Рабочая программа по "Социально бытовой ориентировке", для обучающихся на дому. 8 класс.
рабочая программа (8 класс)
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся на дому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sots._byt._orientirovanie_8_klass.docx | 27.81 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Социально бытовая ориентировка»
8 класс
для обучающихся на дому
2018-2019 учебный год
п. Октябрьский
Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Рабочая программа по курсу «Социально бытовая ориентировка» для 5-12-х классов составлена на основе авторской программы по «Социально - бытовой ориентировке» для учащихся 5-10 классов школы III- IV вида, разработанной сотрудниками института коррекционной педагогики: Андреевой Л.Д., Котовой Л.Д., г.Москва, 2002 год.
Под социально-бытовой ориентировкой социальная, общая специальная психология и педагогика понимают динамическую систему знаний, умений и навыков, а также привычек, потребностей, которыми овладевает школьник в процессе активного взаимодействия с социальной средой, и возникающие на основе этой системы типы общения и отношений, реализуемые точностью в социальной практике. Под влиянием благоприятных условий, специально организованного обучения развиваются специальные знания и умения и становятся стойкими образованиями, которые оказывают положительное влияние на процесс формирования активной личности, обеспечивают её взаимодействие с изменяющейся средой.
Главная цель курса СБО создать прочную базу знаний и умений для полноценной самостоятельной жизни слепого или
слабовидящего учащегося после окончания школы.
Назначение занятий по СБО с учащимися можно аккумулировать в следующих задачах: - восполнить пробелы дошкольного, как
правило, домашнего воспитания детей по вопросам социально-бытовой ориентировки; - дать правильные представления и знания о
предметах домашнего обихода, которыми необхо-димо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними; -
выработать навыки обращения с предметами, используемыми в быту; - сформировать навыки культуры поведения в быту, в среде
зрячих людей; - познакомить с различными службами быта, учреждениями и организациями, в которые они могут обратиться; -
научить правилам поведения в общественных местах, в различных службах быта и учреждениях; - выработать приемы самоконтроля
за своим поведением, внешностью, научить детей вступать в общение с различными людьми в различных ситуациях.
Данная рабочая программа по СБО для 5-12 классов включает 3 раздела:
- элементарная реабилитация; - коммуникативная деятельность; - права и обязанности инвалидов по зрению в законодательных актах.
Элементарная реабилитация предполагает: - овладение учащимися в период школьного образования знаниями и умениями,
обеспечивающими личную самостоятельность учащихся в школе, кругу семьи; - ознакомление с рациональными приемами ведения
домашнего хозяйства; - овладение умениями и навыками домашних работ без зрительного контроля; - формирование правил
эксплуатации электроприборов и другой техники; - формирование у учащихся умения красиво и модно одеваться, принимать гостей,
организовывать досуг и т.д.
Коммуникативная деятельность предполагает овладение учащимися культурой общения в различных сферах деятельности в общении со зрячими людьми.
Права и обязанности инвалидов по зрению в законодательных актах. Данный раздел предполагает изучение учащимися законодательных актов, позволяющих им быть в дальнейшей самостоятельной жизни юридически грамотными людьми.
В учебном плане образовательного учреждения на изучение курса в каждом классе отводится 35 часов в год, из расчета 1 учебный час
в неделю.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
- способы выражения своей индивидуальности с помощью косметики и правила ухода за кожей лица;
- направления развития молодежной моды и стили в одежде; правила стирки, сушки и глажения одежды из шерстяных и синтетических тканей; назначение и виды услуг прачечной; правила делового этикета и деловой стиль одежды;
- правила санитарной обработки помещения;
- способы экономии в домашнем хозяйстве; приемы экономного расходования воды, газа, электроэнергии;
- виды теста и технологии их приготовления; способы сервировки стола; правила этикета;
- правила составления резюме; правила выдачи больничного листа и оформления медицинского полиса; правила общения по телефону;
- задачи по социальной защите инвалидов по зрению;
Учащиеся должны уметь:
- правильно наносить макияж; ухаживать за лицом и телом;
- подбирать одежду в соответствии со стилем; стирать ,сушить и гладить изделия из шерстяных и синтетических тканей; сдать вещи в прачечную и пользоваться прачечной самообслуживания;
- проводить санитарную обработку помещения;
- соблюдать правила экономии и распределения денежных средств;
- приготовить различные виды теста; сервировать стол;
- применять правила делового этикета; составить резюме; уметь правильно общаться по телефону; выбрать страховую компанию и
оформить страховой полис.
8 класс
Учащийся обучается по системе Брайль. Работа по предмету строится в соответствии с этими особенностями учащегося
Календарно-тематическое планирование
№ | Кол-во часов | Тема урока |
| ||
1 | 1 | Приёмы ухода за кожей лица. |
2 | 1 | Средства и способы укрепления здоровья. |
| ||
3 | 1 | Деловой этикет. |
4 | 1 | Общение в семье при наличии одного из незрячих супругов, между зрячими и незрячими сёстрами и братьями. |
5 | 1 | Общение по телефону с аварийными и городскими службами, обеспечивающими охрану и защиту граждан (милиция, пожарная охрана и т.д.). |
6 | 1 | Психология межличностных отношений. Как реагировать на мелочи жизни. |
7 | 1 | Мотивы выбора друга и формы общения с ними. |
8 | 1 | Культура общения юношей и девушек. |
9 | 1 | Неречевые и речевые способы общения у народов мира. |
10 | 1 | Общественные мероприятия (церкви, музеи, картинные галереи). Общение со случайными пассажирами транспорта для получения нужной информации. |
11 | 1 | Социальные общения в сфере бытовых услуг (химчистка). |
12 | 1 | Культура общения со специалистами ВТЭКа и СОБЕСа. |
13 | 1 | Общение со зрячими школьниками и взрослыми во временных смешанных коллективах: на дискотеках, праздниках. |
| ||
14 | 1 | Грудной ребёнок в семье. Периодичность кормления ребёнка. |
15 | 1 | Правила купания ребёнка. Одевание и пеленание ребёнка. |
16 | 1 | Уход за ребёнком. Практическая работа. |
17 | 1 | Правила содержания детской посуды, игрушек. |
| ||
18-19 | 2 | Современная мода. Внешний вид. Выбор одежды. Практическая работа. |
20 | 1 | Прачечная. Правила пользования. Виды услуг. |
5. Бюджет (1 час) | ||
21 | 2 | Экономия в домашнем хозяйстве. |
| ||
22-23 | 2 | Животные в доме. Собака-проводник. Санитарная обработка помещений от насекомых. |
24 | 1 | Удод за комнатными цветами. |
| ||
25 | 1 | Изделия из теста. Виды теста и разрыхлители. |
26 | 1 | Песочное тесто. Изделия из песочного теста. |
27 | 1 | Жидкое пресное тесто. Оладьи, блинчики. |
28 | 1 | Сдобное тесто и изделия из сдобного теста. |
29 | 1 | Пресное тесто. Фарш и начинки. |
30-31 | 2 | Приготовление дрожжевого теста. |
32-33 | 2 | Сервировка праздничного чайного стола. Предметы сервировки праздничного чайного стола. |
| ||
34 | 1 | Законодательство Российской Федерации о мерах государственной поддержки деятельности общероссийских общественных объединений инвалидов. Деятельность МСЭК (ВТЭК). |
35 | 1 | Устав ВОС и постановление ЦП ВОС о льготах инвалидов по зрению. |
Учебно-методическое обеспечение программы
1. «Домоводство и самообслуживание в старших классах для детей с нарушением зрения» Денискина В. З. / Методические рекомендации.- Уфа, 1996 г.;
2. «Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке в школах для детей с нарушением зрения» Денискина В. З. /Методические рекомендации - Москва, ООО «ИПТК «Логос» ВОС» 2008 г.;
3. «Комплексная диагностика развития детей со сложными нарушениями» Ростомашвили Л.Н., Иванов А.О.,/ Учебное пособие –Санкт-Петербург, 2012 г.;
4. «Особенности обучения социально - бытовой ориентировке детей с нарушением зрения» Денискина В. З.– Уфа, изд-во филиала МГОПУ им. М.А.Шолохова 2004 г.;
5. «Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением» Гудонис В.П.- Москва «МПСИ», 1999 г.;
6. «Организация коррекционных занятий в специальных (коррекционных) школах-интернатах III-IV видов, учебно-методическое пособие/ Тимофеева Т.Б., Алышева С.В., Герасименко Н.Л., Жукова Н.А. – Ростов «Феникс», 2010 г.;
7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида,- М. город,1999 г.;
8. «Проблемы этического и эстетического воспитания детей и молодежи с нарушением зрения»/ Сборник статей – Москва, 2004 г.;
9. «Профориентация старшеклассников» / Сборник учебно-методических материалов под редакцией Черниковой Т.В. – Волгоград, «Учитель», 2007 г.;
10. «Рекомендации по социальной адаптации инвалидов, детей-инвалидов по зрению в постреабилитационный период» /Методический сборник – Тюмень, 2014 г.
Составитель:
Шагина Ольга Станиславовна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Количество часов по плану | Количество часов по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсная программа по социально-бытовой ориентировке для обучающихся 5-9 классов «Кто в доме хозяин?»
Данный материал может быть использован для проведения недели "Домоводства" в коррекционной школе в качестве итогового мероприятия, а также в конце года для обощения и систематизации знаний по пройденн...
Рабочая программа "Социально-бытовая ориентировка" 8 класс 8(2)
Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 8 класс 8 вид (2 вариант) составлена для учащихся коррекционных школ с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и обучающихся на индиви...
Рабочая учебная программа Социально-бытовая ориентировка для обучающихся 10,11 классов
В результате реализации программы у детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в соци...
Рабочая программа "Социально-бытовая ориентировка" 8 класс
Данная программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...
Рабочая учебная программа Социально-бытовая ориентировка для обучающихся 5 - 9 классов
В результате реализации программы у детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в соци...
Рабочая программа Социально-бытовая ориентировка 3 класс (АРП) 2018-2019 учебный год
Адаптированная рабочая программа по СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ (начальное общее образование 3 класс) на 2018-2019 учебный год (индивидуальное обучение на дому) 1 час в неделю/за год 34 часа...