Рабочая программа по "Социально бытовой ориентировке", для обучающихся на дому. 8 класс.
рабочая программа (8 класс)

Шагина Ольга Станиславовна

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся на дому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots._byt._orientirovanie_8_klass.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету «Социально бытовая ориентировка»

8 класс

для обучающихся  на дому

  2018-2019 учебный год





п. Октябрьский

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

 Рабочая программа по курсу «Социально бытовая ориентировка» для 5-12-х классов составлена на основе авторской программы по «Социально - бытовой ориентировке» для учащихся 5-10 классов школы III- IV вида, разработанной сотрудниками института коррекционной педагогики: Андреевой Л.Д., Котовой Л.Д., г.Москва, 2002 год.

 Под социально-бытовой ориентировкой социальная, общая специальная психология и педагогика понимают динамическую систему знаний, умений и навыков, а также привычек, потребностей, которыми овладевает школьник в процессе активного взаимодействия с социальной средой, и возникающие на основе этой системы типы общения и отношений, реализуемые точностью в социальной практике. Под влиянием благоприятных условий, специально организованного обучения развиваются специальные знания и умения и становятся стойкими образованиями, которые оказывают положительное влияние на процесс формирования активной личности, обеспечивают её взаимодействие с изменяющейся средой.  

 Главная цель курса СБО создать прочную базу знаний и умений для полноценной самостоятельной жизни слепого или

слабовидящего учащегося после окончания школы.  

Назначение занятий по СБО с учащимися можно аккумулировать в следующих задачах: - восполнить пробелы дошкольного, как

правило, домашнего воспитания детей по вопросам социально-бытовой ориентировки; - дать правильные представления и знания о

предметах домашнего обихода, которыми необхо-димо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними; -

выработать навыки обращения с предметами, используемыми в быту; - сформировать навыки культуры поведения в быту, в среде

зрячих людей; - познакомить с различными службами быта, учреждениями и организациями, в которые они могут обратиться; -

научить правилам поведения в общественных местах, в различных службах быта и учреждениях; - выработать приемы самоконтроля

за своим поведением, внешностью, научить детей вступать в общение с различными людьми в различных ситуациях.

 Данная рабочая программа по СБО для 5-12 классов включает 3 раздела:  

- элементарная реабилитация; - коммуникативная деятельность; - права и обязанности инвалидов по зрению в законодательных актах.

 Элементарная реабилитация предполагает: - овладение учащимися в период школьного образования знаниями и умениями,

обеспечивающими личную самостоятельность учащихся в школе, кругу семьи; - ознакомление с рациональными приемами ведения

домашнего хозяйства; - овладение умениями и навыками домашних работ без зрительного контроля; - формирование правил

эксплуатации электроприборов и другой техники; - формирование у учащихся умения красиво и модно одеваться, принимать гостей,

организовывать досуг и т.д.

 Коммуникативная деятельность предполагает овладение учащимися культурой общения в различных сферах деятельности в общении со зрячими людьми.

 Права и обязанности инвалидов по зрению в законодательных актах. Данный раздел предполагает изучение учащимися законодательных актов, позволяющих им быть в дальнейшей самостоятельной жизни юридически грамотными людьми.

 В учебном плане образовательного учреждения на изучение курса в каждом классе отводится 35 часов в год, из расчета 1 учебный час

в неделю.  

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

- способы выражения своей индивидуальности с помощью косметики и правила ухода за кожей лица;

- направления развития молодежной моды и стили в одежде; правила стирки, сушки и глажения одежды из шерстяных и синтетических тканей; назначение и виды услуг прачечной; правила делового этикета и деловой стиль одежды;

 - правила санитарной обработки помещения;

- способы экономии в домашнем хозяйстве; приемы экономного расходования воды, газа, электроэнергии;

- виды теста и технологии их приготовления; способы сервировки стола; правила этикета;

- правила составления резюме; правила выдачи больничного листа и оформления медицинского полиса; правила общения по телефону;

- задачи по социальной защите инвалидов по зрению;

Учащиеся должны уметь:

- правильно наносить макияж; ухаживать за лицом и телом;

- подбирать одежду в соответствии со стилем; стирать ,сушить и гладить изделия из шерстяных и синтетических тканей; сдать вещи в прачечную и пользоваться прачечной самообслуживания;

 - проводить санитарную обработку помещения;

- соблюдать правила экономии и распределения денежных средств;

- приготовить различные виды теста; сервировать стол;

- применять правила делового этикета; составить резюме; уметь правильно общаться по телефону; выбрать страховую компанию и

оформить страховой полис.

8 класс

  Учащийся обучается по системе Брайль. Работа по предмету строится в соответствии с этими особенностями учащегося

Календарно-тематическое планирование

Кол-во часов

Тема урока

  1. Личная гигиена (2 часа)

1

1

Приёмы ухода за кожей лица.

2

1

Средства и способы укрепления здоровья.

  1. Культура поведения (11 часов)

3

1

Деловой этикет.  

4

1

Общение в семье при наличии одного из незрячих супругов, между зрячими и незрячими сёстрами и

братьями.  

5

1

Общение по телефону с аварийными и городскими службами, обеспечивающими охрану и защиту граждан (милиция, пожарная охрана и т.д.).  

6

1

Психология межличностных отношений. Как реагировать на мелочи жизни.  

7

1

Мотивы выбора друга и формы общения с ними.

8

1

Культура общения юношей и девушек.

9

1

Неречевые и речевые способы общения у народов мира.  

10

1

Общественные мероприятия (церкви, музеи, картинные галереи). Общение со случайными пассажирами транспорта для получения нужной информации.  

11

1

Социальные общения в сфере бытовых услуг (химчистка).  

12

1

Культура общения со специалистами ВТЭКа и СОБЕСа.  

13

1

Общение со зрячими школьниками и взрослыми во временных смешанных коллективах: на дискотеках, праздниках.

  1. Семья (4 часа)

14

1

Грудной ребёнок в семье. Периодичность кормления ребёнка.

15

1

Правила купания ребёнка. Одевание и пеленание ребёнка.

16

1

Уход за ребёнком. Практическая работа.

17

1

Правила содержания детской посуды, игрушек.

  1. Одежда, обувь (3 часа)

18-19

2

Современная мода.   Внешний вид. Выбор одежды. Практическая работа.

20

1

Прачечная. Правила пользования. Виды услуг.

5. Бюджет (1 час)

21

2

Экономия в домашнем хозяйстве.

  1. Жилище (3 часа)

22-23

2

Животные в доме. Собака-проводник. Санитарная обработка помещений от насекомых.

24

1

Удод за комнатными цветами.

  1. Кулинария (9 часов)

25

1

Изделия из теста. Виды теста и разрыхлители.  

26

1

Песочное тесто. Изделия из песочного теста.

27

1

Жидкое пресное тесто. Оладьи, блинчики.

28

1

Сдобное тесто и изделия из сдобного теста.  

29

1

Пресное тесто. Фарш и начинки.

30-31

2

Приготовление дрожжевого теста.

32-33

2

Сервировка праздничного чайного стола. Предметы сервировки праздничного чайного стола.

  1. Права и обязанности инвалидов по зрению взаконодательных актах (2 часа)

34

1

Законодательство Российской Федерации о мерах государственной поддержки деятельности общероссийских общественных объединений инвалидов. Деятельность МСЭК (ВТЭК).

35

1

Устав ВОС и постановление ЦП ВОС о льготах инвалидов по зрению.  

Учебно-методическое обеспечение программы

 1. «Домоводство и самообслуживание в старших классах для детей с нарушением зрения» Денискина В. З. / Методические рекомендации.- Уфа, 1996 г.;

2. «Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке в школах для детей с нарушением зрения» Денискина В. З. /Методические рекомендации - Москва, ООО «ИПТК «Логос» ВОС» 2008 г.;

3. «Комплексная диагностика развития детей со сложными нарушениями» Ростомашвили Л.Н., Иванов А.О.,/ Учебное пособие –Санкт-Петербург, 2012 г.;

4. «Особенности обучения социально - бытовой ориентировке детей с нарушением зрения» Денискина В. З.– Уфа, изд-во филиала МГОПУ им. М.А.Шолохова 2004 г.;

5. «Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением» Гудонис В.П.- Москва «МПСИ», 1999 г.;

6. «Организация коррекционных занятий в специальных (коррекционных) школах-интернатах III-IV видов, учебно-методическое пособие/ Тимофеева Т.Б., Алышева С.В., Герасименко Н.Л., Жукова Н.А. – Ростов «Феникс», 2010 г.;

7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида,- М. город,1999 г.;

8. «Проблемы этического и эстетического воспитания детей и молодежи с нарушением зрения»/ Сборник статей – Москва, 2004 г.;

9. «Профориентация старшеклассников» / Сборник учебно-методических материалов под редакцией Черниковой Т.В. – Волгоград, «Учитель», 2007 г.;

10. «Рекомендации по социальной адаптации инвалидов, детей-инвалидов по зрению в постреабилитационный период» /Методический сборник – Тюмень, 2014 г.

Составитель:

Шагина Ольга Станиславовна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Количество часов по плану

Количество часов по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная программа по социально-бытовой ориентировке для обучающихся 5-9 классов «Кто в доме хозяин?»

Данный материал может быть использован для проведения недели "Домоводства" в коррекционной школе в качестве итогового мероприятия, а также в конце года для обощения и систематизации знаний по пройденн...

Рабочая программа "Социально-бытовая ориентировка" 8 класс 8(2)

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 8 класс 8 вид (2 вариант) составлена для учащихся коррекционных школ с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и обучающихся на индиви...

Рабочая учебная программа Социально-бытовая ориентировка для обучающихся 10,11 классов

В результате реализации программы у детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в соци...

Рабочая программа "Социально-бытовая ориентировка" 8 класс

Данная программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...

Рабочая учебная программа Социально-бытовая ориентировка для обучающихся 5 - 9 классов

В результате реализации программы у детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в соци...

Рабочая программа Социально-бытовая ориентировка 3 класс (АРП) 2018-2019 учебный год

Адаптированная рабочая программа по СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ (начальное общее образование 3 класс) на 2018-2019 учебный год (индивидуальное обучение на дому) 1 час в неделю/за год 34 часа...