Адаптированная рабочая программа по учебному предмету ЖИВОЙ МИР
рабочая программа (8 класс)

Жигарина Ольга Николаевна

Данная программа адресована обучающемуся 8 класса, обучающемуся на дому и имеющему отклонения в интеллектуальном развитии (сложная структура дефекта) с сопутствующим синдромом аутизма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arp_zhivoy_mir_8_kl.docx41.39 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

КОУ «Радужнинская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

от «___» __________ 2018 г. №______

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету

ЖИВОЙ МИР

для обучающегося с умеренной умственной отсталостью

 (интеллектуальными нарушениями)

8 класс

на 2018/2019 учебный год

Составитель: Жигарина О. Н.,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

Пояснительная записка

Нормативно-правовые документы, в соответствии с которыми разработана адаптированная рабочая программа

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Живой мир» для индивидуального обучения на дому обучающегося 8 класса _______________  составлена в соответствии с требованиями и на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ;
  • Закона ХМАО – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. №68-оз;
  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067);
  • приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 (с изменениями от 08.06.2015 года № 576) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • письма Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • приказа ДОиМП Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования  на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий» от 13.08.2015 № 1087;
  • письма Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  от 30августа 2018 г. №10-Исх-8639 «О примерном режиме работы общеобразовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, в  2018 – 2019 учебном году»;
  • приказа от 17.08.2018 № 242 «Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;
  • приказа от 30.08.2018 № 250 «Об организованном начале 2018-2019 учебного года»;
  • приказа от 31.08.2018 № 269 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана»;
  • приказа от 31.08.2018 № 301 «Об организации обучения на дому обучающегося 8 класса ______________».

Цели и задачи образования с учетом психофизических особенностей обучающегося

Данная программа адресована обучающемуся 8 класса ______________, имеющему отклонения в интеллектуальном развитии (сложная структура дефекта) с сопутствующим синдромом аутизма.  

        Представления о явлениях живой и не живой природы, о сезонных изменениях в природе сформированы слабо. Затрудняется в умении различать времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных и человека в разные времена года. Знания о домашних животных и птицах, их повадках, образе жизни, роли человека в жизни домашних животных; о насекомых, их роли в жизни природы, минимальные.

Данная программа построена с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающегося и является адаптированной индивидуальной программой для обучающегося, имеющего сложную структуру дефекта.

Цель программы.

-коррекция недостатков общего и речевого развития обучающегося с умеренной умственной отсталостью, её познавательной деятельности.

Задачи программы.

-расширение и формирование представлений и знаний о временных явлениях окружающей действительности;

-формирование у обучающегося знаний о предметах ближайшего окружения;

-расширение социального опыта учащегося;

-формирование интереса к предметам ближайшего окружения;

-формирование положительного отношения к учебному процессу;

-воспитание привычки и желания учиться;

-развитие уверенности в себе и самоуважение.

Общая характеристика учебного предмета

        Содержание программы направлено на обучение обучающегося с умеренной умственной отсталостью правильному произношению слов, ответам на поставленные вопросы, правильному и последовательному изложению содержания информации, установлению несложных причинно-следственных связей и отношений и по возможности делать выводы и обобщения.

        У обучающегося формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, он получает некоторые представления о мире, который находится вне поля его чувствительного опыта.

        Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

        В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас обучающегося: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученик упражняется в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь обучающегося, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

        Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений.

Формы и методы работы.

        Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

        Главным компонентом беседы с учителем является речь самого обучающегося. Учитель руководит речевой деятельностью ребенка, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у обучающегося закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая об увиденном, он учится связному высказыванию.

        На экскурсиях обучающийся знакомится с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, обучающийся учится анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения.

         Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

        На всех занятиях необходимо использовать игры и игровые моменты, бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, игру «Четвертый лишний», картинное лото и другие.

        Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащегося.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Живой мир» включен в учебный план, реализующий адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, получающих образование по индивидуальному плану на дому, рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа в год.

Требования к уровню подготовки обучающегося по данной программе

Обучающийся должен уметь:

-называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;

- участвовать в беседе;

-составлять под руководством учителя небольшой рассказ (3 – 4 предложения) об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе (по мере возможности);

-выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений, по уборке урожая;

-соблюдать правила личной гигиены;

-соблюдать правила дорожного движения.

Обучающийся должен знать:

-названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;

-правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.

Содержание учебного предмета

                                                                  Сезонные изменения в неживой природе
Наблюдения за изменениями, происходящими в природе в разное время года: тепло, холодно; дождь, снег; холодный, теплый ветер, яркое солнце, облака.

Знакомство со временами года (основные признаки), их названия.

Временные представления: день - ночь. Их признаки, сравнение признаков.

Растения и животные в разное время года

Наблюдение за жизнью растений в разное время года. Сбор листьев, трав, цветов, плодов, семян деревьев.

Составление аппликаций, поделок из материалов, собранных во время экскурсий. Знакомство с названиями растений, их плодов и семян.

Наблюдение за птицами, насекомыми, животными, за их поведением.

Игры детей в разное время года. Одежда людей зимой, весной, летом, осенью.

Неживая природа

Знакомство с объектами неживой природы. Наблюдения за солнцем, луной, облаками, ветром, землёй в разное время, отражение этих наблюдений в рисунках, аппликациях, рассказах. Вода. Свойства воды.

Живая природа

Растения

Наблюдения за комнатными растениями. Полив растений.

Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и не съедобные.

Наблюдения за набуханием почек и появлением листьев на ветках деревьев, поставленных вводу.

Сравнение листьев различных деревьев (разнообразие их формы, цвета, величины).

Овощи и фрукты (по 2-3 названия). Цвет, форма, запах, вкус, употребление в пищу.

Знакомство с названиями растений, наиболее распространённых в данной местности.

Животные

Знакомство с названиями животных, наиболее распространённых в данной местности. Их внешний вид, части тела, повадки.  

Наблюдения за жизнью животных живого уголка. Уход за ними.

Наблюдения за птицами, их поведением.

Аквариум. Наблюдения за рыбами, живущими в аквариуме. Наблюдения за насекомыми.

Человек

Труд людей осенью. Одежда людей зимой. Труд людей зимой.

 Поведение человека при наступлении морозов.

Человек.  Гигиена тела человека. Режим дня.

Одежда людей весной. Игры детей весной.

Труд людей весной.

Повторение

Тематическое планирование

Раздел и темы учебного предмета, курса

Количество часов

Количество контрольных, практических (лабораторных) работ

Раздел 1. Сезонные изменения в природе.

Осень. Сезонные изменения в природе осенью. Основные признаки. Названия месяцев.

Поздняя осень. Основные признаки. Сезонные изменения в природе. Название месяца.

Сезонные изменения в природе зимой. Название месяцев.

Февраль. Основные признаки. Сезонные изменения в природе.

Весна. Основные признаки.

Апрель. Основные признаки.

6

-

Раздел 2. Неживая природа.

Вода. Свойства воды.

Значение воды для жизни растений, животных, человека.

Вода в природе: дождь, снег, лед, река, озеро (пруд), болото.

3

-

Раздел 3. Живая природа.

Огород. Сад.

Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и не съедобные.

Подготовка диких животных и птиц к зиме.

Дикие животные. Ёж. Заяц. Белка.

Дикие животные.    Медведь. Волк. Лиса. Дикие животные. Лось. Олень.

Наблюдение за птицами,  их поведением зимой.

Домашние и дикие животные зимой.

Рыбы - как представители животных. Знакомство с рыбами, живущими в нашей местности.

Рыбы. Названия рыб нашей местности.

Перелетные птицы.

Насекомые вредные и полезные.

Домашние птицы.

13

-

Раздел 4. Человек.

Труд людей осенью.

 Одежда людей зимой.

 Труд людей зимой.

 Поведение человека при наступлении морозов.

Человек.  Гигиена тела человека.

Режим дня.

Одежда людей весной. Игры детей весной.

Труд людей весной.

8

Раздел 5. Повторение.

Времена года.  

Режим дня школьника. Отдых и труд

Дикие животные и птицы.

Домашние животные и птицы.

4

Итого:

34

-

        Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Наглядный учебный материал:

  • Предметные рисунки.
  • Сюжетные картинки.
  • Таблицы.
  • Таблица «Времена года».
  • Сюжетные картинки «Домашние птицы»
  • Модель часов «Времена года. Месяца»
  • Муляжи грибов и шишек в корзинке. 8шт.
  • Набор «Школьный гербарий»
  • Набор пособий «Гербарий для начальной школы с иллюстрациями.» 30шт.
  • Сюжетные картинки.
  • Сюжетные картинки «Деревья.»
  • Сюжетные картинки «Птицы»
  • Сюжетные картинки «Насекомые»
  • Сюжетные картинки «Животные России»
  • Сюжетные картинки «Грибы и ягоды»
  • Сюжетные картинки «Овощи и фрукты»                                    

Дидактический материал:

  • Комплекты заданий на развитие психических процессов.
  • Комплект «Загадки – отгадки».
  • Карточки с заданиями для индивидуальной работы.

Система контроля

Текущий и итоговый контроль осуществляется в форме практических работ, методом наблюдения по критерию относительной успешности (продвижение в уровне обученности и воспитанности относительно прежних собственных достижений). Обучающиеся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью на второй год обучения в одном и том же классе не оставляются.

При оценке умений, знаний и навыков обучающегося принимаются во внимание индивидуальные психофизиологические особенности ребенка. Мониторинг знаний и умений производится три раза в год; в начале учебного года, в середине учебного года, в конце учебного года.  

Календарно- тематическое планирование

по предмету

«Живой мир»

34 часа

(1 час в неделю)

1 четверть

9  часов

01.09 - 02.11

2 четверть

7 часов

12.11 - 28.12

3 четверть

11 часов

10.01 - 22.03

4 четверть

7 часов

01.04 - 30.05

№ п/п

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Тема урока

Количество часов

Требования к ЗУН обучающегося

Словарь

1 четверть

9 ч

Сезонные изменения в природе

1

06.09

Осень. Сезонные изменения в природе осенью. Основные признаки. Названия месяцев.

1

Иметь представления о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Знать азвание времен года, название месяцев.

Знать признаки времен года.

Знать признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Уметь соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни человека.

Уметь сравнивать наблюдаемые объекты. Показывать рисунки с разными временами года. Анализировать, различать признаки, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Живая природа

3

 13.09

Огород.

1

Знать  время сбора урожая. Названия овощей и фруктов, растения сада и огорода.  Иметь представление об использовании человеком в пищу. Определять и  различать группы растений (фрукты -  растения сада, овощи - растения огорода).  Уметь определять и  различать растения сада и огорода, описывать их. Называть предметы, сравнивать, классифицировать, обобщать.

Овощи

Фрукты

урожай

20.09

Сад.

1

Яблоко

 Груша

Банан

Апельсин

Лимон

Киви

Виноград

27.09

Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и не съедобные.

1

Знать  строение гриба (грибница, ножка, шляпка), названия грибов. Уметь отличать съедобные грибы от несъедобных.

Названия грибов съедобных и ядовитых

Человек

1

04.10

Труд людей осенью.

1

Живая природа

1

11.10

Подготовка диких животных и птиц к зиме.

1

Спячка

Перелетные птицы

Неживая природа

3

18.10

Вода. Свойства воды

1

Знать о воде, о  её простейших свойствах, значении для жизни человека, животных и растений.

Уметь  правильно называть изученные объекты и явления.

25.10

Значение воды для жизни растений, животных, человека.

1

01.11

Вода в природе: дождь, снег, лед, река, озеро (пруд), болото.

1

2 четверть  

7 ч

Сезонные изменения в природе

1

15.11

Поздняя осень. Основные признаки. Сезонные изменения в природе. Название месяца.

1

Знать признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Уметь сравнивать наблюдаемые объекты.

Различать признаки осени, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.

Живая природа

3

22.11

Дикие животные. Ёж. Заяц. Белка.

1

Знать об образе жизни и повадках различных групп животных.

Внешний вид, части тела, повадки.  Уметь сравнивать представителей различных групп животных.

Лиса. Заяц. Белка.  

29.11

Дикие животные.    Медведь. Волк. Лиса

1

Медведь. Волк. Ёж.

06.12

Дикие животные. Лось. Олень.

1

Лось. Олень.

Сезонные изменения в природе

1

13.12

Сезонные изменения в природе зимой. Название месяцев.

1

Живая природа

1

20.12

Наблюдение за птицами,  их поведением зимой.

1

Человек

5

27.12

 Одежда людей зимой.

1

Знать   зимние игры в природе, знать, чем могут быть опасны.

Знать о видах труда людей в зимний период.

Знать о поведении людей при наступлении морозов. Называть зимние игры в природе. Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни человека зимой. Уметь строить монологическое высказывание по предложенной теме.

3 четверть

11 ч

10.01

Труд людей зимой.

1

Кочегар, дворник

17.01

Поведение человека при наступлении морозов.

1

24.01

Человек.  Гигиена тела человека.

1

Знать о значении здоровья для жизни человека.

Основные правила личной гигиены. Уметь разрабатывать правильно режим дня, сочетать труд и отдых, рационально распределять время, отвечать на вопросы, выражать свои мысли.

31.02

Режим дня.

1

Сезонные изменения в природе

1

07.02

Февраль. Основные признаки. Сезонные изменения в природе.

1

Знать признаки зимы: холод, снегопад, гололедица, мороз, метели, солнце поздно всходит и рано заходит. Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.

Живая природа

2

14.02

Домашние и дикие животные зимой

1

Знать об образе жизни и повадках различных групп животных.

Уметь сравнивать представителей различных групп животных.

21.02

Рыбы - как представители животных. Знакомство с рыбами, живущими в нашей местности.

Рыбы. Названия рыб нашей местности.

1

Знать названия рыб,  их виды, внешнее строение, среду обитания, питание и значение в жизни человека.   Уметь узнавать,  определять, различать  рыб среди представителей других групп животных.

Сезонные изменения в природе

1

28.02

Весна. Основные признаки.

1

Основные признаки. Сезонные изменения в природе. Название месяцев.  Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.  

Живая природа

1

07.03

Перелетные птицы.

1

Знать названия перелётных птиц. Уметь узнавать перелётных птиц по описанию.

Человек

2

14.03

Одежда людей весной. Игры детей весной.

1

Знать о видах труда людей в весенний период. Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни человека весной. Уметь строить монологическое высказывание по предложенной теме.

21.03

Труд людей весной

1

4 четверть  

7 ч

Сезонные изменения в природе

1

04.04

Апрель. Основные признаки.

1

Знать признаки весны. Названия месяцев. Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой и неживой природы. Уметь обобщать и систематизировать увиденное на экскурсии; соотносить результат с целью наблюдения.

Живая природа

2

11.04

Насекомые вредные и полезные.

1

Знать особенности насекомых: внешний вид, где живут. Уметь различать вредных и полезных насекомых.

Майский жук Муравей

Комар

18.04

 

 

Домашние птицы.

 

 

 

1

Знать основные части тела, повадки, питание. Знать о пользе, приносимой людям, о роли человека в жизни домашних птиц. Уметь отличать гуся, курицу, утку от других домашних птиц; описывать повадки и образ жизни

Повторение

4

25.04

Времена года.

1

16.05

Режим дня школьника. Отдых и труд.

1

23.05

Дикие животные и птицы.

1

30.05

Домашние животные и птицы.

1

Список литературы

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011. – 239 с.
  • Матвеева Н. Б. Живой мир. 2 класс: учеб. для спец. (коррец.) образоват. учреждений VIII вида / Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова. - М. : Просвещение, 2012. – 96 с.
  • Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно – методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 181с. – (Коррекционная педагогика).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «География», 6 класс

Адаптированная рабочая  программа по учебному предмету «География», 6  класс...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «География» 8 класс

Адаптированная рабочая  программа по  учебному предмету «География»  8 класс...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «География» 7 класс

Адаптированная рабочая  программа по  учебному предмету «География» 7 класс...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету математика, 5 класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету математика составлена для обучающихся 5 класса с ОВЗ. Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы, требования к ...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Письмо» для обучающихся 8 класса ( со сложной структурой дефекта)

Целевое назначение программыЦель программы –  общее развитие учащихся и коррекция их познавательных возможностей.Задачи:1.Формирование  мотивации к урокам письма,  умение слушать учител...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» 5 класс VIII вида.

Адаптированная рабочая программа для учащихся 5 класса коррекционной общеобразовательй школы  VIII  вида....