Рабочая программа "Социально-бытовая ориентировка" 8 класс 8(2)
рабочая программа (8 класс) на тему
Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 8 класс 8 вид (2 вариант) составлена для учащихся коррекционных школ с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и обучающихся на индивидуальном (надомном) обучении по индивидуальному образовательному маршруту, предназначена для одного конкретного ученика. Ресурс составлен на основе "Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью", Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др. Программа скорректирована в соответствии с учебным планом ОУ, с учетом психофизических возможностей обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr.sbo_8-2.docx | 44.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №487
Выборгского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
Решением Педагогического совета
ГБОУ школы №487
Выборгского района
Протокол № _ от __ августа 20__ года
Председатель Педагогического совета
_______________(Директор школы)
УТВЕРЖДЕНА
Директором ГБОУ школы №487
Выборгского района
_______________ (Директор школы)
_ сентября 20__ года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: социально-бытовая ориентировка
для учащегося 8 класса (VIII вид 2 вариант)
Ф. И. учащегося
Составитель: учитель Г.Е.Крестовникова
Санкт-Петербург
2017
Пояснительная записка.
Актуальность.
Проблема социализации учащейся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является наиболее значимой в процессе образования. Практическая направленность всего образовательного процесса, ориентированного на индивидуально-типологические особенности учащейся - важная составляющая обучения предмету «Социально-бытовая ориентировка» в течение всех лет обучения в школе.
В основу уроков по предмету «Социально-бытовая ориентировка» положен интегрированный подход, который предполагает освоение учащейся системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме.
На уроках учащийся осваивает:
- Элементарную систему информационно - бытовых знаний, обеспечивающих комфортное пребывание в школе.
- Социально-бытовые навыки и умения, операции, необходимые в течение времени, установленного определенным режимом жизнедеятельности (урока, дня, недели и т. д.).
- Невербальные и вербальные модели коммуникативного общения, необходимого в процессе межличностного взаимодействия с окружающими в различных социально-бытовых ситуациях.
Процесс обучения и воспитания учащейся с нарушениями в развитии направлен на формирование личности, коррекцию недостатков развития и создает предпосылки социальной адаптации детей данной категории.
Предмет СБО формирует знания, умения, навыки, сопутствующие социальной адаптации учащейся, повышает уровень общего развития учащейся ее всестороннюю подготовку к будущей самостоятельной жизнедеятельности.
Специальные коррекционные занятия по СБО формируют у учащейся умения, способствуют реабилитации и их общему развитию, расширению кругозора, развитию элементов творческих способностей.
Межпредметные связи, устанавливаемые на СБО, помогают не только закреплению знаний, но и более глубокому развитию личности.
Занятия предусматривают активное включение в окружающую их жизнь. В связи с этим обязательным для СБО является наличие экскурсий, с помощью которых расширяются знания и представления об окружающем. Развиваются наблюдательность, внимание, учится действовать в новых условиях.
Эффективность работы по СБО, осуществляемая на уроках и вне их, зависит от согласованности действий учителя, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированности планов работы. Успеху работы способствует также заранее спланированная совместная деятельность учителя в подготовке и проведении различных мероприятий: конкурсов, праздников и т.д.
Необходимость включения предмета «Социально-бытовая ориентировка» в учебный план обусловлена крайне низким развитием высших психических функций учащейся, сниженными возможностями манипулятивных действий и участия в любом виде деятельности. Раннее начало коррекционных занятий позволит в более полном объеме усвоить социально значимые умения и навыки.
Так как в программе «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н. Яковлевой предусмотрена нагрузка 3 часа в неделю, а по учебному плану ГБОУ школы № 487 – 2 часа в неделю, мною была проведена корректировка программы. Темы, изучаемые в 8 классе, оставлены без изменений, а количество часов уменьшено на 1 час в неделю за счёт уплотнения учебного материала и тем программы. Рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 8 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Программа «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н Яковлевой, СПб, 2011год.
2.Учебного плана ГБОУ школа № 487 на 2016-2017 уч.год. На основании Приложения №1 у Постановлению Правительства СПб от 22.04.2015 №355 и Распоряжения Комитета по образованию Приказ 2525-р от 30.10.2013 «Об утверждении Порядка организации обучения по медицинским показаниям по основным общеобразовательным программам на дому».
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Краткая характеристика учащейся.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель и задачи программы.
Цель: Освоение системы социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни. Подготовка учащейся к взрослой жизни через овладение им навыками самообслуживания, общения, приспособление к жизни в обществе, воспитание максимально возможного уровня самостоятельности.
Задачи:
- Формируются, затем уточняются и закрепляются основные бытовые умения и навыки, обеспечивающие постепенное вхождение в социальную жизненную среду.
- Формируется, закрепляется и постепенно расширяется спектр социально-бытовых умений, навыков, операций, которые необходимы в процессе жизнедеятельности в разные временные периоды (во время пребывания в школе, в течение дня, недели и т. д.).
- Формируются и вводятся в предметно-бытовые и межличностное общение с учетом индивидуальных особенностей учащегося невербальные и вербальные средства коммуникации.
Условия реализации программы.
Виды и формы организации учебного процесса.
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; систематизации и повторении изученного материала), комбинированные.
Формы работы на уроке: индивидуальная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие.
При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальный. Контроль (диагностика) проводится (в начале года) и итоговый (конец года).
Инструментарий учителя: Предметно-образовательная среда, организованная с учетом индивидуальных особенностей учащегося: дидактический, литературный материал, иллюстративный, презентации, виртуальные экскурсии с использованием ТСО.
Учебно-тематический план.
Тема раздела | Кол-во часов |
Одежда и обувь. | 12 |
Питание. | 12 |
Жилище. | 13 |
Средства связи. | 5 |
Культура поведения. | 10 |
Транспорт. | 10 |
Торговля. | 6 |
ИТОГО: | 68 |
Содержание тем учебного курса.
Одежда и обувь: Обучение учащегося названию предметов одежды и обуви, элементарным способам ухода за ними, аккуратному пользованию этими предметами.
Питание: Учитывая низкий уровень самостоятельности и психофизических возможностей, в данном разделе предлагаются варианты обучения учащегося, овладевшего элементарными навыками разговорной речи, так и неговорящих. Учить практическим умениям приготовления элементарных блюд, правилами хранения некоторых продуктов, соблюдению санитарно-гигиенических требований к содержанию посуды, хранения и использования продуктов.
Жилище: Учащаяся приобретает умения выбирать и пользоваться средствами и инвентарем по уходу за жилищем, выполнять элементарные действия по созданию уюта в доме, использовать для украшения интерьера изделия собственного изготовления.
Культура поведения: Обучение элементарным правилам поведения в классе, дома, в транспорте, в общественных местах, а также альтернативной коммуникации и правилам общения со взрослыми и сверстниками. Учащаяся обучается культуре приема пищи, ношения одежды, обуви.
Транспорт: Обучение алгоритмам поездки на транспорте, нахождению нужной обстановки, оплате за проезд, альтернативной коммуникации и навыкам элементарного общения.
Семья: Обучение элементарным знаниям о составе семьи и ее членах, о распределении обязанностей между членами семьи при выполнении совместной деятельности.
Торговля: Обучение направлено на умение различать магазины по видам, совершать элементарные покупки для приготовления пищи и ухода за собой, жилищем, для стирки белья и одежды.
Средства связи: Знакомство с почтой, телеграфом, телефоном, правилами пользования ит поведения в экстренных случаях. Формирование элементарных навыков посещения поликлиники, общения и альтернативной коммуникации.
Основные требования к знаниям и умениям учащегося.
В период обучения учащиеся будут иметь представление:
Одежда обувь:
- О видах одежды.
- О видах сезонной одежды.
- О способах чистки одежды.
- О вариантах размещения одежды (на плечиках в шкафу, на полке, на спинке стула).
- О назначении инвентаря и приспособлений, которые используются для ручной стирки.
- О приспособлениях для сушки вещей.
- Особенности сушки шерстяных вещей.
Питание:
- О видах салатов.
- О способах приготовления пищи не требующей тепловой обработки.
- О видах блюд, не требующих тепловой обработки.
- Об этапах первичной обработки овощей.
- О способах нарезки овощей.
- О правилах безопасной работы с режущими инструментами.
- О видах круп.
- О технологии приготовления каши.
- О правилах сервировки стола к завтраку, ужину.
Жилище:
- О виды мебели.
- О средствах и способах ухода за мебелью.
- О средствах и способах ухода за ковровыми покрытиями.
- О названиях и функциональном назначении предметов мебел.
- О моющих и чистящих средства, используемые при уборке санузла и ванной комнаты.
- О значении и применении инвентаря.
- О правилах и периодичности уборки туалетных комнат.
- Об уходе за руками после уборки помещений.
Средства связи:
- О назначении почты.
- Об основных средствах связи.
- О видах почтовых отправлений.
Культура поведения:
- О правилах поведения при общении.
- О культуре общения мальчиков и девочек.
- О составление различных форм общения детей при встрече и расставании.
- О приемах обращения с просьбой, вопросом к сверстника.
- О правилах личной гигиены: уход за носом, лицом.
- О правилах личной гигиены: опрятное ношение одежды.
- О правилах выбора одежды для посещения театра.
Транспорт:
- Об общественный транспорт (повторение).
- О правилах поведения в общественном транспорте.
- О правилах пользования общественным транспортом.
- О способах и правилах оплаты проезда.
- Об остановках общественного транспорта.
Торговля:
- О сети специализированных магазинов (повторение).
- О видах магазинов.
- О названии овощей.
- О выборе овощей для приготовления салата.
- Об определении количества овощей.
- О стоимости овощей.
- О видах мебели.
- О назначении мебели.
- О выборе необходимой мебели для жилых помещений.
Учащийся должен уметь:
- Чистить одежду.
- Размещать свою одежду в шкафу: на плечиках, на полке, на стуле.
- Применять по назначению инвентарь и приспособления для ручной стирки.
- Выбирать приспособления для сушки изделий из шерсти.
- Стирать и сушить изделия.
- Соблюдать правила техники безопасности приготовлении пищи.
- Пользоваться столовой посудой и приборами по назначению.
- Выполнять первичную обработку овощей: сортировать, мыть, чистить.
- Приготовить салат по рецепту (с помощью педагога).
- Нарезать овощи (с помощь педагога).
- Выбирать необходимые продукты для приготовления каши (с помощью педагога).
- Наблюдать за приготовлением каши.
- Сервировать стол к завтраку и ужину (с помощью педагога).
- Различать виды мебели.
- Замечать непорядок.
- Выбирать инвентарь и использовать его по назначению.
- Выбирать моющие и чистящие средства и использовать их по назначению.
- Ухаживать за руками после работы.
- Наблюдать за работой почтальона.
- Выполнять отобразительные действия отправителя, адресата, почтальона.
- Разговаривать в различных видах деятельности, обращаться друг к другу с просьбой.
- Рассматривать иллюстрации отображающие сцены общения, давать им правильную характеристику.
- Следить за своим внешним видом.
- Выбирать одежду для посещения театра.
- Соблюдать правила поведения в общественном транспорте.
- Обращаться к кондуктору, дежурному по станции метро, водителю, пассажирам с просьбой, вопросом.
- Оплачивать проезд.
- Находить остановки общественного транспорта.
- Выбирать транспортное средство.
- Переносить полученные знания в реальную ситуацию.
- Называть овощи.
- Выбирать овощи для приготовления салат.
- Определять количество овощей для приготовления салата и их стоимость.
- Называть виды мебели.
- Наблюдать за приобретением мебели в магазине.
- Наблюдать за погрузкой мебели для доставки покупателю.
- Выбирать необходимую мебель для жилых помещений.
Скорректированное календарно - тематическое планирование «Социально-бытовая ориентировка»
8 класс 68 часов (2 часа в неделю)
№ п.п. | Кол-во часов | Дата | Темы уроков | Требования к уровню подготовки уч-ся | Примечание |
1 четверть | |||||
1. | 1 | Виды одежды. Виды сезонной одежды. | Знать виды одежды, одежда сезонная; способы чистки и варианты размещения; инвентарь и приспособления для ручной стирки; приспособления для сушки вещей; практические действия. | ||
2. | 1 | Повседневный уход за одеждой. | |||
3. | 1 | Чистка одежды. | |||
4. | 1 | Способы ухода за сезонной одеждой. | |||
5. | 1 | Ролевая игра «Помоги кукле одеться по сезону». | |||
6. | 1 | Подготовка одежды к сезонному хранению. | |||
7. | 1 | Виды салатов. | Знать виды салатов и способы их приготовления; виды блюд и этапы первичной обработки овощей; способы нарезки овощей; правила безопасности. | ||
8. | 1 | Рецепты салатов. | |||
9. | 1 | Технология приготовления салатов. Виды обработки овощей. | |||
10. | 1 | Правила безопасной работы с режущими инструментами. | |||
11. | 1 | Нарезка овощей (соломка, дольки, кружки…). | |||
12. | 1 | Виды мебели. Дидактическая игра «Узнай и назови предметы мебели | Знать виды мебели, средства и способы ухода за ней; названия и назначение предметов мебели. | ||
13. | 1 | Средства и способы ухода за мебелью. | |||
14. | 1 | Средства и способы ухода за ковровыми покрытиями. | |||
15. | 1 | Инвентарь для уборки. | |||
16. | 1 | Моющие средства для уборки гостиной. | |||
17. | 1 | Последовательность уборки гостиной. | |||
18. | 1 | Ролевая игра «Убери комнату». | |||
2 четверть | |||||
19. | 1 | Почта. Виды почтовых отправлений. | Знать о назначении почты, об основных средствах связи; виды почтовых отправлений. | ||
20. | 1 | Ролевая игра «Почта» Виды почтовых отправлений. Презентация «Мы на почте». | |||
21. 22. | 2 | Экскурсия на почту. | |||
23. | 1 | Правила поведения при общении. Культура общения мальчиков и девочек. | Знать правила поведения при общении; о культуре общения мальчиков и девочек; уметь составлять различные формы общения детей при встрече и расставании; знать приемы обращения с просьбой, вопросом к сверстникам. | ||
24. | 1 | Составление различных форм общения детей при встрече и расставании. | |||
25. | 1 | Приемы обращения с просьбой, вопросом к сверстникам. | |||
26. | 1 | Ролевая игра, ситуативные диалоги: при встрече, расставании. | |||
27. | 1 | Ролевая игра, ситуативные диалоги: помоги однокласснице. | |||
28. | 1 | Общественный транспорт. Поведение и правила пользования общественным транспортом. | Знать общественный транспорт; правила поведения и пользования транспортом; способы и правила оплаты проезда; об остановках общественного транспорта. | ||
29. | 1 | Способы и правила оплаты проезда. Остановка общественного транспорта. | |||
30. | 1 | Ролевая игра, сюжетные диалоги: «Я пассажир». | |||
31. 32. | 2 | Виды магазинов «Фрукты, овощи». Фрукты, овощи (повторение). | Знать виды магазинов «Фрукты и овощи»; закрепить понятия. | ||
3 четверть | |||||
33. | 1 | Изделия из шерсти. Средства для ручной стирки изделий из шерсти. | Знать о назначении инвентаря и приспособления, которые используются для ручной стирки; приспособления для сушки вещей; знать особенности сушки шерстяных вещей. | ||
34. | 1 | Приспособления для сушки изделий из шерсти. | |||
35. | 1 | Алгоритм стирки изделий из шерсти. | |||
36. | 1 | Практические действия по уходу за собственной одеждой: ручная стирка шарфика, варежек, шапочки. | |||
37. | 1 | Ролевая игра «Подбери моющие средства для стирки шарфика». | |||
38. | 1 | Ролевая игра «Почисти одежду другу». | |||
39. | 1 | Виды круп. | Знать виды круп; технологию приготовления и правила сервировки стола. | ||
40. | 1 | Рецепт гречневой каши и рисовой каши. | |||
41. | 1 | Правила безопасного включения и выключения конфорок электрической плиты (повторение). | |||
42. | 1 | Технология приготовления гречневой каши. | |||
43. | 1 | Технология приготовления рисовой каши. | Закреплять полученные знания на практике. | ||
44. | 1 | Выбор и подготовка посуды к приготовлению каши. | |||
45. | 1 | Сервировка стола к ужину, завтраку (ролевая игра). | |||
46. | 1 | Жилые помещения. Назначение жилых помещений (повторение.) | Знать о моющих и чистящих средствах, используемых при уборке туалета и ванной комнаты; о назначении и применении инвентаря; правила и периодичность уборки помещений; об уходе за руками после уборки и гигиенических требованиях к туалетным комнатам. | ||
47. | 1 | Ванная и туалетная комнаты. | |||
48. | 1 | Гигиенические требования к туалетным комнатам. | |||
49. | 1 | Моющие средства, используемые при уборке санузла и ванной комнаты. | |||
50. | 1 | Инвентарь для уборки туалетных комнат. | |||
51. | 1 | Правила и периодичность уборки туалетных комнат. | |||
52. | 1 | Уход за руками после уборки помещений. | |||
53. | 1 | Уход за руками после уборки помещений. | |||
4 четверть | |||||
54. | 1 | Правила личной гигиены: уход за носом, лицом. Правила личной гигиены: опрятное ношение одежды. | Знать правила поведения при общении; о культуре общения мальчиков и девочек; уметь составлять различные формы общения детей при встрече и расставании; знать приемы обращения с просьбой, вопросом к сверстникам. | ||
55. | 1 | Ролевая игра, ситуативные диалоги: одежда для театра. | |||
56. | 1 | Правила поведения при общении. Культура общения мальчиков и девочек (повторение). | |||
57. | 1 | Составление различных форм общения детей при встрече и расставании. Приемы обращения с просьбой, вопросом к сверстникам. | |||
58. | 1 | Ролевая игра, ситуативные диалоги: при встрече, расставании. | |||
59. | 1 | Ролевая игра, ситуативные диалоги: помоги однокласснице. | |||
60. 61. | 2 | Общественный транспорт. Поведение в общественном транспорте (повторение). | Знать общественный транспорт; правила поведения и пользования транспортом; способы и правила оплаты проезда; об остановках общественного транспорта. | ||
62. | 1 | Правила пользования общественным транспортом. | |||
63. | 1 | Способы и правила оплаты проезда. Остановка общественного транспорта. | |||
64. | 1 | Ролевая игра, сюжетные диалоги: «Я пассажир». | |||
65. | 1 | Ролевая игра, сюжетные диалоги: «В метро». | |||
66. | 1 | Ролевая игра, сюжетные диалоги: «В метро». | |||
67. | 1 | Специализированные магазины (повторение). | Знать о видах мебели, о назначении мебели, о выборе необходимой мебели для жилых помещений. | ||
68. | 1 | Виды магазинов « Мебель». Виды мебели. |
Источники:
- «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, СПб, 2011 год.
- Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителей. В.В. Воронкова, С.А. Казакова, 2012 год.
- Программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью 6-9 классы. А.Г. Галле, Л.Л. Кочетова, 2013 год.
- Тетрадь по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида) 8 класс. А.Г. Галле, Л.Л. Кочетова, 2013 год.
- Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова, 2012 год.
- Использование ИКТ: Серия «Я учусь» Мини-игры: «Найди предмет», «Найди пару», «Собери пазл».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по предмету "Производственное обучение (Рабочий зеленого хозяйства)" 12 класс
Рабочая программа...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа по профильному труду "Кухонный рабочий" для 10-11 класса
Рабочая программа по предмету «Профильный труд (кухонный рабочий) разработана на основе Целевой программы «Дети России» подпрограммы «Дети-инвалиды» авторы: А.С.Дев...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...