдвижений тела и развития слухового восприятия формируется речевое дыхание и связанная с ним слитность речи, нормальный голос с естественными модуляциями по силе и высоте, учащиеся овладевают звуковым составом речи, её ритмико-интонационной структурой.
Основные задачи стимуляции речи движением
- физическое развитие, в т. ч. развитие двигательных способностей неслышащих детей;
• развитие слухового восприятия;
- формирование и развитие произношения;
- развитие ритмико - интонационной структуры речи;
- активизация умственных способностей учащихся.
Основные содержательные линии курса (разделы, структура)
- Гармония тела
- Слушание, речь, язык
Гармония тела: включает упражнения для усвоения состава сенсопсихомоторики, на которых строится ( одновременно и последовательно) слушание, речь, язык, как результат действия по развитию сенсорики, аффективности, моторики и психомоторики. Развитие сенсорики связано с запоминанием тактильных ощущений.
Развитие проприоцепции ( происходит постепенное знакомство и овладение ребёнком наприжением, динамикой, временем и простором.
Развитие вестибулярного аппарата.
Развитие слуха и слушания ( активное различение динамики ( сильно – слабо ), времени ( быстро – медленно), высоты звука и модуляция высотой звука во взаимодействии с движением, голосом, речью. Активное сопровождение качества звука качеством движения. Слушание ритмов и развитие ритмичности в движениях, речи. Звуковое сопровождение движений собственного тела (топанье, хлопанье, ходьба, бег). Реализация звука качеством движения. Поиск источника звука.
Развитие моторики.
Развитие психомоторики.
Слушание, речь, язык: включает стимуляцию движением для побуждения к речи. В этот период необходимо комбинировать интенсивность (легко – сильно), время, темп (быстро – медленно), продолжительность (долго – кратко). Из этих комбинаций позднее появится богатство ритмических вариаций в движении и речи. Через движения мы подтолкнем способность говорить на разных высотах и постепенно перейдем на модуляции голосом от высокого к низкому и наоборот. Вспомогательными средствами в процессе стимуляции движением служат разные ударные инструменты (барабан и бубен), звукоусиливающая аппаратура.
Стимуляцию движением артикуляции отдельного звука. Функциональное движение для стимуляции отдельного звука – это движение, в основе которого лежит качество голоса, направление движения и напряжённость в теле при артикуляции, с учётом психомоторных способностей детей всех возрастов. Формирование речевого дыхания.
Стимуляцию движением для коррекции отдельного звука и движения. Для коррекции мы выбираем движения, исходя от ошибки ребёнка.
Стимуляцию движением для формирования правильного произношения и развития речи. Все упражнения, содержащие движения и устную речь направлены на:
- Нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
- Формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;
- Правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах и фразах;
- Воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
- Восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
- Умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
Речевой материал должен быть доступен в лексическом отношении, отвечать фонетическим задачам урока.
Виды и формы организации учебного процесса (классификация М.А.Данилова, Б.П.Есипова)
- Уроки сообщения и усвоения новых знаний, уроки закрепления, повторительно-обобщающие уроки, уроки контроля знаний, комбинированные уроки;
- фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.
Формы контроля в процессе обучения: самостоятельные и контрольные работы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Период обучения | Количество часов | Диагностический материал |
1 четверть | 16 часов 8часов | к.з. – 1; с.д.-1: |
2 четверть | 16часов 8часов | к.з. – 1; с.д.-1: |
3 четверть | 20часов 10часов | к.з. – 1; с.д.-1: |
4 четверть | 16 часов 8часов | к.з. – 1; с.д.-1: |
Итого: | 68 часов (2часа в неделю) 34часов (1час в неделю) | к.з. – 1; с.д.-1: |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
обучающимися к окончанию 1 класса
Неслышащие учащиеся
должны овладеть:
- элементарными фоноритмическими движениями;
- простейшими построениями:
Должны уметь:
- правильно пользоваться речевым дыханием;
- слитно воспроизводить слогосочетания ( для сочетания взрывного и гласного звука типа папа… до 8 слогов, для сочетаний фрикативного и гласного звуков типа саса… до 4 слогов), слов и коротких фраз, состоящих из 6-8 слогов.
- воспринимать на слух и воспроизводить элементы ритмико-интонационной структуры речи (слитно и раздельно слогосочетания, кратко и долго гласные звуки;
- выделять ударный гласный в ряду слогов;
- передавать в речи повествовательную, восклицательную и вопросительную интонацию;
- модулировать голос по силе;
- закреплять и правильно воспроизводить в речевом материале звуки и их сочетания (а,о,у,и,э, дифтонгов я,ё,е,ю, согласных звуков п,т,к,б,д,г,ф,в,с,ш,ж,з,х,м,н,р,л);
- соблюдать орфоэпические правила.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- произносить речевой материал достаточно внятно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы, в темпе, приближающемся к нормальному;
- передавать различные эмоциональные оттенки высказывания (радости, огорчения, испуга, растерянности и др.);
- произносить слова слитно, с ударением, реализуя возможность соблюдения их звукового состава (точно или приближённо с использованием регламентированных замен с помощью учителя и самостоятельно);
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
обучающимися к окончанию 2 класса
Неслышащие учащиеся
должны овладеть:
- фоноритмическими движениями;
- основными движениями ( различными видами ходьбы, бегом, поскоками, притопами, подпрыгиванием) в умеренном, медленном и быстром темпе.
Должны уметь:
- правильно пользоваться речевым дыханием;
- слитно воспроизводить слогосочетания с постепенным их наращиванием до 10 слогов, деление более длинных фраз паузами на синтагмы (по подражанию учителя и самостоятельно);
- воспринимать на слух и воспроизводить модуляции голоса по силе (тихо- громче- громко, ослабление голоса: громко- тише- тихо);
- воспринимать на слух и воспроизводить элементы ритмико- интонационной структуры речи: ударения в дву-, трёх-, четырёхсложных словах;
- передавать в речи повествовательную, восклицательную и вопросительную интонацию;
- закреплять и правильно воспроизводить в речевом материале звуки и их сочетания (а,о,у,и,э,ы дифтонгов я,ё,е,ю, согласных звуков п,т,к,б,д,г,ф,в,с,ш,ж,з,х,м,н,р,л); дифференцированно произносить в словах гласные звуки, включая и-ы, согласные звуки с-з, ш-ж,п-б, т-д ,к-г;
- соблюдать орфоэпические правила.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Произносить отработанный речевой материал достаточно внятно и выразительно, в нормальном темпе, голосом нормальной высоты, силы;
- , передавать в речи повествовательную, вопросительную и побудительную интонацию, используя в речевом общении соответствующее выражение лица, позу, пластику;
- произносить слова слитно, с ударением, реализуя возможность соблюдения их звукового состава (точно или приближённо с использованием регламентированных замен с помощью учителя и самостоятельно);
- реализовывать в самостоятельной речи сформированные произносительные умения ( с помощью учителя), самостоятельно и под контролем учителя.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
обучающимися к окончанию 3 класса
Неслышащие учащиеся
должны овладеть:
- фоноритмическими движениями;
- основными движениями (различными видами ходьбы, бегом, поскоками, притопами, подпрыгиванием) в умеренном, медленном и быстром темпе.
Должны уметь:
- правильно пользоваться речевым дыханием;
- слитно воспроизводить слогосочетания с постепенным их наращиванием до 12 слогов, деление более длинных фраз паузами на синтагмы (по подражанию учителя и самостоятельно);
- воспринимать на слух и воспроизводить модуляции голоса по силе (тихо - громче - громко, ослабление голоса: громко - тише - тихо);
- воспринимать на слух и воспроизводить элементы ритмико- интонационной структуры речи: ударения в дву-, трёх-, четырёхсложных словах;
- составлять ритмический рисунок слова (самостоятельно и под контролем учителя);
- передавать в речи повествовательную, восклицательную и вопросительную интонацию;
- закреплять и правильно воспроизводить в речевом материале звуки и их сочетания (а,о,у,и,э,ы дифтонгов я,ё,е,ю, согласных звуков ц,ч, ), дифференцированно воспроизводить в речи звуки, родственные по артикуляции: гласные а-э, и-э, а-о, о-у, и-ы, согласные м-б, м-п, н-д, н-т, с-ш, з-ж, с-щ, ц-ч, б-п, д-т, г-к, в-ф, з-с, ж-ш, ц-с, ч-ш, ц-т, ч-т; твёрдые и мягкие согласные ф-ф,в-в, п-п, б-б.
- соблюдать орфоэпические правила.
- Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Произносить отработанный речевой материал внятно, достаточно естественно и выразительно, в нормальном темпе, голосом нормальной высоты, силы;
- передавать в речи повествовательную, вопросительную и побудительную интонацию, используя в речевом общении соответствующее выражение лица, позу, пластику;
- произносить слова слитно, с ударением, реализуя возможность соблюдения их звукового состава (точно или приближённо с использованием регламентированных замен с помощью учителя и самостоятельно);
- реализовывать в самостоятельной речи, сформированные произносительные умения говорить достаточно внятно и эмоционально (под контролем учителя и на основе самоконтроля).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
обучающимися к окончанию 4 класса
Неслышащие учащиеся
должны овладеть:
- фоноритмическими движениями;
- основными движениями (различными видами ходьбы, бегом, поскоками, притопами, подпрыгиванием) в умеренном, медленном и быстром темпе.
Должны уметь:
- правильно пользоваться речевым дыханием, самостоятельно распределять дыхательные паузы при произнесении длинных фраз.
- самостоятельно выделять логическое и синтагмотическое ударение во фразе.
- слитно воспроизводить слогосочетания с постепенным их наращиванием до 12 слогов, деление более длинных фраз паузами на синтагмы (по подражанию учителя и самостоятельно);
- воспринимать на слух и воспроизводить модуляции голоса по силе (тихо - громче - громко, ослабление голоса: громко - тише - тихо);
- воспринимать на слух и воспроизводить элементы ритмико-интонационной структуры речи: ударения в дву-, трёх-, четырёхсложных словах;
- изменять темп речи, сохраняя звуковой состав и ритмико-интонационную структуру;
- передавать в речи повествовательную, восклицательную и вопросительную интонацию;
- закреплять и правильно произносить звуки в словах и фразах: гласных у,и; согласных с,з,ш,х,ж,ц,ч. Дифференцированное произнесение звуков, родственных по артикуляции: гласных а-о, о-у, а-э, и-э, и-ы; согласных с-ш, з-ж, ц-ч, б-п, д-т, г-к, в-ф, з-с, ж-ш, ф-ф, в-в, п-п, б-б.
- соблюдать орфоэпические правила. Опускать непроизносимые согласные, оглушать звонкие согласные в конце слова, произносить окончания -тся и - ться как ца; -ого и –его как ово,ево;
- Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Произносить отработанный речевой материал внятно, достаточно естественно и выразительно, в нормальном темпе, голосом нормальной высоты, силы;
- передавать в речи повествовательную, вопросительную и побудительную интонацию, используя в речевом общении соответствующее выражение лица, позу, пластику;
- произносить слова слитно, с ударением, реализуя возможность соблюдения их звукового состава (точно или приближённо с использованием регламентированных замен с помощью учителя и самостоятельно);
- реализовывать в самостоятельной речи, сформированные произносительные умения говорить достаточно внятно и эмоционально (под контролем учителя и на основе самоконтроля).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
обучающимися к окончанию 5 класса
Неслышащие учащиеся
должны овладеть:
- фоноритмическими движениями;
- основными движениями (различными видами ходьбы, бегом, поскоками, притопами, подпрыгиванием) в умеренном, медленном и быстром темпе.
Должны уметь:
- правильно пользоваться речевым дыханием, самостоятельно распределять дыхательные паузы при произнесении длинных фраз.
- самостоятельно выделять логическое и синтагмотическое ударение во фразе.
- слитно воспроизводить слогосочетания с постепенным их наращиванием до 12 слогов, деление более длинных фраз паузами на синтагмы (по подражанию учителя и самостоятельно);
- воспринимать на слух и воспроизводить модуляции голоса по силе (тихо - громче - громко, ослабление голоса: громко - тише - тихо);
- воспринимать на слух и воспроизводить элементы ритмико-интонационной структуры речи: ударения в дву-, трёх-, четырёхсложных словах;
- изменять темп речи, сохраняя звуковой состав и ритмико-интонационную структуру;
- передавать в речи повествовательную, восклицательную и вопросительную интонацию;
- закреплять и правильно произносить звуки в словах и фразах: гласных у,и; согласных с,з,ш,х,ж,ц,ч. Дифференцированное произнесение звуков, родственных по артикуляции: гласных а-о, о-у, а-э, и-э, и-ы; согласных с-ш, з-ж, ц-ч, б-п, д-т, г-к, в-ф, з-с, ж-ш, ф-ф, в-в, п-п, б-б.
- знать, соблюдать орфоэпические правила. Опускать непроизносимые согласные, оглушать звонкие согласные в конце слова, произносить окончания -тся и - ться как ца; -ого и –его как ово,ево;
- Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Произносить отработанный речевой материал внятно, достаточно естественно и выразительно, в нормальном темпе, голосом нормальной высоты, силы;
- передавать в речи повествовательную, вопросительную и побудительную интонацию, используя в речевом общении соответствующее выражение лица, позу, пластику. Самостоятельный выбор адекватных неречевых средств коммуникации, сопровождающих речь;
- произносить слова слитно, с ударением, реализуя возможность соблюдения их звукового состава (точно или приближённо с использованием регламентированных замен с помощью учителя и самостоятельно);
- реализовывать в самостоятельной речи, сформированные произносительные умения говорить достаточно внятно и эмоционально (под контролем учителя и на основе самоконтроля).
Учебно-методический комплект
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ:
Программа | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей). Сборник 1. Подготовительный, 1-7 классы. М., «Просвещение», 2005 |
Раздел программы | Музыкально – ритмические занятия. Е..З. Яхнина |
Дидактические средства | Зыкова Т. С., Морева Н. А., Чтение. Учебник для 1 класса начальной школы. М.: Просвещение, 2007, 38 с., 50 с., 63 с., 67 с., 102 с. Граш Н.Е., Чайка С.В., Чтение. Учебник для 2 класса начальной школы. М. Владос,2010, 6 с., 24 с.,82 с., 130с. Граш Н. Е., Быкова Л. М., Никитина М. И. Чтение. Учебник для 3класса начальной школы. М.: ВЛАДОС, 2010, 29 с., 63 с., 92 с., 195 с. |
Методическая литература | Руленкова Л. И. Как научить глухого ребёнка слушать и говорить М.: ООО Парадигма,2010, 88с., Яхнина Е.З. Методика музыкально – ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха М.: ВЛАДОС,2003, 77с., Власова Т.М., А.Н. Пфафенродт М.: Учебная литература, 1997, Чистякова М. И. Психогимнастика М.: Просвещение, 1995, Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха М.:ВЛАДОС,2001 |
Стационарная звукоусиливающая аппаратура | Иретон G-08, стационарный звукоусиливающий, беспроводной аппарат с инфракрасным излучением для групповой работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Мир движений" (физика)
Рабочая программа элективного курса "Мир движений" разработана для обучающихся 9-10 классов в рамках предпрофильной подготовки. Программа ориентирована на расширенное изучение раздела физики "Кинемати...
3. Рабочая программа кружка «Юный инспектор движения» 5-6 класс.
3. Рабочая программа кружка «Юный инспектор движения» 5-6 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука движения" для 1 класса
Программа для работы с детьми 1 класса, во внеурочной деятельности, на основе подвижных игр....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука движения" для 2 класса
Программа для работы с детьми 2 класса, во внеурочной деятельности, на основе подвижных игр....
рабочая программа " Юный инспектор дорожного движения"
рабочая программа...
Рабочая программа "Коммуникативная стимуляция"
Программа направлена на установление положительного взаимодействия ребенка с ТМНР с окружающими, на обучение выполнению простейших инструкций, на включение в игровую деятельность....
Рабочая программа "Тактильная стимуляция"
Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью поисковыми способами ориентировки овладевают на примитивном уровне, поэтому обучение восприятию тактильных раздражителей имеет специфические особенности.О...