Рабочая программа "Коммуникативная стимуляция"
рабочая программа
Программа направлена на установление положительного взаимодействия ребенка с ТМНР с окружающими, на обучение выполнению простейших инструкций, на включение в игровую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnaya_stimulyatsiya.docx | 27.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Мантуровская школа-интернат Костромской области
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Рабочая программа
индивидуальной работы учителя-дефектолога
«КОММУНИКАТИВНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ»
(для обучающихся с тяжелой, глубокой умственной отсталостью и для обучающихся с ТМНР)
Составила: Иванова С.В.
учитель-дефектолог
Мантурово 2018 год
«КОММУНИКАТИВНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ»
Общая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью.
Дети с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью имеют выраженные нарушения мышления, памяти, внимания. Часто не владеют вербальной речью и нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с глубокой умственной отсталостью имеют другие нарушения (сенсорные, моторные, расстройства аутистического спектра и др.). В таких случаях речь идет о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляет собой не сумму различных ограничений, а сложное качественное новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не каждое по отдельности, а в своей совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении. Такие дети спонтанно издают только отдельные звуки. Они плохо понимают обращенную к ним речь и чаще реагируют на интонацию. Их поведение зависит от состояния органических потребностей: они спокойны, когда сыты, находятся в тепле и сухости, и проявляют беспокойство, когда находятся в неблагоприятных условиях.
Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы, которое чаще всего являются причиной сочетанных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка в семье и обществе сверстников. Характер развития детей данной группы зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования.
Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Содержание
Совместные игровые действия, упражнения на установку положительного эмоционального контакта: здоровается и прощается с педагогом, с игровым персонажем, отыскивает взглядом объект (игра «Ку- ку»).
Развитие реакции на эмоциональные раздражители (различные яркие звучащие, доступные восприятию игрушки, предметы). Игровые ситуации, в ходе которых стимулируем ребенка к сосредоточению взгляда на глазах, губах, жестах говорящего, реакции на одобряющий тон взрослого.
Игры и игровые упражнения на формирование основ эмоционального реагирования. Развитие умения разглядывать себя в зеркале («Мои руки», «Игры - прятки», « Зеркало» и др.).
Стимулирование ответной реакции на обращенную речь, сопровождаемую прикосновениями, жестами, совместными действиями (привет, имя ребенка, твои ручки, куда они спрятались, вот они где, опять, пока, смотри, зеркало, ты себя видишь, вниз - вверх, мы летим, право - лево, ножки, животик, головка, где?, пока, запах, нос, понюхаем, большой, маленький и пр.).
Упражнения на различение понятий «я – ты» (поочередное повторение своего имени и имени ребёнка, подкреплённое жестом; взрослый и ребенок по очереди прячутся под платком).
Сопряженные игровые действия на формирование образа тела, игры перед зеркалом (с показом на себя и взрослого при чтении взрослым ритмичных стихов, разрисовывание лица гримом, разрисовывание зеркала), называние ребёнка по имени с одновременным подкреплением жестом, прикосновением, выражением одобрения его реакций на своё имя.
Стимулирование голосовых реакций на раздражители в совместной деятельности со взрослым на музыкально-терапевтических занятиях.
Совместные игры перед зеркалом, поочередное повторение своего имени и имени ребёнка, подкреплённое жестом, игры на подражание, создание условий для общения со взрослыми и сверстниками.
Игры и игровые действия на стимуляцию выражения своих чувств (озвучивание эмоциональных реакций ребёнка, взрослый своей мимикой, тоном показывает ребёнку пример эмоционального реагирования, показывает примеры тактильных реакций (обнимает, берёт за руку, хлопает в ладоши, одобряет реакции подражания у ребёнка, всегда реагирует на проявление ребёнком своего настроения, самочувствия).
Упражнения на выполнение элементарных инструкций (дай руку, на, фу-фу, «ням-ням»). Взрослый даёт ребёнку инструкцию, подкрепляя её жестом, и инициирует её выполнение ребёнком, давая тактильные импульсы, комментирует и поощряет производимые вместе с ребёнком действия.
Развитие восприятия невербальных и вербальных высказываний окружающих при физическом контакте с детьми (берем на колени, гладим, и др.) во время выполнения движений (хлопать в ладоши, плескаться в воде, еда, гигиенический уход и др.), визуальных раздражителей (яркие игрушки, картинка и др.); звуковых раздражителей (напевание взрослым песенки, подкрепление своих действий словами и др.).
Совместные игры и игровые упражнения на вызывание реакции на речевое обращение: брать ребёнка за руки, приближать своё лицо к его лицу и обращаться к нему; сопровождать активные действия ребёнка говорением; в одинаковых ситуациях обращаться к ребёнку с одними и теми же словами: приветствие, прощание, требования, позволять трогать свои губы, щёки, нос и т.п. и произносит при этом чёткие звуки, звуковые цепочки, слова, играть в сенсомоторные игры, сопровождающиеся чтением ритмичных стишков.
Обучение пониманию речевых сигналов и реагированию на них (узнавать своё имя, реагировать на просьбу, слушать запреты, радоваться похвале): обращаться к ребёнку по имени, использовать простые инструкции, слова запретов и поощрений, эмоционально интонируя речь, сопровождая её тактильными «подсказками» (например, легко нажать на плечи со словами «садись»), жестами, встраивать обращение со словами вежливости в обычный распорядок дня, отслеживать и эмоционально поощрять ответную реакцию ребёнка.
Обучение сопровождению своих действий, эмоций, желаний коммуникативными средствами (звуками, звукокомплексами, жестами, мимикой).
Совместные действия на побуждение к речевым и невербальным высказываниям тактильными стимулами (похлопывать, щекотать и т.п.), моторными стимулами (двигать на гамаке, качели, ритмично хлопать), акустическими стимулами (шумы (бам, тук-тук, ой и т.п.), тембры и последовательности звуков (бим-бам, тик-так и т.п.), звуки животных, стихи, рифмы, песни, замена сложных слов простыми звукокомплексами («жжж» - машина)), оптическими стимулами (говорящие и музыкальные игрушки), эмоциональные стимулы (предметы, которые особенно интересуют ребёнка, стимулируют его просить продолжения игры с ними), давать выбор предметов, игр и т.п., а также возможность принять или отказаться от чего- либо, выражая доступным образом «да» и «нет», повторять в дальнейшем тем же способом выражение согласия и несогласия.
Игры и игровые упражнения на развитие выразительности лица: давать разглядывать собственную мимику в зеркале, имитировать мимику ребёнка и наоборот, своей мимикой побуждать аналогичный ответ ребёнка,
Сопряженное (в индивидуальных случаях отраженное) выполнение естественных жестов (достигается путём стимулирования ребёнка потянуться рукой к тому предмету, который ему нужен, показывания рукой ребёнка частей тела), способности к имитации, способности удерживать зрительный контакт. Взрослый отмечает естественные жесты, используемые ребёнком (например, тянет руку к предмету - «дай», тянет руки ко взрослому - «иди», отталкивает «нет»), и реагирует на них, удовлетворяя потребность, которую выражает ребёнок, поощряет использование жеста ребёнком похвалой, тактильными прикосновениями.
Создание ситуаций выбора (взрослый спрашивает: «Во что ты хочешь играть: в мяч или в машинку?» и ждет, когда ребенок взглядом или жестом обозначит свой выбор).
Стоп-игра (взрослый играет с ребенком в любимую ребенком игру, останавливается, спрашивает: «Еще?», ждет, когда ребенок доступным ему способом покажет, что он хочет еще). Соблюдение очередности в игре (например, по очереди ударять по металлофону). «Вокальный теннис» (повторение за ребенком его вокализаций).
Создание ситуаций, в которых ребенок может выразить свое согласие или отказ.
№ | Тема | Количество часов | Дата |
Первое полугодие 1 четверть – 9 часов | |||
Обследование коммуникативной сферы | 2 |
| |
Совместные игровые действия, упражнения на установку положительного эмоционального контакта (приветствие и прощание с педагогом, нахождение взглядом объект …) | 2 |
| |
Игровые ситуации, стимулирующие к сосредоточению на глазах, губах, жестах говорящего | 1 |
| |
Игры и игровые упражнения на формирование основ эмоционального реагирования («Мои руки», «Игры-прятки», «Зеркало») | 2 |
| |
Стимулирование ответной реакции на обращенную речь (привет, имя ребенка, твои ручки, смотри, верх, низ, пока …) | 1 |
| |
Упражнения на различение понятий «я – ты» (поочередное повторение своего имени и имени ребенка; взрослый и ребенок по очереди прячутся под платком) | 1 | ||
Первое полугодие 2 четверть - 8 часов | |||
Игры и игровые действия на стимуляцию выражения чувств | 2 |
| |
Использование невербальных средств общения (выражение потребностей с помощью жестов, мимики) | 2 |
| |
Упражнения на выполнение элементарных инструкций (дай руку, на, …) | 2 |
| |
Совместные игры и игровые упражнения на вызывание реакции на речевое обращение (сопровождение активных действий ребенка говорением, обращение к ребенку в одинаковых ситуациях одними и теми же словами) | 2 | ||
Второе полугодие 3 четверть - 10 часов | |||
Обучение пониманию речевых сигналов и реагированию на них (узнавать свое имя, реагировать на просьбы, радоваться похвале, слушать запреты) | 2 | ||
Обучение пониманию речевых сигналов и реагированию на них (отслеживание и эмоциональное поощрение ответной реакции ребенка) | 2 | ||
Совместные действия на побуждение к речевым и невербальным высказываниям тактильными стимулами (похлопывание, поглаживание и т. п.) | 2 | ||
Совместные действия на побуждение к речевым и невербальным высказываниям оптическими стимулами (говорящие и музыкальные игрушки) | 1 | ||
Совместные действия на побуждение к речевым и невербальным высказываниям эмоциональными стимулами (предметы, которые особо интересуют ребенка) | 1 | ||
Создание ситуаций, когда ребенок может выбрать предмет или игру, выражая доступным ему образом «да» или «нет». | 1 | ||
Игры и игровые упражнения на развитие выразительности лица. | 1 | ||
Второе полугодие 4 четверть - 10 часов | |||
Стимулирование в игре к выполнению естественных жестов («дай», «на», «иди», «нет») путем поощрения | 2 | ||
Сопряженные игровые действия на формирование образа тела. Игры перед зеркалом. | 1 | ||
Стимулирование голосовых реакций на музыкальные звуки в совместной деятельности со взрослым | 1 | ||
Создание ситуации выбора (Во что ты хочешь играть?) | 2 | ||
Стоп-игра (игра останавливается, ребенок взглядом или жестом показывает, что хочет или не хочет продолжать игру) | 2 | ||
Создание игровых ситуаций, в которых ребенок может выразить согласие или отказ | 2 |
Педагогические ориентиры:
- создавать условия для эмоциональной активности обучающихся, развивая у них реакции на речь других людей (педагог, другие дети);
- стимулировать обучающихся к установлению положительного взаимодействия с окружающими взрослыми и сверстниками;
- стимулировать реакции на акустические раздражители, прежде всего, эмоциональные реакции на речевые раздражители, создающиеся с невербальных и вербальных контактов с окружающими;
- формировать умения обучающихся откликаться на свое имя, реагировать на различные жесты;
- обучать средствам элементарной невербальной коммуникации, использованию элементарных указательных жестов (дай, на и др.);
- обучать выражать свои потребности, желания и предпочтения, например, согласие/несогласие, с помощью сигналов тела и других невербальных средств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по стимуляции речи движением.
Рабочая учебная программа по предмету «Стимуляция речи движением» составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденного...
Рабочая программа по предмету тактильная стимуляция (2 класс)
Рабочая программа по предмету «тактильная стимуляция» для ученика 2сп-4 класса разработана на основе Проекта программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной ...
Рабочая программа По коммуникативной стимуляции
Пояснительная записка Рабочая программа по коммуникативной стимуляции для 1 «Г» класса) разработана на основе Проекта программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубок...
Рабочая программа по предмету «Коммуникативная стимуляция»
Данная программа презназначена для работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития....
Рабочая программа "Двигательно-моторная стимуляция"
Уроки по предмету «Двигательно-моторная стимуляция» направлены на обеспечение и развитие не только восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности, но и сенсомоторных инте...
Рабочая программа "Тактильная стимуляция"
Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью поисковыми способами ориентировки овладевают на примитивном уровне, поэтому обучение восприятию тактильных раздражителей имеет специфические особенности.О...
Рабочая программа "Зрительно-слуховая стимуляция"
Дети с глубокой умственной отсталостью, в том числе с множественными тяжелыми нарушениями развития, в отличие от своих сверстников, не овладевают поисковыми способами ориентировки. Хаотичное манипулир...