Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Письмо» для обучающихся 8 класса ( со сложной структурой дефекта)
рабочая программа (8 класс) на тему
Целевое назначение программы
Цель программы – общее развитие учащихся и коррекция их познавательных возможностей.
Задачи:
1.Формирование мотивации к урокам письма, умение слушать учителя и выполнять его требования;
2.Формирование связной письменной речи как видом общения;
3.Обучение элементарно грамотному и аккуратному письму;
4.Подготовка учащихся к жизни и труду в современном обществе;
5.Способствование социализации и социальной адаптации учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа №854»
школьное отделение для детей с ОВЗ
Рассмотрена на заседании МО Протокол № 1 от «26 » августа 2015г. | «Принята» на педагогическом совете Протокол №1 от «28» августа 2015 г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа №854 А.В.Курсаков |
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Письмо»
для обучающихся 8 класса
( со сложной структурой дефекта)
Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы
под редакцией В.В. Воронковой).
Составитель:
Егорова Е.Н.
учитель письма и чтения
первой квалификационной категории
Москва 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по письму для 8-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В.В.Воронковой.
-Московского регионального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Программы обучения глубоко умственно отсталых детей НИИ дефектологии АПН СССР. – Москва, 1983 г.
Ориентирована на учебник: В.В. Воронкова «Русский язык» 5 класс - М.: «Просвещение», 2006г.
Целевое назначение программы
Цель программы – общее развитие учащихся и коррекция их познавательных возможностей.
Задачи:
1.Формирование мотивации к урокам письма, умение слушать учителя и выполнять его требования;
2.Формирование связной письменной речи как видом общения;
3.Обучение элементарно грамотному и аккуратному письму;
4.Подготовка учащихся к жизни и труду в современном обществе;
5.Способствование социализации и социальной адаптации учащихся.
Программа рассчитана на 140 часов в год, 4 часа в неделю.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебной дисциплине «Письмо» разработана на основе программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составленной НИИ дефектологии АПН СССР в 1984 году.
В классе обучаются дети – инвалиды. Дети – инвалиды в школе VIII вида - это дети с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (F 71, F 72) и со сложной структурой дефекта (помимо умственной отсталости дети имеют тяжелые нарушения соматического, физического или психоневрологического характера). Возможности их интеллектуального развития грубо нарушены. Нарушена речь, воля, возможности умственного развития и общения.
Программа предназначена для обеспечения эффективного обучения детей с глубокой умственной отсталостью. При изучении учебного материала используется индивидуальный подход, щадящий режим подачи материала. Требования к учащимся предъявляются с учетом психофизических особенностей. При обучении детей с низким уровнем готовности учитывается: зрительное и пространственное восприятие, мышление память, воображение, речь, внимание, зрительно – моторные координации.
Направления коррекционной работы: развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие переключаемости внимания; мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации.
При обучении письму следует учитывать неоднородность состава класса (группы) и осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Обучение письму глубоко умственно отсталых детей носит сугубо практическую направленность, не требующую от ученика усвоения правил.
Письмо используется для закрепления навыка чтения. Самостоятельного письма у детей с тяжелой степенью умственной отсталости не формируется. Работа заключается в списывании печатных или письменных букв, слоговых структур, слов, предложений, коротких текстов.
Общая характеристика учебного предмета.
Обучение письму умственно отсталых детей ведётся по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учётом специфических особенностей познавательной деятельности детей-олигофренов. Прежде чем знакомить детей с той или иной буквой, необходимо провести работу по усвоению соответствующего звука.
В соответствии с этим на уроках письма широко используются такие дидактические пособия, как карточки со слогами, букварные настенные таблицы.
При обучению письму следует учитывать неоднородность состава класса (группы) и осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Обучение письму глубоко умственно отсталых детей носит сугубо практическую направленность, не требующую от ученика усвоения правил.
Конечная цель обучения письму заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать своё имя, фамилию, адрес, поздравительную открытку. Учащиеся должны уметь прочесть несложный текст, ответить на заданные вопросы.
Рабочая программа по письму построена по концентрическому принципу, особенность которого состоит в расчленении сложных грамматических понятий и умений на их составляющие элементы. Данный принцип позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, расширять языковую и речевую базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.
Обучение письму носит элементарно-практический характер. В процессе обучения у учащихся последовательно формируется умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, давать простейшие объяснения. Обучающиеся приобретают начальные сведения о фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, ударных и безударных гласных, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких и т. д. Обучающиеся получают понятие о предложении, узнают, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; учащиеся овладевают пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака. Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составлении предложения из слов. Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний. Совершенствуются графические навыки.
Проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и т. д. Задача учителя формировать навыки связных устных и письменных высказываний.
Цели и задачи обучения
- расширение речевой базы учащихся, восполнение пробелов речевого развития;
- подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах обучение правильному построению и употреблению в речи простых предложений.
- целенаправленное обучение учащихся связной устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи;
- формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
- совершенствование произносительной стороны речи;
- формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;
- уточнение, расширение и активизация словарного запаса;
Формы и методы организации обучения
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная, самостоятельная.
Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, использование наглядных средств обучения.
Объяснение – проводится при четком соблюдении различных дидактических принципов, используемых в специальном обучении. Метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее.
Рассказ – повествовательное изложение содержания учебного материала. На уроках письма используют: рассказ-вступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал.
Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля. Для построения беседы учитель выбирает небольшой по объему материал, делит его на несколько логических частей, к каждой части подбирает вопросы. Учитывается знания, опыт и типологические особенности учащихся. Беседа является одним из основных методов обучения на уроках письма.
Практические работы – целесообразнее проводить, разделив учащихся для самостоятельного выполнения задания. В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные. Количество практических работ можно увеличить и подобрать виды деятельности по усмотрению учителя.
Межпредметные связи
Обучение Письму тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.
Основные требования к знаниям и требованиям учащихся
Учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями:
- анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р — л,
свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
- списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
- писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
- составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текст.
Содержание тем по письму для 8 класса для детей со сложной структурой дефекта.
Повторение (13 ч.)
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации. Связная речь: заполнение дневника.
Звуки и буквы (13 ч).
Звонкие и глухие согласные. Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Различие артикуляторно сходных звуков (Р-Л). Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами е,ё,и,ю,я. Буква Ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.
Состав слова. (53 ч.)
Знакомство с корнем и однокоренными слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ. Составлять рассказ по картинкам, по иллюстрации, по опорным словам и с помощью учителя.
Части речи (7 ч.)
Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Составлять рассказ по картинкам с помощью вопросов и опорным словам.
Имя существительное (30 ч).
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов. Изучение слов, обозначающих действия: называние действий предметов по вопросам что делает? что делают? Изучение слов, обозначающих действия: умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы (с помощью учителя). Предлоги (у, за). Умение находить предлоги и писать их раздельно.
Предложение(10 ч).
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений по картинке и опорным словам. Установление связи между словами в предложении по вопросам: кто это? что это? что делает? Списывание письменных и печатных текстов с классной доски, с учебника. Умение вставить в предложения пропущенные слова. Составление предложений из слов, данных в разбивку с помощью учителя. Умение заполнить дневник, адрес на конверте, написать поздравительную открытку (с помощью учителя). Списывание письменных и печатных инструкций по труду.
Повторение (14 ч.)
Систематизированное восстановление и закрепление знаний и умений, полученных учащимися в 5 классе.
Предполагаемые результаты обучения (для учителя)
-различать звонкие и глухие согласные;
-записывать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу;
-различать твёрдые и мягкие согласные;
-различать слова, обозначающие названия предметов по вопросам кто это? что это?
-различать слова, обозначающие действия предметов по вопросам что делает? что делают?
-различать имена собственные и записывать их;
-записывать слова с предлогами;
-составлять предложения на заданную тему, по вопросу, опорным словам, по картинке, из слов, данных в разбивку;
-записывать свой домашний адрес, подписать тетрадь, инструкции по труду.
Условия реализации рабочей программы
Технические средства обучения.
- Классная доска
- Магнитная доска.
Информационно-образовательные ресурсы.
- Учебные таблицы.
- Дидактический материал по темам.
- Учебно-методические пособия
Тематическое планирование по письму 8 класс
2015 – 2016 уч. год.
учитель Егорова Е.Н.
№ п/п | Тема урока. | Кол – во часов. |
Повторение. Текст и предложение в нашей речи. | 1 | |
Предложение. Распространение предложений. | 1 | |
Связь слов в предложении. | 1 | |
Главные члены предложения. | 1 | |
Главные члены предложения. | 1 | |
Второстепенные члены предложения. | 1 | |
Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | |
Различие предложений по интонации. | 1 | |
Обобщение знаний о предложении. | 1 | |
Составление рассказа из деформированных предложений | 1 | |
Закрепительные упражнения по теме. Подготовка к диктанту. | 1 | |
Контрольный диктант ( 0 срез) с грамматическим заданием. | 1 | |
Работа над ошибками. | 1 | |
Обобщающий урок по теме «Предложение». | 1 | |
Звуки и буквы. | 1 | |
Гласные и согласные звуки. | 1 | |
Гласные ударные и безударные. | 1 | |
Согласные твердые и мягкие. | 1 | |
Согласные твердые и мягкие. | 1 | |
Закрепление изученного. | 1 | |
Мягкий знак - показатель мягкости согласных. | 1 | |
Мягкий знак - показатель мягкости согласных. | 1 | |
Разделительный мягкий знак. | 1 | |
Разделительный мягкий знак перед буквами е, ё, ю, я, и. | 1 | |
Дифференциация слов с мягким знаком и разделительным ь. | 1 | |
Парные звонкие и глухие согласные. | 1 | |
Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными | 1 | |
Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными | 1 | |
Контрольная работа. | 1 | |
Работа над ошибками. | 1 | |
Состав слова. Корень. | 1 | |
Корень и однокоренные слова. | 1 | |
Написание корня в однокоренных словах. | 1 | |
Упражнения в распознавании однокоренных слов. | 1 | |
Понятие об окончании и его роли в речи. | 1 | |
Закрепление. Окончание. Роль окончания в слове. | 1 | |
Общее понятие о приставке. | 1 | |
Приставка. Выделение приставок в словах. | 1 | |
Образование слов с помощью приставок. | 1 | |
Закрепительные упражнения. | 1 | |
Общее понятие о суффиксе. | 1 | |
Суффикс – значимая часть слова. | 1 | |
Образование слов с помощью суффиксов. | 1 | |
Образование слов с помощью приставок и суффиксов. | 1 | |
Обобщение знаний о составе слова. | 1 | |
Контрольная работа. | 1 | |
Работа над ошибками. | 1 | |
Обобщающий урок по теме «Состав слова». | 1 | |
Ударные и безударные гласные в корне слова. | 1 | |
Правило проверки безударных гласных в корне слова. | 1 | |
Правило проверки безударных гласных в корне слова. | 1 | |
Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | |
Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | |
Непроверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 | |
Непроверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 | |
Проверочная работа. | 1 | |
Парные звонкие и глухие согласные. | 1 | |
Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. | 1 | |
Правило проверки слов с парными звонкими и глухими согласными. | 1 | |
Правописание сомнительных согласных конце слова. | 1 | |
Правописание слов с сомнительными согласными. | 1 | |
Закрепительные упражнения на правописание слов с сомнительными согласными. | 1 | |
Непроизносимые согласные. | 1 | |
Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными. | 1 | |
Правописание слов с непроизносимыми согласными. | 1 | |
Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | |
Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | |
Закрепительные упражнения на правописание согласных в корне слова. | 1 | |
Проверочная работа. | 1 | |
Работа над ошибками. | 1 | |
Правописание приставок. | 1 | |
Предлог. | 1 | |
Приставка и предлог. | 1 | |
Правописание приставок и предлогов. | 1 | |
Правописание приставок и предлогов. | 1 | |
Закрепительные упражнения на правописание приставок и предлогов. | 1 | |
Контрольная работа. | 1 | |
Работа над ошибками. | 1 | |
Разделительный Ъ знак. | 1 | |
Буква Ъ после приставок. | 1 | |
Правописание слов с разделительным Ъ знаком. | 1 | |
Правописание слов с разделительным Ъ знаком. | 1 | |
Закрепление. Разделительный Ъ после приставок. | 1 | |
Части речи. Общее понятие о частях речи. | 1 | |
Общее понятие о частях речи: сущ., прилаг., глагол. | 1 | |
Общее понятие о частях речи: сущ., прилаг., глагол. | 1 | |
Умение различать части речи по вопросам и значению. | 1 | |
Умение различать части речи по вопросам и значению. | 1 | |
Умение различать части речи по вопросам и значению. | 1 | |
Повторение. Части речи и члены предложения. | 1 | |
Повторение. Части речи и члены предложения. | 1 | |
Имя существительное, как часть речи. | 1 | |
Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? что? | 1 | |
Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? что? | 1 | |
Имена собственные и нарицательные. | 1 | |
Имена собственные и нарицательные. | 1 | |
Большая буква в именах собственных. | 1 | |
Большая буква в именах собственных. | 1 | |
Большая буква в именах собственных. | 1 | |
Контрольная работа. | 1 | |
Работа над ошибками. | 1 | |
Правописание имен собственных. | 1 | |
Списывание с печатного текста с грамматическим заданием. | 1 | |
Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | 1 | |
Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | 1 | |
Составление рассказа по данному плану и серии картинок. | 1 | |
Деловое письмо. Написание адреса на конверте. | 1 | |
Закрепление пройденного материала. | 1 | |
Число имен существительных. | 1 | |
Число имен существительных. | 1 | |
Подбор пар существительных по числам ед. и мн. числа. | 1 | |
Закрепительные упражнения. | 1 | |
Род имен существительных. | 1 | |
Род имен существительных. | 1 | |
Определение рода имен существительных. | 1 | |
Определение рода имен существительных. | 1 | |
Определение рода имен существительных. | 1 | |
Контрольный годовой диктант. | 1 | |
Работа над ошибками. | 1 | |
Правописание имен существительных ж. и м. рода с шипящей на конце. | 1 | |
Правописание имен существительных ж. и м. рода с шипящей на конце. | 1 | |
Правописание имен существительных ж. и м. рода с шипящей на конце. | 1 | |
Закрепление пройденного материала по теме «Имя существительное» | 1 | |
Повторение. Предложение. | 1 | |
Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | |
Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | |
Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | |
Правописание сомнительных согласных в корне слова. | 1 | |
Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | |
Правописание удвоенных согласных в корне слова. | 1 | |
Правописание слов с мягким знаком. | 1 | |
Повторение. Корень. Однокоренные слова. | 1 | |
Образование слов при помощи приставки и суффикса. | 1 | |
Разбор слов по составу. | 1 | |
Части речи и члены предложения. | 1 | |
Части речи и члены предложения. | 1 | |
Составление рассказа «Как изменилась природа весной» по плану. | 1 | |
Работа с деформированным текстом. | 1 | |
Работа с текстом. Ответы на вопросы. | 1 | |
Обобщающий урок. Занимательная грамматика. | 1 |
Литература.
- Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.
- Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в
5-9 классах вспомогательной школы ». – М., 2008.
- Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». – М., 2005.
- Волина В. «Занимательное азбуковедение». – Москва, «Знание», 2004г.;
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». – М.,2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предметно-практической деятельности 2 класс со сложной структурой дефекта.
Данная программа составленна для обучения детей со сложной структурой дефекта....
Открытый урок по предмету « Письмо» в 10 классе со сложной структурой дефекта
Тема урока: Повторение. Имя прилагательное. Правописание окончаний прилагательных. Тема упражнений: « Одежда и обувь» Тема повторений: правописание окончаний имен прилагате...
Программа обучения детей с ОВЗ по предмету «Письмо» ( адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) 8 класс
Цель программы - общее развитие учащихся и коррекция их познавательных возможностей.Задачи:1.Формирование мотивации к урокам письма, умение слушать учителя и выполнять ег...
Программа обучения детей с ОВЗ по предмету «Письмо» ( 9 - 10 класс со сложной структурой дефекта)
Курс письма построен в тесной связи с тематикой СБО, а содержание упражнений определяется содержанием жизненных ситуаций.На уроках письма в первую очередь отрабатываются те языковые и речевые ум...
Адаптированная рабочая программа по предмету "Письмо", "Чтение" для инди дуального обучения на дому подростка с о сложной структурой дефекта, 9 класс
Двнная рабочая программа разработана для обучающегося на дому со сложной структурой дефекта, 9 класс...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Письмо" для обучающихся 6 класса сложной структуры дефекта.
Особенностью преподавания предмета по письму учащихся со сложной структурой дефекта является практическая направленность, не требующая от них усвоения каких-либо правил. С учетом индивидуальных возмож...
Адаптированна рабочая программа по профессионально-трудовому обучению 9 класс со сложной структурой дефекта
рабочая программа для 9 класса .сложная структура дефекта...