Рабочая программа По коммуникативной стимуляции
рабочая программа на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа по коммуникативной стимуляции для 1 «Г» класса) разработана на основе Проекта программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» / Под. редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой, допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года.
Рабочая программа в соответствии учебным планом ОУ на 2014-2015 учебный год рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году).
При разработке индивидуальной программы учитывались индивидуальные психофизиологические особенности ученика. Ребенок способен лишь к элементарным действиям и реакциям. Двигательные реакции ребенка хаотичны, стереотипны. Отмечаются значительные трудности в сосредоточении взгляда на предметах. Грубые нарушения зрительно-моторной координации. Отсутствие интереса к предметам указывает на то, что ребенок не владеет целенаправленными действиями, не стремится к какому-либо результату своих действий. Не всегда реакции ребенка соответствуют силе раздражителя. Эмоциональный фон спокойный.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий (приложение 1), перераспределения содержания программы по годам обучения и др.
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранным УМК, (приложение 2)
Предполагаемые результаты освоения программы.
- Стимулировать ребенка к установлению положительного взаимодействия с окружающими, развивать реакцию на эмоциональные раздражители. Стимулировать выполнение простых инструкций, игровых действий на формирование образа тела.
Игровые ситуации, стимулирующие сосредоточение взгляда на глазах, губах, жестах взрослого. Сосредоточение взгляда на лице взрослого. Выполнение совместных прикосновений. Упражнения, стимулирующие ответную реакцию на обращенную речь, сопровождаемую прикосновениями, жестами. Упражнения на различение понятий «я - ты». Игровые упражнения, стимулирующие выражение эмоций, желаний ( звуки, движения, жесты, мимика). Проигрывание сюжетов, сопровождаемых жестом, речью.
-. Сопряженные игровые действия на формирование образа тела. Называние ребенка по имени с одновременным прикосновением. Выражение одобрения реакций ребенка на свое имя, прикосновения. Совместные прикосновения к различным частям тела, раскрашивание пальцев рук; выполнение инструкций, сопровождаемых жестом, речью. Рассматривание себя в зеркале, сосредоточение взгляда на своем лице, узнавание себя в зеркале. Сосредоточение взгляда на лице куклы, рассматривание куклы. Упражнения, стимулирующие голосовые реакции. Озвучивание эмоциональных реакций ребенка.
- Упражнения, стимулирующие выполнение инструкций: дай, возьми, положи. Поощрение действий ребенка. Игровые упражнения, вызывающие реакции на речевое обращение к ребенку. Сопровождение действий ребенка речью, жестами, эмоциональным поощрением. Выполнение тактильных подсказок. Упражнения, стимулирующие ответные реакции на просьбу, похвалу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_kommunikatsii.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 439
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Рабочая программа
По коммуникативной стимуляции
Составил Веремейчик В. А.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по коммуникативной стимуляции для 1 «Г» класса) разработана на основе Проекта программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» / Под. редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой, допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года.
Рабочая программа в соответствии учебным планом ОУ на 2014-2015 учебный год рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году).
При разработке индивидуальной программы учитывались индивидуальные психофизиологические особенности ученика. Ребенок способен лишь к элементарным действиям и реакциям. Двигательные реакции ребенка хаотичны, стереотипны. Отмечаются значительные трудности в сосредоточении взгляда на предметах. Грубые нарушения зрительно-моторной координации. Отсутствие интереса к предметам указывает на то, что ребенок не владеет целенаправленными действиями, не стремится к какому-либо результату своих действий. Не всегда реакции ребенка соответствуют силе раздражителя. Эмоциональный фон спокойный.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий (приложение 1), перераспределения содержания программы по годам обучения и др.
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранным УМК, (приложение 2)
Предполагаемые результаты освоения программы.
- Стимулировать ребенка к установлению положительного взаимодействия с окружающими, развивать реакцию на эмоциональные раздражители. Стимулировать выполнение простых инструкций, игровых действий на формирование образа тела.
Игровые ситуации, стимулирующие сосредоточение взгляда на глазах, губах, жестах взрослого. Сосредоточение взгляда на лице взрослого. Выполнение совместных прикосновений. Упражнения, стимулирующие ответную реакцию на обращенную речь, сопровождаемую прикосновениями, жестами. Упражнения на различение понятий «я - ты». Игровые упражнения, стимулирующие выражение эмоций, желаний ( звуки, движения, жесты, мимика). Проигрывание сюжетов, сопровождаемых жестом, речью.
-. Сопряженные игровые действия на формирование образа тела. Называние ребенка по имени с одновременным прикосновением. Выражение одобрения реакций ребенка на свое имя, прикосновения. Совместные прикосновения к различным частям тела, раскрашивание пальцев рук; выполнение инструкций, сопровождаемых жестом, речью. Рассматривание себя в зеркале, сосредоточение взгляда на своем лице, узнавание себя в зеркале. Сосредоточение взгляда на лице куклы, рассматривание куклы. Упражнения, стимулирующие голосовые реакции. Озвучивание эмоциональных реакций ребенка.
- Упражнения, стимулирующие выполнение инструкций: дай, возьми, положи. Поощрение действий ребенка. Игровые упражнения, вызывающие реакции на речевое обращение к ребенку. Сопровождение действий ребенка речью, жестами, эмоциональным поощрением. Выполнение тактильных подсказок. Упражнения, стимулирующие ответные реакции на просьбу, похвалу.
Учебный план
Учебные предметы | Годы обучения | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Зрительно-слуховая стимуляция | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Тактильная стимуляция | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Стимуляция обонятельной чувствительности | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Адаптивная физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Коммуникативная стимуляция | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Максимально допустимое количество часов (в течение недели) | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Стимуляция ответной реакции на прикосновения, обращенную речь. - Сосредоточение взгляда на лице взрослого. - Выражение эмоциональных реакций на прикосновения, сопровождаемые словами. -Проигрывание простых сюжетов | 20 |
2 | Стимуляция игровых действий на различение частей тела. - Выполнение совместных прикосновений к различным частям тела. - Выполнение инструкций на различение частей тела. - Рассматривание себя в зеркале. Игры перед зеркалом. - Сосредоточение взгляда на лице куклы - Рассматривание лица куклы. Показ частей тела на большой кукле - Выполнение игровых действий с куклой. | 26 |
3 | Стимуляция понимания речевых сигналов, выполнения инструкций. - Выполнение элементарных инструкций, сопровождаемых жестом. - Выполнение действий с использованием жестов, движений. - Совместные игровые действия с игрушками. - Игровые упражнения с куклой на выполнение инструкций, речевых сигналов. | 20 |
Содержание программы
1.Стимуляциответной реакции на прикосновения, обращенную речь (20 часов). Игровые ситуации, стимулирующие сосредоточение взгляда на глазах, губах, жестах взрослого. Сосредоточение взгляда на лице взрослого. Выполнение совместных прикосновений. Упражнения, стимулирующие ответную реакцию на обращенную речь, сопровождаемую прикосновениями, жестами. Упражнения на различение понятий «я - ты». Игровые упражнения, стимулирующие выражение эмоций, желаний ( звуки, движения, жесты, мимика). Проигрывание сюжетов, сопровождаемых жестом, речью.
2 Стимуляция игровых действий на различение частей тела (26 часов). Сопряженные игровые действия на формирование образа тела. Называние ребенка по имени с одновременным прикосновением. Выражение одобрения реакций ребенка на свое имя, прикосновения. Совместные прикосновения к различным частям тела, раскрашивание пальцев рук; выполнение инструкций, сопровождаемых жестом, речью. Рассматривание себя в зеркале, сосредоточение взгляда на своем лице, узнавание себя в зеркале. Сосредоточение взгляда на лице куклы, рассматривание куклы. Упражнения, стимулирующие голосовые реакции. Озвучивание эмоциональных реакций ребенка.
3. Стимуляция понимания речевых сигналов, выполнения инструкций (20часов). Упражнения, стимулирующие выполнение инструкций: дай, возьми, положи. Поощрение действий ребенка. Игровые упражнения, вызывающие реакции на речевое обращение к ребенку. Сопровождение действий ребенка речью, жестами, эмоциональным поощрением. Выполнение тактильных подсказок. Упражнения, стимулирующие ответные реакции на просьбу, одобрение, похвалу.
Учебно-методические средства обучения
Список литературы (основной)
- Образовательная программа «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью / Т.А. Алексеева, Л.И. Кайкина, Л.Б. Баряева, Л.В. Капустянская и др. под ред. Н.Н. Яковлевой – СПб., 2012.
- Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.-СПб.:ЦДК проф. Л.Б. Баряевой , 2011.
Список литературы (дополнительный)
- Сенсорная комната – волшебный мир здоровья / Под ред. Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой, В.Л. Жевнерова – СПб.: ХОКА,2007.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. М.:ВЛАДОС, 2010.
- Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. –М.:Мозаика – Синтез, 2007.
- Методика учебно-воспитательной работы в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учебно-методическое пособие / М. Ветланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. Ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн.:БГПУ, 2009.
- Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009
- Андрющенко Н.В. Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия – СПб.: Речь, 2010.
- Ковалец И.Е. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М.: ВЛАДОС, 2003.
- Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда – М.,1995.
- Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.В. Мусатовой – СПб.:КАРО, 2006.
- Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. – М.: Просвещение, 2000.
- Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику – М.: Эксто-Пресс, 2007.
- Монакова Н.И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – СПб.: Речь, 2008
Учебно-методические средства обучения
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
Приложение 1
- Игрушки: резиновые, бумажные, мягкие, пластмассовые, изображающие людей, животных, растения, птиц, транспорт.
- Игрушки музыкальные: погремушки, бубен, колокольчик, дудочки, барабан, звоночек, свистульки, деревянные ложки.
- Игрушки заводные, которые движутся по поверхности воды: кораблик, уточка, рыбка.
Игрушки-автомобили, игрушки с подвижными частями на колесах, передвигающиеся с помощью специальной палочки.
- Коробки, корзины, мисочки.
- Кубики, кольца, воздушные шары, мячи, игрушки-подвески.
- Развивающие планшеты: 2 вида с завинчивающимися и развинчивающимися крышками; 2 вида с различными по цвету и размеру коленчатыми валиками; 2 вида с различными застежками, карманами.
- Разные по форме и фактуре тканевые мешочки с различными наполнителями.
- Сухие бассейны с шариками
- Игрушечный пластмассовый молоток, палочки-колышки.
- Музыкальные центры.
- Игрушки каталки на колесах с длинной ручкой.
- Наклонный желоб с шариком, специальные игровые центры.
- Тряпичные куклы с крупными чертами лица
- Игрушки сборно-разборные: матрешки, пирамидки с одинаковыми и разными кольцами, брусками разных размеров, одноцветные и разноцветные (например, пирамидка ванька-встанька, игрушки животные и т.п.).
Приложение 2
Литературный материал
Малые фольклорные формы: «Дудочка ду-ду» (рус.), «Ай туки-туки, застучали молотки» (рус.), «И любо нам и весело» (рус.), «Колокольчик зазвенел» (рус.), «Ты, собачка не лай» (рус.), «Мой веселый звонкий мяч» (рус.), «Молоточек тук-тук-тук» (рус.), «Летели-летели, устали, сели» (рус.), «Уж я Мишенька-Мишук» (рус.), «Часики тик-так» (рус.), «Пальчик о пальчик тук да тук» (рус.),
«Мы ногами топать будем» (рус.), «Ручки-ручки закружились, а потом и опустились» (рус.), «Топай-топай веселей» (рус.), «Где ты, зайчик, отзовись» (рус.), «Летает и кружится круглый и большой» (рус.), «Мы гуляем с куклой Машей» (рус.), «Вышел зайчик погулять» (рус.), «Куклу Машу я люблю» (рус.), «Ах, какие ручки…» (рус.), «Нежно гладим мы зверят» (рус.), «Шли-шли, что-то нашли» (рус.), «Зайка, мягкий, кто еще?» (рус), «По лесочку мы гуляем» (рус.), «Дует легкий ветерок» (рус.), «Кукле весело» (рус.),
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по коммуникативной стимуляции
Представлены материалы по уроку по коммуникативной стимуляции с ученицей с множественными нарушениями в развитии....
Урок по направлению коммуникативная стимуляция для детей с ГУО "Первоцвет"
Открытый урок посвешённый весенним изменениям в природе...
«Коррекция психопатических форм поведения у детей с глубокой умственной отсталостью на уроках-занятиях коммуникативной стимуляции».
Статья написана на основании материалов М.С.Певзнер и Т.А. Власовой, а так же на основании опыта работы в специальной коррекционной школе VIII вида.Здесь описаны особенности поведения детей-психопатов...
Рабочая программа по предмету «Коммуникативная стимуляция»
Данная программа презназначена для работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития....
Конспект урока по предмету: Коммуникативная стимуляция. Тема: Выполнение игровых действий с куклой.
Тема: Выполнение игровых действий с куклой. Цели: - формирование у детей, необходимых для жизни социально-значимых навыков; - стимулирование коммуникативной активности; - формирование культуры поведен...
Методическая копилка коммуникативных стимуляций
Приемы и системы упражнений для формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка...
Рабочая программа "Коммуникативная стимуляция"
Программа направлена на установление положительного взаимодействия ребенка с ТМНР с окружающими, на обучение выполнению простейших инструкций, на включение в игровую деятельность....