Рабочая программа по предмету «Коммуникативная стимуляция»
рабочая программа на тему
Данная программа презназначена для работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_predmetu_kommunikativnaya_stimulyatsiya.docx | 30.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Коммуникативная стимуляция» для 4 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Коммуникативная стимуляция» для 4 класса разработана на основе программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью на основе проекта программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» / Под. редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой, допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года в соответствии с:
- федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- распоряжением Комитета по образованию от 23.03.2016 № 846-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2016/2017 учебном году»;
- распоряжением Комитета по образованию от 22.03.2016 № 822-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2016/2017 учебном году»;
- инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию № 03-20-2881/15-0-0 от 13.07.2015 «Об организации обучения на дому по основным общеобразовательным программам обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей инвалидов»; Письмом Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК - 2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»;
- письмом управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003 № 27/2643-6 « О методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения».
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.05. 2014 г. «О порядке получения образования воспитанниками детских домов-интернатов./ Протокол заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 24 января 2014 г., № 7, пункт 5/»
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 439 и календарным учебным графиком на 2016-2017 учебный год и рассчитана на 2 часа в неделю (исходя из 34 недель ).
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе:
- специальных методов и приёмов: метод наглядности, поли- сенсорный подход, стимуляция на основе разного рода раздражителей и др.
- создание специальных условий на занятиях по зрительно слуховой стимуляции используется в хорошо освещенном помещении и темной релаксационной комнаты, световые приборы типа акваколонна, панно светлячок, зеркальный шар, различные фонарики, музыкальные инструменты, звучащие игрушки и т.д.
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранным учебно-методическим комплексом
Предполагаемые результаты освоения программы: Стимулирование доступной двигательной активности. Формирование ощущения собственного тела. Развитие чувства ритма. Захват, удерживание и отпускание вложенного в руку предмета, бросание мелких предметов в коробку с помощью педагога, повороты головы в разные стороны в положении лежа с помощью взрослого.
Предполагаемые результаты освоения программы. Критерии безоценочной системы. Критерии усвоения программы:
- частично усвоил
- усвоил
- не усвоил
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебные предметы | Годы обучения | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Зрительно-слуховая стимуляция | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Тактильная стимуляция | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Стимуляция обонятельной чувствительности | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Адаптивная физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Коммуникативная стимуляция | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Максимально допустимое количество часов (в течение недели) | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Учебно тематический план по предмету
Коммуникативная стимуляция
№ п/п | Название разделов и тем | Кол-во часов |
Первичная диагностика коммуникативной сферы | 3 | |
Стимулирование коммуникативной деятельности через совместные игровые действия на установку положительного эмоционального контакта. | 17 | |
Стимулирование коммуникативной деятельности с помощью тактильных и двигательно-моторных стимулов. | 15 | |
Формирование основ эмоционального реагирования. | 7 | |
Обучение пониманию речевых сигналов и реагированию на них. | 17 | |
Повторение пройденного материала, итоговая диагностика усвоения программы. | 8 | |
ИТОГО | 67 |
Содержание программы
I Обследование коммуникативной сферы
Мало доступен контакту. На обращенную речь не реагирует.
II Коммуникативная стимуляция
Установление положительного эмоционального контакта.
Стимулирование ответной реакции на обращенную речь.
Стимуляция выражения собственных чувств.
Стимулирование голосовых реакций на раздражители.
Использование невербальных средств общения (выражение потребностей с помощью мимики, жестов).
Знакомство с зеркалом.
Реакция на голосовые раздражители.
Реакция на обращенную речь. Пиктограммы
III Итоговая диагностика усвоения программы. Итоговый мониторинг усвоения программы.
Учебно-методические средства обучения
Список литературы (основной)
1.Айрес Э.Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж. Айперс; пер. с англ. Юлии Даре. – М.: Теревинф, 2009.
2.Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим миром. – М.: ДРОФА, 2007.
3.Гаврилушкина О.П. Ребёнок отстаёт в развитии? Семейная школа. – М.: ДРОФА, 2010.
4.Ковалец И.В. Азбука Эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М.: ВЛАДОС, 2003
5.Коррекционная работа с детьми в обогащённой предметно-развивающей среде / Под.ред. Л.Б. Баряевой, Е.В. Мусатовой. – СПб.: КАРО, 2006.
Список литературы
(дополнительный)
6.Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/. Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК, 20011.
7. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2010.8.Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. – СПб.: Союз художников, 2007.
9.Потешки- щекотушки. Елена Ульева. Веселый массаж для малышей. Москва «Суфлер» Ростов- на Дону «Феникс» 2013
10. Школа семи гномов. Занятия с ребенком от рождения до года.
Предметно-развивающая среда
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
Музыкальные игрушки: погремушки, бубен, барабан, колокольчик и. т.д
Музыкальные инструменты: трещотки, музыкальное пианино
Звучащие игрушки
Музыкальный центр
Пиктограммы
Настольное и настенное зеркало
Мягкие игрушки
Мыльные пузыри
Световые приборы типа акваколонна, панно «светлячок»
Воздушные шары
Подвесные игрушки
Разборные игрушки: матрёшки, пирамидки и т.д.
Игрушки с подвижными частями (автомобили, бабочки, шарики и др.)
Качалки, мячи разных размеров
Напольные и настенные маты
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Игры, игровые упражнения
«Свет мой зеркальце скажи»; «КУ- КУ»; «Улыбаемся друг другу»; «Мыльные пузыри», «Сорока- белобока»;«Мой весёлый звонкий мяч»; «Покажи носик, ручки, ушки», «Медведь и заяц», «Дождик», «Одуванчик», «Прятки под платочком», «Это я, а это ты», «Кто в домике живет?» и др
Литературный материал Малые фольклорные формы: «Погремушка», «Ладушки», «Водичка, водичка», «У меня зазвонил телефон», «Два жучка», «Сорока – белобока», «Лягушонок», «Муравьишка», русские народные сказки – «Колобок», «Теремок», Курочка ряба», «Репка» и др.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Календарно- тематический план
Коммуникативная стимуляция
67 часов
№ | Тема | Количество часов | Дата |
Первое полугодие
| |||
1 | Обследование коммуникативной сферы | 3 | 01.09.2016 07.09.2016 08.09.2016 |
2 | Формирование положительной ответной реакции на обращенную речь | 3 | 14.09.2016 15.09.2016 21.09.2016 |
3 | Использование невербальных средств общения для выражения потребностей с помощью жестов, мимики | 4 | 22.09.2016 28.09.2016 29.09.2016 05.10.2016 |
4 | Формирование навыка общения с помощью зеркала | 4 | 06.10.2016 12.10.2016 13.10.2016 19.10.2016 |
5 | Стимуляция выражения собственных чувств. Пиктограммы | 3 | 20.10.2016 26.10.2016 27.10.2016 |
Первое полугодие
| |||
6 | Формирование положительной ответной реакции на обращенную речь | 4 | 09.11.2016 10.11.2016 16.11.2016 17.11.2016 |
7 | Использование невербальных средств общения (выражение потребностей с помощью жестов, мимики) | 3 | 23.11.2016 24.11.2016 30.11.2016 |
8 | Формирование навыка общения с помощью зеркала | 4 | 01.12.2016 07.12.2016 08.12.2016 14.12.2016 |
9 | Повторение пройденного материала | 4 | 15.12.2016 21.12.2016 22.12.2016 28.12.2016 |
№ | Тема | Количество часов | Дата |
Второе полугодие 3 четверть –19 часов | |||
1 | Формирование положительной ответной реакции на обращенную речь | 6 | 12.01.2017 18.01.2017 19.01.2017 25.01.2017 26.01.2017 01.02.2017 |
3 | Использование невербальных средств общения для выражения потребностей с помощью жестов, мимики | 4 | 02.02.2017 08.02.2017 09.02.2017 15.02.2017 |
4 | Формирование навыка общения с помощью зеркала | 5 | 16.02.2017 22.02.2017 01.03.2017 02.03.2017 09.03.2017 |
5 | Стимуляция выражения собственных чувств | 4 | 15. 03.2017 16. 03.2017 22. 03.2017 23. 03.2017 |
Второе полугодие 4четверть – 16 часов | |||
6 | Формирование положительной ответной реакции на обращенную речь | 4 | 05.04.2017 06.04.2017 12.04.2017 13.04.2017 |
7 | Использование невербальных средств общения (выражение потребностей с помощью жестов, мимики) | 4 | 19.04.2017 20.04.2017 26.04.2017 27.04.2017 |
8 | Формирование навыка общения с помощью зеркала | 4 | 03.05.2017 04.05.2017 05.05.2017 10.05.2017 |
9 | Повторение пройденного материала | 4 | 12.05.2017 16.05.2017 19.05.2017 23.05.2017 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету Компьютерное делопроизводство (в рамках предмета Технология) 2 часа в неделю, 11 класс
Программа курса составлена на основе авторской программы (автора учебника) М.В.Кирсановой. Программа курса предусматривает изучение в рамках предмета технологии основ современного делопроизводства. Дл...
Рабочая программа по предмету "Основы художественного проектирования" Профессия "Вышивальщица". План организации внеурочной работы. Разработка урока на тему "Городецкая роспись" Предмет "Проектирование художественной вышивки"
Разработка урока на тему "Городецкая роспись".Предмет "Проектирование художественной вышивки"Рабочая программа по предмету "Основы художественного пректирования". Професс...
Рабочая программа по предмету "Естествознание (Введение в естественно-научные предметы. Физика и химия)" (ФГОС ООО)
Рабочая программа по предмету "Естествознание (Введение в естественно-научные предметы. Физика и химия)" разработана в соответствии с ФГОС ООО. В программе определены планируемые предметные и ме...
Рабочая программа элективного предмета предмета "Математика на практике" в 10 классе физико - математического профиля на 2014-2015
Данная работа содержит программу элективного предмета "Математика на практике" для 10 класса...
Рабочая программа по предмету тактильная стимуляция (2 класс)
Рабочая программа по предмету «тактильная стимуляция» для ученика 2сп-4 класса разработана на основе Проекта программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной ...
Конспект урока по предмету: Коммуникативная стимуляция. Тема: Выполнение игровых действий с куклой.
Тема: Выполнение игровых действий с куклой. Цели: - формирование у детей, необходимых для жизни социально-значимых навыков; - стимулирование коммуникативной активности; - формирование культуры поведен...
Рабочая программа по предмету "Коммуникативная грамматика" для 8х классов.
Данная рабочая программа будет полезна для учителей, которые работают по УМК Spotlight - 8, авторы Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. Рабочая программа по предмету "Коммуникативн...