Рабочая программа "Двигательно-моторная стимуляция"
рабочая программа
Уроки по предмету «Двигательно-моторная стимуляция» направлены на обеспечение и развитие не только восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности, но и сенсомоторных интеллектуальных реакций, связанных с выделением существенного, расчленением действия на мелкие сенсомоторные действия, корректировкой поведения и действий на основе имеющегося сенсомоторного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvigatelno-motornaya_stimulyatsiya.docx | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Мантуровская школа-интернат Костромской области
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Рабочая программа
индивидуальной работы учителя-дефектолога
«ДВИГАТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ»
(для обучающихся с тяжелой, глубокой умственной отсталостью и для обучающихся с ТМНР)
Составила: Иванова С.В.
учитель-дефектолог
Мантурово 2018 год
«ДВИГАТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ»
Общая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью.
Дети с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью имеют выраженные нарушения мышления, памяти, внимания. Часто не владеют вербальной речью и нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с глубокой умственной отсталостью имеют другие нарушения (сенсорные, моторные, расстройства аутистического спектра и др.). В таких случаях речь идет о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляет собой не сумму различных ограничений, а сложное качественное новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не каждое по отдельности, а в своей совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении. Такие дети спонтанно издают только отдельные звуки. Они плохо понимают обращенную к ним речь и чаще реагируют на интонацию. Их поведение зависит от состояния органических потребностей: они спокойны, когда сыты, находятся в тепле и сухости, и проявляют беспокойство, когда находятся в неблагоприятных условиях.
Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы, которое чаще всего являются причиной сочетанных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка в семье и обществе сверстников. Характер развития детей данной группы зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования.
Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
СОДЕРЖАНИЕ
Согласно исследованиям и выводам, предложенным в МКБ-10, большинство детей с глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями в развитии неподвижны или резко ограничены в движениях. Двигательные расстройства, обусловленные детским церебральным параличом, гипотонией и т.п., обычно приводит к невозможности самостоятельного передвижения. Грубые нарушения сенсорноперцептивной сферы приводят к невозможности воспринимать движущийся объект, воспринимать пространственное положение собственного тела.
Уроки по предмету «Двигательно-моторная стимуляция» направлены на обеспечение и развитие не только восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности, но и сенсомоторных интеллектуальных реакций, связанных с выделением существенного, расчленением действия на мелкие сенсомоторные действия, корректировкой поведения и действий на основе имеющегося сенсомоторного опыта.
Уроки включают общеразвивающие и корригирующие упражнения, проведение, по возможности, подвижных игр.
Среди корригирующих упражнений наибольшее значение имеют:
- дыхательные упражнения;
- упражнения на расслабление и нормализацию поз и положений головы и конечностей;
- упражнения для координации движений, функций равновесия, на коррекцию прямостояния и ходьбы;
- практические и игровые упражнения на развитие чувства ритма и пространственной организации движений.
В коррекционно-развивающей работе с учащимися с глубокой умственной отсталостью, имеющими множественные нарушения развития, значим индивидуальный подход на основе учета индивидуально-типологических особенностей указанного контингента обучающихся и целей профилактики вторичных нарушений.
№ | Тема | Количество часов | Дата |
Первое полугодие 1 четверть – 9 часов | |||
Обследование двигательной сферы | 1 |
| |
Ходьба в заданном направлении | 1 |
| |
Ходьба в заданном направлении с различными предметами (игрушки, флажки, …) | 1 |
| |
Ходьба по заданной траектории | 1 |
| |
Ползание на животе по прямой линии до определенной цели | 1 |
| |
Прыжки на месте на двух ногах | 1 |
| |
Прокатывание мяча двумя руками друг другу | 1 |
| |
Перекладывание предмета из одной руки в другую | 1 | ||
Перекладывание предмета из одной емкости в другую | 1 | ||
Первое полугодие 2 четверть - 8 часов | |||
Ходьба с перешагиванием через незначительные препятствия | 1 |
| |
Ходьба с огибанием препятствий | 1 |
| |
Ползание на четвереньках по прямой линии до определенной цели | 1 |
| |
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед | 1 |
| |
Прокатывание мяча между предметами | 1 |
| |
Ловля мяча двумя руками с небольшого расстояния | 1 |
| |
Перекладывание мелких предметов рукой | 2 |
| |
Второе полугодие 3 четверть - 10 часов | |||
Ходьба назад | 1 | ||
Ходьба со сменой направления | 1 | ||
Проползание на четвереньках под препятствием | 1 | ||
Прыжки на одной и двух ногах попеременно | 1 | ||
Спрыгивание вниз с небольшой высоты, сохраняя равновесие | 1 | ||
Подбрасывание мяча вверх | 1 | ||
Бросание мяча взрослому | 1 | ||
Бросание мяча в цель | 1 | ||
Бросание в сосуд мелких предметов | 1 | ||
Постройка башни из 2-3 кубиков | 1 | ||
Второе полугодие 4 четверть - 10 часов | |||
Ходьба по лестнице вверх и вниз приставным шагом | 1 | ||
Ходьба по лестнице вверх и вниз попеременным шагом | 1 | ||
Подвижные игры с включением прыжков | 2 | ||
Прыжки на надувных игрушках | 1 | ||
Прокатывание цилиндров | 1 | ||
Прокатывание цилиндров до определенной цели | 1 | ||
Нанизывание колец на стержень (вертикально, горизонтально) | 2 | ||
Распаковывание мелких предметов | 1 |
Педагогические ориентиры:
- стимулировать общее физическое развитие обучающегося, проводить коррекцию нарушенных двигательных функций в возможном для каждого диапазоне;
- поддерживать развитие элементарной зрительно-моторной координации, жизненных функций обучающегося, стимулируя его потребность к доступной двигательной активности; развивать общую и тонкую моторику – основу для формирования предпосылок предметно-практической деятельности;
- формировать у обучающихся элементарные ощущения собственного тела и его положения в пространстве;
- обучать ползанию и сидению в соответствии с психофизическими возможностями обучающихся;
- развивать навыки поискового поведения и обучать элементарным действиям, направленным на преодоление препятствий;
- учить брать предметы одной рукой/ двумя руками;
- учить держать предметы, фиксировать их и действовать ими;
- учить брать предметы различным захватом (всей ладонью, плоский щипцовый захват (большой палец противопоставлен ладони), пинцетный захват (указательный и большой пальцы противопоставлены всей ладони), щипцовый захват (большой и указательный пальцы согнуты и противопоставлены): раскрытие ладони —> противопоставление большого пальца -> ладонный захват –> захват щепотью -> пинцетный захват.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по стимуляции речи движением.
Рабочая учебная программа по предмету «Стимуляция речи движением» составлена на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (2 вариант), утвержденного...
Рабочая программа по предмету тактильная стимуляция (2 класс)
Рабочая программа по предмету «тактильная стимуляция» для ученика 2сп-4 класса разработана на основе Проекта программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной ...
Рабочая программа По коммуникативной стимуляции
Пояснительная записка Рабочая программа по коммуникативной стимуляции для 1 «Г» класса) разработана на основе Проекта программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубок...
Рабочая программа по предмету «Коммуникативная стимуляция»
Данная программа презназначена для работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития....
Рабочая программа "Коммуникативная стимуляция"
Программа направлена на установление положительного взаимодействия ребенка с ТМНР с окружающими, на обучение выполнению простейших инструкций, на включение в игровую деятельность....
Рабочая программа "Тактильная стимуляция"
Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью поисковыми способами ориентировки овладевают на примитивном уровне, поэтому обучение восприятию тактильных раздражителей имеет специфические особенности.О...
Рабочая программа "Зрительно-слуховая стимуляция"
Дети с глубокой умственной отсталостью, в том числе с множественными тяжелыми нарушениями развития, в отличие от своих сверстников, не овладевают поисковыми способами ориентировки. Хаотичное манипулир...